Теория общественного договора и естественного права. Формирование идеологии первых буржуазных революций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория общественного договора и естественного права. Формирование идеологии первых буржуазных революций



 

Английская революция (1642-1660) вызвала всплеск общественной мысли и стала важной вехой в развитии английской печати, которая в короткий срок выросла как количественно, так и качественно. В революционную эпоху спрос на новости резко возрастает, да и важных новостей становиться намного больше. Дополнительным стимулом прогресса английской журналистики стало фактическое уничтожение цензуры. Правда, Долгий парламент попытался вновь ввести ее в 1643 году, но эти постановления было невозможно принять в полном объеме вплоть до установления диктатуры Кромвеля в 1653 году.

Дореволюционные газеты были чисто коммерческими предприятиями, имевшими главную цель – извлечение прибыли. С началом революции печать становиться активной участницей политической борьбы. Коммерция, не утрачивая своего важного значения, отходит, однако, на второй план по сравнению с другой задачей – политической агитацией.

Английская буржуазная революция безусловно ускорила процесс создания периодической печати. Подробно этот период мы рассмотрим несколько позже, а сейчас обратимся к философии. В 17 – 18 столетиях получила широкое распространение теория естественного права и общественного договора. Она стала основой теоретической базы первых буржуазных революций. Английскую и французскую революции разделяет более столетия. За это время теория естественного права и договорного государства претерпела некоторые изменения. В 1642 году она трактовалась несколько иначе, чем в 1789 году, однако основы её остались неизменными. Эта теория была вызвана к жизни конкретной потребностью объяснения социальных отношений, сложившихся в человеческом обществе до описываемого времени и необходимостью их коренной ломки, так как старое государство не устраивало новые классы. Одним их основоположников этой теории считают английского философа Томаса Гоббса. В своем трактате «О гражданине» появившемся в начале 40-х годов 17 века, Гоббс объясняет происхождение государства и власти не как проявление воли бога, неподвластной человеку, а с точки зрения естественных прав человека, наделенного ими от природы. Государство, по Гоббсу, образовалось в результате договора, заключенного людьми между собой, по условиям которого одни получали власть, другие (их большинство) – безопасность и порядок, обеспечиваемые первыми с помощью государственной машины. Т. Гоббс был сторонником сильной государственной власти – монархии. Его трактат «О гражданине» был написан в защиту королевской власти, но вопреки желанию автора послужил развитию демократии. Подвергнув сомнению божественное происхождение монархии, философ дал оружие английским революционерам, сторонникам народовластия.

Несмотря на реставрацию монархии в Англии и то обстоятельство, что вплоть до последнего десятилетия 18 века все европейские страны управлялись обладающими неограниченной властью королевскими династиями, теория договорного государства получила очень широкое распространение. Огромный вклад в развитие этой теории внес известный французский философ и писатель Жан-Жак Руссо, автор всемирно известного труда «Об общественном договоре, или принципы Политического права». Вариант теории общественного договора Руссо был более широк и демократичен, он был создан не только как философское умозрительное произведение, но прежде всего как итог анализа конкретной жизни народных масс, из которых вышел Руссо, и как попытка обосновать право народа на борьбу с деспотией и на уничтожение монархии. Руссо – провозвестник Великой французской революции, учитель и духовный вождь её самых яростных, самых последовательных борцов: Сен-Жюста, Марата, Робеспьера.

Руссо, как и Гоббс, исходит из посылки, что государство возникло в результате общественного договора. На начальном, «естественном», по определению Руссо, этапе развития общества не было ни социальных различий, ни антагонизмов. Все были равны.
Развитие этой стадии привело к её отрицанию (Руссо диалектически рассматривает историю) и созданию гражданского общества или договорного государства. Руссо научно не мог обосновать этот переход, но он изобразил его весьма образно, используя аллегорию. «Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить: «Это моё!» - и нашел людей достаточно простодушных, чтобы тому поверить, был подлинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн, убийств, несчастий и ужасов уберег бы род человеческий тот, кто, выдернув бы колья и засыпав ров, крикнул бы себе подобным: «Остерегитесь слушать этого обманщика; вы погибли, если забудете, что плоды земли – для всех, а сама она ничья!».

Разумеется, Руссо представлял себе этот период не так примитивно. Это всего лишь образ. Он был близок к пониманию истинных причин возникновения классового общества и указывал на значение таких понятий, как собственность, развитие орудий труда и ремёсел. Но главная заслуга Руссо состоит в том, что в своей теории общественного договора он сделал шаг вперед от Гоббса и предсказал неизбежность разрушения феодального государства, то есть доказал право народа на уничтожение тирании. Обращаясь к истории феодализма, он заявил: «Вы полагаетесь на существующий строй общества, не помышляя о том, что этот строй подвержен неизбежным переворотам и что вам невозможно ни предвидеть, ни предупредить того строя, который могут увидеть ваши дети… Мы приближаемся к эпохе кризиса, к веку революций».

Анализируя договорное государство, Руссо более всего обращает внимание на неравенство между людьми в гражданском обществе. Именно неравенство обличает этот философ, сторонник эгалитаризма. Это коренным образом отличает его от идеологов английской революции, отстаивавших прежде всего сословные интересы буржуазии и ставивших себя высоко над «чернью». Он показывает, что эволюция общества, основанного на неравенстве, приводит к крайним формам его проявления, к деспотии. «Это, - пишет Руссо, - последний предел неравенства и крайняя точка, которая замыкает круг и смыкается с нашею отправной точкой. Здесь отдельные лица вновь становятся равными, ибо они суть ничто: а так как у подданных нет другого правила, кроме воли их господина, кроме его страстей, то понятие о добре и принципы справедливости вновь исчезают; здесь сводится все к одному только закону более сильного и, следовательно, к новому естественному состоянию, отличающемуся от состояния, с которого мы начали, тем, что первое было естественным состоянием в его чистом виде, а это последнее – плод крайнего разложения». Руссо доказывает, что власть монарха-деспота основана на насилии, а не дана от бога, а насилие может быть и должно быть уничтожено силой. Следовательно, угнетенные монархом имеют естественное право на насилие по отношению к нему. И это неизбежно. Провозвестник Великой французской революции приходит к выводу: «Восстание, которое приводит к убийству или свержению с престола какого-нибудь султана, - это акт столь же закономерный, как и те акты, посредством которых он только что распоряжался жизнью и имуществом своих подданных. Одной только силой он держался, одна только сила его и низвергает».

Т.Гоббс и Ж.-Ж.Руссо оказали огромное влияние на формирование мировоззрения активных участников первых буржуазных революций, а теория естественного права и договорного государства стала для них руководством к действию. Все эти революции были направлены на уничтожения феодально- монархических государственных аппаратов и создание буржуазных республик, но отличаются друг от друга, как отличается и уровень развития, и характер журналистики во времена этих революций в Англии, Франции и США.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.106.241 (0.006 с.)