Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Очередность оказания экстренной психологической помощи пострадавшим при острых стрессовых реакцияхСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. реакции опасные эмоциональным заражением
истерика психомоторное возбуждение агрессия
2. ступор является опасным для здоровья и жизни 3. страх может перерасти в паническую реакцию 4. апатия частично утрачена способность обеспечивать витальные потребности 5. нервная дрожь высока вероятность развития психосоматических заболеваний 6. плач считается самой адаптивной реакцией
При работе с острыми стрессовыми реакциями в первую очередь помощь оказывается при истероидной реакции, агрессии и психомоторном возбуждении, т.к. именно эти реакции могут нанести вред, как самому пострадавшему, так и другим людям (эмоциональное заражение). Следующей в порядке оказания помощи следует реакция ступор, т.к. данная реакция опасна для жизни и здоровья самого пострадавшего. Далее следует обратить внимание на пострадавших, находящихся в состоянии страха. Эта реакция опасна вероятностью перехода в панику. Реакция апатии опасна тем, что у пострадавшего частично утрачена способность обеспечивать собственные витальные потребности. При нервной дрожи, в случае неоказания должной помощи, есть вероятность возникновения психосоматических заболеваний. Из всех вышеперечисленных реакций – реакция плача является самой адаптивной и способствует выходу негативных эмоций.
При оказании экстренной психологической помощи есть ключевые моменты, которые соблюдаются специалистами при работе с острыми стрессовыми реакциями: не оставлять человека одного; дать ощущение большей безопасности; оградить от посторонних зрителей; помочь почувствовать пострадавшему, что он не остался один на один со своей бедой; употреблять четкие короткие фразы с утвердительной интонацией; постараться свести реакцию к плачу; избегать в своей речи употребления частицы «не». Однако есть и специфика работы с каждым из видов ОСР.
Плач Плач – это самая адаптивная реакция человека на стрессовую ситуацию. Плач является реакцией, которая позволяет отреагировать негативные эмоции, поэтому реакцию плача можно рассматривать как нормальную и даже желательную реакцию в ситуациях тяжелого стресса. Поэтому крайне важно дать реакции плача состояться. Если человек плачет, его не надо успокаивать и стараться остановить плач. При работе с плачем можно использовать общие принципы оказания помощи при острых стрессовых реакциях. Для того чтобы отличить плач от другой острой реакции на стрессовую ситуацию, необходимо обратить внимание на следующие признаки: — человек уже плачет или готов разрыдаться; — подрагивают губы; — наблюдается ощущение подавленности; — в отличие от истерики нет возбуждения в поведении. Помощь при плаче: — Нежелательно оставлять пострадавшего одного, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился. Слезы — это способ выплеснуть свои чувства, и не следует сразу начинать успокаивать человека, если он плачет. Можно просто сесть рядом, приобнять человека, поглаживая по голове и спине, дать ему почувствовать, что вы рядом с ним, что вы сочувствуете и сопереживаете ему. Помните выражения «поплакать на плече», «поплакать в жилетку» — это именно об этом. Можно держать человека за руку. Иногда протянутая рука помощи значит гораздо больше, чем сотни сказанных слов. — Использовать приемы «активного слушания». — Не давайте советов. Истероидная реакция Истероидная реакция является одной из самых опасных реакций, т.к. она очень заразительна для окружающих. Истероидная реакция всегда направлена на зрителя, следовательно, изолировав пострадавшего с истероидной реакцией от толпы, велика вероятность купирования реакции. Истероидная реакция характеризуется следующими признаками: • сохраняется сознание, но почти невозможен контакт; • чрезмерное возбуждение; крики, рыдания. • множество движений, театральные позы; • речь эмоционально насыщенная, быстрая; Помощь при истероидной реакции: · Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с человеком наедине, если это не опасно для вас. · Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (например, можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего). Если такое действие совершить не удается, то сидите рядом с человеком, держите его за руку, поглаживайте по спине, но не вступайте с ним в беседу или, тем более, в спор. Любые ваши слова в этой ситуации только подольют масла в огонь. · После того, как истерика пошла на спад, говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным, но доброжелательным тоном («выпей воды», «умойся»). · Не потакайте желаниям пострадавшего. · После истерики наступает упадок сил. Дайте человеку возможность отдохнуть. Агрессивное поведение
Агрессия – реакция опасная и ресурсозатратная, т.к. при агрессии пострадавший может нанести вред себе и окружающим его людям. Агрессивное поведение характеризуют: — раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу); — нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами; — словесные оскорбления, брань; — мышечное напряжение, увеличение кровяного давления. Помощь при агрессии: — Свести к минимуму количество окружающих. — Дать пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку); — Поручить пострадавшему работу, связанную с высокой физической нагрузкой. — Демонстрировать благожелательность. Можно разрядить обстановку смешными комментариями или действиями, но только в том случае, если это уместно. — Агрессия может быть погашена страхом наказания если: ü нет цели получить выгоду от агрессивного поведения, ü наказание строгое и вероятность его осуществления велика. Если не оказать помощь разъяренному человеку, это приведет к опасным последствиям: из-за снижения контроля над своими действиями человек будет совершать необдуманные поступки, может нанести увечья себе и другим. Психомоторное возбуждение Человек перестает понимать, что происходит вокруг него. Единственное, что он может делать – это двигаться. Движения могут быть совсем простые («Я побежал, а когда пришел в себя, оказалось, что не знаю, где нахожусь») или достаточно сложные («Я что-то делал, с кем-то разговаривал, куда-то бежал, но ничего не могу вспомнить»). Признаки: — движения резкие; — бесцельные и бессмысленные действия; — ненормально громкая речь, человек говорит без остановки, иногда абсолютно бессмысленные вещи; — часто отсутствует реакция на окружающих (на замечания, просьбы, приказы). Помощь при психомоторном возбуждении: - Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки пострадавшему под «мышки», прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя. - Изолируйте пострадавшего от окружающих. - Задавайте человеку вопросы, которые привлекут его внимание, или поручите дело, которое заставит его задуматься. Любая интеллектуальная активность снизит уровень активности физической. - Предложите прогуляться, сделать несколько физических упражнений, выполнить какую-то физическую работу (что-то принести, переставить и т.д.), так, чтобы он почувствовал физическую усталость. - Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает: «Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось. Ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего». - Не спорьте с пострадавшим, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям («Не бегай», «Не размахивай руками», «Не кричи»). - Помните, что пострадавший может причинить вред себе и другим. Психомоторное возбуждение может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением. Нервная дрожь Посредством неконтролируемой нервной дрожи тело «сбрасывает» напряжение. Если эту реакцию не остановить, то напряжение останется в теле и может стать причиной мышечных болей и приводить к развитию психосоматических заболеваний. Дрожь начинается внезапно сразу после инцидента или спустя какое-то время, сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, прикурить сигарету). Помощь при нервной дрожи: Нервной дрожи необходимо дать состояться, однако такое состояние часто мешает пострадавшему в совершении тех или иных действий. Для того чтобы помочь пострадавшему быстро снять мышечное напряжение, необходимо усилить дрожь. Попросите пострадавшего максимально напрячь ту часть тела, которая дрожит на 10 – 15 секунд, а затем, резко расслабиться. Например, если у пострадавшего трясутся руки, попросите его сжать руки в кулаки так, чтобы костяшки пальцев начали белеть, когда вы увидите, что он смог это сделать, попросите его оставаться в этом напряжении пока вы не дадите команду разжать руки. Передать пострадавшего медикам. Неверно: обнимать или прижимать пострадавшего к себе, укрывать его, успокаивать, говорить, чтобы он взял себя в руки. Апатия Непреодолимая усталость, такая, что любое движение, слово дается пострадавшему с огромным трудом. Полное равнодушие и безразличие, проявление каких бы то ни было эмоций отсутствует. Речь у пострадавшего медленная, с большими паузами. В поведении отмечается вялость, заторможенность, пострадавший на заданный Вами вопрос может отвечать не с первого раза. Помощь при апатии: · Поговорите с человеком. Задайте ему несколько простых вопросов исходя из того, знаком он вам или нет: «Как тебя зовут?», «Как ты себя чувствуешь?», «Хочешь есть?». · Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно нужно снять обувь). Дайте ему возможность поспать или просто полежать. · Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то больше говорите с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (можно прогуляться, сходить выпить чая или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи). Ступор
Человек неподвижен, сидит в одной позе и ни на что не реагирует, как бы оцепенев. Распознать ступор можно по следующим критериям: — резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи; — отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновение, боль); — оцепенение, состояние полной неподвижности; — возможно напряжение отдельных групп мышц; — часто ограниченные координированные движения глаз. Отличить ступор как острую стрессовую реакцию от кататонического ступора очень сложно, именно поэтому помощь таким пострадавшим оказывается медиками. Однако в случае, если по близости отсутствует бригада врачей, можно оказать доврачебную помощь. Помощь при ступоре: Необходимо добиться любой реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения. Человек находясь в ступоре, может видеть и слышать, поэтому говорите ему на ухо тихо, четко и медленно, то, что может вызвать сильные эмоции, лучше негативные. Также можно провести некоторые действия: 1. согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу; 2. Кончиками большого и указательного пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу, над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями, четко над зрачками. 3. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания. 4. В случае неэффективности вышеперечисленных действий, возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10–15 секунд. 5. Продолжайте разговаривать с ним четко, ясно и медленно, иначе он может воспринять ваши действия как нападение. Важно: данная реакция на выходе может перейти в другую реакцию, к этому необходимо быть готовым. Страх Чувство страха – это проявление инстинкта самосохранения, и поэтому реакция страха нормальна, однако страх может перерасти в панику. Панический страх, ужас может побудить к бегству, вызывать оцепенение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует свои действия и не осознает, что происходит вокруг, что уже опасно для самого пострадавшего и окружающих, так как велика вероятность эмоционального заражения, поэтому оказывать помощь пострадавшим с реакцией страха тоже надо. Страх характеризуется: • напряжением мышц (особенно лицевых); • сильным сердцебиением; • учащенным поверхностным дыханием; • сниженным контролем собственного поведения. Помощь пострадавшему в состоянии страха: · Не оставляйте человека одного. Страх тяжело переносить в одиночестве. · Говорите о том, чего человек боится. Доказано, что когда человек проговаривает свой страх, тот становится не таким сильным. Поэтому, если человек говорит о том, чего он боится — поддерживайте его, говорите на эту тему. · Не пытайтесь отвлечь человека фразами: «Не думай об этом», «Это ерунда», «Это глупости» и т.д. · Предложите человеку сделать несколько дыхательных упражнений. · Если боится ребенок, поговорите с ним о его страхах, после этого можно поиграть, порисовать, полепить. Эти занятия помогут ребенку выразить свои чувства. · Постарайтесь занять человека каким-нибудь делом. Этим вы отвлечете его от переживаний. · При необходимости информировать пострадавшего о ходе АСР. Помните — страх может быть полезным (если помогает избегать опасных ситуаций), поэтому бороться с ним нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью.
Самопомощь при ОСР Первое и самое главное правило гласит, что в острой стрессовой ситуации важно справиться со своим страхом и растерянностью. Для этого вам помогут следующие приемы: · - остановитесь и сосчитайте до десяти; · - глубоко подышите: медленно вдохните носом и на некоторое время задержите дыхание, затем медленно выдохните через нос, сосредоточившись на ощущениях; · - напрягите отдельные группы мышц на 2 секунды, затем резко их расслабьте; · - Набрав воды в стакан, медленно выпейте ее, сконцентрировав свое внимание на ощущениях; · - переключите внимание на какой-нибудь внешний объект, обращая внимание на его цвет, фактуру, форму; · - болевое переключение: ущипните себя, уколите иглой; · - выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч, и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали, дышите глубоко и следите за своим дыханием, продолжайте делать это в течение одной - двух минут. · - проделайте очень медленные движения головой - покачивания, повороты, наклоны. · - сделайте глубокий вдох, а выдыхать воздух следует сквозь плотно сжатые зубы · - во весь голос скажите, к примеру: «что случилось?» и сами - в ответ: «Да ничего!». Не рекомендуется прибегать к приему спиртного, поскольку даже незначительная его доза существенно нарушит координацию движений и способность оценивать обстановку, что может оказаться роковым для пострадавшего. Толпа. Профилактика образования толпы и основы работы с толпой В своей работе спасатели часто сталкиваются с ситуациями, когда на месте происшествия собирается толпа зевак или приезжают родственники пострадавших, которые мешают проведению АСР. Можно привести примеры ситуаций, в которых участвует значительное количество пострадавших и в которых присутствует значительный риск как для самих пострадавших, так и для спасателей. Например: спасатели, пытаясь снять около сотни рыбаков с отколовшейся льдины, подплыли к ним на лодке. Люди бросились к лодке и чуть не перевернули ее. Тогда спасатели попробовали сесть на льдину на вертолете, но как только они приземлились, рыбаки кинулись к вертолету и, пытаясь залезть в него, отпихивали друг друга и даже пытались вытащить из кабины пилотов. Можно ли было подобную ситуацию прогнозировать и предпринять меры по минимизации рисков? Для того чтобы подобные ситуации возникали как можно реже, необходимо знать особенности психического состояния людей в толпе, закономерности образования толпы и основы работы с толпой. Толпа – это бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Как правило, психическое состояние и поведение человека, находящегося в толпе, отличается следующими особенностями: 1. снижение межличностного общения на вербальном уровне; 2. бесцельная физическая активность: бесцельность перемещений и движений, стереотипные движения и т.д. 3. подражание движениям и поведению активных участников толпы; 4. высокая восприимчивость к импульсам изнутри толпы; 5. эмоциональное возбуждение или частая смена эмоций; 6. снижение способности критично оценивать окружающее и собственное поведение.
Существует две основные разновидности толпы:
пассивная (окказиональная) активная (действующая) случайная агрессивная конвенциональная паническая экспрессивная стяжательская
К пассивной толпе относятся следующие виды: случайная, конвенциональная и экспрессивная.. Случайной толпой называется неорганизованная общность людей, возникающая в связи с каким-либо неожиданным событием, например дорожно-транспортным происшествием, пожаром, дракой и т.д. К конвенциональной относится толпа, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения – конвенциях. Такая толпа собирается по поводу заранее объявленного мероприятия, например митинга, политической демонстрации, спортивного состязания, концерта и т.д. В подобных случаях людьми обычно движет вполне направленный интерес, и они должны следовать нормам поведения, соответствующим характеру мероприятия. Общность людей, отличающаяся особой силой массового проявления эмоций и чувств (любви, радости, грусти, печали, горя, негодования, гнева, ненависти и т.д.), называется экспрессивной толпой. Экспрессивная толпа обычно является результатом трансформации случайной или конвенциональной толпы, когда людьми, в связи с определенными событиями, свидетелями которых они стали, и под воздействием их развития, овладевает общий эмоциональный настрой, выражаемый коллективно, часто – ритмически. Наиболее характерными примерами экспрессивной толпы являются скандирующие футбольные или хоккейные болельщики. Агрессивная, паническая, стяжательная и экстатическая – это разновидности активного вида толпы. Агрессивной толпой называется скопление людей, стремящихся к уничтожению, разрушению и даже убийству. Люди, составляющие агрессивную толпу, не имеют рациональной основы для своих действий и, находясь в состоянии фрустрации, часто направляют свой слепой гнев или ненависть на совершенно случайные объекты, не имеющие никакого отношения ни к происходящему, ни к самим погромщикам. Агрессивная толпа относительно редко возникает сама по себе. Чаще всего она является результатом трансформации случайной, конвенциональной или экспрессивной толпы. Паника – это социально-психологический феномен проявления группового неконтролируемого страха. Основная черта любого панического поведения людей – стремление к самоспасению. Исходя из этого, можно говорить о том, что паническая толпа – скопление людей, охваченных чувством страха, стремлением избежать некой воображаемой или реальной опасности. В основе паники лежит страх, возникающий как результат переживания беспомощности перед реальной или воображаемой опасностью, стремление любым путем уйти от нее. Паническую реакцию можно разделить на: - легкую (в случаях, когда задерживается транспорт, при спешке или внезапном, но не очень сильном сигнале); - среднюю (характеризуется значительной деформацией сознательных оценок происходящего, снижением критичности, возрастанием страха, подверженностью внешним воздействиям); - аффективная (паника с отключением сознания, характеризующаяся полной невменяемостью – наступает при чувстве ужасной, смертельной опасности). Для превращения толпы в паническую, необходимо наличие совокупности социально-психологических, физиологических, общепсихологических и социальных факторов. Общая напряженность в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями, относится к социальным факторам. Физическая усталость, голод, длительная бессонница, алкогольное и наркотическое опьянение – это физиологические факторы. Тревога, страх, беспокойство, вызванные недостатком информации о возможных опасностях и способах противодействия, – общепсихологические факторы. К социально-психологическим факторам относятся отсутствие ясной и достаточно значимой общей цели, эффективных, пользующихся общим доверием лидеров и низкий уровень групповой сплоченности. Паническая реакция, как любой процесс, имеет несколько этапов. Резкий испуг, потрясение, восприятие ситуации как угрожающей и даже безысходной, усиление интенсивности страха – это первый этап. Ко второму этапу относится реакция бегства, третий этап заключается в завершении паники.Обычные следствия паники – либо усталость и оцепенение, либо состояние крайней тревожности, возбудимости и готовности к агрессивным действиям. Стяжательская толпа многолика. Ее могут образовывать и покупатели в магазинах при продаже товаров повышенного спроса при явном их недостатке (как это было иногда во времена СССР); и пассажиры, стремящиеся занять ограниченное количество мест отходящего автобуса или электрички; и покупатели билетов у касс перед началом какого-либо зрелищного мероприятия; и вкладчики обанкротившегося банка, требующие возврата вложенных денег. Стяжательская толпа– скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями, которых недостаточно для удовлетворения потребностей или желаний всех участников этого конфликта. Экстатическая толпа – вид толпы, в которой люди, ее образующие, доводят себя до исступления в совместных молитвенных, ритуальных или иных действиях. Чаще всего это случается с молодежью во время ярмарок-концертов, представителями некоторых религиозных направлений или религиозных сект. В образовании толпы участвуют следующие механизмы: слухи и эмоциональное кружение. В самом общем виде эмоциональное кружение представляет собой невольную подверженность человека определенным психическим состояниям, возникающим в толпе. В связи с тем, что схожие психические состояния (гнев, испуг и т.д.) возникают у большинства участников толпы, срабатывает механизм многократного эмоционального усиления, ускорения эмоционального воздействия. Это приводит к общему настроению и решимости. Разумеется, циркулировать может не только веселье, но и скука, страх, ярость. Эмоциональное кружение стирает индивидуальные различия. Ситуативно снижается роль личного опыта, индивидуальной и ролевой идентификации, здравого смысла. Индивид чувствует и поведенчески реагирует «как все». Происходит значительный регресс: актуализуются низшие, более примитивные пласты психики. Человек в толпе способен совершить такие действия, которые противоречат его нравственным установкам. У человека, охваченного эмоциональным кружением, повышается восприимчивость к импульсам, источник которых находится внутри толпы и резонирует с доминирующим состоянием, и одновременно снижается восприимчивость к импульсам извне толпы. Соответственно, усиливаются барьеры против всякого рационального довода. Поэтому в такой момент попытка воздействовать на толпу логическими аргументами может оказаться несвоевременной и просто опасной. Пассивная толпа может очень быстро трансформироваться в действующую, активную. Любая толпа, возникая, имеет кольцеобразную форму, если этому не мешает рельеф местности, здания и т.п. При этом границы толпы нечеткие, перемещения людей толпе напоминают броуновкое движение. Границы ядра толпы, которое можно определить по более наиболее плотному скоплению людей и по наличию наиболее активных людей, четко не выделяются. Следующий этап превращения толпы – эмоциональное кружение людей, при котором активизируется перемещение людей от периферии толпы к ее ядру, чаще это движение происходит по спирали (если не мешает рельеф местности). В результате эмоционального заражения и движения людей ядро толпы расширяется и уплотняется, его границы становятся более четкими. Далее следует этап, на котором появляется объект общего внимания, на котором фокусируются импульсы, чувства и воображение людей, активизируются лидер или лидеры толпы. На этом этапе объектом внимания становится образ, создаваемый в процессе передачи слухов в разговорах участников толпы. Последний этап превращения толпы в действующую характеризуется активизацией людей дополнительным стимулированием, чаще всего это делает лидер. Оно побуждает приступить к конкретным, часто агрессивным действиям. Толпа становится действующей. Существуют приемы управления действующей толпой. Эта группа приемов используется только правоохранительными органами. Использование силы, специальных технических средств и т.д., т.е. директивных методов управления толпой, должно быть очень осторожным, ответственным и проводиться с учетом индивидуальных и коллективных психологических проявлений. Например, звук выстрела при определенных условиях может спровоцировать массовую панику. Если действующая толпа возникла, то могут применены приемы, которые позволяют управлять ею: - переориентирование внимания (как только внимание людей в толпе оказывается распределенным между несколькими объектами, сразу же образуются отдельные группы); - объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы; - обращение к участникам толпы с названием конкретных фамилий, имен, отчеств, наиболее распространенных в данной местности; - применение мер по локализации действий толпы; - применение более сильного шокового воздействия; - использование ритма, ритмичной музыки; - изоляция лидеров толпы и т.д. В том случае, если толпа превращается в действующую, задача специалистов - выйти из толпы быстро и безопасно и вывести с собой максимально возможное количество людей. Учитывая механизмы возникновения толпы, происходящие в ней процессы, а также психологические особенности поведения людей в толпе, можно сформулировать принципы безопасного поведения для людей, находящихся в толпе: 1. Застегните наглухо всю одежду, снимите шарфы – уберите все, за что можно зацепиться. При давке надо освободить руки от всех предметов, согнуть их в локтях. 2. Старайтесь выбраться из ядра толпы к периферии. География толпы определяется различием между более плотным ядром и разреженной периферией. В ядре аккумулируется эффект эмоционального заражения, и оказавшийся там сильнее испытывает его влияние. 3. Двигайтесь только по ходу толпы. Не влезайте на ограды, будьте дальше от витрин, не хватайтесь за деревья, столбы. Старайтесь избегать тех мест, где вас может зажать толпа. 4. Не приближайтесь к агрессивно настроенным лицам и группам лиц. 5. Если Вы выходите из толпы с ребенком – возьмите его на руки. 6. Помните об эмоциональном кружении и регрессе в толпе – если у людей, выходящих с Вами, негативно изменяется состояние можно использовать директивные указания или юмор. 7. Вы, как человек находящийся в толпе тоже подвержены эмоциональному кружению. Лучшее средство этому противостоять – четко следовать Вашей цели: выйти из толпы и по возможности вывести с собой других людей. Очевидно, что гораздо безопаснее не допустить превращения толпы в действующую, чем ликвидировать последствия образования агрессивной, стяжательской или панической толпы. При работе в местах большого скопления людей, необходимо применять профилактические меры с целью снижения возможности возникновения действующей толпы. Таких мер достаточно много: 1. Организованная информационно-разъяснительная работа. Недостаток информации порождает самые фантастические слухи, а своевременная и достоверная информация о произошедшей ситуации и о мероприятиях по ликвидации последствий ЧС способствует созданию более спокойной и определенной обстановки. Важным аспектом этой работы являются простые и понятные указания о действиях и правилах поведения, возможных способах и средствах защиты в возникшей ЧС; 2. Разделение больших групп пострадавших в пространстве или по времени. Примером разделения больших групп в пространстве может быть разделение очереди на получение питания или гуманитарной помощи на несколько групп. Если позволяет ситуация, то можно разделять большую группу на малые по времени прибытия к месту проведения мероприятия. Например: получение гуманитарной помощи пострадавшими при природных пожарах, проживающих в удаленном поселке. Получение гуманитарной помощи можно разделить по нескольким помещениям (по видам продукции), либо можно назначить время получения помощи отдельными группами (по первой букве фамилии, по улице, где проживают люди, по степени обеспеченности предметами первой необходимости, наличию детей в пострадавших семьях и т.д.). 3. Если предполагается, что большое количество людей соберется в здании, помещении, ограниченном пространстве, то нужно предусмотреть отдельный вход и отдельные выходы, а также возможность открытия дополнительных выходов в случае возникновения неожиданной ситуации. Желательно не допускать возможности возникновения встречных потоков. Вход и выход людей должен быть организован и проконтролирован во избежание возникновения давки. 4. Вовлечение людей в активные действия: обустройство пунктов временного размещения; помощь в организации питания других пострадавших; помощь при разгрузке гуманитарной помощи; оказание помощи престарелым, инвалидам; упаковку вещей для эвакуации, составление списков и другая посильная работа. Если позволяет ситуация, то можно использовать профессиональные знания и опыт пострадавших: помощь поваров на пунктах питания, педагогов для организации досуга детей и т.д. 5. Переориентация внимания людей на несколько объектов для разделения уже собравшихся людей на малые группы (как только внимание людей в толпе оказывается распределенным между несколькими объектами, сразу же образуются отдельные группы). Например: несколько сотрудников одновременно в удаленных друг от друга местах дают одну и ту же информацию; 6. Если позволяют технические возможности в ряде случаев уместно использование соответствующей музыки. Например: использование печальной национальной музыки, которая сопровождала вход и выход людей с места проведения пятитысячного траурного мероприятия, позволило значительно снизить вероятность развития действующей толпы. 7. Передача медицинским работникам пострадавших, физическое состояние которых вызывает опасения, оказание помощи пострадавшим с острыми стрессовыми реакциями, характеризующимися эффектом заражения (истероидная реакция, агрессия, психомоторное возбуждение).
Для осуществления работы по профилактике возникновения активной, действующей толпы необходимо четкое управление, постоянный контакт руководящего состава с оперативными и вспомогательными силами, участвующими в ликвидации последствий ЧС и подготовленность руководящего состава формирований и спасателей к действиям в подобных ситуациях, умение прогнозировать возможность образования толпы и навыки ведения информационно-разъяснительной работы.
Суицид
Суицид – самоубийство (лат. - "себя убивать") - это намеренное лишение себя жизни. Это реакция человека на проблему, кажущуюся непреодолимой, как, например, отчуждение, смерть близких и т.д. Суицидальные действия включают в себя: Суицидальная попытка - это целенаправленная попытка лишить себя жизни, но не закончившаяся смертью. Попытка может быть обратимой и необратимой, направленной на лишение себя жизни или другие цели. Завершенный суицид - действия, завершенные летальным исходом. Парасуициды - акты намеренного самоповреждения, не приводящие к смерти Пресуицид – период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации. Непосредственный повод попытки самоубийства длится от нескольких минут до нескольких часов (острый пресуицид), редко дней, перед совершением поступка. Важно знать этот повод, а по возможности и поводы предшествующих попыток самоубийства, чтобы найти доступ к более скрытым проблемам суицидетна. Возможен и хронический пресуицид, когда период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации исчисляется месяцами. Суициды можно разделить на три основные группы: 1. Истинные. 2. Демонстративно-шантажные. 3. Аффективный.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 2005; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.152 (0.015 с.) |