Деятельность педагога при управлении развитием детского коллектива. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельность педагога при управлении развитием детского коллектива.



Первичным коллективом загородного детского лагеря является отряд. Отряд – это группа, которую важно видеть единым целым. В то же время, отряд – это совокупность отдельных личностей, каждая из которых оригинальна. Известно, что определяющее влияние на формирование личности оказывают законы, нормы, правила общества. Вместе с тем каждый ребенок является членом сравнительно небольших по численности групп людей, в том числе отряда. В каждом отряде складывается своя система отношений, свои нормы поведения, деловой стиль, эмоциональный микроклимат. Это существенным образом отражается на образе мыслей, чувствах, поступках человека, его активности. Изучая детский коллектив, Л.И. Уманский, выделил уровни его развития – номинальная группа, ассоциация, кооперация, корпорация, коллектив:

· Номинальная группа. Она создается из ранее непосредственно не знакомых детей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время. Взаимоотношения и взаимодействия в данной группе поверхностны и ситуативны.

· Ассоциация – группа, имеющая общую цель (чаще ее одинаковость), официальную структуру, но не действующая как целое (здесь деятельность каждого преимущественно носит индивидуальный характер), поэтому в такой группе не развиты ни организационное единство, ни психологичная коммуникативность.

· Кооперация – группа с реальной и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Ее межличностные отношения носят сугубо деловой характер, подчиненный достижению результата в выполнении конкретной задачи в том или ином виде деятельности.

· Характерной чертой корпорации является ее автономизация – отчуждение от других групп и общностей, противопоставление себя им.

· Коллектив характеризуется высоким внутренним единством по всем подструктурам и общим качествам. В нем происходит процесс обособления, эталонизации (монореферентности), внутренней спаянности; выход группы на межгрупповое общение и взаимодействие, становление ее как части более широкой общности, а через нее и общества в целом.

Анализируя теорию Л.И. Уманского, А.Г. Кирпичник данные уровни выделил как этапы коллективообразования. Так, в летних загородных лагерях можно увидеть, как большинство отрядов проходят путь от номинальных групп через ассоциации (4-5 день – смена 21 день) и кооперации (середина смены) к коллективам (последняя треть смены).

Важным в рассмотрении данного вопроса является выделение Л.И. Уманским критериев развития группы:

· Групповая направленность, под которой понимается ценность принятых группой целей, мотивов деятельности, групповых норм. Основой группового сознания, определяющего направленность группы, является гуманность принимаемых группой норм взаимодействия, взаимоотношений. В случае наличия устойчивых антигуманных норм (жестокости, недоброжелательности, обмана, насилия и так далее) группа становится асоциальным объединением.

· Способность группы к самоуправлению (самоуправляемость).

· Подготовленность группы к совместной деятельности. Необходимо подчеркнуть зависимость этой подготовленности от особенностей самой деятельности – ее сложности, уровня творчества, вида, формы и так далее.

В продолжение, Л.И. Уманский указывает на три взаимосвязанных показателя развития группы: интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность:

· Интеллектуальная коммуникативность – это процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождение общего языка, способность членов группы слушать и понимать друг друга. Данный показатель отражает мыслительную коммуникативность, коллегиальность выработки общего мнения, динамичный баланс между интеллектуальной самостоятельностью членов группы и конформизмом.

· Эмоциональная коммуникативность – это межличностные связи, характеризующиеся взаимной симпатией, дружбой. Эмоциональное единство группы проявляется в общегрупповом эмоциональном настрое в совместной деятельности.

· Волевая коммуникативность – это способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее стрессоустойчивость, надежность в экстремальных ситуациях.

А.Н. Лутошкин разработал методику позволяющую определить ступень развития коллектива на основе эмоционально-символических аналогий.

Задание № 6.

Уровень развития группы Основная характеристика группы на данном этапе Задачи по развитию коллектива Позиция педагога Содержание деятельности педагога Новообразования в детском коллективе
Номинальная группа «Песчаная россыпь»     Дети не знакомы друг с другом. Взаимоотношения и взаимодействия в данной группе поверхностны и ситуативны.   Организация знакомства, определение общих целей, ближних и дальних перспектив, организация совместной деятельности (первое небольшое дело должно быть для группы успешным), формирование деловых отношений, диагностика интересов и способностей членов коллектива.        
Группа ассоциация «Мягкая глина»     Заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Группа имеет общую цель, официальную структуру, есть лидеры, возникают стабильные деловые отношения, появляются группировки. Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные - доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Поддержка и обучение актива, установление дружеских отношений между группировками, поощрение взаимопомощи, необходимо большое внимание уделять общению группы. Необходимо постепенное усложнение задач, формирование чувства «Мы».        
Группа кооперация «Мерцающий маяк»   Преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива. Проявление активности всплесками, да и то не у всех. Формирование эмоционального единства, поддержка актива, расширение сферы общения и усложнение задач деятельности.      
Группа автономия «Алый парус»   Здесь действуют по принципу "Один - за всех и все - за одного". Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Актив - знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. У большинства проявляется чувство гордости за свой коллектив, все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят. Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Гармонизация личных и общественных интересов. Расширение сферы деятельности.      
Группа коллектив «Горящий факел»   Здесь хорошо проявляются все качества коллектива: тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив Расширение связей с другими группами на основе сотрудничества, определение перспектив.      

 

Коллективно творческие дела (КТД).

Коллективные творческие дела - это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников, это общая деятельность по улучшению окружающей жизни. В этой жизни, в этой деятельности педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действуют вместе с ними и впереди них. Постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям - вот что сплачивает воспитателей и воспитанников. И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет "по ходу", в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов (прямое и косвенное, открытое и скрытое), и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших. Суть каждого дела - забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях. Дело это - коллективное, потому что совершается вместе - ребятами и старшими товарищами как их общая забота. Дело это - творческое, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что твориться сообща - не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается... Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет разные возможности, ведь оно - частица жизни. КТД могут быть разными по содержанию. Но в каждом КТД решается целый "веер" педагогических задач. КТД обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Этапы подготовки и проведения КТД.

1 этап. Предварительная работа. На основе проблем существующих в коллективе, педагогических целей и задач идет обсуждение что лучше сделать? Для кого? Когда? Где? Кто будет участвовать? С кем вместе? Кому быть организатором? Т.е. выбирается коллективное творческое дело, может проводиться конкурс между первичными коллективами на лучшие варианты, предложения, проекты.

2 этап. Коллективное планирование. На общем сборе заслушиваются и обсуждаются все варианты (один из них отбирается для осуществления или создается сводный проект); выбирается совет дела из представителей каждого первичного коллектива.

3 этап. Коллективная подготовка. Совет дела, опираясь на предложения первичных коллективов, разрабатывает избранный вариант, учитывая местные условия, распределяет поручения между первичными коллективами, а затем сам же руководит выполнением задуманного.

4 этап. Проведение дела. Это приготовление перед началом, само проведение дела и его завершение, т.е. подведение итогов.

5 этап. Коллективный анализ. Проведенное дело обсуждается на общем сборе - огоньке, причем каждый первичный коллектив высказывает свое мнение об удачах и недостатках, а затем обязательно вносит свои предложения на будущее.

6 этап. Ближайшее последействие. Коллективное осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе.

Условия проведения КТД.

· Нельзя нарушать последовательность действий при подготовке и проведении любого КТД.

· Нельзя допускать извращения позиции, роли, которая определена старшему товарищу ребят.

· Опирайтесь на прошлый опыт, на опыт и знания ребят.

· Главное, что КТД - это дела, в которых детей и взрослых объединяют общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строятся на принципах сотрудничества и сотворчества.

 

Схема анализа дня.

«Как мы прожили день?»

1. Что было запланировано?

2. Какие цели и задачи решались в течение дня?

3. Удалось ли их выполнить, что повлияло на результат?

4. Какое дело или событие дня было наиболее важным в воспитательном отношении?

5. Какой воспитательный эффект дела, события? Какое чувство оно вызвало у вас и ребят? Над чем заставило задуматься?

6. Как участвовали в делах ребята (активно, пассивно, слушали, смотрели);

7. Как отнеслись ребята к дню?

Общая характеристика отряда:

1. Был ли организован отряд?

2. Произошли ли изменения в коллективе, в дружеских группировках?

3. Каким было настроение отряда?

4. Кто обратил на себя внимание, как изменились ребята?

Общий вывод:

1. Удался ли день в целом?

2. Что нового этот день дал вам, как педагогу?

3. Какие формы воспитательного воздействия применяли?

4. Для чего и почему именно эти?

5. Насколько они были эффективны?

6. Что планируете сделать, изменить завтра?

 

Я собираюсь в лагерь. Задание № 7.

I 5 пальцев на этой ладошке это твой багаж для работы в лагере: твои знания и умения. Продолжи предложения и подпиши пальцы: мизинец – я знаю… безымянный – я умею… средний – я готов… указательный – я могу… большой – я хочу…
I Эти 5 пальцев – твои ожидания от лагеря. 1. 2. 3. 4. 5.  

 

Примечания.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.023 с.)