Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древний Ближний Восток — истоки философского мышления

Поиск

Философия древней и средневековой Индии

Начала философского мышления

Учение джайнизма и буддизма

Учение материалистов

Философские системы индуизма

Философия древнего и средневекового Китая

Начала философского мышления

Сто школ — период расцвета китайской философии

Философия в эпоху династии Хань

Философия в III—Х вв.

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие теоретического мышления и становление философии представляют длительный процесс, пред­посылки которого можно найти уже на ранних ступе­нях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о про­исхождении, сути мира и места человека в нем, имели длительную предысторию, появились же они на срав­нительно развитой стадии классовых отношений.

Уже в условиях родовой общины, всецело зави­симой от природы, человек стал воздействовать на природный процесс, приобретая опыт и знание, ока­зывающие влияние на его жизнь. Окружающий мир постепенно становится предметом деятельности чело­века. Свое отношение к миру он не осознавал и, естественно, не мог выразить в теоретических формах. Выделение человека из окружающего мира сопровож­далось различными магическими обрядами, символизи­ровавшими его стремление к соединению с природой. Результаты археологических исследований и сравни­тельной этнографии позволяют хотя бы частично осве­тить этот этап развития человеческого мышления. Кон­кретные формы начальных теоретических построений, которые существовали до создания письменности, оста­ются для нас более или менее гипотетическими.

Развитие практической деятельности человека пред­полагает совершенствование его способности предви­дения, основанную на наблюдении определенной по­следовательности событий и, таким образом, пости­жении некоторых закономерностей природных явлений. Этот процесс зависел от многих внешних обстоя­тельств и внутренних условий, характерных для опре­деленных областей и общностей. К важнейшим момен­там, влияющим на ход этого процесса, относится необходимость объяснять и воспроизводить результаты познания. Развитие языка, и прежде всего появле­ние абстрактных понятий, является важным свидетель­ством формирования теоретического мышления и скла­дывания предпосылок для возникновения общих умо­заключений, а тем самым и для философии.

Погребения умерших, остатки жертвоприношений, различные предметы культового характера свидетель­ствуют о том, что люди с незапамятных времен стре­мились найти ответы на вопросы, что такое жизнь, когда она возникает и почему кончается. Подобные вопросы, даже если ответы на них были самыми фан­тастическими, предполагали существование причинной зависимости и наличие весьма сложных представлений о пространстве и времени. В частности, представление о времени возникало из понимания как конечности че­ловеческого существования, так и постоянства движе­ния небесных тел, время же измерялось длительностью растительного цикла. Такое представление претерпело значительное развитие уже в древнейшие времена. Об этом говорят некоторые мифы, где время выступает как мера ценности. Только то, что вечно, может быть совершенно. Вечность является атрибутом божествен­ного существования и действия. Неосознанным выра­жением этого убеждения и одновременно практическим подтверждением стремления к преодолению временной ограниченности индивидуального человеческого суще­ствования были различные погребальные ритуалы, магические обряды и культ усопших, сохраняемый родом.

Наивно-натуралистическое понимание природных закономерностей, проецируемое на отношения в обще­стве, весьма долго существовало во взглядах на мир, его начало и суть; не избавилась от него и фило­софия.

Все эти обстоятельства воздействовали на пред­ставления людей о природе и постепенно модифициро­вали их. Развитие мысли в области этой проблематики весьма долго протекало в рамках существовавших взглядов и формально не выходило за их пределы. Однако обыденные представления под влиянием рас­ширяющегося опыта получали новое содержание, а углубляющееся познание окружающего мира и челове­ческого общества ускоряло этот процесс. Важнейшей вехой в развитии человеческого мышления было изобретение письменности. Она не только принесла но­вые возможности передачи знания, но и обогатила предпосылки для развития собственно знания.

Условия прогресса теоретического мышления, а в его рамках и первые проявления философского мышле­ния складывались неравномерно. Различались между. собой отдельные регионы с разными социально-экономическими условиями. Был целый ряд специфических, обстоятельств, которые ускоряли или замедляли это развитие и которые сейчас нельзя с точностью опреде­лить. Мы стремились на некоторых примерах, которые, конечно, не исчерпывают всю проблематику, показать, как возникали предпосылки теоретического осмысле­ния мира и какими путями развивалась философия в колыбели цивилизации — на Востоке. Развитие фи­лософского мышления в странах Востока не составля­ло прямой линии. И хотя не исключается на некоторых этапах и в некоторых областях взаимное влияние, все три исследуемых региона — Ближний Восток, Индия и Китай — представляют самостоятельные культурные целостности.

Ближний Восток не создал в древности философ­ской традиции в подлинном смысле слова. Однако он был областью, где в отличие от других регионов мира преобладали оседлые земледельцы и развитие социаль­но-экономических отношений происходило весьма ин­тенсивно. Этому динамичному развитию соответство­вала и накопленная сумма знаний и опыта. Новые практические сведения использовались для развития теоретического мышления. Они воздействовали также на религиозные представления, на идеологию и куль­туру в целом. Все эти различные сферы человеческой мыслительной активности выступали в древних ближ­невосточных цивилизациях как единое целое. Однако в их единстве существовали предпосылки для возник­новения различных научных дисциплин, включая философию. Основу этого богатого наследия восприняли греки прежде всего малоазийского побережья, а через их посредство и весь эллинистический мир. Огромный вклад Греции во все области познания, включая фи­лософское мышление, невозможно представить без этой основы.

Древнейшие культуры Ближнего Востока имели контакты с Индией. Однако здесь развитие мысли с самого начала протекало более или менее самостоя­тельно. Предпосылки и начальные формы философ­ского мышления в Индии постепенно кристаллизова­лись в цельные философские системы, развитие кото­рых можно проследить на длительных временных отрезках. Здесь философская традиция никогда полностью не прерывалась, несмотря на различные поли­тические, социально-экономические и этнические изме­нения. Она существовала в индийском обществе как устойчивый элемент вечно живого культурного насле­дия. Внешние влияния и контакты, о которых упоми­нается в главе, посвященной Индии, обогащали индий­скую философию, но не были определяющими для ее развития.

Древнюю и средневековую китайскую философию также нельзя отделять от развития духовной жизни китайского общества в целом. Она развивалась са­мостоятельно, и только буддизм существенно повлиял на нее, однако в течение нескольких веков он был приспособлен к местной традиции и духовной жизни. Китайскую философию можно характеризовать как единое целое, развитие которого определялось способ­ностью интегрировать в себе различные новые внешние влияния.

Кроме того, в древности и в средние века наравне с крупными государственными образованиями возни­кали и существовали менее значительные государства, где развивались различные направления мысли, кото­рые, к сожалению, в настоящем исследовании невоз­можно оценить и представить в достаточной мере.

ДРЕВНИЙ БЛИЖНИЙ ВОСТОК.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.71.14 (0.007 с.)