Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обшие закономерности развития эмоций и чувств в онтогенезеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В процессе деятельности, познания окружающего мира и самого себя, в процессе общения со взрослыми и сверстниками ребенок испытывает разнообразные эмоции и чувства. «Он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций. Чувство человека — это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания» (Рубинштейн С. Л., 1976. С. 458). Эмоции и чувства рассматривают как формы отражения действительности, проявляющиеся в отношении ребенка к окружающему миру, в переживаниях по поводу появления, удовлетворения или неудовлетворения потребностей. Выделяются следующие общие линии развития эмоций и чувств: формирование эмоциональных состояний в связи с изменением ситуаций жизни ребенка, формирование высших чувств на основе эмоций, становление эмоций и чувств в русле личностных новообразований. Развитие эмоций и чувств в онтогенезе имеет определенные закономерности. 1. В онтогенезе вначале появляются эмоции, отражающие простейшие переживания, связанные с удовлетворением естественных потребностей (уровень аффективно- эмоциональной чувствительности, связанный по преимуществу с органическими потребностями). Такие эмоции есть и у животных. Но простейшие эмоции ребенка следует отличать от простейших эмоций животных, поскольку форма их проявления имеет у человека социальный характер. Эмоции человека обусловлены социальной формой удовлетворения потребностей. Результатом социальных воздействий является возникновение положительных эмоций (например, появление у младенцев комплекса оживления, осознанной улыбки). Положительные эмоции выполняют роль активизирующего механизма, с помощью которого осуществляется связь между различными анализаторами, что создает предпосылки к обучению. Для ребенка начиная с двух лет наиболее информативными являются реакции людей, отражающие радость, одобрение, поощрение. В экспериментальном исследовании детям 2- 9 лет предлагалось распознать по фотографиям мимические реакции (удивление, гнев, страх, радость и др.), а затем — воспроизвести их. Оказалось, что первой в ряду мимических реакций дети распознавали радость. Радость также была первой в ряду произвольно воспроизводимых мимических реакций. Таким образом, способность распознать и произвольно воспроизвести мимические реакции формируется сначала в отношении положительных эмоций. Благоприятное воздействие положительных эмоций на психическое и физическое развитие ребенка несомненно. Однако, как верно подчеркивал В. А. Сухомлинский, если ребенок только потребляет радости, не добывая их трудом, напряжением духовных сил, его сердце может стать холодным, черствым, равнодушным. 2. Развитие эмоций происходит, как их дифференциация, как обогащение переживаний. Примером переживаний, имеющих положительный эмоциональный тон и отрицательный эмоциональный тон, могут быть переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребности младенца в пище. Переживание неудовольствия дошкольником может проявляться как переживание страха, гнева, отвращения, а переживание удовольствия — как переживание нежности, умиления, духовной близости с родителями. Дифференциация эмоций и обогащение переживаний связаны с общим развитием личности ребенка, расширением круга явлений, вызывающих эмоциональный отклик (от врожденной органической потребности — до взаимоотношений с другими людьми, оценки собственных поступков, восприятия событий общественной жизни). 3. Развитие чувств у детей происходит как обобщение эмоций, направленных на определенный объект. В сформировавшейся системе эмоций и чувств эмоции являются проявлением переживаемого чувства. У детей система эмоций и чувств еще только формируется. Поэтому их эмоции — не столько проявление переживаемого чувства, сколько материал для обобщения и формирования на их основе высших чувств. 4. Процесс развития эмоциональной сферы ребенка характеризуется постепенным отделением субъективного отношения от объекта переживаний. Чем младше ребенок, тем в большей степени слиты для него характеристики объекта и характеристики субъективного переживания. Для заболевшего мальчика трех лет медсестра, которая делает ему уколы и причиняет боль, является «плохой тетей». В данном случае ребенок отрицательную характеристику своего эмоционального состояния переносит на человека, связанного с этим состоянием. Слитность объекта переживаний и отношений к нему проявляется в отождествлении объекта переживаний с самим собой (при восприятии детьми произведений искусства, в частности драматического искусства). К. Чуковский описывает такой случай. Мальчик пяти лет с увлечением глядел на сцену, вдруг, в тот момент, когда для героя обстоятельства складывались неблагоприятно, он крепко закрыл себе ладонями глаза: «Больше не стану смотреть. Ты скажешь, когда начнется хорошее». С. Образцов писал о том, что детям нельзя показывать сказку «Красная Шапочка». Сказочную бабушку они отождествляют со своей бабушкой, сидящей рядом, а в конце им жаль и волка. Спектакль для детей должен иметь счастливый конец. Дети отождествляют себя с персонажами пьесы, особенно с благородным героем. При восприятии сказок дети часто стремятся переделать сюжет, чтобы в конце была счастливая развязка. 5. В детстве происходит развитие динамической и содержательной сторон эмоций и чувств. Развитие содержательной стороны обусловлено расширением и углублением знаний ребенка об окружающем мире, увеличением круга предметов и явлений, к которым он испытывает устойчивое отношение. Развитие динамической стороны обусловлено формированием умения контролировать и регулировать свои эмоциональные проявления. Содержательный аспект эмоций и чувств связан с причинами, с объектами переживаний. Динамический аспект эмоций и чувств характеризуется глубиной, продолжительностью, частотой возникновения переживаний. Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени — с речью. С помощью речи происходит осознание ребенком своих чувств и эмоциональных проявлений, управление ими. Дети не только говорят о необходимости удовлетворения имеющихся у них потребностей, но и определенным образом характеризуют свои переживания. Например, шестилетний Женя говорит: «Знаешь, мама, какая тоска меня гложет?» — «Какая?» — «Я есть хочу!» С помощью речи ребенок различает внешнее выражение эмоции и их переживание. Мальчика пяти лет спрашивают: «Тема, ты сегодня плакал в детском саду?» — «Нет, я не плакал, я печалился». Влияние слова на эмоциональную сферу зависит от возраста детей. Как отмечает М. М. Кольцова (1980), до 4,5—5 лет внушение через слово не удается, что объясняется слабыми связями между первой и второй сигнальными системами. «В более старшем возрасте по мере усиления взаимосвязи сигнальных систем усиливаются как эмоциональная окраска второсигнальных реакций, так и контроль второй сигнальной системы над проявлением эмоций. Нужно подчеркнуть, что даже у детей детского возраста связь эмоциональной сферы с первой сигнальной системой более выражена, чем со второй. В наблюдениях, проведенных в старшей и подготовительной группах детского сада, можно было убедиться, что если дети слушали сказку или рассказ без показа картинок или диафильмов, то их эмоциональные реакции оставались довольно слабыми. Если же рассказ сопровождался иллюстрациями, то эмоциональность реакций детей сразу же возрастала, что проявлялось и в последующих пересказах: услышанное передавалось в живой, образной форме, с более выразительными интонациями».
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ 1. Особенности выражения эмоций и проявления поведения у детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в домах ребенка, в ситуациях взаимодействия и разлучения с близким взрослым связаны с возрастом, полом, особенностями развития детей, а также с их принадлежностью к определенному дому ребенка. 2. Интенсивность позитивного эмоционального тона, отдельных позитивных эмоций, проявляемых детьми из домов ребенка в ситуациях взаимодействия и разлучения с близкими взрослыми, увеличивается с возрастом, тогда как интенсивность негативного тона и отдельных негативных эмоций с возрастом уменьшается: дети в домах ребенка с возрастом вырабатывают особую стратегию эмоционального поведения, для которой характерно угнетение негативных и увеличение использования позитивных эмоций. 3. Выражение эмоций и поведение детей, проживающих в домах ребенка, связаны с их полом: в ситуациях взаимодействия со взрослыми девочки больше, чем мальчики, используют выражение эмоций на лице - проявляют более интенсивные эмоции интереса, дистресса, гнева и негативного тона в целом; в ситуации разлучения с взрослыми мальчики больше, чем девочки, проявляют дезадаптивноеповеление - стереотипные действия. 4. Характеристики выражения эмоций у сотрудниц домов ребенка при взаимодействии с детьми не зависят от возраста детей, однако связаны с их полом: при взаимодействии с девочками сотрудницы проявляют более интенсивные позитивные (интерес, возбуждение, удивление) и негативные (дистресс) эмоции, используют большее количество позитивных и негативных эмоций, чем при взаимодействии с мальчиками; таким образом, между девочками и сотрудницами существует большая взаимосвязь выражения эмоций, тогда как мальчики испытывают большее «эмоциональное отчуждение». 5. Выражение эмоций в ситуациях взаимодействия и разлучения с близким взрослым отличается у детей из дома ребенка и семьи: в свободной игре у детей, воспитывающихся в семье, выше интенсивность позитивных эмоций (радость, возбуждение, позитивный тон, количество позитивных эмоций) и страха, тогда как у детей из домов ребенка - выше интенсивность печали; в ситуации разлучения у детей из домов ребенка выше интенсивность интереса, в ситуации воссоединения - гнева и печали; таким образом, дети в семье и доме ребенка вырабатывают разные стратегии эмоциональной адаптации к ситуациям взаимодействия и разлучения с близким взрослым. 6. Дети, проживающие как в семье, так и в доме ребенка, реагируют на разлучение с близким взрослым уменьшением интенсивности и частоты проявления позитивных и увеличением интенсивности и частоты негативных эмоций; у детей из домов ребенка к этому добавляется увеличение интенсивности стереотипных действий - связанные с использованием эмоций стратегии адаптации к отсутствию близкого взрослого развиты у детей из дома ребенка в недостаточной степени. 7. В ситуации воссоединения с близким взрослым дети, воспитывающиеся в разных условиях, отличаются друг от друга: у детей из семьи наблюдается снижение интенсивности негативных эмоций (дистресс, печаль), в то время как у детей из дома ребенка интенсивность негативных эмоций (дистресс, печаль) и стереотипных действий сохраняется на том же уровне, что и в ситуации разлучения с взрослым - в семье присутствие взрослого после разлуки помогает ребенку справляться с негативными эмоциями; в доме ребенка таких изменений в связи с возвращением взрослого не наблюдается. 8. В ситуациях свободной игры и воссоединения с ребенком матери и сотрудницы домов ребенка отличаются друг от друга интенсивностью проявляемых эмоций: интенсивность радости, интереса, позитивного тона, печали выше у сотрудниц дома ребенка; интенсивность удивления выше у матерей. 9. Диады «ребенок - мать» и «ребенок - сотрудница дома ребенка» отличаются друг от друга особенностями взаимосвязи характеристик эмоционального реагирования: в ситуации свободной игры взаимное эмоциональное реагирование ребенка и взрослого как в семье, так и в доме ребенка связано с выражениями позитивных эмоций; в ситуации воссоединения взаимность эмоционального реагирования ребенка и взрослого в семье наблюдается в выражении только позитивных эмоций, тогда как в доме ребенка - не только позитивных, но и негативных эмоций.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.214.185 (0.007 с.) |