Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема цивилизационной и культурной идентичности России.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К началу ХХI века в России все явственнее обозначились острейшие проблемы, от решения которых во многом зависит стратегия развития страны и подлинное представление о ее национальных интересах. Все эти проблемы имеют социально-культурные координаты, поэтому не случайно заявления о стратегических социально-экономических целях – удвоении ВВП, вступлении в ВТО как цели создания условий для решения серьезнейших проблем, наконец-то стали дополняться новыми целевыми установками, отражающими интересы каждого гражданина, общества и государства в целом. О каких проблемах идет речь? Прежде всего, это: 1) развитие институтов гражданского общества; 2) преодоление кризиса социокультурной идентичности в условиях культурного плюрализма; 3) формирование новой концепции государственной культурной политики, направленной на социальную интеграцию и снижение внутренних противоречий; 4) поиск адекватных ответов на внешние вызовы и угрозы и др. Все они взаимосвязаны между собой и являются разными гранями стратегического направления культурной политики, связанного с сохранением национально-культурной идентичности страны и места российской цивилизации в мировом пространстве, ее самоидентификации и национальной безопасности. Формирование системы норм и ценностей, интегрирующих общество, поддержка культурного плюрализма при создании равных возможностей участия в культурном развитии общества, формирование национально-культурной идентичности представляются весьма сложными. В современной России существует множество общественных и не-правительственных организаций, которые средствами культуры способствуют согласованию интересов разных социальных групп. К ним относятся образованные еще в советский период творческие союзы и объединения композиторов, художников, архитекторов, дизайнеров, писателей, театральных деятелей, журналистов и других деятелей культуры и искусства, Российский фонд культуры, а также разного рода объединения, ассоциации, правозащитные и благотворительные организации и фонды и т.д. Их активная деятельность не всегда столь очевидна для всего общества, как того хотелось бы. Однако информационно-коммуникативные системы могут как способствовать укреплению общенационального единства, так и усиливать процессы социальной дезинтеграции, как формировать коллективную идентичность, так и провоцировать кризисные явления в обществе. Направленность этих «социально-культурных проектов» во многом зависит от отдельных индивидов, коллективов, институтов, которые посредством трансляции ими образов и символов осуществляют поддержку определенных ценностных ориентиров и культурных приоритетов в обществе. Национальная идентичность не может формироваться в социальном пространстве, не имеющем четких ценностно-смысловых ориентиров и определенного вектора развития. О кризисном состоянии, “вызовах” национальной идентичности сегодня говорится достаточно убедительно со всех трибун. И хотя не все эксперты связывают данные тенденции с неразвитостью гражданского общества, тем не менее среди факторов, игнорирование которых может усилить процесс деструкции коллективного. 31. Проблема единства и многообразия мировой истории. Проблема "направленности" истории трудностей в понимании не вызывает: понятно, что философы разрабатывали и разрабатывают вопрос о том, откуда и куда идет общество. Проблема "смысла истории" несколько сложнее, поскольку смысл истории можно понимать как цель истории. А есть ли цель, то есть смысл у истории? Этот вопрос интересовал людей многие столетия. В социально-философской мысли имеются разные подходы, дающие свои интерпретации проблеме смысла и назначения истории. В античной философии распространенной была точка зрения, гласящая, что общество с развитием цивилизации деградирует. Оно идет от "золотого века" к "серебряному веку" и от него - к "железному". В библейской традиции эта точка зрения проявилась в трактовке Всемирного потопа, как Божьего наказания. Третью группу представляют теории, рассматривающие историю как поступательное развитие, переход общества от низших к более совершенным формам жизни (Кондорсе, Тюрго, И.Кант, Гегель, К.Маркс). Заслуги Аврелия Августина в западноевропейской христианской философии велики. Он стремился показать единство всемирно-исторического процесса, определив в качестве начала истории явление Христа. Таким образом, история человечества - это "сотворенное" бытие, концом которого является Страшный суд. Фундаментальное обоснование 1принципа историцизма, появившегося еще у Гердера. принадлежит Гегелю. Историцизм Гегеля включает в себя два основополагающих принципа: 1) признание субстанциальности истории, наличие в ней в качестве основополагающей субстанции разума, который обладает бесконечной мощью, 2) утверждение целостности исторического процесса и его целесообразности; конечной целью всемирной истории выступает сознание духом его свободы. Представители многих философских школ частично или полностью отрицают принцип историзма. К ним можно отнести П.Риккерта и В.Виндельбанда (неокантианство), К.Ясперса (экзистенциализм), представителей прагматизма и неопозитивизма. Познакомимся с одним из вариантов доказательства несостоятельности принципа историзма, который принадлежит перу К.Р.Поппера. Множество научных споров вызывал вопрос о единстве и многообразии человеческой истории. Что такое история - единый глобальный поток или множество мелких ручейков, никак не связанных между собой? И та и другая точки зрения имели своих сторонников. Идея многообразия человеческой истории нашла свое яркое выражение в концепции локальных культур и цивилизации. Ее известные представители - западные мыслители О. Шпенглер и А. Тойнби. Они отрицали единство мировой истории и полагали, что существуют лишь отдельные исторические разновидности (типы) культур и цивилизаций (индийская, египетская, китайская, античная и т. д.). Все они подчинялись своим принципам, признавали лишь свои ценности и законы. Все они имели этапы зарождения, расцвета, упадка и гибели. Влияние друг на друга и взаимосвязь этих культур и цивилизаций считались незначительными. В этой концепции идея многообразия поглотила идею единства истории. В действительности многообразие не противоречит существованию единого исторического потока, в который включены различные эпохи и народы. Аргументом является единство законов, смысла, направленности и движущих сил истории, а также взаимовлияние культур и цивилизаций друг на друга. Единство истории отстаивали такие видные мыслители, как Гердер, Гегель, Маркс, Конт, Спенсер, Ясперс. Представление о единстве мировой истории долгое время было сопряжено с европоцентризмом - историко-философской концепцией, в которой развитие общества рассматривалось через призму западной (европейской) цивилизации. Иным культурам и цивилизациям (индийской, китайской, арабской, российской и т.д.) отводилась третьестепенная историческая роль как периферийным малоразвитым общественным образованиям. В XIX - XX вв. этой точке зрения была противопоставлена концепция культурно-исторического полицентризма, в развитие которой внесли большой вклад русские евразийцы (Н,С. Трубецкой, Л.П. Карсавин, Л.Н. Гумилев), О. Шпенглер, А. Тойнби, К. Ясперс, Е.И. Рерих, Ю.Н. Рерих и другие философы и ученые. Они убедительно показали, что мировая история имела и имеет множество альтернативных центров своего развития как на Востоке, так и на Западе. Современная социально-историческая действительность определенно свидетельствует в пользу этой точки зрения. Сейчас существует, по крайней мере, пять самостоятельных крупных центров культурного развития человечества - Европа, Америка, Россия, Китай, Индия. Постепенно влияние приобретает арабская культура. Укрепляющаяся политическая доктрина многополярного мира напрямую отражает концепцию культурно-исторического полицентризма. Основные потерны мировой истории: Линейный – это общественный прогресс и общественный регресс. Циклический Спиралевидный – формируется прежде всего философией марксизма. Ковариантный
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 828; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.180 (0.007 с.) |