Основные особенности потребления туристского продукта.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные особенности потребления туристского продукта.



Объективное формирование туристских потребностей – это исходный пункт той экономической системы, которую представляет собой современная сфера туризма.

В этой динамичной системе можно выделить четыре основных звена (подсистемы):

производство туристских услуг;

формирование туристского продукта;

реализацию туристского продукта;

потребление туристского продукта.

Туристские потребности в общеэкономическом аспекте формируют интересы туристов. С точки зрения рыночных отношений эти потребности лежат в основе потребительского спроса на туристский продукт.

Производство туристских услуг формирует туристская индустрия. С точки зрения рынка это производство формирует предложение туристских услуг. Весьма сложными и специфичными сферами являются процесс формирования туристского продукта (тура) и его последующая реализация на туристском рынке.

Сама по себе каждая отдельная туристская услуга (размещение, питание, транспортировка, бытовые услуги, экскурсии, культурно-массовые мероприятия, спорт, оздоровительные услуги и т. п.) не может удовлетворить все потребности туриста.

В этих условиях возникает объективная необходимость кооперации самых различных туристских услуг в единый комплекс – тур, или туристский продукт.Эта объективная необходимость формирования комплекса туристских услуг с целью наиболее полного удовлетворения потребностей туристов, в свою очередь, породила в экономике туризма особую роль турорганизаторов на туристском рынке – туроператоров и турагентов.

Туроператорская деятельность – это деятельность по формированию туристского продукта, включающего различные услуги по продвижению этого продукта на рынок и его реализации.

Турагентская деятельность – это продолжение деятельности туроператора, но уже на розничном рынке. От имени туроператора турагент как бы завершает рыночную сделку по купле-продаже туристского продукта.

Заключительное звено экономической системы туризма – потребление туристского продукта – также имеет свою специфику. Традиционно отмечаются следующие особенности потребления туристского продукта.

Первая особенность туристского потребления. В обычном материальном производстве результат производства (товар) движется от места производства к месту потребления. В туризме положение иное: для потребления турпродукта в целом или отдельных услуг сам потребитель (турист) должен быть доставлен в места производства туристского продукта или отдельных его услуг. Эта особенность туристского потребления, в свою очередь, вызывает производный мультипликативный эффект: необходимость для туриста в местах потребления турпродукта наличия транспортных услуг, жилья, питания, системы гостеприимства в целом, создания необходимых условий для лечения, развлечений, образования, удовлетворения потребности в новых впечатлениях, а также наличия экологически здоровой среды, безопасности и т. п.

Вторая особенность туристского потребления состоит в том, что расходы туриста, как правило, количественно превышают обычные расходы его проживания в постоянной среде обитания. Это связано с повышенными затратами на транспорт, жилье, питание, а также на культурные и деловые мероприятия. Часть повышенных расходов связана с фактором престижности туристского потребления. Эта особенность существенно обостряет проблему доходов и затрат в сфере туризма. В связи с этим учет издержек и доходности в туризме приобретает важное значение.

Третья особенность туристского потребления заключается в том, что предельная полезность продукта с точки зрения самого туриста, страны его постоянного проживания, страны, в которую турист приехал, и с точки зрения рынка различна. Предельные полезности у всех этих субъектов различны и качественно, и количественно. Различны также уровни полезности туристских услуг с точки зрения общества, туриста и рынка при внутреннем и въездном туризме.

Эта особенность туристского потребления вытекает из того объективного факта, что рынок туристских услуг сталкивается с так называемыми внешними эффектами (экстерналиями). Характерная черта экстерналий туристского рынка состоит в том, что производство, формирование, реализация и потребление туристских услуг объективно рождают и дополнительные затраты (издержки), и дополнительные выгоды. При этом каждый участник туристского рынка стремится издержки переложить на других, а выгоды присвоить себе. Отсюда и происходит название этого явления - внешние эффекты, или экстерналий.

По своей природе внешние эффекты могут быть положительными и отрицательными.

Положительные эффекты – это доходы нетуристских организаций в связи с увеличением реализуемых услуг, непосредственно не входящих в пакет туристского продукта; развитие инфраструктуры региона в связи с туризмом; рост зарплаты, увеличение числа рабочих мест и вакансий; рост государственных доходов за счет налогов и пошлин и т. п.

К отрицательным внешним эффектам относятся: загрязнение воды, воздуха, мусор, шум, ущерб живой природе, изъятие территории, пригодной для целей, не связанных с туризмом, и т. д.

Отсюда следует, что в туризме как особой сфере хозяйства принципиальное значение приобретает учет явных (бухгалтерских) затрат, имеющих чисто рыночный характер, затрат неявных, имеющих характер упущенных экономических возможностей, а также затрат социальных, имеющих для региона особое социально-экономическое значение.

^ Четвертая особенность туристского потребления состоит в том, что оно имеет «кредитный» характер, т. е. оно ограничено во времени, строго оговорено по срокам и условиям юридически и экономически оформленной сделки при купле-продаже туристского продукта. Эта особенность туристского потребления рождает своеобразную интенсификацию всех действий туриста, что ставит перед организаторами туров особые трудности и усиливает роль менеджмента.

^ Пятая особенность туристского потребления заключается в том, что сама рыночная среда туризма имеет особый, культовый, характер. Разумеется, туризм не отрицает, а предполагает деловые встречи, покупку товаров редкого или дефицитного характера. Однако туристский рынок органично включает приобретение товаров и услуг особой культовой и культурологической направленности, отражающих социальную и национальную специфику города, региона, страны.

Чтобы сформировать туристский продукт и в последующем его реализовать, сначала нужно произвести туристский продукт. В этом смысле производство туристских услуг есть исходный момент для последующего формирования, реализации и потребления туристского продукта.

Характерная особенность туристских услуг заключается в том, что некоторые их виды имеют неосязаемый, нематериальный характер. Рассказ экскурсовода может оказать на туристов глубокое эмоциональное воздействие, которое нельзя выразить материально, заранее увидеть или испытать. Другие услуги туризма имеют материальный характер: турист оказывается перевезенным, вылеченным, отдохнувшим. Но в том и в другом случае специфика туристских услуг состоит в том, что они не существуют до их предоставления. Иными словами, в туризме мы имеем неразрывность производства и потребления услуг. Это обстоятельство позволяет заключить, что туризм следует рассматривать как единую динамично функционирующую систему услуг, которая включает многообразие хозяйствующих субъектов.

44. Бизнес-план и его роль в предпринимательской деятельности.

Бизнес-план - документ, обычный для большинства стран с развитой рыночной экономикой. Например, во всем мире принято выдавать банковские ссуды коммерсантам только после тщательного анализа их бизнес-планов. Этот тип экономической документации начинает все шире использоваться и в российской практике как государственными организациями, так и коммерческими банками.

Бизнес-план - это документ, в котором:

1. описываются все основные аспекты будущего коммерческого предприятия,

2. анализируются проблемы, с которыми оно может столкнуться, и

3. определяются способы решения этих проблем.

Для любой фирмы и любого предпринимателя очень важно реально составить бизнес-план в соответствии с определенными требованиями и провести входящие в его состав специальные расчеты. Это поможет заранее увидеть будущие проблемы и продумать пути их преодоления.

Бизнес-план помогает предпринимателям и экономистам решить четыре основные задачи:

1. изучить емкость и перспективы развития будущего рынка сбыта;

2. оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта нужной продукции, соизмерить их с возможными ценами продаж и определить потенциальную прибыльность задуманного дела;

3. обнаружить возможные «подводные камни», подстерегающие новое дело в первые годы его реализации;

4. установить показатели, по которым можно будет регулярно определять состояние своих дел. Липсиц И.В. Экономика. - М., 2002. - С. 301-302.

От правильности составления бизнес-плана зависит, получит ли проект одобрение, а также его жизнеспособность. Решение оформить, просчитать бизнес-идею, составить бизнес-план сразу же заставляет его разработчиков ответить на вопросы:

• Так ли уж хороша идея?

• На кого рассчитан новый продукт (услуга)?

• Найдет ли этот продукт своего покупателя?

• С кем придется конкурировать?

Формирование бизнес-плана - центральный этап при среднесрочном и долгосрочном планировании. Главными действиями на этом этапе являются разработка основных компонентов бизнес-проекта и его подготовка к реализации, что предполагает:

• развитие концепции и дальнейшую разработку основного содержания бизнес-проекта;

• установление деловых контактов между участниками и углубленное изучение их целей;

• структурное планирование;

• организацию и проведение торгов, заключение контрактов с основными исполнителями;

• получение одобрения на продолжение работ.

Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных бизнес-проектов, не требующих значительных затрат и весьма непродолжительных по срокам реализации, бизнес-план - это начальный этап делового планирования. В нем совмещаются все этапы и работы, выполняемые в предынвестиционной фазе делового планирования.

Бизнес-план может быть подготовлен менеджером, предпринимателем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией.

Если у менеджера возникла идея освоить изготовление нового продукта, оказать новую услугу или предложить новый метод организации и управления производством (любая инновация), он предлагает свою идею для бизнес-плана. Если он собирается реализовывать свою концепцию самостоятельно (как самостоятельный предприниматель или на основании собственной ответственности), он создает свой бизнес-план. Для разработки стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес-план.

При подготовке бизнес-плана необходимо прежде всего определить, какую цель мы преследуем этой разработкой, попытаться сформулировать эту цель в письменной форме. Цели разработки могут быть различными, например:

• уяснить степень реальности достижения обозначенных результатов в завершенном проекте или техническом решении;

• убедить коллег в реальности достижения определенных качественных или количественных показателей предлагаемого бизнес-проекта;

• подготовить общественное мнение к проведению акционирования предприятия по предлагаемой схеме, которую разработчик считает оптимальной;

• доказать определенному кругу лиц целесообразность перестройки работы и организации существующей или создания новой фирмы;

• привлечь внимание и усилить заинтересованность потенциального инвестора и т.д.

Фирмы, работающие в стабильной ситуации и производящие продукцию для достаточно устойчивого рынка при росте объемов производства, разрабатывают бизнес-план, направленный на совершенствование производства и поиск путей снижение его издержек.

Однако все эти фирмы постоянно предусматривают мероприятия по модернизации производимой ими продукции и формируют их в виде локальных бизнес-планов.

Венчурные фирмы, выпускающие продукцию при повышенном риске, прежде всего систематически работают над бизнес-планами освоения новых видов продукции, перехода на новые технологии.

Если фирма, наметив значительный рост производства вновь осваиваемых или традиционных продуктов, не имеет достаточных собственных мощностей для их производства, она может пойти либо путем привлечения капитальных вложений для создания новых мощностей, либо путем поиска партнеров, которым она передает изготовление определенных узлов, деталей, выполнение технологических процессов и разрабатывает соответствующий бизнес-план.

Второй путь, как правило, обеспечивает ускоренное решение задач и требует меньших средств. В этом случае уже на стадии разработки бизнес-плана определяют требования к будущему производству.

В бизнес-плане оценивается ситуация на перспективу как внутри фирмы, так и вне ее. Он необходим руководству фирмы для ориентации в условиях акционерной собственности и, в определенной мере, при создании товарищества. Именно на основании бизнес-плана руководство принимает решение, какая часть прибыли остается в деле для накопления, а какая - распределяется в виде дивидендов между акционерами.

Бизнес-план используется для обоснования мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-производственной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации и ответственности.

Следует отметить, что бизнес-план активно помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовывать совместное планирование развития групп фирм, связанных с кооперированием и изготовлением одного или взаимодополняющих продуктов.

В этом случае может иметь место встречный вопрос. Либо изменение вида выпускаемого продукта определяет необходимость развития производства у фирм-партнеров, изготавливающих в порядке кооперации узлы, детали и прочие составляющие, либо изменение отдельного элемента продукта, обеспечивающее повышение его ресурсов, определяет необходимость соответствующего изменения операций по производству финального (конечного) продукта. В любом случае фирмы - участники этого процесса, как правило, осуществляют общее финансирование на основе бизнес-плана.

Наиболее активно бизнес-план используется при поиске инвесторов, кредиторов, спонсоров.

Бизнес-план помогает крупным предпринимателям и фирмам, которые собираются расширить дело, купив акции существующей фирмы или организовав новую организационно-правовую структуру.

Многие инвесторы предпочитают знакомиться с одно-, двухстраничным кратким содержанием бизнес-плана, позволяющим увидеть важные особенности и преимущества проекта. Такой документ называется бизнес-предложением. Он используется при переговорах с возможными инвесторами и будущими партнерами, приглашении ключевых сотрудников, подписании контрактов с персоналом и не только является внутренним документом фирмы, но и служит для установления внешних контактов. Все это предъявляет определенные требования к его оформлению, форме и структуре. Попов В.М. Сборник бизнес-планов. - М., 2005. - С. 7-10.

Главная ценность бизнес-плана заключается в самом процессе планирования. Можно верить или не верить в планирование, но избежать его в полном смысле этого понятия никому не удается. Отсюда альтернатива: планировать самому или быть планируемым.

В условиях постоянно меняющейся рыночной обстановки надо уметь предвидеть "случайный результат", имеющий вероятностный характер и свои причинно-следственные связи. Лучший план - это план, который "живет" и находится в непрерывном процессе совершенствования. Не стоит экономить время на планирование; его нужно сберегать, планируя бизнес.

Именно планирование бизнеса помогает предпринимателям реально оценить свои сильные и слабые стороны, рассмотреть возможность альтернативы, предложить своевременные меры по предотвращению рисков, что обеспечит успех задуманного и поможет обойти конкурентов.

Бизнес план проясняет финансовые потребности, помогает проработать все финансовые детали и оценить шансы на получение прибыли.

Бизнес-план позволяет определить управленческие решения, обеспечивая схему, которой необходимо следовать.

Он же служит инструментом коммуникаций, определяя соответствующую ориентацию банкиров, инвесторов и возможных партнёров.

Для разработки хорошего бизнес-плана необходимо:

• сосредоточиться на ключевых вопросах, иметь четкие цели и задачи и избегать излишней детализации;

• дать свою интерпретацию фактам;

• открыто говорить о рисках и способах их преодоления;

• уделить достаточное внимание оформлению бизнес-плана (хорошая бумага и достаточно четкий шрифт);

• правильно оформить титульный лист, приложения, графики и т.п.

 

45. Структура бизнес-плана. Тетрадь.

 

Структура бизнес-плана. Абсолютно любой бизнес нуждается не только в инвестициях, но и в планировании. Чётко и грамотно составленный бизнес-план, тщательно проработанная структура и содержание бизнес плана – основная составляющая успешного бизнеса. С помощью планирования можно спрогнозировать и предотвратить множество ошибок и неверных решений, которые могли бы привести к убыткам и, даже, банкротству предприятия.

Существует значительное число разработок по составлению бизнес-плана, но все они похожи и отличаются лишь последовательностью разделов. Вместе с тем структура бизнес-плана зависит от цели и экономической политики предприятия, степени его новизны, характера его развития. Примерная структура бизнес-плана для предприятия, создаваемого вновь.

Основные разделы бизнес-плана:

Резюме. * Цель плана * Потребность в финансах, их предназначение и для для каких целей они необходимы

* Краткое описание бизнеса и его целевого клиента * Что делает Ваш бизнес непохожим на бизнес ваших конкурентов * Что именно должно вызывать доверие к вашему бизнесу (отчетные материалы, квалифицированность руководителя группы и т.д.) * Выдержки из основных финансовых предложений

Цели и задачи. * Анализ идеи * Основные направления и цели деятельности * Характеристика отрасли промышленности Продукт (услуга). * Описание продукции/ услуги и их применение * Отличительные качества или уникальность * Технология и квалификация, необходимые в вашем бизнесе * Лицензии/патентные права

* Будущий потенциал Анализ рынка. * Покупатели * Конкуренты (их сильные и слабые стороны) * Сегменты рынка * Размер рынка и его рост * Оценочная доля на рынке * Состав Вашей клиентуры * Влияние конкуренции

План маркетинга. * Маркетинговая расстановка (обеспечение конкурентноспособности продукции/услуг) - основные характеристики продукции, услуг в сравнении с конкурирующими * Ценообразование * Схема распространения товаров * Методы стимулирования продаж

План производства. * Расположение помещений * Оборудование * Источники поставки основных материалов и оборудования * Использование субподрядчиков

Управленческий персонал. * Основной руководящий состав * Вознаграждение руководящего состава

* Краткие выводы по планированию количества и состава персонала

Источники и объем требуемых средств. * объем требуемых средств * откуда намечается получить эти деньги, в какой форме и к каким срокам * сроки возврата средств

Основные пункты финансового плана и оценка риска. * Объем продаж, прибыль, себестоимость и т.д.

* Риск и каким образом его можно избежать Детальный финансовый план (бюджет). * прогноз объемов продаж* оценки прибыли и убытков

* анализ движения наличности (ежемесячно на первый год, а затем ежеквартально) * годовую балансовую ведомость. Название разделов бизнес-плана условно, используется для концентрации внимания на его структуре и последовательности составления. Время, которое занимает составления бизнес-плана, зависит от опыта и подготовки работника. Специалисты считают, что на составление бизнес-плана затрачивается не менее 200 часов. План должен быть достаточно подробным, т.к. он необходим многим: потенциальным инвесторам (банкирам); сотрудникам, желающим знать свои перспективы, четче понимать свои задачи; владельцу предприятия (менеджеру), чтобы тщательно проанализировать свои цели и возможности.

ИЛИ

СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА. 1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ. 2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (РЕЗЮМЕ).Эту часть бизнес-плана составляют после завершения составления всех разделов, но помещают его первым разделом. Это позволяет сразу заинтересовать инвесторов, кредиторов в вашем проекте. Объём раздела не должен превышать 3-4 страницы. Здесь Вы разъясняете, что будете производить, за счёт чего, чем Ваш будущий продукт будет отличаться от продукта конкурентов.В заключении резюме приводится: сведения о прогнозных объёмах продажи на ближайшие годы; выручку от продаж; затраты на производство;валовую прибыль и уровень прибыльности вложений в Ваше дело;срок, в течение которого Вы гарантируете возврат средств, полученных от кредиторов. 3. АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЛ В ОТРАСЛИ.Даётся анализ текущего состояния дел в отрасли и сведения о намечающихся тенденциях развития. Лучше такой анализ проводить в виде краткого исторического курса. 4. СУЩЕСТВО ПРЕДПОЛАГАЕМОГО ПРОЕКТА. Здесь нужно описать тот продукт или услугу, которые предприниматель предлагает будущим покупателям. В данный раздел включают фотографию или рисунок Вашего товара. Укажите примерную цену товара и издержки его производства, характеристики качества товара, преимущества его дизайна и упаковки. Можно описать организацию спроса товара. 5. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН. Главная задача раздела - доказать Вашим потенциальным партнёрам, что Вы будете в состоянии реально производить нужное количество товаров в нужные сроки и с требуемым качеством. Завершить раздел можно оценкой возможных издержек производства и её динамикой на перспективу. Укажите затраты на утилизацию отходов и охрану окружающей среды. Для новых предприятий нужно выделить вопрос о местоположении предприятия и его нагрузку на окружающую среду. 6. ПЛАН МАРКЕТИНГА.Это важнейший компонент бизнес-плана. Задача маркетинга - выявлять главные факторы,как внешние, так и внутренние, способствующие успешному завоеванию рынка. Внешние факторы - это те, которые предприниматель не может изменить, должен их учитывать, так как они влияют на его дело. Внутренние факторы - это те, что поддаются контролю со стороны предпринимателя. 7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН. В разделе даётся характеристика форм собственности, приводите сведения о партнёрах или основных пайщиках, мерах ответственности партнёров, сведения о членах руководящего состава, организационных структурах, распределение обязанностей. Организационный план должен начинаться со списка членов руководящей группы, их кратких биографических справок и предполагаемого круга обязанностей каждого. Организационный план может содержать указание на то, как предприятие будет развиваться по пути превращения его в организацию, ориентированную на рынок. Организационная структура предприятия строится в зависимости от той или иной ориентации и это целесообразно показать в организационном плане бизнес-плана. Необходимо дать описание организационной схемы Вашего предприятия, из которой должно быть чётко видно: кто и чем будет заниматься, как все службы будут друг с другом взаимодействовать, и как деятельность намечается координировать и контролировать. В организационный план может входить раздел о юридической форме предприятия. Такой раздел может быть и самостоятельным разделом бизнес-плана. 8. ОЦЕНКА РИСКА. Оценку и прогнозирование риска проводит сам предприниматель или специалисты в этой области. Основная угроза, риск, может иметь место со стороны конкурентов. Поэтому целесообразно в данном разделе бизнес-плана рассказать о конкуренции на рынке, куда идёт Ваша продукция. Вам следует хотя бы ориентировочно оценить, какие риски для предприятия наиболее вероятны и во что они могут Вам обойтись. Далее нужно указать организационные меры профилактики рисков и свою программу страхования от рисков. В разделе указывают, какие типы страховых полисов и на какие суммы планируется приобрести. 9. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН.Финансовый план должен дать ответы на вопросы: откуда поступают деньги, на что они будут потрачены, каково соотношение наличных денег с потребностью в них. Он должен убедить инвестора, компаньона, в том, что предприниматель способен выполнить взятые на себя обязательства.

Состоит финансовый план из следующих разделов: 1. Прогноз объёмов реализации.

2. Баланс денежных расходов и поступлений. 3. Таблица доходов и затрат. 4. Свободный баланс активов и пассивов предприятия. 5. График достижения безубыточности (самоокупаемости).

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.231.14 (0.018 с.)