В таблице 1 можно увидеть особенности, свойственные детским лагерям и социально-педагогические потенциалы лагеря.
№
| Особенности детского лагеря
| Социально-педагогические потенциалы лагеря
|
1.
| Кратковременность функционирования, или кратковременность пребывания в лагере ребенка.
| Формируется временный детский коллектив, который, как правило, за время смены проходит большой путь развития и достигает высокого уровня, что позволяет через коллектив оказывать положительное влияние на развитие личности.
|
2.
| Высокий темп жизни.
| За относительно короткий промежуток времени ребенок может включиться в разнообразную деятельность, тем самым, приобретая различный социальный опыт, новые навыки и интересы, усовершенствуя прежние, развивая способности. Создаются условия для индивидуального развития. Идет более интенсивный поиск личностью своего «я». Каждый имеет возможность участия в практической деятельности и в смене видов деятельности с целью оценки личностью своих интересов и возможностей.
|
3.
| Высокая эмоциональная насыщенность жизни.
| Наличие в жизни детей ярких, эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые как коллективно, так и индивидуально значимы и привлекательны. Эти дела становятся своеобразными вехами в воспитательном процессе – событиями, оказывающими на детей значительное влияние.
|
4.
| Насыщенное, интенсивное общение.
| Приобретение социального опыта за счет расширения круга общения, его объема. В условиях лагеря детям приходится выстраивать общение с новыми незнакомыми ранее людьми, разными по возрасту, статусу, индивидуальным особенностям. Существуют возможности для формирования умений вести диалог.
|
5.
| Относительная автономность существования.
| Поскольку лагерь является воспитательной организацией относительно автономной, это позволяет снижать негативное влияние среды. В то же время в лагере существует возможность для предъявления единых педагогических требований, осуществления единства воспитательных воздействий. В этих условиях легче формируется общественное мнение на основе определенных ценностей.
|
6.
| Разнородность состава взрослых и детей.
| В условиях лагеря формируется полипрофессиональная, поливозрастная общность, значительно расширяющая контакты детей. Может осуществляться вариативность взаимодействия детей и взрослых.
|
7.
| Педагогический коллектив как носитель ценностей.
| Единый подготовленный педагогический коллектив, может демонстрировать образцы деятельности, общения, поведения на основе определенных ценностей и нести эти ценности детям через включение их в определенную деятельность, соответствующую гуманистическим ценностям. Коллектив предъявляет единые педагогические требования.
|
8.
| Своеобразная субкультура.
| В условиях лагеря формируются определенные стереотипы поведения на основе традиций, законов жизни лагеря (специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, интересов, особенностей общения и взаимодействия). Несмотря на то, что лагерь является как правило временной организацией носителями субкультуры лагеря является педагогический коллектив и дети, которые приезжают в лагерь не в первый раз, так называемые «старики».
|
9.
| Особая предметно-пространственная среда.
| Природа, наличие специально организованных помещений или площадок (спортивных, игровых, пляж, оборудованное место для купания) создают условия для оздоровления и отдыха детей, развития их эстетического вкуса. В отличие от других воспитательных организаций, лагерь создает условия для изменения, преобразования среды собственными силами детей. Лагерь создает возможность расширения числа сфер деятельности, с которыми могут познакомиться дети.
|
10.
| Организация жизнедеятельности.
| Режим жизни и питания, организация деятельности создает условия для отдыха и оздоровления, развития детей, приобретения ими социального опыта. В результате происходит компенсация того, что ребенок не может получит в обычной среде и дополнение к уже имеющимся знаниям, умениям, социальному опыту.
|
11.
| Дополнительное образование детей
| В условиях лагеря происходит освоение богатств духовной культуры. Существует возможность приобретения знаний, умений, которые не могут быть приобретены в школе и семье. Возможность выбора различных программ и направлений обучения. Происходит стимулирование самосовершенствования.
|
12.
| Преимущественно досуговый характер деятельности
| Так как основной задачей детского лагеря является организация отдыха детей, то досуговая деятельность становится приоритетной. В лагере создаются благоприятные условия не только для включения детей в полезный, интересный досуг, но и для формирования у них ценностных ориентаций в сфере досуга, расширение круга интересов, накопление знаний о формах проведения досуга.
|
13.
| Гибкость и вариативность содержания воспитания,
| Возможность выбора содержания деятельности в условиях лагеря, реализация интересов и потребностей детей происходит за счет создания широкой сети разнообразных типов лагерей, за счет учета потребностей родителей и детей в различных формах отдыха.
|
14.
| Технологии воспитания, отличные от других воспитательных организаций,
| Использование различных технологий, таких как коллективная творческая деятельность, ролевые игры, допрофессиоанльные пробы, туристические технологии дающих возможность проявления субъектной позиции ребенка. Приобретение навыков организации отдыха, досуга, взаимодействия, практической деятельности. Возможность включения в деятельность в разных ролевых позициях.
|
15.
| Особенности взаимодействия между детьми и взрослыми.
| Взаимодействие в лагере, имеющем свои традиции, особую нравственную атмосферу влияет на процесс передачи социального опыта. Достаточно близкие возрастные характеристики вожатых, часто студентов, по отношению к младшему поколению, знание ими особенностей детской и подростковой субкультуры, понимание на основе собственного опыта наиболее типичных психологических состояний, переживаемых детьми и подростками в процессе взросления, позволяет последним более легко, свободно общаться, излагать причины и содержание внутриличностных, школьных, семейных и других проблем, конфликтов; совместно со своим наставником (вожатым) искать пути их разрешения; осуществлять внешнюю оценку, "экспертизу" своего поведения, консультирование по самым разнообразным темам и вопросам.
|
16.
| Коллективный характер проживания и жизнедеятельности,
| Возможность приобретения опыта адаптации и обособления, формирование умений взаимодействия, сотрудничества, взаимопомощи, в то же время умений отстаивать свою точку зрения, свои права. Познание способов совместного проживания в группе сверстников. На основе сопоставления себя с другими развитие самооценки.
|
17.
| Менее жесткая регламентация деятельности детей, большая самостоятельность.
| Возможность для осуществления социальных проб, приобретения навыков самостоятельной деятельности, опыта. Возможность для проявления личной инициативы, проявления активности, выбора. Самодеятельность воспитанника, включение его в реальную деятельность, создает условия расширенного формирования духовно-ценностной ориентации в условиях детского лагеря.
|
18.
| Завершенный цикл развития.
| Возможность проектирования деятельности на основе ее систематичности, формулирования конкретных, достижимых результатов деятельности лагеря.
|
Важно умело использовать эти потенциалы для развития личности каждого члена временного детского коллектива.