Особенности и социально-педагогические потенциалы лагеря. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности и социально-педагогические потенциалы лагеря.



Во многом решению специфических задач лагеря способствует использование тех потенциалов, которые имеет лагерь, в первую очередь загородный. Потенциалы в толковом словаре определяются как совокупность средств, возможностей, необходимых для чего-либо. Загородный детский оздоровительный лагерь – это внешкольное учреждение периодического функционирования (за исключением таких лагерей как «Орленок»), важное звено в системе дополнительного образования, воспитания, оздоровления детей. Именно лагеря предоставляют уникальные возможности для самопознания, самореализации, приобретения социального опыта детьми. Это связано с теми особенностями, которыми обладают детские лагеря по сравнению с другими образовательными учреждениями. В детском загородном лагере существуют значительные возможности для того, чтобы объединить воспитательное воздействие на личность социального окружения, педагогов, предметной и природной среды.

В таблице 1 можно увидеть особенности, свойственные детским лагерям и социально-педагогические потенциалы лагеря.

Особенности детского лагеря Социально-педагогические потенциалы лагеря
1. Кратковременность функционирования, или кратковременность пребывания в лагере ребенка. Формируется временный детский коллектив, который, как правило, за время смены проходит большой путь развития и достигает высокого уровня, что позволяет через коллектив оказывать положительное влияние на развитие личности.
2. Высокий темп жизни.   За относительно короткий промежуток времени ребенок может включиться в разнообразную деятельность, тем самым, приобретая различный социальный опыт, новые навыки и интересы, усовершенствуя прежние, развивая способности. Создаются условия для индивидуального развития. Идет более интенсивный поиск личностью своего «я». Каждый имеет возможность участия в практической деятельности и в смене видов деятельности с целью оценки личностью своих интересов и возможностей.
3. Высокая эмоциональная насыщенность жизни.   Наличие в жизни детей ярких, эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые как коллективно, так и индивидуально значимы и привлекательны. Эти дела становятся своеобразными вехами в воспитательном процессе – событиями, оказывающими на детей значительное влияние.
4. Насыщенное, интенсивное общение.   Приобретение социального опыта за счет расширения круга общения, его объема. В условиях лагеря детям приходится выстраивать общение с новыми незнакомыми ранее людьми, разными по возрасту, статусу, индивидуальным особенностям. Существуют возможности для формирования умений вести диалог.
5. Относительная автономность существования.   Поскольку лагерь является воспитательной организацией относительно автономной, это позволяет снижать негативное влияние среды. В то же время в лагере существует возможность для предъявления единых педагогических требований, осуществления единства воспитательных воздействий. В этих условиях легче формируется общественное мнение на основе определенных ценностей.
6. Разнородность состава взрослых и детей.   В условиях лагеря формируется полипрофессиональная, поливозрастная общность, значительно расширяющая контакты детей. Может осуществляться вариативность взаимодействия детей и взрослых.
7. Педагогический коллектив как носитель ценностей.   Единый подготовленный педагогический коллектив, может демонстрировать образцы деятельности, общения, поведения на основе определенных ценностей и нести эти ценности детям через включение их в определенную деятельность, соответствующую гуманистическим ценностям. Коллектив предъявляет единые педагогические требования.
8. Своеобразная субкультура.   В условиях лагеря формируются определенные стереотипы поведения на основе традиций, законов жизни лагеря (специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, интересов, особенностей общения и взаимодействия). Несмотря на то, что лагерь является как правило временной организацией носителями субкультуры лагеря является педагогический коллектив и дети, которые приезжают в лагерь не в первый раз, так называемые «старики».
9. Особая предметно-пространственная среда. Природа, наличие специально организованных помещений или площадок (спортивных, игровых, пляж, оборудованное место для купания) создают условия для оздоровления и отдыха детей, развития их эстетического вкуса. В отличие от других воспитательных организаций, лагерь создает условия для изменения, преобразования среды собственными силами детей. Лагерь создает возможность расширения числа сфер деятельности, с которыми могут познакомиться дети.
10. Организация жизнедеятельности. Режим жизни и питания, организация деятельности создает условия для отдыха и оздоровления, развития детей, приобретения ими социального опыта. В результате происходит компенсация того, что ребенок не может получит в обычной среде и дополнение к уже имеющимся знаниям, умениям, социальному опыту.
11. Дополнительное образование детей   В условиях лагеря происходит освоение богатств духовной культуры. Существует возможность приобретения знаний, умений, которые не могут быть приобретены в школе и семье. Возможность выбора различных программ и направлений обучения. Происходит стимулирование самосовершенствования.
12. Преимущественно досуговый характер деятельности Так как основной задачей детского лагеря является организация отдыха детей, то досуговая деятельность становится приоритетной. В лагере создаются благоприятные условия не только для включения детей в полезный, интересный досуг, но и для формирования у них ценностных ориентаций в сфере досуга, расширение круга интересов, накопление знаний о формах проведения досуга.
13. Гибкость и вариативность содержания воспитания,   Возможность выбора содержания деятельности в условиях лагеря, реализация интересов и потребностей детей происходит за счет создания широкой сети разнообразных типов лагерей, за счет учета потребностей родителей и детей в различных формах отдыха.
14. Технологии воспитания, отличные от других воспитательных организаций,   Использование различных технологий, таких как коллективная творческая деятельность, ролевые игры, допрофессиоанльные пробы, туристические технологии дающих возможность проявления субъектной позиции ребенка. Приобретение навыков организации отдыха, досуга, взаимодействия, практической деятельности. Возможность включения в деятельность в разных ролевых позициях.
15. Особенности взаимодействия между детьми и взрослыми. Взаимодействие в лагере, имеющем свои традиции, особую нравственную атмосферу влияет на процесс передачи социального опыта. Достаточно близкие возрастные характеристики вожатых, часто студентов, по отношению к младшему поколению, знание ими особенностей детской и подростковой субкультуры, понимание на основе собственного опыта наиболее типичных психологических состояний, переживаемых детьми и подростками в процессе взросления, позволяет последним более легко, свободно общаться, излагать причины и содержание внутриличностных, школьных, семейных и других проблем, конфликтов; совместно со своим наставником (вожатым) искать пути их разрешения; осуществлять внешнюю оценку, "экспертизу" своего поведения, консультирование по самым разнообразным темам и вопросам.
16. Коллективный характер проживания и жизнедеятельности,   Возможность приобретения опыта адаптации и обособления, формирование умений взаимодействия, сотрудничества, взаимопомощи, в то же время умений отстаивать свою точку зрения, свои права. Познание способов совместного проживания в группе сверстников. На основе сопоставления себя с другими развитие самооценки.
17. Менее жесткая регламентация деятельности детей, большая самостоятельность.   Возможность для осуществления социальных проб, приобретения навыков самостоятельной деятельности, опыта. Возможность для проявления личной инициативы, проявления активности, выбора. Самодеятельность воспитанника, включение его в реальную деятельность, создает условия расширенного формирования духовно-ценностной ориентации в условиях детского лагеря.
18. Завершенный цикл развития.   Возможность проектирования деятельности на основе ее систематичности, формулирования конкретных, достижимых результатов деятельности лагеря.

Важно умело использовать эти потенциалы для развития личности каждого члена временного детского коллектива.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.004 с.)