Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Бытие социального, его соотношение с другими видами и формами бытия
Содержание книги
- Философская антропология, ее место в системе знаний о человеке.
- Многообразие подходов к моделированию антропосоциогенеза
- Представления о человеке в философии Средневековья и эпохи Возрождения.
- Проблема человека в новоевропейской философии. Марксистская концепция человека.
- Образ человека в русской философии.
- Современные подходы к пониманию человека. Биологическая, психологическая и социологическая школы в учениях о человеке.
- Понятие личности. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
- Свобода и ответственность личности. Права человека как философская проблема.
- Проблема смерти и бессмертия человека. Представления о смысле и ценности жизни в различных культурах. Право на смерть. Его юридические и этические аспекты.
- Социальные типы личности. Личность в современном обществе Запада, Востока, России.
- Социокультурная идентичность современного человека.
- Понятие культуры. Культура, как предмет философского анализа.
- Ценности как феномен культуры. Типология и иерархия ценностей.
- Современный этап нтп. Человек в информационно-техническом мире.
- Виртуальная реальность» как новый мир современного человека.
- Общество как предмет философского анализа. Социальная философия и другие науки об обществе.
- Становление и развитие социально-философской проблематики в истории философской мысли
- Современные философско-методологические подходы к изучению общественных процессов и построению теоретических моделей общества
- Бытие социального, его соотношение с другими видами и формами бытия
- Проблема природных факторов общественного развития в истории философии
- Проблема законосообразности общественного процесса: сциентизм, неокантианство, марксизм
- Источники саморазвития общества. Движущие силы исторического процесса
- Проблема основного субъекта общественно-исторического процесса. Роль личности в истории
- Цивилизационный и формационный подходы к истории
- Социальные противоречия в общественном развитии. Соотношение революции и эволюции. Насилие и ненасилие в обществе
- Основные концепции происхождения морали. Мораль как один из основных регуляторов общественной жизни
- Проблема цивилизационной и культурной идентичности России.
- Экономическая сфера общественной жизни. Материальное производство, его место в системе общественного производства.
- Человек и техника. Основные концепции взаимодействия человека и техники.
- Место и роль политики в жизни общества. Взаимосвязь политической жизни общества с другими ее областями.
- Политическая деятельность, политическая система и политическая организация общества.
- Мораль, справедливость и право как регуляторы общественной деятельности.
- Человек и политический процесс. Мотивы и механизмы участия человека в политическом процессе.
- Глоболизация человеческой деятельности. Человек перед лицом глобальных проблем современности.
- Проблема глобальной безопасности. Безопасность России в контексте современных цивилизационных процессов.
- Прогнозирование будущего. Альтернативные пути развития человечества.
- Национальная стратегия России в глобализирующемся мире.
- Россия в контексте мировой экономической политики.
- Основные концепции происхождения государства.
Похожие статьи вашей тематики
Онтология (от греческого онтос и логос) – это раздел философии, изучающий фундаментальные принципы мироздания и наиболее общие категории сущего. Бытие – это совокупность всего сущего, единство форм и способов существования, оно представляет собой особенное специфическое существование, которое характеризуется некоторым набором свойств.
Для современной философии характерно стремление раздвинуть рамки применения категории бытия. Так, выделяются следующие основные формы бытия: 1) бытие вещей (тел), процессов, которое, в свою очередь, делится на бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком; 2) бытие человека, включающее бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие; 3) бытие духовного (идеального), состоящее, с одной стороны, из индивидуализированного духовного и, с другой - из объективированного духовного; 4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (отдельного человека в обществе и в истории) и бытие общества
В реальности же они неотделимы друг от друга. Ясно, что бытие человека взаимопересекается как с бытием природы (поскольку человек — существо природное, материальное), так и с бытием идеального, поскольку обладает сознанием. Аналитическое же их разведение, рассмотрение по отдельности позволяет лучше увидеть и понять специфику, уникальные особенности каждого слоя бытия.
Такая форма бытия, как бытие социального, проявила в последнее время следующие тенденции: -технологизацию; -институциализацию; -глобализацию; -виртуализацию,информатизацию и др.
Первая тенденция — технологизация означает, что в составе социального бытия все больший вес набирают технические средства адаптации человека к природной среде и регуляции собственно социальной жизни. Институциализация свидетельствует о том, что нарастает степень организации и формализации общественной жизни: роль субъектов действия все больше переходит к социальным институтам. Тенденция к глобализации заключается в растущей взаимозависимости различных
регионов мира, «сжатии» социального пространства, неизбежной стандартизации образцов социального действия. Последняя же из упомянутых выше тенденций выражает появление в социальном бытии некоего нового слоя, к которому все больше смещается активность людей. Структуру социальной реальности начинают определять не вещные (сырьевые, энергетические и пр.) ресурсы и потоки, а информационные. Взрывообразное расширение знаковой, информационной среды меняет (возможно, коренным образом) саму структуру социального бытия, увеличивая в нем долю и значение нематериальных компонентов. ___Бытие духовного — эта форма бытия напрямую зависит от состояния социального бытия в целом и поэтому фактически повторяет (воспроизводит) основные тенденции его развития. Вместе с тем, будучи образованием относительно автономным, духовное (идеальное) бытие получило в XX в. и некоторые специфические характеристики: 1) в полную мощь проявлена инструменталъностъ, т.е. практическая, материальная значимость идей (энергия, атом, ген и т.д.); 2) обнаружены индивидуальные и коллективные неосознаваемые духовные структуры («бессознательное»), степень влияния которых на социальную жизнь пока точно не установлена; 3) та часть духовного бытия, в которой формируются социальные ценности, не подчинилась тенденции к стандартизации и унификации, но, напротив, обнаружила стремление к нарастанию многообразия; в результате ценностные критерии стали размываться, и главными правилами поведения в этой сфере стали плюрализм и толерантность; 4) духовное бытие потеряло «ориентацию во времени», потускнела перспектива общественного прогресса, рухнули идеологии общих целей;
5) новые коммуникационные технологии видоизменяют как формы представления духовного бытия (образы и понятия замещаются моделями и символами), так и традиционные способы формирования его структур (манипулирование общественным мнением — крайний тому пример); духовное бытие становится менее устойчивым, хуже укорененным в социальной реальности, но зато более гибким и динамичным. Таковы некоторые особенности основных форм бытия, выявленные развитием философии и науки XX в. Самые, пожалуй, фундаментальные из этих особенностей относятся к бытию природы, материального мира в целом, подробному рассмотрению которого мы посвятим следующую главу.
|