Социально-партнерские правоотношения в сфере труда
Похожие статьи вашей тематики
Трудовой кодекс РФ значительно развил законодательство о социальном партнерстве в разделе II «Социальное партнерство в сфере труда» (гл. 3–8), объединившем ст. 23–55.
Социальное партнерство работников и работодателей возникло в России с первым коллективным договором 1904 г., заключенным в ходе стачки нефтяников на Бакинских нефтепромыслах, и особенно стало развиваться в годы перестройки. Статья 23 ТК РФ дает следующее понятие социального партнерства. Социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Следовательно, цель его – согласование интересов работников и работодателей в правовом регулировании труда, поскольку эти интересы в сфере труда ныне обостряются, доходя до антагонистических. И чтобы сохранить социальный мир во всех странах, в международной практике в сфере труда используется социальное партнерство. В нем, кроме уже указанных, возможны три вида правоотношений:
■ по организации и управлению трудом;
■ в организации по заключению и выполнению коллективных договоров;
■ социально-партнерские правоотношения на уровне выше предприятия, учреждения, организации между представителями работников, работодателей и исполнительного органа власти (трипартизм).
Субъектами первого вида этих правоотношений являются работники и их представительные органы, с одной стороны, и работодатель, его администрация – с другой.
Данные правоотношения возникают при реализации предусмотренного в гл. 8 ст. 52 Кодекса права работников на участие в управлении организацией непосредственно или через представительные органы. Это право реализуется в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации и коллективным договором.
Правоотношения по участию работников в управлении организацией и организации труда возникают вместе с созданием трудового коллектива организации независимо от его численности, а прекращаются одновременно с ликвидацией организации. Социально-партнерские правоотношения по своему характеру – организационно-управленческие.
§ 4.7. Правоотношения по профессиональной подготовке кадров на производстве
Данные правоотношения могут быть трех видов:
■ по ученическому договору;
■ по повышению квалификации, в том числе обучению смежным профессиям или переквалификации;
■ по руководству обучением на производстве.
У них разные субъекты, содержание, основания возникновения и прекращения.
Раскроем это различие при помощи таблицы 4.1.
Таблица 4.1
Различия правоотношений по профессиональной подготовке кадров
Вид правоотношения
| Его субъекты
| Содержание
| Основания возникновния и прекращения
|
|
|
|
| Правоотношения ученика на производстве
| Работник-ученик и работодатель
| Права и обязанности субъектов по обучению и освоению специальности на производстве
| Ученический договор, по окончании обучения и сдачи экзамена трансформирующийся в обычный трудовой договор
| Правоотношение по повышению квалификации на производстве (дополнительное к трудовому правоотношению)
| Работники работодатель
| Права и обязанности субъектов по повышению квалификации работника
| Направление работника на обучение, повышение квалификации. Прекращается по его окончании
| Правоотношение по руководству обучением (у квалифицированного работника может быть дополнительным к его трудовому правоотношению)
| Обучающее лицо и работодатель
| Обязанности обучающего по обучению в определенной форме. Обязанности работодателя оплачивать работу по обучению и создавать условия для такого обучающего
| Дополнительное к трудовому договору соглашение или трудовой договор по обучению. Заканчивается по соглашению субъектов
|
|