Восстанавливать нарушенные психические функции во время проведения аварийно- спасательных работ и после их окончания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восстанавливать нарушенные психические функции во время проведения аварийно- спасательных работ и после их окончания.



Психическое состояние и поведение людей, вовлеченных в ЧС, будь то пострадавшие, их родственники или люди, ставшие случайными свидетелями отличается от повседневного. Психические реакции людей, попавшие в ЧС, могут быть разными: в одной ЧС люди могут сохранять способность адекватно действовать, на небольшой промежуток времени утратить способность к адекватному поведению, и люди, поведение которых неадекватное, и может быть опасным для них самих и окружающих.

Выделяют 3 основные группы психических реакций у пострадавших:

- нормальные адаптивные реакции;

- невротические реакции и расстройства (фобии, депрессия, посттравматические расстройства);

- реакции и расстройства психотического уровня, сопровождающиеся помрачением сознания, бредом или галлюцинациями.

 

Среди пострадавшего населения преобладает снижение или утрата способности самостоятельно удовлетворить потребности в тепле, пище, безопасности, наблюдается нарушение способности к планированию собственных действий, высока вероятность эмоционального заражения паническими, агрессивными, истерическими реакциями групп пострадавших.

Исходя из этого следует выделить 3 важных вывода:

1. состояние и поведение пострадавших в ЧС таковы, что могут осложнить ведение АСДНР (аварийно-спасательные и другие неотложные работы), а также привести к ухудшению состояния пострадавших и к увеличению их количества;

2. адекватное взаимодействие с пострадавшими позволяет снизить вероятность негативных последствий для психического здоровья пострадавших;

3. взаимодействие с пострадавшими, которое часто является необходимым при оказании им помощи, может оказать влияние на состояние тех, кто оказывает помощь.

Безусловно, пожарный (спасатель) может оказать влияние и на психическое состояние пострадавших и на их поведение. Так же существуют методы и приемы, позволяющие самому пожарному (спасателю) сохранить высокую работоспособность и свести к минимуму негативное влияние работы в экстремальных условиях на профессиональное здоровье спасателя.

Психическое состояние пострадавших, тяжесть и длительность последствий для их психического здоровья зависит от факторов, делятся на три группы факторов:

 

1. Характеристика ЧС;

2. Личностные особенности пострадавших и особенности групп пострадавших;

3. Особенности организации помощи.

 

К группе факторов, характеризующих ЧС, относятся такие особенности, как: интенсивность, масштабность, внезапность возникновения, длительность, этап развития и т.д.

Очевидно, что чем более интенсивна, масштабна, внезапна, длительна чрезвычайная ситуация, тем у большего числа пострадавших будут наблюдаться более выраженные изменения в психическом состоянии и поведении пострадавших.

С другой стороны нельзя забывать, что даже при прогнозируемых, локальных ЧС у пострадавших могут возникнуть тяжелые психогенные последствия. Насколько они будут тяжелы в основном определяет вторая группа факторов, характеризующая личностные особенности пострадавших и особенности групп пострадавших: соматическое здоровье, возраст, пол пострадавших; подготовленность к ЧС; индивидуально-психологические особенности; личностный смысл трагического события; «коллективное поведение»; демографические, этнические особенности населения, социально-экономические и социально-политические особенности ситуации, сложившейся в регионе до ЧС.

Как правило, психологически неустойчивы в ЧС люди, страдающие соматическими заболеваниями, психологически более уязвимы пожилые люди, подростки, юноши и матери с маленькими детьми. У тех пострадавших, у которых ослабленное нервно-психическое здоровье, могут развиться гораздо более тяжелые психогенные последствия ЧС. Тот смысл, который пострадавший приписывает произошедшей ЧС, является важнейшим фактором, оказывающим влияние не только на актуальное состояние человека, но и на дальнейший процесс совладания с ситуацией. Например, медицинские работники хорошо знают, что пострадавший может либо «помогать» оказывать ему помощь, либо наоборот, отказываться «принять» помощь. Шансы выйти с меньшими потерями из трагической ситуации выше у тех, кто настроен бороться, выжить не смотря ни на что, доказать, что ничто не может помешать человеку реализовать свои планы, воплотить свою мечту и т.д. А тем пострадавшим, кто считает, что произошедшее – окончание всей жизни, конец всего, что дальше ничего хорошего уже не будет, нужна поддержка и помощь в нахождении другого смысла, в нахождении ресурса. Очень важно, что бы человек сам хотел справиться с трудной ситуацией. Но, нужно помнить о том, что мы пострадавшему можем в этом только помочь: сделать это за пострадавшего или вместо него невозможно.

Важным фактором являются этнические особенности групп пострадавших. Например: не секрет, что у одних народностей в большей степени развиты традиции взаимоподдержки и взаимопомощи, чем у других. А возможность получить поддержку (неважно в какой форме) или поддержать другого важна для минимизации психологических последствий ЧС.

К следующей группе факторов, оказывающих значимое влияние на психологическое состояние пострадавших и характеризующих особенности организации помощи, относятся следующие: особенности организации аварийно-спасательных работ (АСР); особенности информационного обеспечения пострадавших; особенности оказания социальной и материальной помощи пострадавшим; характер освещения в СМИ хода аварийно-спасательных и восстановительных работ.

Учет влияния различных факторов на состояние и поведение пострадавших важен для прогнозирования ситуации и профилактики нежелательных явлений. Проще предотвратить или минимизировать неприятности, чем героически их преодолевать. Когда же АСДНР сопровождаются скоплением значительного числа людей, в той или иной степени вовлеченных в ЧС, прогнозирование динамики психического состояния и поведения пострадавших является не только желательной мерой, но необходимым действием по обеспечению безопасности работ. При участии в ликвидации последствий крупных ЧС за рубежом необходимо также учитывать следующие факторы: культурное и этническое своеобразие страны; история отношений с Россией; наличие межэтнического конфликта и противоборствующих сторон.

У специалистов психические расстройства выражаются в снижении эффективности и надежности профессиональной деятельности, увеличении количества ошибок, в том числе приводящих к авариям, нарушениям профессионального здоровья, снижению профессионального долголетия. Постоянная психоэмоциональная нагрузка на специалистов, имеющая место не только при ликвидации последствий ЧС, но и в ходе повседневной трудовой деятельности, оказывает выраженное влияние на здоровье, и проявляется не только функциональными сдвигами, но и развитием заболеваний, даже при небольшом стаже работы по специальности.

Факторы, оказывающие чаще всего негативное воздействие на пожарных (спасателей) можно разделить на несколько групп: объективные, социально-психологические ииндивидуальные.

 

I. Объективные факторы, характеризующие особенности работы спасателей в ЧС:

а). Климато-географические факторы: характер рельефа местности (значительное возвышение над уровнем моря); неблагоприятный температурный режим в месте проведения работ (очень низкие или высокие температуры), ветра, снега, дожди; смена климатических поясов; смена часовых поясов.

б). Физическая нагрузка, режим труда и отдыха: многодневная интенсивная 16-18 часовая физическая нагрузка; низкие вкусовые и энергетические качества питания во время работ по ликвидации последствий ЧС, частое отсутствие горячей пищи и длительные перерывы между приемом пищи во время спасательных работ; отсутствие полноценного отдыха: недостаток сна; частые подъемы ночью по тревоге для выполнения внезапно возникших задач; размещение в неприспособленных для жилья помещениях; отсутствие элементарных санитарно-гигиенических удобств.

в). Особые условия работы: эвакуация трупов; опасность повторных взрывов; работа в загазованном, задымленном помещениях и т.д.; осознание обстановки как угрожающей здоровью и жизни; внезапность: неожиданное изменение обстановки в ходе выполнения задачи; новизна: наличие ранее неизвестных элементов в условиях выполнения задачи или в самой задаче; увеличение темпа действий и сокращение времени на их выполнение; дефицит времени: условия, в которых успешное выполнение задачи невозможно простым увеличением темпа действий, а необходимо изменение структуры деятельности; эмоционально насыщенные межличностные контакты; высокая цена ошибки и т.д.

 

II. К социально-психологическим факторам, относятся организационно-управленческие недостатки в ходе работы; недостатки в информационном обеспечении: отсутствие, недостаток или противоречивость информации об условиях выполнения, содержания задачи; социально-политические аспекты ситуации работы; освещение работ в СМИ. Нетрудно представить себе, с каким знаком влияет на спасателей негативное освещение в СМИ их работы в сложнейших условиях; напряженная социально-политическая ситуация в регионе; отсутствие координации в работе подразделений; недостаток сил и средств для выполнения поставленной задачи.

Кроме того, значимое влияние оказывают факторы, характеризующее в целом подразделение, в составе которого работает спасатель: уровень профессиональной подготовки специалистов подразделения, их профессиональный опыт; сплоченность подразделения; степень доверия к командованию.

 

III. Индивидуальные особенности, включают: сформированность профессионально важных качеств; мотивация профессиональной деятельности. А также функциональное состояние специалистов в период, предшествующий работе в ЧС и непосредственно в ходе работы. Имеет значение и нагрузка специалиста: количество, спектр и продолжительность аварийно-спасательных работ, в которых принимал участие специалист в последнее время.

 

У спасателей при воздействии экстремальных факторов наиболее типичной является форма адекватного ответа. Отличительной чертой адекватного типа ответа считает­ся увеличение продуктивности мышления – скорости поиска и оценки возможных выходов из ситуации. Стереотипные, жес­тко детерминированные действия дополняются другими, ос­нованными на вероятностном учете ситуационных изменений, что приводит к изменению или даже смене алгоритма дея­тельности.

Стресс.

Экстремальные ситуации, в которые попадает человек, будь то пострадавший или спасатель, вызывают стрессовую реакцию. В наши дни много говорят о стрессе, связанном с тяжелой работой, физической нагрузкой, напряжением, утомлением, различными внутрисемейными и другими проблемами. Нередко термин «стресс» применяют весьма вольно при описании конфликта на работе, ссоры с детьми, неудачно сложившегося дня. Как следствие, появилось множество противоречивых определений этого понятия.

Основоположником учения о стрессе является лауреат Нобелевской премии, физиолог Ганс Селье (1907 – 1982 гг.). Бывший студент Пражского университета в 1936 году опубликовал первые результаты по наблюдению за больными, страдающими расстройствами различных систем организма. У всех таких больных наблюдались потеря аппетита, мышечная слабость, повышенное артериальное давление, утрата мотивации к достижениям. Г. Селье обозначил эти симптомы как «синдром просто болезни», показав, что при этом в организме у многих людей наблюдаются однообразные нарушения: изменения в коре надпочечников (увеличение размеров, кровоизлияния), истощение лимфоидной ткани (лимфатических узлов, тимуса), изъязвление желудка. Для описания совокупности всех неспецифических изменений внутри организма он ввел понятие «стресс».

Стресс – это состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах (например, во время космического полета, при подготовке к экзамену, перед началом спорт. соревнований).

Виды стресса

1. Эустресс и дистресс.

Эустресс – «хороший» стресс, связанное с приятными радостными событиями. Этот вид стресса мобилизует организм, активизирует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций. Человек чувствует прилив сил, что позволяет ему работать на высоком уровне.

Дистресс – (фаза истощения), носит разрушительный процесс, дезорганизующий поведение человека. Человек ощущает слабость и разбитость, снижается работоспособность, резко возрастает риск заболеваний. Такой стресс может переходить в психическую болезнь (невроз, психоз). Примеры дистресса: повреждения организма, болезни, травмы, переживание страха, гнева, ярости, длительная невозможность удовлетворить физические потребность

(отсутствие воды, еды, тепла, воздуха.)

 

2. По характеру вызывающего его стрессового воздействия:

Стресс
Физиологический вызывается физическими стимулами – жар, холод, голод и т. д. Физиологический стресс возникает в результате воздействия раздражителя через какой-либо сенсорный или метаболический процесс. Например, удушье или слишком сильные физические нагрузки приобретают роль стрессоров, провоцирующих физиологический стресс Психологический
Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек вынужден выполнять большое количество задач, оперировать большим объемом информации, принимать множество решений, он высоко заинтересован в выполнении данной работы, но объем информации, которую необходимо перерабатывать, превышает его возможности. Эмоциональный стресс развивается в ситуации угрозы, обиды и т.п. или же, наоборот, в ответ на чрезвычайно радостное событие, а также в так называемых конфликтных ситуациях, когда сталкиваются противоречивые потребности и мотивы человека.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.02 с.)