Вопрос № 2. Теории происхождения государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 2. Теории происхождения государства.



Сторонники этих теорий выделяют какой-либо один конкретный доминирующий фактор, повлиявший на процесс возникновения государства.

1.Теологическая теория - одна из самых древних.

Ее родоначальником является Фома Аквинский. В современных условиях теологическую теорию развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен), представители неотомизма (Ж. Дабен, И. Месснер).

Согласно этой концепции государство - продукт божьей воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Каждый обязан подчиняться государю. Непослушание государственной власти расценивается как непослушание Всевышнему. Естественное право имеет божественное происхождение. Данная доктрина умаляет влияние социальных и экономических факторов на государство и не позволяет определить, как можно совершенствовать форму государства

2. Патриархальная теория - наиболее известные ее представители - древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель Р. Фильмер, русский социолог Н.К. Михайловский. Эти ученые обосновывают тот факт, что люди - существа коллективные, стремящиеся к общению, которое приводит к появлению семьи. Последующее развитие и разрастание семьи, и увеличение количества семей приводит к образованию государства. Государство-продукт разросшейся семьи, своеобразная большая семья. Власть государя есть продолжение власти отца (патриарха), которая является неограниченной. Признается божественное происхождение власти патриарха, подданным положено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление власти недопустимо. Монарх в государстве не выбирается, не назначается подданными, ибо они его дети.

Известная аналогия государства и семьи возможна, т. к. структура государственности развивалась из простейших форм, которые вполне сравнимы с семьей. Однако представители этой теории упрощают процесс возникновения государственности, необоснованно отождествляя понятия «семья» и «государство».

3. Теория общественного договора (естественно-правовая) теория. Ее представители Гуго Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, А.Н. Радищев считали, что государство возникло в результате соглашения, т.е. договора между людьми, которые находились до этого в «естественном», первобытном состоянии. В силу договора люди отдают часть своих прав, своей свободы, своей власти государству в обмен на защиту и покровительство.

Радищев А.Н., оспаривая идею божественного происхождения государства и права, считал, что государство возникает вследствие молчаливого договора членов общества в целях совместной защиты слабых и угнетенных. Государство, по его мнению, «есть великая махина, коея цель есть блаженство граждан». Образование государства он связывал с возникновением частной собственности.

Ж.-Ж. Руссо в своем знаменитом труде «Об общественном договоре, или принципы политического права» обосновывает следующие тезисы. Основная задача общественного договора, состоит в том, чтобы найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силой личность и имущество каждого из членов ассоциации.

Основное условие договора: полное отчуждение прав каждого члена в пользу общины и принятие на себя обязательств выполнять все требования общины. В случае неповиновения член общины будет принужден к повиновению всем политическим организмом. Руссо рассматривал государство как продукт общественного договора, разумной воли народа, как «условную личность». Он выдвигает идею прямого народного правления и критикует идею представительства.

Таким образом, по мнению сторонников данной теории, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников, обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., но имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления власти правителями - расторгнуть договор с ними путем свержения.

Эта теория имеет глубокое демократическое содержание, т.к. обосновывает естественное права народа на свержение негодного правителя вплоть до восстания. Однако имеет место идеализированное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка объективных факторов, влияющих на процесс зарождения государства. Следует также отметить, что данная теория представляет собой не единое органическое целое, а совокупность сходных между собой, но различных по ряду параметров концепций.

4. Классовая теория. Основатели этой теории К. Маркс и Ф. Энгельс причиной возникновения государства считали социально-экономические факторы, а именно раскол общества на классы, который возник на определенном этапе развития общества.

Первоначально, на заре возникновения, социальная организация основывалась на присваивающей экономике (охота, рыболовство и собирательство, т.е. на присвоении готовых продуктов).

Человек удовлетворялся теми продуктами, которые находил у природы. Постепенное развитие человеческого общества привело к тому, что начался процесс перехода общества от присваивающей экономики к производящей. С этого времени охота, рыболовство и собирательство постепенно стали заменяться земледелием и скотоводством, возникли металлургия и металлообработка.

Овладение культурой земледелия, скотоводства и дальнейшему развитию производительных сил, в связи с чем возник избыток продукта (прибавочный продукт), т. е. начался процесс первоначального накопления капитала и появления частной собственности, что создавало возможность привлечения дополнительной рабочей силы для развития своего производства. Постепенно развивались обменные отношения между товаропроизводителями.

Постепенно с развитием имущественных отношений и появлением частной собственности начала усложняться структура общества, произошло деление на классы, что привело к появлению эксплуатации. Государство возникло как инструмент защиты прав и экономических интересов имущих.

Таким образом, государство и право являются инструментами подавления правящим классом эксплуатируемого.

Эта теория долгое время была господствующей в советской теории государства и права и характеризуется тем, что преувеличивает значение классового антагонизма и экономических факторов перед другими.

5. Психологическая теория. Наиболее известные представители данной теории Петражицкий Л.И., Тард Г., 3. Фрейд и его последователи. Они рассматривали государство и право как результат психологических свойств человека, его инстинктов и влечений: потребности во власти одних людей и стремлении других подчиняться. Человеку свойственны агрессивные импульсы, которые возможно подавить только с помощью принуждения; люди испытывают потребность подчиняться силе. Государство продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, обладающими харизмой (греч.- «божественный дар»), т.е. сверхчеловеческими способностями, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.

Имеет место преувеличение роли психологических качеств личности в процессе происхождения государства и преуменьшение роли всех иных факторов.

6. Органическая теория. Получила широкое распространение во второй половине девятнадцатого века в трудах Г. Спенсера, Вормса, Прейса. В этот период гуманитарная наука испытала на себе мощное влияние идей естественного отбора, высказанных Ч. Дарвином.

По мнению представителей данной теории, государство - это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны взаимодействию между органами живого существа. Государство - продукт социальной революции, которая является разновидностью эволюции биологической. Государство как разновидность биологического организма имеет мозг (правителей) и органы для выполнения решений (подданных). Как в процессе естественного отбора в биологии выживает сильнейший, так и в процессе борьбы и войн складываются государства и формируются правительства, одни типы государств сменяются другими.

7. Теория насилия. Основатели ее Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. Они объясняют происхождение государства и права исключительно военно-политическими причинами, завоеванием одних племен другими. Насилие необходимо для удержания в повиновении покоренных народов. Государство - не итог внутреннего развития общества, а специальный аппарат насилия, навязанный извне.

Сторонники данной теории переоценивают значение военно-политических факторов для становления государства. Эти факторы имели место в определенных регионах и в определенные периоды, т.е. данная теория также лишена универсальности.

Все вышеперечисленные теории, хотя и лишены универсальности, внесли свой вклад в познание причин и характера процессов, связанных с происхождением государства. Таким образом, можно сделать вывод, что на процесс возникновения государства оказали влияние и социально-исторические и экономические, а также военно-политические, психологические и иных факторы. Вопрос о происхождении государства остается дискуссионным, однако, по мнению большинства правоведов, причины возникновения государства лежат в природе самого общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.007 с.)