Основные современные политологические концепции.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные современные политологические концепции.



Первая часть:

- Концепция устойчивого развития (КУР) – политическая парадигма мирового развития в условиях обострения глобальных проблем. Была сформулирована в докладе «Наше будущее» (1987), подготовленном Международной комиссией по окружающей среде. Говорится: устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

- Концепция ограниченного роста (КОР). Основная характеристика состояния современного человеческого сообщества – «кризисный синдром». Этот синдром должен послужить решающим стимулом для перехода к мировой политической системе, которая будет находиться в стадии органического роста. В этом состоянии система будет развиваться как единый организм, где каждая часть играет свою исключительную роль и пользуется той долей общих благ, которая соответствует данной роли и обеспечивает дальнейшее развитие этой части в интересах целого.

 

 

Вторая часть:

Политология активно развивается и окончательно формируется как наука во II половине XIX - начале XX веков.

Начало этого периода характеризуется появлением целого ряда идей, теорий, концепций.

Среди них необходимо отметить теорию насилия Людвига Гумпловича (1838-1909 гг.): между социальными группами идёт постоянная борьба, определяющая социальную жизнь в целом. Основа социальных процессов в целом в стремлении человека к удовлетворению материальных потребностей.

Фридрих Ницше (1844-1900 гг.). Разработал учение о воле к власти как присущей всему живому тяге к самоутверждению. Жизнь, воля к власти есть и само бытие в его динамичности, и страсть, и инстинкт самосохранения, и движущая обществом энергия.

 

Конец XIX - конец 40-х гг. ХХ века

В это время внимание уделяется исследованию проблемы политической власти и её социальных основ. Созданы следующие теории, на которые следует обратить особое внимание:

- теория заинтересованных групп (А. Бентли);

- теория элиты (правящего класса) (Г. Моска, В. Парето);

- социологическая теория государства (М. Вебер);

- теория олигархизации (Р. Михельс);

- психологическая теория власти ( Г. Лассуэлл).

 

Макс Вебер (1864-1920 гг.). Разрабатывал концепцию идеальных типов господства, выделяя 3 типа: рациональный, традиционный, харизматический.

Проявлением рациональности в политике является утверждение институтов формального права, парламентаризма и современной администрации.

Традиционный тип господства характеризуется повышением бюрократизации управления, формализацией отношений между людьми, свёртыванием демократических механизмов принятия управленческих решений.

Особенность харизматического типа господства в том, что народ сам выбирает и поддерживает лидера, который должен стоять над бюрократической администрацией и осуществлять контроль сверху за её деятельностью, не допускать бюрократизации управленческого процесса. Такое общество М. Вебер назвал ”плебисцитарной демократией“.

М. Вебер уделял значительное место проблемам социальной структуры и классового конфликта. Главный конфликт: в борьбе между политическими партиями и бюрократическим аппаратом, чиновничеством.

Идеи М. Вебера получили дальнейшее развитие в начале ХХ века в теории элит, авторами которой считаются Гаэтано Моска (1858-1941 гг.) и Вильфредо Парето (1848-1923 гг.).

Суть концепции: необходимой составной частью любой социальной структуры является высший, привилегированный слой (или слои), осуществляющий функции управления обществом. Неравенство - основа социальной жизни. В недрах общества всегда есть социальные группы, стремящиеся занять место господствующих элит, и в зависимости от соотношения сил определяется результат борьбы: или побеждает господствующая элита, тем самым сохраняя своё положение, или возникает новая элита.

Господствующий класс берёт на себя все гос. функции и пользуется связанными с этим привилегиями. Другая часть общества - управляемый класс, неорганизованное большинство. Народовластие, реальная демократия - утопии, не совместимые с законами общества и с человеческой природой.

Парето согласен с Моска + Согласно Парето, в обществе есть индивиды, наделённые от рождения предрасположенностью к манипулированию массами при помощи хитрости и обмана (”лисы“) или способностью применения насилия (”львы“), которые создают два различных типа правления.

 

Роберт Михельс (1876-1936 гг.). теория олигархизации. Выдвинул идею неизбежности олигархического перерождения всех демократических партий и систем. Он считал, что демократия не может существовать без организации, т.е. без управленческого аппарата и профессионального лидерства. Это, в свою очередь, неизбежно ведёт к закреплению постов и привилегий, несменяемости руководства, стремлению увековечения своего положения.

Харизматических лидеров сменяют бюрократы, революционеров и энтузиастов - консерваторы, приспособленцы, демагоги, заботящиеся о своих интересах, а не о массах.

Новая элита с подозрением смотрит на людей, преданных исходным идеям, стремится избавиться от них. Со временем верхушка, чувствуя потенциальную угрозу со стороны рядовых членов организации, отбрасывает внутрипартийную демократию, маскируя свои действия необходимостью преодоления трудностей, борьбы с врагами и т.п. Эта концепция получила в политологической науке распространение как ”железный закон олигархизации Р. Михельса“.

 

Сеймур Мартин Липсет. Его исследования: демократия в современном мире. Он утверждал, что стабильность любого гос. строя полностью зависит от его законности и эффективности.

 

 

конец 40-х гг. - вторая половина 70-х гг. ХХ века)

В этот период происходит поворот к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства. Теории:

- новая теория демократии (Й. Шумпетер, К. Маннгейм);

- плюралистическая теория демократии (Р. Даль);

- теория партисипаторной демократии (К. Макферсон, Дж. Вольф, Б. Барбер);

- концепция государства благосостояния, общества потребления.

 

Отечественная политическая мысль от основания Руси до петровским реформ


Политическая мысль в России.

Этапы развития политической мысли в России:

1) ПМ Древней Руси

2) ПМ периода Московского государства

3)ПМ периода империи

 

ПМ Древней Руси

В силу ряда причин (исторических и геополитических) Киевское государство (9-12 вв) отставала в своем развитии от стран Западной Европы. Из этого следовало отставание русской политической мысли от западноевропейской как в древний период русской истории, так и на протяжении всех последующих этапов.

В древнерусских летописных трактатах и литературных произведениях нашли свое отражение важнейшие политические проблемы, волновавшие современников:

- происхождение государства и великокняжеской династии (обосновывалась законность варяжской династии Рюриковичей),

- укрепление единства всех восточнославянских земель (княжеские междоусобицы наносили государству значительный урон),

- суть великокняжеской власти (она должна быть сильной, но доброжелательной),

- взаимоотношения церкви и государства.

- Последний вопрос, столь актуальный для политической мысли христианской Европы в Средние века, на Руси решался по образцу византийскому, в духе так называемой цезарепапистской идеологии: светские государи главенствуют над церковью. Дело в том, что огромное влияние на Древнюю Русь уже с IX в. оказала византийская цивилизация, откуда были заимствованы восточное христианство и авторитарные принципы организации политической власти.

Древнерусские летописи и жития древнерусских святых, где политическая мысль своего времени нашла наиболее яркое отражение, — (среди них особо следует выделить Бориса и Глеба, а также Сергия Радонежского) «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Русская Правда» Ярослава Мудрого, «Поучение» Владимира Мономаха, а также «Моление» Даниила Заточника, «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (ок. 1050). «Повесть временныхлет» (начало XII в.), в котором обсуждаются вопросы о началах историческогобытия русского народа и государства, о природе добра и зла в истории.

Киевский период русской истории не знал абсолютной власти князя. Власть его была единодержавной, т. е. монархической, но еще не самодержавной в смысле абсолютной, будучи ограничена сильными вечевыми институтами и традицией совета с дружинниками-боярами.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.216 (0.01 с.)