Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Мораль, справедливость и право как регуляторы общественной деятельности.
Содержание книги
- Философская антропология, ее место в системе знаний о человеке.
- Многообразие подходов к моделированию антропосоциогенеза
- Представления о человеке в философии Средневековья и эпохи Возрождения.
- Проблема человека в новоевропейской философии. Марксистская концепция человека.
- Образ человека в русской философии.
- Современные подходы к пониманию человека. Биологическая, психологическая и социологическая школы в учениях о человеке.
- Понятие личности. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
- Свобода и ответственность личности. Права человека как философская проблема.
- Проблема смерти и бессмертия человека. Представления о смысле и ценности жизни в различных культурах. Право на смерть. Его юридические и этические аспекты.
- Социальные типы личности. Личность в современном обществе Запада, Востока, России.
- Социокультурная идентичность современного человека.
- Понятие культуры. Культура, как предмет философского анализа.
- Ценности как феномен культуры. Типология и иерархия ценностей.
- Современный этап нтп. Человек в информационно-техническом мире.
- Виртуальная реальность» как новый мир современного человека.
- Общество как предмет философского анализа. Социальная философия и другие науки об обществе.
- Становление и развитие социально-философской проблематики в истории философской мысли
- Современные философско-методологические подходы к изучению общественных процессов и построению теоретических моделей общества
- Бытие социального, его соотношение с другими видами и формами бытия
- Проблема природных факторов общественного развития в истории философии
- Проблема законосообразности общественного процесса: сциентизм, неокантианство, марксизм
- Источники саморазвития общества. Движущие силы исторического процесса
- Проблема основного субъекта общественно-исторического процесса. Роль личности в истории
- Цивилизационный и формационный подходы к истории
- Социальные противоречия в общественном развитии. Соотношение революции и эволюции. Насилие и ненасилие в обществе
- Основные концепции происхождения морали. Мораль как один из основных регуляторов общественной жизни
- Проблема цивилизационной и культурной идентичности России.
- Экономическая сфера общественной жизни. Материальное производство, его место в системе общественного производства.
- Человек и техника. Основные концепции взаимодействия человека и техники.
- Место и роль политики в жизни общества. Взаимосвязь политической жизни общества с другими ее областями.
- Политическая деятельность, политическая система и политическая организация общества.
- Мораль, справедливость и право как регуляторы общественной деятельности.
- Человек и политический процесс. Мотивы и механизмы участия человека в политическом процессе.
- Глоболизация человеческой деятельности. Человек перед лицом глобальных проблем современности.
- Проблема глобальной безопасности. Безопасность России в контексте современных цивилизационных процессов.
- Прогнозирование будущего. Альтернативные пути развития человечества.
- Национальная стратегия России в глобализирующемся мире.
- Россия в контексте мировой экономической политики.
- Основные концепции происхождения государства.
Похожие статьи вашей тематики
Особую роль в жизни общества, в регулировании поведения его членов играет мораль. Мораль – форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.
Наряду с правом мораль выполняет роль регулятора поведения людей, но вместе с тем имеет отличительные особенности.
Мораль - такая регулятивная система, которая обязательна для каждой формационной и цивилизационной ступеней развития общества. Право же является атрибутом только «государственных» формаций, в которых мораль, сама по себе не может обеспечить соответствующее данному общественному порядку поведение людей.
Принципиально отличаются друг от друга и категории правовых и моральных систем. Если основными категориями права выступает законно и незаконное, правомерное и неправомерное, то основными оценочными категориями морали и этики (науки, изучающие моральные отношения и моральное сознание) являются: добро, зло, справедливость, долг, счастье, совесть, честь, достоинство, смысл жизни.
Справедливость - это общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотрено главным образом под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; справедливость есть нравственно санкционированная соразмерность в распределении выгод и тягот совместной жизни людей, степень совершенства самого способа кооперирования деятельностей и взаимного уравновешивания конфликтующих интересов в обществе и государстве. Справедливость требует наказания за зло и воздаяние за добро. СПРАВЕДЛИВОСТЬ - у Платона добродетель правильного отношения к др. людям, сумма всех добродетелей вообще. В современной этике ценностей справедливость является предварительным условием осуществления остальных ценностей (см. Этика) и состоит в том, чтобы быть справедливым по отношению к чужой личности как таковой, уважать ее и не вторгаться в сферу ее свободы, чтобы сохранить ее свободу действий и не препятствовать созданию культурных ценностей.
ПРАВО - совокупность этических общностных ценностей (справедливость, порядок, нравственность, правдивость, верность, надежность и т. д.), первоначально покоившихся на идее равенства: равным обязанностям должны соответствовать равные права. Христианство требует равного права для всех, т. к. перед Богом - источником и хранителем правовой идеи - различия между людьми не имеют никакого значения. Позитивное право формулирует исконные права человека (напр., право на жизнь и право на все то, что необходимо для сохранения и продолжения жизни) и широко разветвляющиеся, вытекающие из него права. Позитивное право одновременно указывает на то, что должно происходить, если сталкиваются права нескольких личностей; оно становится совокупностью правил, регулирующих человеческие отношения. Позитивное право налагает на индивида нравственные обязательства, поскольку оно соответствует его чувству ценности (правовому чувству). Задача, с одной стороны, законодательства, а с другой - воспитания заключается в том, чтобы устанавливать и поддерживать соответствие между позитивным правом и правовым чувством как можно большего числа граждан государства. Принудительность права, осуществляемая государственной властью, является очень ограниченной потому, что применение власти может, конечно, препятствовать человеческим действиям (напр., посредством заключения в тюрьму), но нет никаких оснований для того, чтобы это совершалось с применением средств, противоречащих исконному человеческому праву (террор, жестокость, пытки). Восемь заповедей из десяти являются запретами; см. Философия права.
|