Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-политическая теория Иммануила Канта
Иммануил Кант (1724-1804). Работа: «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» - его фундаментальные принципы. В более поздних работах, таких как «Ответ на вопрос: что такое просвещение» (1784), «Предполагаемое начало человеческой истории» (1786), «О поговорке "Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики"» (1793) и др. он конкретизировал основные положения исследования. Вопрос: почему стремление к политическому благу чаще приводит к противоположному результату, к деспотии и террору над людьми (французская революция 1789 г.) Существуют противоположные взгляды на политику. Если есть свобода и основанные на ней моральные и правовые законы, то политика – это их реализация. Если общественная жизнь рассматривается как «механизм природы, то политика – это искусство использования этого механизма для управления людьми». Различные трактовки политики порождают два типа политиков: 1 – моральные политики: совмещают принципы политики с моралью 2 – политические моралисты: трактуют мораль исходя из государственной выгоды. Такая политика является пагубной и оказывается антиполитикой. Когда человек осознает себя свободным и свобода становится общественной проблемой, возникают институты власти. Политическая жизнь становится борьбой людей за их свободу.
- Кант считал, что ограничить произвол людей друг к другу может только право. Всеобщая обязательность права достигается с помощью принудительной силы гос-ва. Поэтому идеал гос.устройства – правовое гос-во, в котором реализуются верховенство власти народа, свобода, равенство и независимость всех граждан гос-ва.
- Политика должна соответствовать праву и морали. Следовательно, идея свободы должна быть конкретизирована в праве. - Гражданское общество – это отношение людей друг к другу в такой общности, в которой они подчинены принудительным законам согласно требованию чистого разума. - Государство — это объединение множества людей, подчиненных правовым законам. - гос-ву нужно отказаться от стремления к общему благу как достижению счастья для всех членов общества. «Суверен хочет по своим понятиям сделать народ счастливым и становится деспотом». - Общественный договор конституирует правовое состояние гражданского общества, основываясь на следующих принципах: «1) свобода каждого члена общества как человека; 2) равенство его с каждым другим; 3) самостоятельность каждого как гражданина».
- Кант различает в гос-ве три власти: законодательную, исполнительную и судебную.
Различные формы отношения власти и народа: 1 – по количеству правящих. Гос-ва бывают: автократические, аристократические и демократические. 2 – по способу управления. Это форма правления: республиканская и деспотическая.
- Идея федеративного устройства союза государств является необходимым развитием идеи свободы в обществе. Целью такого объединения: присоединение всех государств, в результате чего идея вечного мира может быть приближена к осуществлению. Идеи государства и гражданского общества в работах Георга Гегеля. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Работа: «Философия права»: - обосновывает основные положения концепций гражданского общества и правового государства. - Гражданское общество: обеспечивает через негосударственные социальные институты соблюдение частных интересов и личных устремлений. - Правовое гос-во: выступает как действительность общей воли и нравственной идеи. Гос-во как основание гражданского общества выступает в трех ипостасях: как действительность конкретной свободы (индивидуальное гос-во), как внешнее государственное право и как субъект всемирной истории. Правовое гос-во – это политический институт, попадающий под власть права и правового законно. - Конституционная монархия хороша тем, что она преодолевает односторонности абсолютной монархии, аристократии и демократии. - Законы принимаются законодательным органом и утверждаются монархом, однако правительство должно принимать участие в их создании. Этим достигается единство государства. Власть политическая подразделяется: • на власть определять и устанавливать всеобщее — законодательную власть; • на власть подводить особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее — правительственную власть; • на власть субъективности как последнего волевого решения, власть государя, в которой различенные власти объединены в индивидуальное единство и которая, следовательно, есть вершина и начало целого — конституционной монархии.
Органическое единство, неделимость государственной власти определяет суверенитет государства.
- Гегель говорит о Диалектическом процессе: развитие от абстрактного к конкретному, каждая последующая стадия включает в себе «истину» предыдущих. Диалектический процесс самопознания происходит как на уровне индивидуального сознания, так и на уровне сознания общественного. Диалектическая триада: развитие субъективного духа (антропология, феноменология, пси- Хология); объективного духа (право, мораль, нравственность); абсолютного духа (искусство, религия, философия). Сфера политического – это ступень объективного духа. Гражданское общество состоит из множества семей и отдельных лиц, которые являются своего рода социальными атомами, это прежде всего общество частных собственников. Частная собственность является его основой, и при её отсутствии говорить о существовании гражданского общества не приходится. Это общество сформировалось в «современную эпоху» и характеризует достаточно высокий уровень свободы человека и общества. Трудясь для удовлетворения своих потребностей, человек производит средства для удовлетворения потребностей других людей. Общество оказывается определенным образом структурировано. В нем формируются сословия в зависимости от типа собственности, вида деятельности, степени выражения всеобщего интереса. Отношения внутри гражданского общества регулируются правом. Право — это более бедная, абстрактная форма свободы. Закон (или позитивное право) является формой выражения и реализации права. Семья – это 1ый этап диалектического процесса развития нравственности. Гос-во, по Гегелю, не может быть продуктом общественного договора и функциональным придатком гражданского общества, как утверждают либеральные доктрины. Человек свободен благодаря государству, эта свобода одновременно есть и высшая ступень нравственности, на которой особенные, частные интересы находятся в осознанном гармоническом единстве с всеобщим интересом.
Политическое в марксизме Марксизм возник в 40-х гг. XIX в Германии, где тогда назревала буржуазно-демократическая революция. Особенностью революционной ситуации в Германии в сравнении с ранними буржуазными революциями в странах Западной Европы (Голландия, Англия, Франция) был выход на арену политической борьбы нового класса — пролетариата. Но пролетариату недоставало политической программы, стратегии и тактики революционной борьбы, обоснования перспектив создания нового общественного строя. Выполнение этой задачи взяли на себя молодые немецкие мыслители Карл Маркс и Фридрих Энгельс. В 1844 г. Маркс и Энгельс знакомятся и начинается их совместная научная и революционная деятельность. Маркс «Капитал». Энгельс «Положение рабочего класса в Англии» - серьезное социологическое исследование. Содержит анализ экономического положения английского рабочего класса, борьбы классов и партий, вывод о неизбежности социальной революции, главной силой которой будет английский пролетариат.
Весной 1847 г. Маркс и Энгельс примкнули к тайному обществу «Союз коммунистов». По поручению II съезда они составили «Манифест коммунистической партии» (1848) — документ, в котором изложены основные позиции нового миросозерцания: материализм, охватывающий и область социальной жизни; диалектика как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии; теория классовой борьбы и всемирно-исторической роли пролетариата, творца нового коммунистического общества. На создание марксизма оказали влияние: Л. Фейербах, Г. Гегель, А. Смит, Д. Рикардо, Р. Оуэн, А. Сен-Симон, Ш. Фурье. Марксизм вскрыл основное противоречие капитализма – между производительными силами и производственными отношениями, между общественным характером производства и частным способом присвоения. Это противоречие находит разрешение в пролетарской революции. Взяв власть в свои руки, пролетариат превращает средства производства в общественную собственность. Нередко марксизм называют политическим учением, т.к. задача марсистов заключалась в выработке научной теории, способной вооружить пролетариат для ниспровержения экономического и политического господства буржуазии, завоевания политической власти. Политическая власть, по Марксу, — это организованное насилие одного класса для подавления другого.
Часть марксистского учения – теория научного коммунизма, в которой политическая концепция занимает основное место, существо последней можно отразить в след. положениях: 1 – Власть, гос-во, политическая система – одни из основных институтов общества и не могут не иметь классовую природу, т.к. они возникают с расколом человеческого общества на антагонистические (враждебные, противоположные) классы. 2 – Гос-во и политическая надстройка оказывают активное обратное воздействие на материальный базис, замедляя либо ускоряя его развитие, т.к. гос-во обусловлено характером господствующего способа производства. 3 – Гос-во и политическая надстройка, возникая в дифференцированном обществе как инструмент подавления господствующим классом угнетенных и эксплуатируемых классов, не будут существовать вечно. Они отмирают по мере продвижения к бесклассовому обществу, возникающему вследствие победоносной революции рабочего класса и диктатуры пролетариата. ПОЛИТИЧЕСКОЕ В МАРКСИЗМЕ.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.009 с.) |