Человек и техника. Основные концепции взаимодействия человека и техники. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек и техника. Основные концепции взаимодействия человека и техники.



Конкретным проявлением средств труда выступает техника как система создаваемых человеком машин, инструментов, транспортных средств и приспособлений, необходимых для эффективного осуществления производственной деятельности. В технике человечество аккумулировало свой многовековой опыт, приемы, методы познания и преобразования природы, воплотило все достижения культуры. Из всей совокупности технических средств определяющими в жизни и развитии общества являются те, которые функционируют в сфере материального производства. Техника, таким образом, есть результат человеческого труда и развития знания и одновременно их средство. Уровень развития техники – показатель степени овладения человеком силами природы.

Решение технологических задач во многом определяется такими, например, факторами, как характер и орудия труда, развитие фундаментальной и прикладной науки и степень ее внедрения в производство, уровень научной организации труда и.т.д. Сложность современного производства такова, что оно уже немыслимо без его научной организации, включающей в себя такие основные направления, как рациональное использование средств производства, управление и планирование. Наука все больше входит в структуру производительных сил, становясь непосредственной производительной силой, а производство – технологическим применением науки.

Современное развитие производительных сил основывается на широкой базе научно-технического прогресса. Он связан с бурным развитием микроэлектроники, информатики, биотехнологии, массовой компьютеризацией и т.д. Современная научно-техническая революция есть коренная перестройка в развитии производительных сил, а ее основные черты – превращение науки в ведущую силу производства, внедрение автоматического управления, изменение технологических методов производства и форм его организации.

Взаимоотношения человека и техники всегда имели социальную составляющую. Техника как наиболее подвижная часть производительных сил на всех этапах развития общества существенно определяла роль человека в обществе. Человек выступал с одной стороны как творец и организатор техники, а с другой стороны как ее дополнение и даже как ее раб, когда техника заставляла его трудиться сверх его физических возможностей, например, при работе на конвейере.

Темпы развития технического прогресса всегда были обусловлены социально-экономическими факторами, соответствием производственных отношений уровню производительных сил. В истории есть немало примеров того, как производственные отношения, вступив в противоречие с развитием производительных сил, тормозили разработку и внедрение новых изобретений и открытий. Известным примером являются восстания лионских ткачей (1831, 1834), ломавших прядильные станки, обрекающие их на низкую заработную плату и на безработицу. Наоборот, когда производственные отношения, соответствующие достигнутому уровню развития производительных сил создавали благоприятные условия и стимулы для быстрого развития новой техники.

Концепция взаимодействия человека и машины выросла из предположения о единстве процессов управления и связи в человеке и машине. Хотя это предположение выглядело в ранних работах и прежде всего в «Ки­бернетике» Н. Винера (1948 г.) достаточно умозрительной и несложной аналогией, оно было сформулировано с таким колоссальным концептуальным ресурсом, что в течение всего двух десятилетий идея взаимодействия выросла в глубокую методологическую идею, открывшую новую ступень познания информационных процессов в природе и обществе.

Примечателен путь, пройденный автором «Кибернетики» от практических задач к общей философии проблемы, от простой аналогии между человеком и машиной к формированию информационной концепции функционирования общества, включающей возникновение и развитие информационных потребностей и информационное обеспечение функций управления. Вот основные концептуальные вехи на этом пути, как они в ретроспективе оценивались Н. Винером: аналогия между цифровыми вычислительными машинами и человеческим мозгом - механизм осуществления целенаправленного действия, основанный на отрицательной обратной связи,- формулирование тезиса о «неотделимости» процессов связи и управления как в машине, так и в живом организме и выявление информационно-вероятностной основы этой «неотделимости» - приспособление цифровых вычислительных машин для автоматизации управления производственными процессами и понимание исторического значения этой ступени в развитии автоматизации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1071; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.004 с.)