Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Источники саморазвития общества. Движущие силы исторического процесса
Содержание книги
- Философская антропология, ее место в системе знаний о человеке.
- Многообразие подходов к моделированию антропосоциогенеза
- Представления о человеке в философии Средневековья и эпохи Возрождения.
- Проблема человека в новоевропейской философии. Марксистская концепция человека.
- Образ человека в русской философии.
- Современные подходы к пониманию человека. Биологическая, психологическая и социологическая школы в учениях о человеке.
- Понятие личности. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
- Свобода и ответственность личности. Права человека как философская проблема.
- Проблема смерти и бессмертия человека. Представления о смысле и ценности жизни в различных культурах. Право на смерть. Его юридические и этические аспекты.
- Социальные типы личности. Личность в современном обществе Запада, Востока, России.
- Социокультурная идентичность современного человека.
- Понятие культуры. Культура, как предмет философского анализа.
- Ценности как феномен культуры. Типология и иерархия ценностей.
- Современный этап нтп. Человек в информационно-техническом мире.
- Виртуальная реальность» как новый мир современного человека.
- Общество как предмет философского анализа. Социальная философия и другие науки об обществе.
- Становление и развитие социально-философской проблематики в истории философской мысли
- Современные философско-методологические подходы к изучению общественных процессов и построению теоретических моделей общества
- Бытие социального, его соотношение с другими видами и формами бытия
- Проблема природных факторов общественного развития в истории философии
- Проблема законосообразности общественного процесса: сциентизм, неокантианство, марксизм
- Источники саморазвития общества. Движущие силы исторического процесса
- Проблема основного субъекта общественно-исторического процесса. Роль личности в истории
- Цивилизационный и формационный подходы к истории
- Социальные противоречия в общественном развитии. Соотношение революции и эволюции. Насилие и ненасилие в обществе
- Основные концепции происхождения морали. Мораль как один из основных регуляторов общественной жизни
- Проблема цивилизационной и культурной идентичности России.
- Экономическая сфера общественной жизни. Материальное производство, его место в системе общественного производства.
- Человек и техника. Основные концепции взаимодействия человека и техники.
- Место и роль политики в жизни общества. Взаимосвязь политической жизни общества с другими ее областями.
- Политическая деятельность, политическая система и политическая организация общества.
- Мораль, справедливость и право как регуляторы общественной деятельности.
- Человек и политический процесс. Мотивы и механизмы участия человека в политическом процессе.
- Глоболизация человеческой деятельности. Человек перед лицом глобальных проблем современности.
- Проблема глобальной безопасности. Безопасность России в контексте современных цивилизационных процессов.
- Прогнозирование будущего. Альтернативные пути развития человечества.
- Национальная стратегия России в глобализирующемся мире.
- Россия в контексте мировой экономической политики.
- Основные концепции происхождения государства.
Источники саморазвития общества можно усмотретъ во взаимодействии трех сфер реальности, трех "миров", не сводимых друг к другу. Во-первых, это мир природы и вещей, существующий независимо от воли и сознания человека, т. е объективный и подчиненный физическим законам. Во-вторых это мир общественного бытия вещей и предметов, являющихся продуктом человеческой деятельности, прежде всего труда. Третий мир - человеческая субъективность, духовные сущности, идеи которые относительно независимы от внешнего мира и обладают максимальной степенью свободы.
Первый источник развития общества находится в мире природы, являющейся основанием его существования, точнее, во взаимодействии общества и природы. Обращает на себя внимание тот факт, что крупнейшие цивилизации возникали в руслах великих рек, а наиболее успешное развитие капиталистической формации происходило в странах с умеренным климатом. Второй источник развития общества связан с технологическими детерминантами, с ролъю техники и процессом разделения труда в общественном устройстве. Третий источник саморазвития общества усматривается в духовной сфере, в процессе реализации того или иного религиозного или светского идеала. Идея теократии, т.е. управления обществом и государством высшими религиозными авторитетами, была очень популярна в истории, да и сейчас находит место в концепциях религиозного фундаментализма. Взаимодействие этих источников внутренне противоречиво, и, как давно было замечено, процесс разрешения этих противоречий подчинен определенной ритмике.
Общество находится в состоянии непрерывного движения, изменения, развития. Его развитие представляет собой процесс поступательного движения, в котором осуществляется переход от более низких - к более высоким формам организации. Как уже отмечалось, субстанциональной основой этого процесса является сущность человека. Поэтому можно сказать, что исторический процесс по своей сущности - это процесс становления, функционирования, развития человеческой сущности. Или - это действительность человеческой сущности во всем богатстве и многообразии ее проявлений. Источник этого процесса находится не вне, а внутри самого общества.
Движущие силы развития общества - существенные, необходимые, длительно действующие факторы, обеспечивающие функционирование, развитие, прогресс об-ва. Сторонники идеалистического понимания истории сводят д. с. р. о. к идеальным побуждениям, мотивам исторической деятельности людей, ищут их в неизменной природе человека, во внешней природе, в сверхъестественных, надысторических силах, в механической комбинации различных факторов.: Классики марксизма-ленинизма открыли материальные движущие силы, доказали их первичность и определяющий характер по отношению к политическим и духовным, а также активность, относительную самостоятельность последних, раскрыли роль народных масс как решающей движущей силы истории. В общем виде к Д. с.: р. о. относятся общественные противоречия, дающие конечный импульс к самодвижению и саморазвитию; прогрессивная деятельность социальных субъектов, разрешающая эти противоречия; побудительные силы этой деятельности (потребности, интересы и др.). В структурно-функциональном аспекте Д. с. р. о. делятся на природные (демографические и географические) и общественные факторы; общественные - на материально-экономические, социально-политические и духовные, объективные и субъективные. Осн. общеисторическая движущая сила - способ производства материальных благ. Осн. специфической для всех антагонистических формаций движущей силой является классовая борьба. все более полное использование его достижений в интересах трудящихся.
|