Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические причины начала первой мировой войны. Экономические последствия для стран участниц проигравших/выигравших в первой мировой войне.

Поиск
7.2. Экономические причины и последствия первой мировой войны
Первая мировая война разразилась между двумя военными блоками: Антантой (Англия, Франция, Россия и др.) и Тройственным союзом (Германия, Турция, Австро-Венгрия, Болгария и др.). В целом в ней приняло участие 34 из 56 существо­вавших тогда суверенных государств. Основной причиной войны стала борьба за передел уже поде­ленного мира, обусловленная поиском рынков сбыта и источников сырья для молодых капиталистиче­ских стран, прежде всего Германии и США, не имевших колоний. Мировая война предъявила небывалые требо­вания экономике. Она поглотила 1/3 материальных ценностей человечества. Военные расходы воюю­щих держав увеличились более чем в 20 раз, пре­высив в 12 раз наличные запасы золота. Однако из стран – участниц военных действий только США и Япония смогли увеличить свое национальное бо­гатство – соответственно на 40 и 25 %. При этом США за счет продажи вооружения сосредото­чили у себя около половины мировых запасов зо­лота. Не оправдав надежд зачинщиков и не разре­шив острейших противоречий, первая мировая война принесла колоссальные людские потери, со­ставившие в общей сложности около 36 миллионов человек. Структура экономики стран оказалась деформированной в результате непомерно раздутого военного сектора, прекраще­ние же военных действий потребовало новых затрат на решение проблем разоружения. Система золотого стандарта в результате девальвации национальных валют потерпела крушение. Не менее значимыми были и экологические последствия, связанные с ис­пользованием химического оружия. К тому же во многих странах, участвовавших в войне, произошла перестройка социально-экономического и политиче­ского строя. Турецкая и Австро-Венгерская империи распались, в России и Германии в ходе революций были свергнуты монархии. Режим отношений в западном мире после пер­вой мировой войны определила серия международ­ных договоров, составившая Версальско-Вашинг­тонскую систему. Центральное место в ней занял Версальский мирный договор, подписанный 28 июня 1919 г. Версальский мирный договор
Основные вопросы Содержание
   
1. Территориальные Сокращение территории Германии на 1/8.Возвращение Франции Эльзаса и Лотарингии, округов Мальмеди и Эйпен – Бельгии, Познани, части Поморья и Пруссии – Польше. Гданьск – вольный город, Клайпеда пере­давалась в ведение держав-по­бедительниц. Шлезвиг – пле­бисцит. Передача Франции Саарского угольного бассейна на 15 лет. Демилитаризация левобережья Рейна и полосы правого берега. Утрата коло­ний площадью около 3 млн. кв. км
2. Военные Ликвидация военно-мор­ского флота Германии и огра­ничение сухопутной армии. Сокращение производства оружия и военных материалов. Запрещение производства бро­невиков, танков, военных су­дов, химического оружия

 

Окончание табл.

   
3. Репарационные Возмещение убытков, на­несенных странам-победитель­ницам, в виде репараций, включавших платежи в золоте и товарах, поставки различного рода оборудования, угля, скота, строительных материалов, со­держание оккупационных войск, а также установление наиболее благоприятного ре­жима для судоходства и тор­говли со странами союзных и объединившихся держав

 

Позже сумма репараций была определена в размере 132 млрд. марок. Первые 20 млрд. необхо­димо было внести в качестве аванса в течение двух лет.

Репарации – вид материально-правовой от­ветственности, состоящей в возмещении государ­ством, начавшем войну, причиненного ущерба странам-победительницам по договору.

Репарации следует отличать от контрибуции, запрещенной современным международным правом.

Контрибуция – 1) платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу победителя; 2) принудительный денежный сбор, взимаемый не­приятелем с оккупированной местности.

Необходимость выполнения условий Версаль­ского договора потребовала серьезного реформиро­вания экономики Германии. Важнейшей мерой стабилизации внутриэкономического положения в этой стране стало проведение денежной реформы 1923 г., направленной на прекращение инфляции. Ее результатом стал выпуск новых банкнот, обеспеченных золотом и золотыми девизами на 40 % и подлежащих обмену на золото, правда, временно отсроченному. Кроме этого была осуществлена модернизация оборудования, усиле­ние экономических позиций немецких монополий, заменивших ранее господствовавшие картели и син­дикаты на тресты и концерны; повышалась интен­сификация труда. Однако экономическое положе­ние страны оставалось крайне тяжелым, что вызвало обострение социальных противоречий. Отказ Гер­мании от выплаты репараций в 1922 г. иницииро­вал ввод в Рурскую область франко-бельгийских войск. Угроза возникновения новой войны и рост революционных выступлений немецких рабочих заставил страны-победительницы пойти на некото­рые уступки Германии. Летом 1924 г. на Лондон­ской конференции был принят план Дауэса, преду­сматривающий резкое уменьшение ежегодных репа­рационных платежей: 1 млрд. марок в 1924-1925 гг.; 1,2 – в 1925-1926 гг.; с последующим увеличением вплоть до 2,5 млрд. марок с 1928-1929 гг. При этом Германии гарантировалась устойчивость валюты вплоть до приостановки перевода репарационных платежей за границу в случае колебания валютного курса. План Дауэса выделял следующие источники обеспечения репараций:

· специальные облигации;

· доходы железных дорог;

· налоги с промышленности.

Кроме того, для стимулирования роста немец­кой промышленности США предоставили заем 800 млн. марок, что составило около 70 % внешних ин­вестиций.

Последовавшие за этим Локарнские договоры (1925 г.) также смягчали положения Версальского договора, т.к. обеспечивали отмену военного кон­троля над немецкой военной индустрией, эвакуацию французских войск из Саара, снятие ограничений для гражданской авиации и т.д. К концу 20-х гг. Германия смогла достичь довоенного уровня про­мышленного развития.

В 1929 г. в условиях надвигавшегося мирового экономического кризиса план Дауэса был заменен планом Юнга, по которому ежегодные репараци­онные платежи снижались на 20%, Германия полу­чила возможность отсрочки выплат. Кроме того, было рассчитано, что страна будет делать взносы до 1988 г. при уменьшении общей суммы до 113,9 млрд. марок. Источниками репараций остались только госбюджет и прибыль от железных дорог. Для получения и распределения репараций, осуществления расчетов по экономическим долгам был создан Банк международных расчетов, во многом обеспечивший финансиро-вание тяжелой промышленности и укрепивший позиции аме-риканского капитала в немецкой экономике.

Ухудшение положения в кризисной ситуации привело к сворачиванию выполнения плана Юнга. В начале 30-х годов последовала серия ре­шений, связанных с регламентаций репарационных платежей. Так, в 1931 г. прези­дент США Гувер выступил с предложением отсрочки платежей на год, получившей название "Моратория Гувера". В 1932 г. Лозанская конфе­ренция предоставила Германии право выкупа за 3 млрд. марок своих репарационных облигаций на условиях погашения выкупных облигаций в течение 15 лет.

Особую роль в послевоенном развитии мировой экономики сыграло изменение мировой валютной системы. На смену золотому стандарту прихо­дит золотовалютный стандарт – система, при которой страна хранит для внешних расчетов определенное количество иностранной валюты, рассматриваемой в качестве эквивалента золота и конвертируемой по твердому курсу в национальную валюту. Она получила распространение по рекомендации Женевской конференции 1922 г. и характеризова-лась попытками восстановления валютной стабильности в период с 1924 по 1928 г. При этом золото не использовалось для чеканки монет, не находилось в свободном обращении, а фигурировало в золотых слитках в кассовой наличности эмиссии банка. Международные расчеты требовали проведения согласованной политики, т.к. валютные центры должны были поддерживать высокий уровень экономической активности и высокий спрос на импорт, чтобы позволить странам-участницам свободно приобретать необходимые им резервные средства.

Золотовалютная система состояла из нескольких зон, привязанных к определенной валюте. Так, стерлинговая зона возникла в 1931 г. по решению стран Британского содружества (за исключением Канады), Португалии, Ирана, Скандинавских стран и Латвии стабилизировать свои денежные системы по отношению к фунту стерлингов, а не золоту. Это объяснялось особым положением Великобритании, т.к. ее национальный доход претерпел наименьшие сокращения в годы великой депрессии, кроме того, она являлась основным торговым партнером всех перечисленных стран. Практически одновременно возникли зона доллара и зона франка. Их развитие способствовало расширению функций центральных банков, т. к. в рамках существующих валютных зон они должны были поддерживать твердые курсы продажи и покупки основной валюты. Главной проблемой стало обеспечение ликвидности центра в отношениях со странами, не входящими в валютную зону, поэтому основным инструментом финансовой политики служили фонды валютной стабилизации, действующие в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. В октябре 1936 г. между ними было подписано трехстороннее соглашение о регулировании курса золота для снижения убытков при конвертируемости валют.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.18 (0.007 с.)