Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины суицида среди подростков

Поиск

Отмечены случаи, когда перед уходом из жизни родители лишают жизни своих детей.

Причинами суицида среди школьников могут являться:

· школьные проблемы, связанные с перегрузкой, неуспеваемостью, конфликтами с учителями или сверстниками.

· конфликтные отношения с родителями и систематическое избиение за различные провинности. Эмоциональная холодность со стороны родителей, когда ребенок чувствует себя отверженным, одиноким, когда создается пустота в душе, глубокая тоска. Высокие требования родителей к своему ребенку, которые он не может выполнить, могут привести к суицидальным попыткам. Хотя эти попытки могут носить и демонстративный характер. Ребенок старается свести счеты с жизнью тогда, когда он предполагает, что ему смогут сохранить жизнь. Он совершает самоубийство, когда должны прийти взрослые, чтобы те могли его спасти. Совершение суицида на глазах окружающих и т.д.

· нежелательная беременность.

· изнасилование.

· унижение и позор со стороны одноклассников, травля со стороны одноклассников.

· нетрадиционная ориентация: гомосексуализм. Подростки обоего пола. Подростки сильно переживают, когда от них отворачиваются сверстники и родители.

· психические заболевания, среди которых можно отметить: депрессию, шизофрению, анорексию.

· дисморфофобию или дисморфоманию в подростковом и юношеском возрасте (сильная неудовлетворенность своей внешностью). Дисморфофобия проявляется в виде глубокой озабоченности мнимыми или незначительными недостатками своей внешности или запахами тела, якобы отталкивающих окружающих. Больные чаще всего переживают из-за своих морщин, пятен и волос на коже, величины носа, ширины бедер, размера ступни и т.д. По данным американских исследователей 30% людей с такими расстройствами самоизолировались от внешнего мира, 17% предприняли попытки самоубийства.


Характерные черты личности суицидента

К индивидуальным психологическим особенностям потенциальных самоубийц можно отнести следующие качества:

· Склонность к депрессивным расстройствам

· Неадекватная самооценка

· Неспособность адекватно перерабатывать конфликты в межличностной сфере.

Признаки суицидального риска:

индикаторами суицидального риска является следующее факторы:

· Злоупотребление алкоголем или психотропных веществ;

· Уход из дома;

· Самоизоляция от других людей и жизни;

· Резкое снижение повседневной активности;

· Изменение привычек, например несоблюдение личной гигиены, ухода за внешностью;

· Предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;

· Наличие суицидальных мыслей, намерений, планов (например, "Хорошо бы заснуть и не проснуться").

· "Туннельное видение" - неспособность увидеть другие варианты разрешения проблемы, кроме самоубийства.

· Частое прослушивание траурной или печальной музыки.

· "Приведение в порядок" (оформление завещания, урегулирование конфликтов, письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей).

Рекомендации для уменьшения депрессивного состояния

Для улучшения настроения рекомендуется больше двигаться, увеличить продолжительность сна, перед сном принять теплый душ, но не вытирать кожу насухо.

ü Для лечения сезонной депрессии эффективна фототерапия (пребывание в солярии, солнечный свет). Зимой совершать лыжные прогулки.

ü В интерьере квартиры желательно использовать светлые обои и мебель. В настоящее время у некоторых людей есть тенденция к использованию темных тонов в квартире. Ряд дизайнеров предлагают использовать черный кафель в ванной комнате. Интерьер квартиры состоит из черных красок. Вроде бы стильно, современно, но через некоторое время у человека может возникнуть нервное истощение. Кроме этого депрессивные больные часто не открывают шторы в своей квартире. И человек постоянно находится в полумрачной квартире, куда не проникает солнечный свет.

ü Депрессивным больным рекомендуется фотографировать облака, особенно в солнечную погоду. Находиться на природе.

ü Арт-терапия: изотерапия (творческое выражение через рисование), лепка, (фотографирование и создание коллажей), для женщин это может быть вышивка, вязание, шитье.

ü Хорошо помогает ведение дневников, где надо отражать, что хорошего произошло в течение дня, какие встречи были за день.

ü Самое главное больному надо дать сильный толчок к жизни. Поговорить о смысле жизни, о планах на будущее, на день, месяц, год. Выяснить ради чего или кого человек готов жить, что может стать катализатором продвижения к будущему, независимо от возраста человека. Главное заинтересовать человека любой ценой снова жить.

ü Хорошо помогает занятие спортом, плавание, бег, пешая прогулка.

ü Занятие любимым делом.

ü Прослушивание музыкальных произведений.

Ресурсы

Ресурсы пациента – это те сильные стороны человека, которые служат основой его жизнестойкости и увеличивают вероятность преодолеть кризис с позитивным балансом.

Внутренние ресурсы

· инстинкт самосохранения;

· интеллект;

· социальный опыт;

· коммуникативный потенциал;

· позитивный опыт решения проблем.

Внешние ресурсы

· поддержка семьи и друзей;

· стабильная работа;

· приверженность религии;

· устойчивое материальное положение;

· медицинская помощь;

· индивидуальная психотерапевтическая программа.

Общие рекомендации по общению с потенциальным самоубийцей

Не пренебрегайте суицидальными высказываниями - лучше перестраховаться, чем недооценить риск суицида. Беседу с потенциальным суицидентом целесообразно построить по следующему примерному плану:

1. Выразите свою заинтересованность личностью и судьбой собеседника, а если это уместно, то и любовь к нему.

2. Задавайте вопросы в прямой, искренней и спокойной манере; используйте технику активного слушания.

3. Выясните, насколько ясный образ будущего суицидального действия сформирован у собеседника:

- имеется ли у него суицидальный план;

- намечены ли время и место исполнения;

- были ли суицидальные мысли и попытки в прошлом;

- как он сам оценивает вероятность своего суицида.

Помните, что чем более обстоятельно разработан план, тем больше вероятность его реализации.

4. Попытайтесь выяснить причины и условия формирования суицидальных намерений. Не принуждайте собеседника говорить о них, если рассказ для него слишком болезнен.

5. Побудите его выразить свои чувства в связи с проблемной областью его отношений.

6. Постарайтесь убедить суицидента в наличии оптимистических возможностей, показать множество возможностей, расширить видение мира.

7. Спросите, приходилось ли ему рассказывать кому-либо о том, что он говорит сейчас. Этот вопрос поможет подтолкнуть собеседника к мысли, что, возможно, главная его проблема в социальной (само) изоляции.

8. Будьте готовы к тому, что вы будете вовлечены (возможно, на длительное время) в психотерапевтическую работу с вашим собеседником.

Психологическая помощь при потенциальном суициде

С суицидентом должен вести разговор психотерапевт или психиатр, психолог-консультант. В некоторых случаях рекомендуется госпитализация в психиатрическое отделение с дальнейшим прохождением медикаментозного лечения. Иногда работа с такими больными может проходить в течение одного года.

При работе с такими больными возможно использование методов арт-терапии, сказкотерапии, библиотерапии, песочной терапии, метода позитивной психотерапии. В работе можно использовать авторские метафоры и притчи. Хорошо зарекомендовала себя аутогенная тренировка и другие методы. Важно показать человеку, что даже из самой тяжелой ситуации можно найти выход. Расширить видение человека, показать варианты выхода из сложившейся ситуации.

Постараться сформировать цели на ближайшее будущее, может сначала на несколько дней, затем месяцев, год. Пробудить человека к жизни. Переосмыслить свою жизнь, найти новый смысл жизни.

Лечение подростков проводится в виде бесед. Для детей в большинстве случаев используют игровую терапию, арт-терапию, песочную терапию, ресурсные трансы. Занятия могут проходить как индивидуально, так и в виде групповых тренингов. Группа может быть до 8-10 человек. Продолжительность занятий от одного до двух часов с частотой один или два раза в неделю.

 

Слухи и их разновидности

Во-первых, слухи — важная форма самовыражения массовых настроений и общественного мнения. Во-вторых, это один из эффективных каналов воздействия на массовое поведение.

Слухи — это особая, обычно недостоверная информация (и/или искажающая форма передачи любой информации, придающая ей некоторую особенность), передающаяся исключительно в устной форме, как бы «по секрету», и функционирующая исключительно в звуковой форме.

Подчеркнем: слухи и сплетни — это всегда искаженная, не вполне достоверная или вполне недостоверная, по крайней мере, не проверенная по каким-то причинам информация.

По происхождению слухи бывают "спонтанными" и "сфабрикованными".

Спонтанные слухи не создаются специально, не имеют определенной цели, они лишь продукт ситуации, и ее интерпретации.

Сфабрикованные слухи созданы специально, с какой-либо целью. В основе последнего вида слухов лежит создание искусственного интереса. Это может быть специальная утечка информации от руководства, например, с целью проверить реакцию людей на предлагаемые нововведения в управлении организацией или с целью создать в коллективе новый эмоциональный настрой, сюда же можно отнести специальные слухи - клевету на сотрудников.

По экспрессивной характеристике, выделяется три типа слухов: " слух-желание", "слух-пугало" и "агрессивный слух".

"Слух - желание" чаще представляет собой попытку выдать желаемое за действительное. Примерами таким слухов являются слухи о приближающемся дне зарплаты и ее повышении, о положительных изменениях в деятельности компании с приходом нового руководства или с привлечением новых инвестиций. Данный вид слухов не является малозначительным и безобидным феноменом, поскольку стимулируемые им ожидания закономерно сменяются фрустрацией, которая, в свою очередь, способна порождать либо агрессивность, либо апатию, нарушая нормальное функционирование коллектива.

"Слух - пугало " вызывают ярко выраженные пугающие негативные состояния и настроения людей. Чаще всего подобные слухи появляются во время социального напряжения: войн, стихийных бедствий, нестабильных политических ситуаций, подготовки к военным переворотам, в основе лежит эмоция - страх. Примеры: слухи о разорении, продаже компании, смене руководства, "массовых чистках", часто - о причинах проведения аттестации. Данный вид слухов также не является безобидным, поскольку провоцирует сотрудников обсуждать предполагаемые последствия событий, готовиться к неблагоприятным изменениям и т.д.

"Агрессивный слух" зарождается в ситуациях серьезных противоречий, которые чаще всего связаны с межнациональными, а также социальными межэтническими и межгрупповыми конфликтами. Например, "слухи о жадном руководителе", слухи о социальном, материальном статусе, сексуальной ориентации, распускаемые друг о друге двумя конфликтующими между собой сотрудниками или подразделениями. В основе этого слуха лежит неприязнь, презрение. Развитие этого вида слухов обычно способствуют повышению напряжения и конфликтности.

Причины возникновения и распространения слухов:

Многие исследователи сходятся на том, что важнейшим фактором, способствующим интересу к слухам является наличие у индивида субъективного ощущения нехватки информации по какой-либо теме. Располагая доступной информацией, человек ищет объяснение окружающим явлениям - складывается его субъективное видение действительности. Если сведений не хватает, то, избегая неопределенности, вызывающей ощущения дискомфорта, он стремится к восполнению пробелов. В это время любую новую информацию по теме он мгновенно встраивает в свою картину мира и передает её вместе с собственными интерпретациями далее другим участникам.

Запуск слухов в ситуации конфликта может использоваться для достижения различных целей. Прежде всего, это дискредитация оппонента в глазах большинства группы. В конфликте слухи часто запускаются преднамеренно одной из сторон для получения определенных преимуществ.

Среди других причин, побуждающих людей к созданию слухов можно выделить: неблагоприятную, тревожную обстановку в коллективе, наличие серьезных организационных проблем, длительную задержку в принятии решений со стороны руководства в важном вопросе, о котором имеют представление сотрудники. Иногда порождению слухов способствует "утечка информации" из так называемых достоверных источников. Сотрудник может распространять слух в качестве собственного оправдания, с тем, чтобы перевести внимание слушателей на другие глобальные темы.

Кроме того, имеются определенные социально-психологические обстоятельства, побуждающие людей распространять слух:

1. Механизм самоутверждения. Передавая другому сведения ("эксклюзивную" информацию), составляющие содержание слуха, человек поднимает себя в своих глазах и во мнении окружающих как человек более осведомленный, приближенный к уровню людей, обладающих подобными сведениями.

2. Потребность во власти. Информационная власть с успехом может реализовываться в поведении людей, с кем-то делящихся информацией, а с кем-то - нет. Именно поэтому довольно часто наиболее ярыми распространителями слухов являются люди, формальная деятельность которых играет в организации далеко не первую роль, но которые хотят показать свою значимость.

3. Чувство солидарности, которое выражается в стремлении помочь коллегам, друзьям по работе, предупредить их и дать возможность подготовиться к встрече с неприятным событием.

4. Побуждение других к поддержке себя и своей позиции, подталкивание к групповым действиям, которые распространитель слуха не решается совершить сам, в одиночку.

5. Потребность в принадлежности к обществу. Когда человек распространяет слухи, им движет ощущение своей включенности в группу.

Управление слухами. Профилактика и противодействие.

Как было сказано выше, слухами можно и нужно управлять. Но, как уже было отмечено выше, прогнозировать поведение слухов достаточно сложно. До сих пор не существует четких методов и технологий управления слухами. Важным вопросом в управлении слухами является вопрос о способах запуска слухов. Важнейшим аспектом здесь является выбор и координирование каналов запуска.

Основные каналы распространения слухов:

1. Слухи, распространяемые через СМИ

2. Устные слухи

Учитывая негативную роль слухов в организации, можно определить принципы профилактики. Она подразумевает прогнозирование социальных последствий, провоцируемых теми или иными организационными изменениями, и противостояние чувствам тревоги и неопределенности.

Главная цель мероприятий по профилактике слухов - своевременное и исчерпывающее информирование сотрудников обо всех аспектах жизнедеятельности организации.

Известны и более специфичные методы профилактики слухов. Например, индивидуальная работа с лицами - главными распространителями слухов (лидерами мнений). Действенны также групповые тренинги, закрепляющие убежденность людей во вредоносной природе слухов или формирующие конкретные стереотипы поведения в ситуациях неопределенности.

Если слух уже получил свое распространение, необходимо оказать ему противодействие. Перед выбором стратегии противодействия слуху, следует оценить информационную обстановку: какое количество людей уже знает о слухе, каково доверие к источнику опровержения.

Официальное опровержение слуха уместно лишь при условии, что данный источник пользуется доверием у аудитории. Тогда прямо указывается на содержание слуха, его причины и излагается альтернативная версия событий.

Информация, содержащаяся в слухах, может быть достоверной и недостоверной, но она должна быть актуальной для той группы людей, которой адресуется слух. Слухи могут усложняться, обрастать деталями, кардинально меняться. Слухи прекращают свое существование после официального подтверждения или опровержения, либо по причине уменьшения актуальности той или иной темы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.209.178 (0.008 с.)