История экономики как наука. Периодизация истории экономики



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История экономики как наука. Периодизация истории экономики



История экономики как наука. Периодизация истории экономики

История экономики изучает процесс экономического развития общества в исторической перспективе. Экономическая история состоит из истории хозяйства различных народов.

Задачей истории экономики является определение особенностей экономического развития отдельных стран, а также, общих черт и закономерностей развития хозяйства.

История экономики как наука находится на границе двух дисциплин – истории и экономики. Как самостоятельная наука она выделилась в конце XIX в. Социально-экономические процессы, изучались и ранее, однако с этого времени произошел качественный рывок в исследованиях, посвященных экономической истории. Тогда же в России появились работыВ.Ульянова, М. Туган-Барановского, П.Милюкова, посвященные истории развития хозяйства в России. На западе появились работы по экономической истории М.Вебера, В.Зомбарта, А.Тойнби.

Выделяют несколько подходов к периодизации истории экономики:

1) периодизация по Гильденбранту-Бюхеру- в основу разделения исторических эпох была положена длина пути, которую преодолевает товар-продукт, направляясь из производящего хозяйства в потребляющее:

а) натуральное хозяйство (с древнейших времен до середины XII в.). Длина пути, не более мили, с поля земледельца через мельницу в его и господский дом;
б) денежное хозяйство (до конца XVIII в). Длина пути достигает несколько десятков миль с поля крестьянина или из мастерской ремесленника, через рынок при помощи купца в дома потребителей;
в) кредитное хозяйство (с начала XIX в). Длина пути достигает нескольких тысяч миль с полей, шахт, рудников со всего мира при помощи купцов и банкиров, на европейские рынки и фабрики, а оттуда в дома потребителей, а в обратном направлении другой товар, а также сырье, машины и оборудование;

2) периодизация по К. Марксу, в основу деления положен вид собственности на средства производства, который и определяет характер способа производства и всего общественного строя:

а) первобытно-общинный строй (с X тысячелетия по VI в. до н.э.) Основным средством производства является земля. Частной собственности на землю не существует, следовательно, нет эксплуатации и классового расслоения;
б) рабовладельческий строй (с V века до н.э. по V век н.э.). Появляется частная собственность, в том числе на рабов. Эксплуатация рабов приносит рабовладельцам прибавочный продукт. Формируется разделение на классы – рабы и рабовладельцы – и между ними зарождаются противоречия;
в) феодальный строй (c VI в. по XVIII в.). Земля является основным объектом частной собственности, источником прибавочного продукта и эксплуатации. Основным общественным отношением становится рента, основные классы – крестьяне и феодалы;
г) капиталистический строй (XIX в). Средства производства в промышленности становятся основным объектом частной собственности. Основное общественное отношение – прибавочная стоимость (капитал), основные классы – рабочие и капиталисты;
д) коммунистический строй наступает с победой рабочих над буржуазией. Средства производства переходят в общественную собственность. Эксплуатации и расслоения на классы не существует;

3) историко-хронологическая периодизация:

а) древний (XXXIII-VIII вв. до н.э.);
б) античный (с VIII в. до н.э. по V век н. э);
в) средневековый (с VI в. по середину XV в.);
г) возрождения (с середины XV в. по середину XVII в.);
д) просвещения (с середины XV в. по последнюю четверть XVIII в.);
е) свободной конкуренции (с последней четверти XVIII в. по последнюю четверть XIX в.);
ж) монополистической конкуренции (с последней четверти XIX в. по середину XX в.);
з) рыночного хозяйства.

Экономическое развитие Древнего мира (государства Месопотамии: Шумер, Аккад,

Ассирия).

В связи с освоением техники ирригации в Двуречье в течение IV тысячелетия до н.э. происходило быстрое развитие производительных сил и подъем культуры. Когда на юге уже складывалось классовое общество, возникали первые государства, создавалась письменность и закладывались основы позднейшей шумеро-аккадской культуры, на севере развитие общества подвинулось вперёд лишь незначительно. В дальнейшем, с появлением бронзовых орудий, с использованием достижений культуры юга Двуречья, значительный прогресс в общественном развитии стал заметен и на севере.

Для понимания истории рабовладельческого общества Ассирии необходимо учитывать экономическое значение занимаемого ею района для снабжения ведущей сельскохозяйственной области Передней Азии — Вавилонии —металлом, которого она совершенно не имела, и лесом, которым она была очень бедна.

С юго-востока к Ассирии примыкали долины рек Адема и Диялы — место скрещения путей, ведших с Иранского нагорья в Аккад — северную часть Двуречья. Важнейший путь для Двуречья, связывающий Элам и Аккад с Сирией и далее с Палестиной и Египтом, проходил через самую Ассирию. Он шёл вверх по Тигру, а затем через культурные и населённые части Северной Месопотамии к переправам в районе большой дуги Евфрата, отделяющей Месопотамию от Сирии. Другой путь шел из Вавилонии в Сирию по Евфрату, проходя не далее чем в 200 км от пределов Ассирии. Путь, пролегавший прямо через Сирийскую степь, был непригоден для регулярных сношений, так как существовала опасность нападения степняков и было трудно снабжать медленно двигавшиеся караваны водой, в особенности, когда верблюд ещё не применялся как транспортное средство, т. е. до второй половины II тысячелетия до н.э. Наконец, ещё один важный торговый путь, а именно — идущий по Тигру из Малой Азии и Армении — также проходил через Ассирию, и в её пределах соединялся с восточным путём из Вавилонии в Сирию. Таким образом, по путям, либо прямо проходившим через Ассирию, либо лежавшим с нею в непосредственном соседстве, перевозились: медь, серебро, свинец, лес, — шедшие из Северной Сирии, Малой Азии и Армении в Вавилонию, а также золото, ввозимое из Египта (а может быть, и из Закавказья и Индии), целый ряд продуктов из Ирана, а через него — и из Средней Азии и Индии. С другой стороны, по этим же путям направлялись продукты сельского хозяйства и ремесла Вавилонии и Элама, шедшие в обмен на сирийские, малоазийские и другие товары.

Это обстоятельство наложило свой отпечаток на развитие древней ассирийской экономики. Ассирия играла роль передаточного пункта, промежуточной инстанции в обмене между отдельными обществами и государствами с самого начала возникновения сколько-нибудь широкого обмена между различными районами Передней Азии. То значение, которое Ассирия приобрела в истории древнего мира, было в значительной мере обусловлено её благоприятным положением на караванных путях и тем особым местом, которое Ассирия занимала вследствие этого в экономике Передней Азии.

Приблизительно с середины III тысячелетия до н.э. (время, к которому восходят древнейшие слои городища на место поселения Ашшур — ядра будущего Ассирийского государства) в областях Месопотамии к северу от Двуречья появляются выходцы из Шумера и Аккада, что, несомненно, связано с той нуждой в сырье, которую испытывало Двуречье. По документам из Двуречья мы знаем, что для приобретения камня, леса, металла общины Шумера и Аккада посылали в длительные путешествия своих торговых агентов — тамкаров. На основных торговых путях была организована целая сеть постоянных факторий и колоний.

Опорным пунктом — притом важнейшим из них — на Тигре был Ашшур. Последний (ныне Кала'ат-Шеркат) стоял на правом берегу реки, несколько выше впадения Малого Заба. По его имени за всей страной позже утвердилось название Ашшур, или, в греческой форме, Ассирия.

Израиль).

Древний Восток не случайно явился той частью земного шара, где впервые был осуществлен переход к классовому обществу, появилась государственность. В древневосточном регионе раньше других областей северного полушария возникли условия для развития человеческой цивилизации. В то время как почти весь европейский континент еще покрывали густые лиса и лишь кое-где, отдельными островками, были разбросаны стоянки первобытных охотников, на Древнем Востоке уже начинала расцветать довольно высокая по тому времени материальная культура. Земледелие — одна из самых важных отраслей хозяйственной деятельности — стало развиваться в древневосточных странах раньше и быстрее, чем в других районах земного шара. Этому способствовал теплый климат, наличие плодородных речных долин, легко обрабатываемой почвы. Быстрое же развитие земледелия позволило поднять другие отрасли хозяйства и производительные силы в целом на такой уровень, которые и обусловил деление общества на классы и возникновение первых государств.

Особенности экономической структуры древневосточного общества, свидетельствующие о его тесной связи с первобытнообщинным строем, не могли не обусловить медленного застойного характера развития производительных сил. В течение столетий на Древнем Востоке доминировали одни и те же постоянные методы и формы ведения хозяйства. И все же за свою длительную историю древневосточное общество сделало значительный шаг вперед в развитии материальной культуры по сравнению с первобытнообщинным строем. Более развитым стало земледелие — основная отрасль хозяйства древневосточных стран. Крупнейшим достижением явилось создание сложной ирригационной системы с разветвленной сетью каналов и искусственных водоемов. В Древнем Египте была создана так называемая бассейновая система орошения. Поля были ограждены земляными дамбами; когда на них из оросительных каналов пускали воду, они превращались в небольшие бассейны. В системе ирригации Древнего Египта большую роль играли водоподъемные сооружения — шадуфы («журавли»), при помощи которых вода подавалась уступами на более высокие поля, а также искусственные водохранилища. Наиболее крупным из них было Миридово озеро, сооруженное в нижней части Нильской долины (в Фюамской впадине). Ирригация в древневосточных государствах дала возможность развиваться здесь полеводству. Огородничеству, садоводству (виноградарство и разведение оливкового дерева). В храмовых хозяйствах расширялось применение рабочего скота, началось разведение племенного скота. Наряду с мотыгой и плугом стали использоваться новые земледельческие орудия — металлический серп, грабли.

 

Все более важное место в хозяйстве народов Древнего Востока занимает ремесло. Древневосточные ремесленники добились успехов в текстильном, гончарном и кузнечном производствах, в обработке дерева, камня, кожи, слоновой кости, драгоценных металлов — золота и серебра. В Египте было освоено производство папируса, использовавшегося для письма. Получило развитие кораблестроение, особенно в Египте и Финикии. Стала развиваться военная техника — появились осадные орудия и боевые колесницы. Весомую лепту Древний Восток внес в строительное дело. Рациональная организация массового применения труда и жестокая эксплуатация строителей — свободных общинников и рабов — позволили соорудить огромные дворцы и храмы, грандиозные пирамиды.

 

Более заметно стала развиваться торговля, главным образом внешняя (со странами Средиземноморья). Возникли первые металлические деньги в форме медных, серебряных и золотых слитков и монет

Развитие промышленности

Новым стимулом и толчком в подъеме промышленности США стало строительство железных дорог, судоходных каналов, развитие затем водного и железнодорожного транспорта.

В стране, где осваивались новые территории, существовала большая потребность в транспортных средствах – паровозах, вагонах, пароходах, а затем и в автомобилях. В 1825 г. был открыт канал Эри, соединивший озеро Эри с рекой Гудзон, при этом он связал систему Великих озер с побережьем Атлантического океана, и тысячи переселенцев использовали его для переезда на новые земли. К 1840 г. протяженность каналов в США составляла 5 тыс. км. Система каналов открыла дешевый путь для перевозки фермерской продукции в восточные районы страны. На речном транспорте стали применять паровую машину талантливого изобретателя Оливера Эван—са. В1838 г. американские пароходы «Сириус» и «Грей Уэс—терн» пересекли Атлантический океан, открыв эру пароходных сообщений между США и Европой. В это же время активно строятся железные дороги в западном направлении, к новым районам освоения. К 1830 г. на востоке США уже имелись железные дороги протяженностью 6,5 тыс. км. Железные дороги играли огромную роль в развитии американской промышленности. Одновременно со строительством железных дорог шло усовершенствование локомотивов с увеличением мощности, силы тяги.

Все успехи в развитии транспорта США были вызваны необходимостью создания быстрых путей сообщения между возрастающим числом фабрик, металлургических и машиностроительных заводов, которые были авангардом американской промышленности. Наибольшая концентрация промышленности США была на севере и северо—востоке, вблизи от морских портов и месторождений полезных ископаемых.

История экономики как наука. Периодизация истории экономики

История экономики изучает процесс экономического развития общества в исторической перспективе. Экономическая история состоит из истории хозяйства различных народов.

Задачей истории экономики является определение особенностей экономического развития отдельных стран, а также, общих черт и закономерностей развития хозяйства.

История экономики как наука находится на границе двух дисциплин – истории и экономики. Как самостоятельная наука она выделилась в конце XIX в. Социально-экономические процессы, изучались и ранее, однако с этого времени произошел качественный рывок в исследованиях, посвященных экономической истории. Тогда же в России появились работыВ.Ульянова, М. Туган-Барановского, П.Милюкова, посвященные истории развития хозяйства в России. На западе появились работы по экономической истории М.Вебера, В.Зомбарта, А.Тойнби.

Выделяют несколько подходов к периодизации истории экономики:

1) периодизация по Гильденбранту-Бюхеру- в основу разделения исторических эпох была положена длина пути, которую преодолевает товар-продукт, направляясь из производящего хозяйства в потребляющее:

а) натуральное хозяйство (с древнейших времен до середины XII в.). Длина пути, не более мили, с поля земледельца через мельницу в его и господский дом;
б) денежное хозяйство (до конца XVIII в). Длина пути достигает несколько десятков миль с поля крестьянина или из мастерской ремесленника, через рынок при помощи купца в дома потребителей;
в) кредитное хозяйство (с начала XIX в). Длина пути достигает нескольких тысяч миль с полей, шахт, рудников со всего мира при помощи купцов и банкиров, на европейские рынки и фабрики, а оттуда в дома потребителей, а в обратном направлении другой товар, а также сырье, машины и оборудование;

2) периодизация по К. Марксу, в основу деления положен вид собственности на средства производства, который и определяет характер способа производства и всего общественного строя:

а) первобытно-общинный строй (с X тысячелетия по VI в. до н.э.) Основным средством производства является земля. Частной собственности на землю не существует, следовательно, нет эксплуатации и классового расслоения;
б) рабовладельческий строй (с V века до н.э. по V век н.э.). Появляется частная собственность, в том числе на рабов. Эксплуатация рабов приносит рабовладельцам прибавочный продукт. Формируется разделение на классы – рабы и рабовладельцы – и между ними зарождаются противоречия;
в) феодальный строй (c VI в. по XVIII в.). Земля является основным объектом частной собственности, источником прибавочного продукта и эксплуатации. Основным общественным отношением становится рента, основные классы – крестьяне и феодалы;
г) капиталистический строй (XIX в). Средства производства в промышленности становятся основным объектом частной собственности. Основное общественное отношение – прибавочная стоимость (капитал), основные классы – рабочие и капиталисты;
д) коммунистический строй наступает с победой рабочих над буржуазией. Средства производства переходят в общественную собственность. Эксплуатации и расслоения на классы не существует;

3) историко-хронологическая периодизация:

а) древний (XXXIII-VIII вв. до н.э.);
б) античный (с VIII в. до н.э. по V век н. э);
в) средневековый (с VI в. по середину XV в.);
г) возрождения (с середины XV в. по середину XVII в.);
д) просвещения (с середины XV в. по последнюю четверть XVIII в.);
е) свободной конкуренции (с последней четверти XVIII в. по последнюю четверть XIX в.);
ж) монополистической конкуренции (с последней четверти XIX в. по середину XX в.);
з) рыночного хозяйства.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.249.17 (0.01 с.)