Экономика древней Греции. Экономическое хозяйство греческого полиса. Причины экономического и политического упадка древней Греции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика древней Греции. Экономическое хозяйство греческого полиса. Причины экономического и политического упадка древней Греции.



Наибольшую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Ксенофонд (430г. до н.э-355 до н.э) один из известнейших учеников Сократа. Изложил свои труды «Домострой». Описывает в ней, как можно обогатить своё хозяйство. Ксенофонд относился отрицательно к ремеслам. Он считал, что это занятие только для рабов. Торговля так же относилась к уделу рабов. Признавал, что деньги могут служить мерилом какой – либо цены, к примеру мешок зерна может стоить несколько серебряных монет, т.е товароденежные отношения он не отрицал.

Платон (427-348 до н.э) знаменитый труд «Политика». В этом труде рассматривает идеальное государство, показывает людей как сообщество, которое сплочено самой природой при сплочении людей в одном городе идет разделение на богатых и бедных(по природе). Рабов рассматривает в качестве производственной силы. Главной деятельностью считает земледелие и в отличии от Ксенофонда признает ремесла. А натуральное хозяйство считает основой государства. Натуральное хозяйство должно базироваться на деятельности рабов. Признает мелкую торговлю, а крупную считает неприемлемой. Он считает, что торговлей могут заниматься только рабы, грекам было чуждо и унизительно заниматься торговлей.

Платон делит свободных людей на 3 класса:

1) Философы (только они достойны управлять государством)

2) Войны (доставляют рабов, охраняют границы, открывают новые торговые пути)

3) Землевладельцы (1-ремесленники; 2- торговцы)

Главный греческий деятель это Аристотель (384-322г. до н.э) Родился в семье врачей. Был учеником Платона. Был учителем Александра Македонского. Сторонник рабовладельческой демократии. Считал, что демократия это идеал государства, который должен существовать. Оправдывает деление людей на рабов и свободных и воспринимает это деление как естественное. Свободными могут быть греки. Все остальные (варвары) они по природе являются рабами. Рабы, которые были заняты на тяжелых производствах Аристотель вносил их в отдельный класс. Он считал, что они способны только к физическому труду. Рабы были сопоставлены с имуществом.

Аристотель пытается развить экономическую мысль в отдельное направление отделив её от философии. Ставит новый экономический анализ. Пытается создать труды оптимальные для определенных территорий.

Кризис греческого полиса в IVв, до н. э. не был связан с экономическим упадком. Кризисные явления тесно связаны с развитием товарно-денежных отношений, стремлением к обогащению, развитием межполисных экономических связей. Именно эти процессы способствовали ослаблению тесной связи между гражданином и его полисом, создавали предпосылки для развития противоречий между частными и государственными интересами, для столкновения различных социальных групп внутри гражданского коллектива.

В 431 г. до н.э. в результате обострения противоречий вспыхнула война между Афинами и Спартой — сильным аристократическим рабовладельческим государством на юге Греции. В этой войне победа оказалась на стороне Спарты. Политической и экономической гегемонии Афин пришел конец. Но и сама Спарта серьезно ослабла в результате войны. Взаимное ослабление Афин и Спарты привело к тому, что в IV в. до н.э. Греция оказалась под властью нового рабовладельческого государства — Македонии, расположенной на севере страны. Один из царей Македонии — полководец Александр Македонский — предпринял ряд победоносных походов на Восток. Возникла громадная империя Александра Македонского (IV в. до н.э.). Но она была непрочной и вскоре распалась. После этого центры политической и экономической жизни античного мира стали перемещаться на запад, на Апеннинский полуостров, где образовалось еще более могущественное рабовладельческое государство древности-Древнего рима

Утрата тесного полисного единства стала одной из важных причин потери Грецией независимости и подчинения ее в 338 г. до н. э. Филиппу Македонскому, сын и наследник которого, Александр, создал в 30-20-е годы IVв. до н. э. крупнейшую мировую державу древности. С этого времени полисы перестали быть ведущей силой в греческом мире, на смену им пришли эллинистические монархии.

6. Причинывозникновения рабства и его эволюция.Видырабства и их основные отличая.

Рабовладельческий строй сложился на рубеже IV и III тыс. до н.э. и просуществовал до III- IV веков н.э. Наибольшего развития этот способ производства достиг в Древней Греции, а затем в Риме.

Процесс возникновения рабовладения в разных странах шел по-разному. Однако для всех стран и народов характерны общие экономические условия, подготовившие переход к рабовладельческому способу производства: развитие производительных сил общества до такого уровня, когда стало возможным создание не только необходимого, но и прибавочного продукта, появление индивидуального хозяйства и частной собственности на средства производства, развитие имущественного неравенства, выделение богатых семей, которые владели крупными хозяйствами и нуждались в дополнительной рабочей силе.

Рабовладельческое производство имело натуральный характер. Ему было присуще простое воспроизводство. Главными отраслями экономики были сельское хозяйство и ремесло. Вместе с тем, в условиях рабовладения появились товарное производство и товарный обмен, постепенно преобразовавшийся в систему регулярной торговли. Появились специальные места – рынки, где совершались операции по купле-продаже товаров. Постепенно торговые операции стали выходить за рамки одной страны, возникла международная торговля. Рабство в своей первоначальной форме появилось на Древнем Востоке — это так называемое «патриархальное рабство». Видимо, средиземноморская Палестина была одним из первых государств, где оно существовало. В книгах Ветхого Завета отражены социальные отношения рабовладельческого общества древних евреев.

Как и в других странах, где существовал институт патриархального рабства, рабы Древней Палестины использовались, в основном, для ведения домашнего хозяйства. Поэтому основную их массу составляли женщины и дети. Положение изменилось, когда рабов начали использовать вместо наемных работников на сельскохозяйственных работах.

Набольшего развития рабство достигло в Древней Греции и Древнем Риме. В IV - III вв. до н.э. переход от патриархального к классическому рабству, т.е. когда рабовладельческий способ производства достиг наибольшей зрелости, а общество в целом приобрело рабовладельческий характер, произошел в греческих городах-колониях Южной Италии и Сицилии. Господствующим развитое рабство стало в большинстве областей Аппенинского полуострова только во II в. до н.э. отличие от патриархальной системы при классическом рабстве производство направлено на создание прибавочной стоимости. В рабовладельческом хозяйстве (поместье или ремесленной мастерской) организуется товарное производство, которое колеблет устои натурально-хозяйственных отношений. Ранее изолированные хозяйства устанавливают более или менее тесные связи с рынком. Во II-I вв. до н.э. владельцы вил и мастерских стремятся не только к получению большего прибавочного продукта, но и к денежной его реализации. Стремление к получению большего прибавочного продукта приводило к усилению эксплуатации рабов, усложнению внутренней структуры хозяйства, росту предпринимательского начала в обществе.

В государствах, считающихся вполне цивилизованными и демократическими, процветает "трудовое рабство". Основными его жертвами становятся незаконные иммигранты или лица, насильственно вывезенные из страны постоянного проживания. Нередко в рабство попадают лица, обратившиеся у себя на родине в рекрутинговые фирмы, обещающие высокооплачиваемую работу за рубежом. У таких лиц под различными предлогами изымают документы после прибытия в страну назначения, после чего лишают свободы и принуждают к труду.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.23.133 (0.007 с.)