Конфликт. Виды. Функции. Способы профилактики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конфликт. Виды. Функции. Способы профилактики.



Конфликты неизбежны и существуют там, где есть жизнь, поэтому нужно знать, как предотвращать их деструктивности, негативных проявлений и разрушающим последствиям, как вести себя в процессе различных конфликтов, как вести себя в значимых, жизненно важных конфликтах, как завершать и конструктивно, удачно для всех конфликтующих сторон, решать конфликт.

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Конфликт — это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

В основе многих конфликтов лежит информация, приемлемая для одной из сторон и неприемлемая для другой. Это могут быть неполные и неточные факты, слухи, что дезинформирует партнеров по общению: подозрения в умышленном сокрытии информации; сомнения в надёжности и ценности источников информации; спорные вопросы законодательства и т.д.

С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Но, в позитивном ключе конфликты рассматривают: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

Поскольку конфликт всегда предполагает участие сторон, наиболее всеобъемлющей и фундаментальной является классификация конфликтов по количеству сторон, принимающих в нем участие:

- межгрупповые конфликты (могут возникнуть как между структурными подразделениями, так и между группами сотрудников одного подразделения). Например, в конфликте наблюдается противостояние «мы-они»: «Мы-хорошие, болеем за свое дело; они плохие, их волнуют только собственные интересы».
межличностные конфликты, самый распространенный,- столкновения руководителей по поводу ресурсов, каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти средства именно ему, а не другому руководителю; кандидатов на одну вакансию; также отдельных личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями. Примером может служить предстоящая смена руководства, где могут возникнуть возможные изменения в организации, это и супружеские противоречия, конфликты «отцов и детей», в общественном транспорте.

внутриличностные конфликты – ролевой конфликт, по поводу предъявления противоречивых требований к результату работы. Также может являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Примерами могут послужить психологический дискомфорт, вызванный повышением по службе, просьба руководителя выйти в выходной день, срочность выполнения работы).

- конфликт между личностью и группой появляется, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.

 

ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА

Говоря о функциях конфликтов, стоит отметить, что конфликты бывают как деструктивные (негативные) – разрушение совместной деятельности, ухудшение или распад отношений, ухудшение самочувствия участников так и конструктивные (позитивные)- конфликт является важным источником развития личности, группы. Как правило, конфликт несет в себе и то, и другое, поэтому его оценивают по тому, какое начало преобладает. Функциональность конфликта по мере его развития может изменяться в сторону положительных или отрицательных последствий.

Конкретными причинами конструктивных конфликтов чаще всего оказываются неблагоприятные условия труда, несовершенная его оплата; недостатки в организации; перегрузки на работе; несоответствие прав и обязанностей сотрудников; нехватка ресурсов; низкий уровень дисциплины.

Деструктивные конфликты обычно вызываются неправильными действиями, в том числе злоупотреблением служебным положением, нарушением трудового законодательства, несправедливыми оценками людей. Таким образом, если при конструктивных конфликтах стороны не выходят за рамки этических норм, то деструктивные, в сущности, основываются на их нарушении, а также на психологической несовместимости людей.

.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.004 с.)