Социально-политическая теория Иммануила Канта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-политическая теория Иммануила Канта



Иммануил Кант (1724-1804).

Работа: «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» - его фундаментальные принципы. В более поздних работах, таких как «Ответ на вопрос: что такое просвещение» (1784), «Предполагаемое начало человеческой истории» (1786), «О поговорке "Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики"» (1793) и др. он конкретизировал основные положения исследования.

Вопрос: почему стремление к политическому благу чаще приводит к противоположному результату, к деспотии и террору над людьми (французская революция 1789 г.)

Существуют противоположные взгляды на политику. Если есть свобода и основанные на ней моральные и правовые законы, то политика – это их реализация. Если общественная жизнь рассматривается как «механизм природы, то политика – это искусство использования этого механизма для управления людьми».

Различные трактовки политики порождают два типа политиков:

1 – моральные политики: совмещают принципы политики с моралью

2 – политические моралисты: трактуют мораль исходя из государственной выгоды. Такая политика является пагубной и оказывается антиполитикой.

Когда человек осознает себя свободным и свобода становится общественной проблемой, возникают институты власти. Политическая жизнь становится борьбой людей за их свободу.

 

- Кант считал, что ограничить произвол людей друг к другу может только право. Всеобщая обязательность права достигается с помощью принудительной силы гос-ва. Поэтому идеал гос.устройства – правовое гос-во, в котором реализуются верховенство власти народа, свобода, равенство и независимость всех граждан гос-ва.

 

- Политика должна соответствовать праву и морали. Следовательно, идея свободы должна быть конкретизирована в праве.

- Гражданское общество – это отношение людей друг к другу в такой общности, в которой они подчинены принудительным законам согласно требованию чистого разума.

- Государство — это объединение множества людей, подчиненных правовым законам.

- гос-ву нужно отказаться от стремления к общему благу как достижению счастья для всех членов общества. «Суверен хочет по своим понятиям сделать народ счастливым и становится деспотом».

- Общественный договор конституирует правовое состояние гражданского общества, основываясь на следующих принципах: «1) свобода каждого члена общества как человека; 2) равенство его с каждым другим; 3) самостоятельность каждого как гражданина».

- Кант различает в гос-ве три власти: законодательную, исполнительную и судебную.

 

Различные формы отношения власти и народа:

1 – по количеству правящих. Гос-ва бывают: автократические, аристократические и демократические.

2 – по способу управления. Это форма правления: республиканская и деспотическая.

 

 

- Идея федеративного устройства союза государств является необходимым развитием идеи свободы в обществе. Целью такого объединения: присоединение всех государств, в результате чего идея вечного мира может быть приближена к осуществлению.

Идеи государства и гражданского общества в работах Георга Гегеля.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Работа: «Философия права»:

- обосновывает основные положения концепций гражданского общества и правового государства.

- Гражданское общество: обеспечивает через негосударственные социальные институты соблюдение частных интересов и личных устремлений.

- Правовое гос-во: выступает как действительность общей воли и нравственной идеи. Гос-во как основание гражданского общества выступает в трех ипостасях: как действительность конкретной свободы (индивидуальное гос-во), как внешнее государственное право и как субъект всемирной истории.

Правовое гос-во – это политический институт, попадающий под власть права и правового законно.

- Конституционная монархия хороша тем, что она преодолевает односторонности абсолютной монархии, аристократии и демократии.

- Законы принимаются законодательным органом и утверждаются монархом, однако правительство должно принимать участие в их создании. Этим достигается единство государства.

Власть политическая подразделяется:

• на власть определять и устанавливать всеобщее — законодательную власть;

• на власть подводить особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее —

правительственную власть;

• на власть субъективности как последнего волевого решения, власть государя, в которой различенные власти объединены в индивидуальное единство и которая, следовательно, есть вершина и начало целого — конституционной монархии.

Органическое единство, неделимость государственной власти определяет суверенитет государства.

 

- Гегель говорит о Диалектическом процессе: развитие от абстрактного к конкретному, каждая последующая стадия включает в себе «истину» предыдущих. Диалектический процесс самопознания происходит как на уровне индивидуального сознания, так и на уровне сознания общественного.

Диалектическая триада: развитие субъективного духа (антропология, феноменология, пси-

Хология); объективного духа (право, мораль, нравственность); абсолютного духа (искусство, религия, философия). Сфера политического – это ступень объективного духа.

Гражданское общество состоит из множества семей и отдельных лиц, которые являются своего рода социальными атомами, это прежде всего общество частных собственников. Частная собственность является его основой, и при её отсутствии говорить о существовании гражданского общества не приходится. Это общество сформировалось в «современную эпоху» и характеризует достаточно высокий уровень свободы человека и общества.

Трудясь для удовлетворения своих потребностей, человек производит средства для удовлетворения потребностей других людей. Общество оказывается определенным образом структурировано. В нем формируются сословия в зависимости от типа собственности, вида деятельности, степени выражения всеобщего интереса.

Отношения внутри гражданского общества регулируются правом. Право — это более бедная, абстрактная форма свободы. Закон (или позитивное право) является формой выражения и реализации права.

Семья – это 1ый этап диалектического процесса развития нравственности.

Гос-во, по Гегелю, не может быть продуктом общественного договора и функциональным придатком гражданского общества, как утверждают либеральные доктрины.

Человек свободен благодаря государству, эта свобода одновременно есть и высшая ступень нравственности, на которой особенные, частные интересы находятся в осознанном гармоническом единстве с всеобщим интересом.

 

Политическое в марксизме

Марксизм возник в 40-х гг. XIX в Германии, где тогда назревала буржуазно-демократическая революция. Особенностью революционной ситуации в Германии в сравнении с ранними буржуазными революциями в странах Западной Европы (Голландия, Англия, Франция) был выход на арену политической борьбы нового класса — пролетариата. Но пролетариату недоставало политической программы, стратегии и тактики революционной борьбы, обоснования перспектив создания нового общественного строя. Выполнение этой задачи взяли на себя молодые немецкие мыслители Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

В 1844 г. Маркс и Энгельс знакомятся и начинается их совместная научная и революционная деятельность.

Маркс «Капитал». Энгельс «Положение рабочего класса в Англии» - серьезное социологическое исследование. Содержит анализ экономического положения английского рабочего класса, борьбы классов и партий, вывод о неизбежности социальной революции, главной силой которой будет английский пролетариат.

Весной 1847 г. Маркс и Энгельс примкнули к тайному обществу «Союз коммунистов». По поручению II съезда они составили «Манифест коммунистической партии» (1848) — документ, в котором изложены основные позиции нового миросозерцания: материализм, охватывающий и область социальной жизни; диалектика как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии; теория классовой борьбы и всемирно-исторической роли пролетариата, творца нового коммунистического общества.

На создание марксизма оказали влияние: Л. Фейербах, Г. Гегель, А. Смит, Д. Рикардо, Р. Оуэн, А. Сен-Симон, Ш. Фурье.

Марксизм вскрыл основное противоречие капитализма – между производительными силами и производственными отношениями, между общественным характером производства и частным способом присвоения. Это противоречие находит разрешение в пролетарской революции. Взяв власть в свои руки, пролетариат превращает средства производства в общественную собственность.

Нередко марксизм называют политическим учением, т.к. задача марсистов заключалась в выработке научной теории, способной вооружить пролетариат для ниспровержения экономического и политического господства буржуазии, завоевания политической власти.

Политическая власть, по Марксу, — это организованное насилие одного класса для подавления другого.

 

Часть марксистского учения – теория научного коммунизма, в которой политическая концепция занимает основное место, существо последней можно отразить в след. положениях:

1 – Власть, гос-во, политическая система – одни из основных институтов общества и не могут не иметь классовую природу, т.к. они возникают с расколом человеческого общества на антагонистические (враждебные, противоположные) классы.

2 – Гос-во и политическая надстройка оказывают активное обратное воздействие на материальный базис, замедляя либо ускоряя его развитие, т.к. гос-во обусловлено характером господствующего способа производства.

3 – Гос-во и политическая надстройка, возникая в дифференцированном обществе как инструмент подавления господствующим классом угнетенных и эксплуатируемых классов, не будут существовать вечно. Они отмирают по мере продвижения к бесклассовому обществу, возникающему вследствие победоносной революции рабочего класса и диктатуры пролетариата.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ В МАРКСИЗМЕ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.009 с.)