Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пропорциональная избирательная система и ее особенности.

Поиск

Применяется при выборах по большим многомандатным избирательным округам, по партийным спискам.

Возможно два вида больших избирательных округов – общефедеральный – например, при выборах в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации, и общеобластной – например, при выборах в Областную думу Законодательного собрания области.

Что касается подсчета голосов, то делается следующее: Во-первых, определяется избирательный метр (или избирательная квота). Для этого число проголосовавших избирателей делится на число депутатских мандатов. Тем самым определяется «стоимость» одного депутатского мандата в голосах избирателей. Во-вторых, смотрят, сколько раз избирательный метр укладывается в количестве поданных за партию голосов. Такое количество депутатских мандатов и получает партия.

Например, в трехмандатном избирательном округе, в котором свои списки выставили три партии – А, В и С, участие в выборах приняли 180 тыс. избирателей. Из них за партию А проголосовало 90 тыс. избирателей, за партию В – 70 тыс. и за партию С – 20 тыс. Как распределятся депутатские мандаты? Избирательный метр равен 60 тыс. голосов избирателей (180 тыс.: 3 депутатских мандата). Партия А получает 1 депутатский мандат и 30 тыс. голосов в остатке, партия В – 1 депутатский мандат и 10 тыс. голосов в остатке, партия С – ни одного депутатского мандата. Третий депутатский мандат отдается партии, у которой большее число голосов в остатке. В итоге партия А при 90 тыс. проголосовавших за нее избирателей получает 2 депутатских мандата, партия В при 70 тыс. отданных за нее голосов – 1 депутатский мандат, и партия С с 20 тыс. голосов избирателей не получает ни одного депутатского мандата. При использовании пропорциональной избирательной системы в органах власти бывает представлена более реальная картина политической жизни общества и расстановки политических сил. Этому способствует то, что мандаты в избирательных округах распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой из них. Каждая партия, участвующая в выборах, получает количество депутатских мест, пропорциональное числу полученных голосов избирателей. Пропорциональная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий и в максимальной степени учитывает голоса избирателей. Именно в этом состоит преимущество пропорциональной избирательной системы по сравнению с мажоритарной. Сегодня ее придерживаются значительное число стран, такие как Бельгия, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Австрия, Израиль, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, Швейцария и др.

 

Однако у пропорциональной системы также имеются свои недостатки.

Во-первых, возникают сложности в формировании правительства, так как многопартийные коалиции включают в себя партии с разными целями и задачами. Им достаточно трудно выработать единую, четкую и твердую программу Во-вторых, пропорциональная система приводит к тому, что представительство в органах государственной власти получают политические силы, пользующиеся поддержкой далеко не во всей стране. В-третьих, при пропорциональной системе, вследствие того, что голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии, непосредственная связь между депутатами и избирателями слабая. В-четвертых, поскольку при данной системе голосование идет за политические партии, депутаты зависимы от своего партийного руководства, что может отрицательно сказаться на обсуждении и принятии важных документов.

Партия как политический институт.

Политическая партия — это институт, который выражает интересы определенной социальной группы (или групп) и/или идеологию и стремится к государственной власти для их реализации.

 

Специфика партии как политического института заключается в том, что она не только формулирует специфические социальные интересы, но и стремится к их реализации через государственные орга-

ны власти. Именно поэтому партии и их кандидаты становятся основными участниками политической борьбы и политической конкуренции в демократической политической системе.

 

Выделяют четыре конституирующих партию элемента.

1. Идеологию — определенную политическую ориентацию, специфическое видение социального мира и расположение в нем человека и социальных групп.

2. Организацию — продолжительное по времени объединение людей, осуществляющее политическое взаимодействие на основе определенных норм и позволяющее партии осуществлять деятельность, направленную на достижение определенных целей

3. Цель — завоевание власти.

4. Мобилизацию — обеспечение поддержки со стороны общества.

 

В организационной структуре партии выделяются три уровня.

1. Низший уровень составляют избиратели, голосующие за данную партию и ее представителей на выборах, но официально не являющиеся ее членами. Это, так сказать, социальная база партии.

2. Основой среднего уровня являются первичные ячейки партии, формирующиеся, как правило, на основе избирательных округов. Эти ячейки состоят из партийных активистов. Их основной целью является мобилизация рядовых избирателей на выборах. Общее руководство осуществляет партийный аппарат, работающий на профессиональной основе. Именно он является организатором проведения избирательных кампаний. В аппарат обычно включаются аналитическое и финансовое подразделения.

3. Высший уровень включает в себя партийных представителей, находящихся вструктурах государственной власти. Это своего рода партийная элита, которая одновременно может являться частью административной и политической элиты.

 

Признаки, отличающие партию от других политических сил:

 

- партия представляет собой организацию, т.е. достаточно длительно по времени действующее объединение людей. Это позволяет отличать партию от фракций, клик и т.п., которые возникают и исчезают вместе со своими вдохновителями и организаторами;

 

- существуют устойчивые местные организации партии, поддерживающие регулярные связи с национальным руководством;

 

- Цель партии – завоевание и осуществление власти. Стремление к осуществлению власти позволяет отличить партии от групп давления. Если партии ставят целью завоевание власти на выборах, осуществление ее посредством работы депутатов от партии в парламенте и правительстве, то группы давления не стремятся к захвату власти, а пытаются воздействовать, влиять на власть, оставаясь вне ее сферы;

 

- обеспечивается народная поддержка, начиная от голосования и заканчивая активным членством в партии. По этому признаку партии отличаются от политических клубов, которые не участвуют в выборах и парламентской деятельности.

 

Набор конституирующих признаков партии можно дополнить, например, идеологическим критерием: партия является носителем определенной идеологии, мировосприятия. Именно притязание на политическую власть, участие в механизме власти – основной отличительный признак политической партии от других организаций, движений, клубов.

 

Партийные системы.

Под партийной системой понимается механизм конкуренции и взаимодействия партий в борьбе за власть и в процессе ее осуществления. Выделяются однопартийные, двухпартийные, «двух с половиной партий» и многопартийные системы.

Основополагающим признаком однопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются на «реально» однопартийные, т. е. те, в которых существует и правит одна-единственная партия, и искусственно или формально многопартийные, где, несмотря на сущест-

вование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. в настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь. Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Именно эти партии оказывают решающее влияние на избирателей. Остальные партии не имеют сколь-нибудь значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании.

Многопартийная система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от 3 до 5) и крайнего (от 6 и более) плюрализма и ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость формирования коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской деятельности.

 

Также выделяют поляризованные и неполяризованные партийные системы. Поляризованные партийные системы характеризуются существованием влиятельных партии внесистемной оппозиции, а неполяризованные, наоборот, — консенсусом между наиболее влиятельными партиями относительно основных политических норм и «правил игры».

 

В парламентских республиках партии, победившие на выборах в парламент, формируют правительство. В том случае, когда не существует преобладающей партии, остальные вынуждены создавать коалиции для совместного формирования правительства.

Политическая идеология.

Политическая идеология, будучи выражением национальных, классовых, партийных, религиозных интересов, определяет направленность политических взглядов,предлагает набор определенных целостных ориентиров. Термин «идеология» был введен французским философом и экономистом Антуаном Дестют де Траси для обозначения учения об идеях. Со времени появления термина в науке сложилось множество взглядов на явление идеологии.

Рассматривая идеологию как одно из средств борьбы с политическими оппонентами, К. Маннгейм выделяет частичную и тотальную идеологии. Частичная идеология ставит под сомнение некоторые высказывания политического противника, подчеркивая, что противник как представитель определенной социальной группы в ряде случаев сознательно или бессознательно искажает истину. Тотальная идеология, критикуя мировоззрение противника, дискредитирует всю структуру его сознания, ставит под сомнение его способность правильно мыслить. Впервые такой способ борьбы с идейными политическими противниками применил К. Маркс, декларируя научную обоснованность только своей теории.

Идеология является своеобразным духовным основанием политики. Своевременно сформулированные идеи, идеологические доктрины позволяют разрабатывать адекватные подходы к оценке социальных процессов, к определению текущих и перспективных целей политики.

 

Политика и идеология тесно связаны: политика привлекает на свою сторону людей, основываясь на интересах, идеология привлекает, используя идеи и общественные идеалы. В совокупности они выступают как созидательная сила, мобилизующая людей на реализацию поставленных целей.

С помощью идеологии отдельно взятая территориально-культурная и политическая общность возвышается до осознания себя как народа, до уяснения своего места и своей роли в истории данного региона и человечества в целом. Идеология способствует рационализации мира и жизни, позволяет человеку найти устойчивые ориентиры для своей деятельности. Политика и идеология не могут существовать друг без друга. В процессе их взаимосвязи и взаимодействия теоретические концепции воздействуют на политические решения, а практические оценки событий и явлений влияют на содержание идеологии. Любая политическая цель формулируется с учетом определенных ценностей

 

Американский политолог Ф. Гросс характеризует политическую идеологию

как самостоятельный вид идеологии, имеющий свою структуру, цели и специфическую направленность. Он выделяет в политической идеологии:

• основные ценности («Всеобщая декларация прав человека», 10 христианских заповедей);

• вспомогательные или инструментальные ценности, полезные при определенных обстоятельствах, но не обязательные для всех (надежность, корректность, честная игра, пунктуальность и т. п.);

• абсолютные ценности (свобода, равенство, справедливость, толерантность и др.).

 

Обобщая сказанное, политическую идеологию можно определить как совокупность по преимуществу систематизированных идей, взглядов, представлений той или иной социальной группы (общности), содержащую теоретическое (концептуальное) осмысление политической жизни и защищающую ее интересы и цели с помощью политической власти или воздействия на нее. Политическая идеология является по преимуществу духовным орудием элиты. Однако ее реальная роль в обществе зависит от того, какое воздействие она оказывает на состояние общественного сознания.

Основными функциями политической идеологии являются:

• гносеологическая — создание модели мира и определение места человека в нем;

• аксиологическая — оценка прошлого и настоящего на основе различных норм

и ценностей;

• программно-целевая — формулирование цели деятельности группы, разработ-

ка программы ее достижения;

• футурологическая — моделирование развития своей группы и общества в целом;

• интегрирующая — формирование определенного подхода к тем или иным явлениям социокультурной практики общества;

• защитная — конкурентное взаимодействие с другими идеологиями;

• социально-организационная — определение принципов организации и управления жизнью общности.

Внедрение идеологии в массовое политическое сознание и переход в убеждение — процесс индивидуальный, основанный на политической и социальной практике субъекта. В связи с этим выделяются следующие уровни функционирования политической идеологии:

• теоретико-концептуальный, в основе которого лежит формулировка основных положений, раскрывающих ценности, идеалы, видение мира определенного этноса, класса, группы, государства;

• программно-политический, на котором социальные принципы и идеалы переводятся в лозунги, программы и требования политических элит, направленных на принятие управленческих решений и ориентирование политического поведения граждан;

• актуализированный, характеризующий степень освоения гражданами принципов и целей идеологии, которая выражается в их политическом участии. К основным типам политических идеологий, которые определяются наукой как классические, относятся: либерализм, консерватизм и социализм.

 

Либерализм.

Как самостоятельное идеологическое течение либерализм сформировался на базе политической философии видных представителей западноевропейской мысли XVII-XVIII вв. (Д. Локк, Ш. Монтескье, А. Смит, Б. Констан, А. де Токвиль). На протяжении XIX в. эти идеи были развиты И. Бентамом, Дж. Миллем, И. Кантом и другими представителями западной общественно-политической мысли. Термин «либерализм» происходит от латинского liber — свободный, имеющий отношение к свободе. Именно поэтому либеральное мировоззрение с самого начала тяготело к признанию идеала индивидуальной свободы в качестве универсальной цели.

Предпосылкой либерального мировоззрения является философия индивидуализма, основанная на вычленении человеческой индивидуальности, утверждение представления о равенстве всех людей в своем врожденном, естественном праве на самореализацию. Философия индивидуализма образует фундамент неотъемлемых прав человека: на жизнь, свободу вероисповедания, частную собственность. Принципы индивидуализма определили неуклонный рост производства, становление гражданского общества

Были сформулированы принципы экономической,правовой и государственно-политической системы. Эти идеи воплотились:

• в экономике: в идее свободного рынка, свободной, ничем не ограниченной конкуренции;

• в социальной сфере: в утверждении абсолютной ценности человеческой личности и равенстве всех людей, признании неотчуждаемых человеческих прав на жизнь;

• в политической сфере: в признании прав человека, в разделении законодательной, исполнительной и судебной властей, в идее государства — «ночного сторожа», правового государства, демократии и парламентаризма.

 

Основатели либерализма прямо предписывали государству ответственность за материальное обеспечение неимущих слоев населения. Задача государства состоит в том, чтобы регулировать отношения между свободными гражданами на основе строгого соблюдения законов, которые призваны гарантировать свободу личности, неприкосновенность собственности и другие права человека и гражданина. Разумеется, комплекс рассмотренных здесь принципов и идей, составляющих в совокупности классический либерализм, следует рассматривать как некий идеальный тип. В реальной жизни дело обстоит значительно сложнее. По-разному складывалась ситуация в различных странах. Наиболее последовательно либеральный идеал был реализован в англосаксонских странах, особенно в США.

в XX в. наряду с традиционным либерализмом сформировались направления, пытавшиеся соединить

основные ценности с тотальной опорой на государство или с социально ориентированными идеями, утверждавшими большую ответственность общества за благосостояние людей, нежели отдельного индивида, и т. д. Свой потенциал классический либерализм исчерпал в 1930-х гг. Разразившейся великий кризис стимулировал утверждение принципа государственного вмешательства в экономику. В целом усиление элементов государственной идеологии и социальных целей, адаптировавших традиционные ценности либерализма к реалиям второй половины XX в., заставило говорить о его исторически обновленной форме — «неолиберализме», или социальном либерализме. Важнейшим достоинством политической системы здесь провозглашается справедливость, а достоинством правительства -ориентация на моральные принципы и ценности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 777; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.82.128 (0.01 с.)