Что такое посттравматическое стрессовое расстройство?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое посттравматическое стрессовое расстройство?



Что такое посттравматическое стрессовое расстройство?

Посттравматическое стрессовое расстройство – это эмоциональная болезнь, которая проявляется как результат ужасного, опасного для жизни события. Люди с посттравматическим стрессовым расстройством, должны стремиться избегать мест, людей, или других вещей, которые напоминают им об этих событиях. Хотя это заболевание было признано в 1980 году, вероятно, оно вызывает у людей различные травмы. Это заболевание часто появляется у солдат, которые пережили различные стрессовые ситуации. Посттравматическое стрессовое расстройство может возникать после длительного или непродолжительного травматического события или ряда проблем, которые связаны со многими аспектами эмоционального и общественного функционирования.
Приблизительно у 7-8% людей наблюдается посттравматическое стрессовое расстройство.

Каковы эффекты посттравматического стрессового расстройства?

Если посттравматическое стрессовое расстройство не лечить, то могут появиться серьезные последствия, влияющие на функционирование и взаимоотношения человека с семьей и обществом. У женщин, которые были подвержены сексуальному насилию в раннем возрасте, может развиваться посттравматическое стрессовое расстройство и нарушение личности. У ребенка, рожденного от матери, которая страдает этой болезнью во время беременности, могут наблюдаться химические изменения в организме, которые способствуют возникновению посттравматического стрессового расстройства. Индивидуумы, которые страдают от этой болезни, имеют риск развития проблем со здоровьем. Люди с посттравматическим стрессовым расстройством могут достигнуть хорошего результата от лечения. У детей в возрасте до 10 лет, посттравматическое стрессовое расстройство может оказывать отрицательные эффекты на их общественную жизнь и эмоциональное развитие, а также на способность учиться.

Каковы причины посттравматического стрессового расстройства?

Фактически любое событие, которое является опасным для жизни или, которое оказывает сильное воздействие на эмоциональное состояние личности, может вызвать посттравматическое стрессовое расстройство. Например, похищение, нападение, стихийное бедствие, террористический акт, насилие, драка, ограбление и мн. др.

Какие есть показатели риска и защитные показатели при посттравматическом стрессовом расстройстве?

Факторы риска, которые способствуют возникновению посттравматического стрессового расстройства, включают повышенную длительность травматического события, высокую тяжесть травмы, наличие эмоционального заболевания, низкую социальную поддержку семьи или друзей. В группу риска входят дети и подростки, женщины, и люди, которые были жертвами насилия в доме.
Необходимо всегда быть подготовленным к различным травматическим ситуациям, например, сохранять способность вызвать милицию, пожарников, врачей скорой помощи и других медицинских работников.
Некоторые медикаменты помогают предотвратить развитие посттравматического стрессового расстройства, например, препараты, которые лечат депрессию, уменьшают частоту сердечных сокращений или усиливают действие других химических веществ организма.

 

 

Психическая сторона эмоций проявляется не только в переживании самой эмоции. Гнев, любовь и т.д. оказывают влияние на интеллектуальные процессы: представления, мысли, направление внимания, а так же на волю, действия и поступки, на все поведение.

При ослаблении эмоционального напряжения, например в исходных состояниях раннего слабоумия, наблюдаются ослабление воли, апатия. Влияние эмоций на интеллект и волю колеблется в очень широких пределах в зависимости от силы душевного волнения.

При сильных аффектах (испуг, большая радость, гнев, страх) обычный ход ассоциаций нарушается, сознание бывает охвачено одним представлением, с которым связана эмоция, все другие исчезают, возникновение новых представлений, не связанных с эмоцией, тормозиться. Дальнейшее течение процессов неодинаково. При радости после первоначального "замирания" наступает наплыв множества представлений, находящихся в связи с обстоятельством, вызвавшим аффект. При страхе, горе, гневе возникшие вначале представления остаются в сознании на долгий срок. Аффект может разрешаться в бурных действиях и в столь сильных изменениях со стороны кровообращения и дыхания, что это иногда приводило к обмороку; наблюдались даже случаи мгновенной смерти. Человек с достаточно развитыми процессами торможения, несмотря на нарушение течения представлений при эмоциях, способен правильно оценить окружающую обстановку, и управлять своими действиями. Такие аффективные реакции, свойственные здоровому человеку, носят название физиологических аффектов.

Взрывчатые аффективные реакции, связанные с потерей самообладания, называют примитивными реакциями.

Коротко об эмоциях Эмоции - особый класс свойственных личности психологических состоя­ний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощуще­ний приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психи­ческие процессы и состояния человека. Любые проявления его ак­тивности сопровождаются эмоциональными переживаниями. Эмоции и чувства возникли и развивались в процессе эволюции. В чем же состояло их приспособительное зна­чение? Жизнь животных отличается неравномерностью на­грузок. Не были здесь исключением и предки человека. Периоды крайнего напряжения чередуются с периодами покоя и расслабления. Во время охоты и преследования добычи, в схватке с сильным хищником, угрожающим жизни, или в момент бегства от опасности от животного требуется напряжение и отдача всех сил. Необходимо развить максимальную мощность в критическую минуту, пусть даже это будет достигнуто с помощью энергетически невыгодных процессов обмена веществ. Физиологи­ческая активность животного переключается на «аварий­ный режим». В таком переключении и состоит первая приспособительная функция эмоций. Поэтому естествен­ный отбор закрепил в животном царстве это важное пси­хофизиологическое свойство. Почему же в ходе эволюции не появились организ­мы, постоянно работающие на «повышенных» мощностях? Необходимость в механизме эмоций для приведения в боевую готовность отпала бы: они всегда находились бы в состоянии «алертности», Но состояние боевой готовности связано с очень высокими энергетическими затрата­ми, с неэкономным расходованием питательных веществ и износом организма; понадобились бы огромные коли­чества пищи, и большая часть ее пропадала бы впустую. Для животного организма это невыгодно , лучше обла­дать болю низким уровнем обмена веществ и умеренной силой, но при этом иметь резервные механизмы, которые в надлежащий момент мобилизуют организм на функцио­нирование в более интенсивном режиме, позволяют раз­вить высокую мощность, когда в ней есть насущная не­обходимость. Другая функция эмоций-сигнальная. Голод застав­ляет животное искать пищу задолго до того, как исто­щатся запасы питательных веществ в организме; жажда гонит на поиски воды, когда запасы жидкости еще не исчерпаны, но уже оскудели; боль - сигнал того, что тка­ни повреждены и находятся под угрозой гибели. Ощуще­ние усталости и даже изнеможения появляется значи­тельно раньше, чем подходят к концу энергетические ре­зервы в мышцах. И если усталость снимается могучими эмоциями страха или ярости, организм животного после этого в состоянии проделать еще огромную работу. Наконец, третья приспособительная функция эмо­ций- их участие в процессе обучения и накопления опы­та. Возникшие в результате взаимодействия организма со средой положительные эмоции способствуют закреп­лению полезных навыков и действий, а отрицательные заставляют уклоняться от вредоносных факторов. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благо­даря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разнымкультурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения чело­веческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом. Данный факт не только убедительно доказывает врожденный ха­рактер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых су­ществ. Это, как мы уже видели, относится к общению живых су­ществ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные со­стояния друг друга. Врожденными являются далеко не все эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных сос­тояний и отношений человека к чему-либо. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, воз­никли в процессе эволюции как средство, при помощи которого жи­вые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально- выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т. е. сообщения человеку инфор­мации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания опре­деленного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмо­ционально-выразительных движений. Интерпретация таких движе­ний воспринимающим человеком происходит на основании соотне­сения движения с контекстом, в котором идет общение. У высших животных, и особенно у человека, выразительные дви­жения стали тонко дифференцированным языком, с помощью которо­го живые существа обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что првдсходит вокруг. Это - экспрессивная и коммуникатив­ная функции эмоций. Они же являются важнейшим фактором регу­ляции процессов познания. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непо­средственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности че­ловека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они орга­низуют деятельность, стимулируя и направляя ее. В критических условиях при неспособности субъекта найти бы­стрый и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов - аффект. Одно из существенных прояв­лений аффекта состоит в том, что он, навязывая субъекту стереотип­ные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оце­пенение, агрессию и т. п. Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям. Он в со стоянии быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воз­действие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры. Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного про­цесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов. Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем бога­че та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее рас­пространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие,получаемое от удовлетворения органичес­ких потребностей, и неудовольствие,связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. Практи­чески все элементарные органические ощущения имеют свой эмоцио­нальный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональ­ное состояние сопровождается многими физиологическими измене­ниями организма. Основные эмоциональные состояния, которые испытывает чело­век, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции, и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в на­чале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции - этоконтекст поведения, в котором это поведение приобретает определенный смысл и цель. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в ка­честве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются. Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведе­нии, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных пере­живаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны. Эмоции способны предвосхищать ситуации и со­бытия, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. Т.е. сначала образуетсяконтекст новой ситуации и в нем реализуется соответствующее поведение.Чувства же носят предметный характер, связываются с пред­ставлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам. Чувства носят исторический характер. Они различны у разных на­родов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам. В жизни значительная часть человеческих потребностей формируется воспитанием, прививается обществом (напри­мер, культурные потребности). По этой причине многие чувства настолько спаяны с умственной деятельностью, что не существуют вне этой деятельности. Если человек не осознает опасности, чувство страха не наступает. Зато значительно позже, когда миновав­шая опасность осознается, человека может обуять страх, и он буквально холодеет при мысли о том, какой угрозе он подвергался. Иногда не сразу доходит оскорбительный намек, и тогда с отсрочкой наступает чувство гнева. Бывает, что отдаленное воспоминание воскрешает прежние чувства: человек радостно улыбается, вспомнив о приятном собы­тии, которое произошло в прошлом. В повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» главный герой, рассказывая историю своей жизни, не скрыл, как однажды в юности во время вспыхнувшей жаркой схват­ки испугался и убежал. Его собеседник Ларис-Медиков, зная испытанную храбрость Хаджи- Мурата, удивился. Тогда Хаджи- Мурат объяснил, что он с тех пор всегда вспоминал этот стыд и когда вспоминал, то уже ничего не боялся. Стыд оказался сильнее страха благодаря свойству памяти воскрешать прежние чувства. Это помогало по­давлять страх, а впоследствии, видимо, привело к час­тичной «атрофии страха». Общественно-историческая практика накладывает от­печаток на биологическое «наследство», доставшееся че­ловеку от предков. По мере того как люди от приспособ­ления к природе переходили к господству над ней, по ме­ре овладения законами социального развития менялась психика человека. Сегодня человек может сознательно выбирать занятия, от которых ждет приятных чувств. Но отрицательные переживания не могут исчезнуть: ведь ре­шение одних проблем создает массу других. Да, собствен­но, без контрастных переживаний даже самые приятные чувства во многом потеряли бы свою ценность. «Что хоро­шего в тепле, если холод не подчеркнет всей его прелести?» - писал Дж. Стейнбек. Горе и скорбь - неотъемлемая часть человеческой жизни. Без этих чувств духовный облик человека стал бы ущербным: «Способность ощущать печаль - одно из свойств настоящего человека. Тот, кто лишен чувства пе­чали, так же жалок, как и человек, не знающий, что та­кое радость, или потерявший ощущение смешного»,- счи­тал К. Паустовский. Аффекты - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, кото­рый их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результа­те уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь по­ставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность. Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффек­тов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое воз­никает у человека, когда его нервная система получает эмоциона­льную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье чело­века. Они представляют собой главные «факторы риска» при появле­нии и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта. Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, скон­центрированных вокруг определенного вида деятельности или пред­мета. Объектом страсти может стать человек. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремле­ний и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели. Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в ор­ганизме с теми или иными эмоциями и показать, что комплексы ор­ганических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны. В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в пони­мании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого- поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрес­сивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорож­денных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, кото­рая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма. Идеи Ч. Дарвина были восприняты и развиты в другой теории, получившей в психологии широкую известность. Ее авторами яви­лись У. Джеме и К. Ланге. Джеме считал, что определенные физичес­кие состояния характерны для разных эмоций - любопытства, вос­торга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные измене­ния были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса - Ланге являются пер­вопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соот­ветствующей модальности. Сначала под действием внешних стиму­лов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем - как их следствие - возникает сама эмоция. Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У. Конной. Он одним из пер­вых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы впол­не удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, с изме­нениями состояний которых Джеме и Ланге связывали возникнове­ние эмоциональных состояний, кроме того, представляют собой до вольно малочувствительные структуры, которые очень медленно при­ходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и раз­виваются довольно быстро. Психоорганическая теория эмоций (так можно назвать эту теорию) получила даль­нейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследова­ний мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея - Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяют­ся влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной сис­темы. Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций напсихику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоциона­льного переживания.Д. О. Хеббу удалось экспериментальным путем проследить зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности. У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, иг­рают когнитивно-психологические факторы (когнитивные означает относящиеся к знаниям). В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особен­ностями когнитивных процессов. Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно ей положительное эмоциона­льное переживание возникает у человека тогда, когда его ожида­ния подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т. е. когда реальные результаты деятельности соответству­ют намеченным, согласуются с ними. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными ре­зультатами деятельности имеется расхождение. Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно пере­живается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссо­нанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально получен­ному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.В современной психологии теория когнитивного диссонанса не­редко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рас­сматриваются в качестве основного мотива соответствующих дейст­вий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.   Кратко о чувствах Чувства - особая форма отражения действительности; они отражают отношение людей друг к другу, а также к объективному миру. Чувства человека, детерминируясь генетически, формируются обществом; они играют огромную роль в поведении, практической и познавательной деятельности человека. Являясь сигналами успешности или неуспешности выполнения деятельности, соответствия или несоответствия предметов и явлений потребностям и интересам человека, чувства тем самым занимают существенное место в регуляции деятельности людей. Сфера чувств очень сложна для изучения, т.к. в ней гораздо более, чем в познавательной сфере выражено субъективное начало. Свойства чувств характеризуются качественной определенностью, интенсивностью и длительностью, полярностью, активностью, сложностью, гармоничностью. Особая ценность чувств для личности связана с их побудительной функцией. Научно несостоятельны и ущербны крайности: и отрицания радостей жизни (аскетизм) , и абсолютизация роли наслаждения в жизни (гедонизм). Чувства всегда подразумевают определенную внутреннюю работу по преобразованию психологического мира человека. Созидающие, жизнеутверждающие, высоконравственные чувства личности- это не только нравственная основа подлинно человеческого образа жизни, но и важнейшие слагаемые психического и физического здоровья каждого из членов общества, залог его высокой жизненной устойчивости и подлинного, бескомпромиссного счастья.  

Аспекты эмоций

Одна из первых трудностей при описании эмоций заключается в том, что эмоция проявляется одновременно и во внутренних переживаниях, и в поведении, причем то и другое связано еще и с физиологической активацией.

Внутренние переживания субъективны, и единственный способ ознакомиться с ними - это спросить у субъекта, что он испытывает. Однако мы только что видели, как трудно передать словами то, что действительно чувствуешь.

Поведение на первый взгляд могло бы восприниматься как объективный факт. Нои этот показатель не особенно надежен. Когда у человека на глазах слезы, нам бывает трудно понять, если мы не знаем их причину, - от радости они, от огорчения или от негодования.

К тому же выражение данной эмоции очень часто бывает связано с культурой, к которой принадлежит человек: например, насупленный брови или улыбка не обязательно воспринимаются однозначно на Востоке и на Западе.

Что касается физиологической активации, то только благодаря ей и тем резким изменениям, которые она вызывает в нервных процессах и во всем организме, человек способен испытывать эмоцию. Эту активацию можно измерять объективно при помощи полиграфа. Однако наши приборы еще слишком несовершенны, чтобы выявлять значения тонких изменений в различных проявлениях активации, таких, например, как потоотделение или учащенный ритм сердца.

Одни и те же проявления активации часто бывают симптомами совершенно разных чувств. Поэтому они мало пригодны для распознавания какой-то одной определенной эмоции. Именно в этом состоит одна из причин, по которым "детектор лжи" может использоваться лишь с большой осторожностью.

Терминологический аппарат исследования

Эмоции человека и механизмы их лингвистического обеспечения всегда были предметом научных изысканий. Целый ряд наук изучают этот психологический феномен: психология, физиология, социология, философия, этика, медицина, биохимия, лингвистика, литературоведение. Очевидно, многообразием позиций и подходов объясняется обилие и неупорядоченность терминологии в работах по проблеме эмоций. Как только не обозначают эту способность человека переживать, испытывать эмоции: психическая реальность,психическое состояние, внутреннее состояние, эмоциональная деятельность... Есть даже мнение, что эмоции и чувства - различные формы отражения мира: "...чувства и эмоции являются различными ступенями развития эмоциональной сферы отражения действительности...". В то же время чувства, эмоции и даже ощущения так тесно связаны между собой, что не всегда дифференцируются и не имеют четких границ. Учитывая это и стремясь к единообразию терминологии, мы употребляем преимущественно термины " эмоции " и "чувства " как эквивалентные обозначения имеющих место в действительности психических состояний, переживаний, ощущений человека.

Механизмы языкового выражения эмоций говорящего и языкового обозначения, интерпретации эмоций как объективной сущности говорящего и слушающего принципиально различны. Можно говорить о языке описания эмоций и языка выражения эмоций.

На определенном этапе стало необходимо как-то разграничить лексику, в разной степени эмоционально заряженную, с целью исследования различной природы выражения эмоциональных смыслов. Появилось терминологическое разграничение: лексика эмоций и эмоциональная лексика. Выделение двух типов эмотивной лексики учитывает различную функциональную природу этих слов: лексика эмоций сориентирована на объективацию эмоций в языке, их инвентаризацию (номинативная функция) , эмоциональная лексика приспособлена для выражения эмоций говорящего и эмоциональной оценки объекта речи (экспрессивная и прагматическая функции). Таким образом, лексика эмоций включает слова, предметно-логическое значение которых составляют понятия об эмоциях. К эмоциональной лексике относят эмоционально окрашенные слова, содержащие чувственный фон. Принимая во внимание различие природы эмотивной заряженности этих слов, надо учитывать, что лексика того и другого множества участвует в отображении эмоций человека. Она соотносится с миром эмоций и отображает этот мир, следовательно, правильнее будет слить эти два направления в одно. Л.Г. Бабенко предлагает, сохраняя за терминами "лексика эмоций" и "эмоциональная лексика" их традиционное осмысление, назвать совокупность обозначаемых ими средств эмотивной лексикой.

Основанием единой модели глобального описания всего множества эмотивной лексики может служить категория эмотивности. Эта категория пока имеет дискуссионный характер, терминологический аппарат также до конца не оформлен, но статус её как категории доказывается рядом исследований. Прежде всего раскрывается отличие эмотивности от эмоций: "На языковом уровне эмоции трансформируются в эмотивность, эмоции - психологическая категория, эмотивность - языковая".

Можно обнаружить узкое и широкое понимание эмотивности. Во втором случае эта категория охватывает все языковые средства отображения эмоций. Подобное осмысление категории эмотивности предполагает, что она объединяет семантически близкие языковые единицы разных уровней.

При рассмотрении категории эмотивности на материале лексики обычно встает и проблема эмотивного значения. Как показало изучение научной литературы по этому вопросу, трактовка эмотивного значения тесно связана с пониманием категории эмотивности. В связи с этим выделяется узкое понимание эмотивного значения , когда оно рассматривается как способ выражения эмоций говорящего и охватывает собственно междометия и эмоционально окрашенную лексику. По нашему мнению, эмотивное значение - это значение (семема) , в единой структуре которого содержится сема эмотивности того или иного ранга, т.е. это значение, в котором каким либо образом представлены (выражены или обозначены) эмотивное смыслы. Эти смыслы могут быть полностью равны лексическому значению слова (как у междометий) , могут быть коннотативными (как у экспрессивов) или могут выходить в логико-предметную часть значения (эмотивы-номинативы).

Шаховский ввел в научный оборот понятие эмосемы , сущность которой так раскрывается в его концепции: "Это специфический вид сем, соотносимых с эмоциями говорящего и представленных в семантике слова как совокупность семантического признака "эмоция" и семных конкретизаторов "любовь", "презрение", "унижение" и др., список которых открыт и которые варьируют упомянутый семантический признак (спецификатор) в разных словах по-разному. Сема эмотивности может отображать эмоциональный процесс относительно любого лица: говорящего, слушающего или какого-либо третьего лица.

Мы рассматриваем языковые знаки, предметом отображения которых являются эмоции человека, и в дальнейшем для обозначения этого объекта, отображенного в слове, предлагаем пользоваться термином " эмотивный смысл ", предложенным Л.Г. Бабенко. Эмоции и чувства - это сущности экстралингвистические; эмотивные смыслы - это их отображение в языке, компоненты лексической семантики. Эмотивные смыслы несут информацию об эмоциях человека, они предстают в содержании различных языковых и речевых единиц в виде специализированных семантических компонентов, свойственных этим единицам.

Традиционно в лингвистике выделяют два макрокомпонента в модели лексической семантики - денотацию и коннотацию. Некоторые исследователи выделяют три логико-предметный, эмотивный и функционально - стилистический; денотацию, коннотацию и образный компонент.

Денотация понимается как сфера значения, ориентированная на отражение объективной действительности ( в противоположность коннотации, ориентированной на говорящее лицо и коммуникативную ситуацию). При таком понимании денотация полностью покрывает логико-предметную часть значения. В этом случае допускается, что денотатом слов могут быть и конкретные, реально существующие объекты и представления и понятия о свойствах, качествах, состояниях и др. Таким образом, денотация - часть лексической семантики, многокомпонентная, иерархически организованная, содержащая информацию о разнообразных фактах действительности, в том числе и информацию о человеческих эмоциях.

Коннотация - периферийная часть лексического значения, факультативная, содержащая информацию о личности говорящего, в том числе и о его эмоциональном состоянии, ситуации общения, характере отношения говорящего к собеседнику и предмету речи. В сфере коннотации выделяют различные компоненты - коннотаты, различающиеся функциональной направленностью (на внутренний мир человека, на язык и на внешнюю по отношению к языку действительность) , в связи с чем их делят на основные типы: эмоциональный, оценочный, образный, экспрессивный.

Одной из задач нашей работы является описание структуры лексико-семантического поля эмоций.

Лексическая система во всех опосредованиях её единиц наиболее полно и адекватно отражается в семантическом поле - лексической категории высшего порядка.

Семантическое поле (СП) - это иерархическая структура множества лексических единиц, объединенных общим (инвариантным) значением.

Лексические единицы включаются в определенное СП на основании того, что они содержат объединяющую их архисему, в нашем случае "эмоция" - для всех обозначений чувств и эмоций.

Поле характеризуется однородным понятийным содержанием своих единиц, поэтому его "строевыми элементами" обычно являются не слова, соотносимые своими значениями с разными понятиями, а лексико-семантические варианты.

Лексико-семантическим вариантом (ЛСВ) мы будем называть слово в одном из его значений, т.е. такой двусторонний языковой знак, который является единством звучания и значения, сохраняя тождество лексического значения в пределах присущей ему парадигмы и синтаксических функций.

В СП как таковое (в отличие от ЛСГ) входят слова (ЛСВ) разных частей речи. Поэтому единицам поля свойственны не только 1) синтагматические и 2) парадигматические, но и 3) ассоциативно-деривационные отношения.

Несмотря на большое разнообразие в организации СП и специфику каждого из них, можно говорить о некоторой принципиальной структуре СП, которая предполагает наличие его ядра, центра и периферии.

 

&n



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.179.111 (0.016 с.)