Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы арт-терапевтической помощи жертвам насилия

Поиск

Москва

ББК 88.5 УДК 159.9 К 65

Копытин А.И. и др.

К 65 АРТ-ТЕРАПИЯ ЖЕРТВ НАСИЛИЯ /Сост. А. И. Копытин. - М: Психоте­рапия, 2009. - 144 с: ил.

Учебное пособие посвящено методу арт-терапии, который использу­ется применительно к сложным случаям психотерапевтической практики, в частности при работе с людьми, пострадавшими от всевозможных форм насилия: от физических травм в детстве до сексуального насилия.

В качестве инструментов арт-терапевтической диагностики и коррек­ции опыта перенесенного насилия у детей и подростков автор использовал рисуночный тест Сильвер, тест «Нарисуй историю» и технику стимульного рисования. На конкретных клинических примерах показано использо­вание различных методик арт-терапии: рисование пальцами, рисование на зеркале, на кукле, создание коллажей, фотографий и др.

Книга будет полезна студентам-психологам, психологам-консультан­там и психотерапевтам, работающим с последствиями насилия у детей и взрослых и с синдромом посттравматического стрессового расстройства.

ISBN 978-5-903182-52-7

© Копытин А. И 2008

© Издательство «Психотерапия», 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...............................................4

ГЛАВА 1. Методы арт-терапевтической помощи

жертвам насилия (Копытин А.)..........................8

ГЛАВА 2. Отражение опыта перенесенного насилия в организованной и спонтанной изобразительной деятельности. Графические признаки перенесенного насилия у детей и взрослых (Копытин А.)................19

ГЛАВА 3. Тесты Сильвер как инструмент

арт-терапевтической диагностики и коррекции: опыта перенесенного насилия у детей и подростков (Копытин А Свистовская Е.)...........................33

ГЛАВА 4. Использование фотографии в работе

с жертвами насилия (Копытин А.).......................60

ГЛАВА 5. Отражение и преодоление опыта насилия в процессе индивидуальной арт-терапии, проводимой в доме ребенка: описание случая (Сучкова Н.)...........................80

ГЛАВА 6. Случай лечения нервной анорексии у перенесшего насилие подростка средствами арт-терапии (Свистовская Е.)...............л,95

ГЛАВА 7. Лечебно-коррекционные механизмы и факторы проработки травматичного опыта в процессе арт-терапевтической работы с жертвами насилия (Копытин А.)......................109

ГЛАВА 8. Насилие в современном искусстве и арт-терапевтической экспрессии: некоторые параллели (Копытин А.)....................125

ЛИТЕРАТУРА...........................................137

ВВЕДЕНИЕ

Развитие арт-терапии в нашей стране и за рубежом в послед­ние годы сопровождается исследованием ее терапевтического потенциала применительно к разным патологическим состоя­ниям и категориям клиентов. Значительный интерес у специ­алистов вызывают возможности применения арт-терапии в качестве ведущего или вспомогательного метода лечебно-коррекционных воздействий в отношении лиц, пострадавших от насилия. Данная категория лиц может включать как взрослых, так и детей, перенесших однократную или многократную пси­хическую травму, связанную с насилием. Хотя в настоящем издании основное внимание уделяется применению арт-тера­пии к детям, пострадавшими от сексуального, физического или морального насилия, в нем также обсуждаются возможности оказания арт-терапевтической помощи перенесшим насилие взрослым.

Психологические последствия насилия стали предметом особого интереса специалистов в области психического здо­ровья сравнительно недавно. Благодаря проведенным иссле­дованиям стали очевидны масштабы деструктивного воздей­ствия насилия на психическое здоровье населения. Более при­стальному изучению подверглись психические нарушения, развивающиеся вследствие перенесенного насилия (входящие в группу различных нозологических форм под общим назва­нием «Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации», включая и посттравматическое стрессовое расстройство) и вызванные им защитно-приспособительные реакции (психо­логические защиты и копинг-поведение).

Насилие может проявляться в межличностных отношени­ях, в отношениях субъекта с разными социальными институ­тами, а также в отношениях между разными сообществами. Оно может проявляться в семье, и при этом его жертвами час­то становятся женщины и дети. Такие проявления именуются домашним насилием, связанным, в том числе, с физическими актами агрессии мужчины против женщины, с которой он состоит в интимных отношениях. Подобные проявления так­же могут включать различные формы жестокого обращения с ребенком — сексуальное, физическое и эмоциональное наси­лие, а также отсутствие родительской заботы.

Насилие над ребенком может приводить как к кратковре­менным, так и хроническим нарушениям в эмоциональной, познавательной и поведенческой сферах. У подвергавшихся насилию детей часто формируется низкая самооценка, ухуд­шается эмоциональная и поведенческая саморегуляция, отме­чаются нарушения пищевого поведения и школьной адапта­ции, симптомы посттравматического стрессового расстройства или депрессии. Вызванные насилием нарушения развития могут в дальнейшем вызвать также сексуальные проблемы и расстройства личности, приводить к криминальному и анти­социальному поведению. Во многих случаях эти нарушения сохраняются на протяжении длительного времени, вызывая состояния психосоциальной дезадаптации у взрослых. Неред­ко одним из последствий насилия в детстве выступают диссо­циативное расстройство и так называемое расстройство мно­жественной личности.

В последние годы предметом особого внимания также ста­ли психологические последствия организованного насилия, заключающегося в целенаправленном и систематическом при­менении террора и жестокости для контроля над отдельными индивидами, группами или сообществами. Организованное насилие может осуществляться как государственными, так и негосударственными структурами или группами населения. Оно может проявляться в причинении боли или травмы, убий­стве, унижении, устрашении, а в некоторых случаях и в унич­тожении целой группы людей, этнического сообщества или представителей политической оппозиции. Так, разные прави­тельства могут для осуществления насилия использовать воо­руженные силы, полицию и политические организации. Оп­позиционные группы и террористические организации, что­бы получить власть или достичь иных целей, также могут про­являть насилие, устрашать гражданское население, вызывать социальные беспорядки.

В настоящее время активно развиваются методы психоло­гической помощи жертвам насилия. Некоторые из этих мето­дов характеризуются системной, междисциплинарной направ­ленностью и учитывают сложную, комплексную природу на­силия и его представленность на разных уровнях социальной организации общества. С учетом этого, помимо клинических и психологических данных, при разработке и реализации не­которых из этих методов принимается во внимание широкий набор различных социальных и культурных факторов пато- и саногенеза и привлекаются социальные и культурологические теории. Работающие в рамках такого подхода специалисты, помимо решения диагностических и лечебно-коррекционных задач, нередко создают условия для повышения уровня обще­ственного сознания граждан и роста их социальной и куль­турной активности.

Очевидно, что проблема насилия может рассматриваться на разных уровнях, включая:

• личностный, связанный с выявлением и коррекцией эмоциональных, познавательных и поведенческих нару­шений, вызванных перенесенной травмой;

• межличностный, связанный с диагностикой и коррек­цией нарушенных отношений личности или нескольких людей, например, членов семьи или коллектива;

• общинный, связанный с развитием местных сообществ и гармонизацией отношений между их представителями;

• социокультурный и социополитический, связанный с развитием социальных институтов и общественного соз­нания представителей разных социальных групп.

Вклю­чаясь в разные виды организованной совместной дея­тельности, представители этих групп могут работать над изменением системы общественных отношений таким образом, чтобы минимизировать проявления тех или иных форм насилия и защитить от него себя и других граждан.

Имеющиеся в литературе данные указывают на значитель­ный потенциал арт-терапии в оказании помощи пострадавшим от насилия детям, подросткам и взрослым. При этом нередко подчеркиваются те особенности арт-терапии, которые делают ее избранным методом применительно к данной категории клиентов. Предполагая невербальный характер выражения травматичного материала, арт-терапия делает ситуацию рабо­ты с ним более безопасной для клиента. Большое значение имеет и то, что художественная экспрессия доступна как взрос­лым, так и детям; способна затрагивать опыт, связанный с раз­ными стадиями психического развития, в том числе весьма ранними. Это может обеспечивать выражение травматичных переживаний, связанных с довербальным опытом клиента или при отсутствии развитых речевых навыков.

Поскольку сексуальное насилие является сложным предме­том для обсуждения, а его жертвы во избежание разглашения обстоятельств преступления нередко вынуждены молчать, арт-терапевтический подход является для них более приемлемой формой работы со специалистом. Даже не раскрывая психо-травмирующих обстоятельств, пострадавшие от насилия мо­гут благодаря работе с изобразительными материалами полу­чать разнообразные положительные эффекты.

В последние годы возрастает также интерес специалистов к определению графических индикаторов перенесенного наси­лия, что может иметь большое значение как для диагностики вызванных им нарушений психической деятельности, так и в экспертной работе, связанной с проведением расследований случаев насилия.

Авторы книги делятся опытом применения арт-терапии с пострадавшими от насилия детьми, подростками и взрослы­ми. Данный опыт на сегодняшний день пока весьма ограничен и нуждается в дальнейших практических исследованиях, ко­торые могли бы показать терапевтическую эффективность метода, а также надежность и валидность тестов, основанных на использовании графических индикаторов насилия.

Глава 1

Глава 2

Клиновидные формы

Треугольные, угловатые формы, как правило, символизи­руют действие или движение. Они могут быть единичными или множественными, накладываться друг на друга, пересе­кать все пространство рисунка, либо располагаться параллель­но друг другу. Пересекающиеся линии также могут передавать растерянность и создавать кластеры клиновидных элементов.

«Клиновидные формы могут выражать поведенческие ре­акции, связанные с посттравматическими эффектами, в част­ности, реакции, связанные с переживанием угрозы. Такие формы нередко изображаются в красном или черном цветах. Красный цвет может накладываться на черный, выражая гнев, который стремится подавить переживание угрозы. Такие формы также могут выражать чувства страха, раздражения, растерянности и конфликта. Авторы рисунков с изображени­ем клиновидных форм, комментируя свою продукцию, неред­ко связывают эти формы с травматичным опытом ПТСР» (Spring, 1988,1993,2007).

Изображения глаз

В рисунках часто встречаются стилизованные, искаженные изображения глаз. Они нередко дополняются изображением слез, как правило, синего цвета, а также бровей клиновидной формы. Изображения глаз могут быть единичными, либо со­ставлять группы или быть рассеянными по всему простран­ству рисунка (Spring, 2007). Эти изображения обычно не на­кладываются друг на друга, но могут накладываться на другие формы. Такие изображения указывают на эмоциональные реакции на травматичные события, переживание чувства вины, которые могут быть осознанными или не осознанны­ми. Такие изображения также могут символизировать пере­живание греховности и наказания, религиозные представле­ния, созерцание и наблюдение, а также восприятие себя в ка­честве объекта наблюдения, печаль и скорбь (Webbick, 1978). Жертвы насилия часто признают связь таких изображений с переживанием эмоциональных последствий травмы (Spring, 1988,1993).

 

Глава 3

Задание на воображение

Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изображен­ными на них персонажами (людьми, животными) или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы придумали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые новые, дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название или сочините историю. Расскажите, что происходит и что может произойти через некоторое время.

Рис. 1. Продолжение (вариант А) 37

 

Рис. 2. Рисуночный тест Сильвер. Стимульные рисунки, вариант Б

 

Задание на воображение

Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изобра­женными на них персонажами (людьми, животными) или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы придумали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые новые допол­нительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название или сочините историю. Расскажите, что происходит и что может произойти через неко­торое время.

Рис. 2. Продолжение (вариант Б) 39

 

Рис. 3. Тест «Нарисуй историю». Стимульные рисунки, вариант А

 

Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изобра­женными на них персонажами или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы придумали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название и запишите историю на строчках ниже рисунка.

Рис. 3. Продолжение (вариант А) 41

 

Рис. 4. Тест «Нарисуй историю». Стинульные рисунки, вариант Б

 

Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изобра­женными на них персонажами или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы придумали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название и запишите историю на строчках ниже рисунка.

Рис. 4. Продолжение (вариант Б)

Помимо арт-терапевтов, РТС и тест «Нарисуй историю» могут применяться психологами и другими специалистами вобласти психического здоровья. При выполнении задания на воображение РТС и теста «Нарисуй историю» испытуемых просят выбрать два из 13 или 15 стимульных рисунков с изображением людей, животных и неодушевленных предметов и придумать, что происходит с изображенными персонажами и предметами. Затем нужно нарисовать то, что придумано. При этом можно вносить изменения в стимульные образы, рисо­вать любые новые, дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, испытуемый должен дать своему рисунку название и написать историю. Если он не умеет рисовать, то специалист записывает историю с его слов.

Оба теста включают два набора стимульных изображений — вариант А и вариант Б. Вариант Б может использоваться при повторном тестировании

 

Оценка эмоционального состояния связана с использованием двух шкал — шкалы эмоционального содержания рисунка и шка­лы оценки образа «Я». При использовании первой шкалы рисунки с выраженным отрицательным эмоциональным содержанием (изоб­ражения одиноких, печальных, беспомощных, пытающихся покончить жизнь самоубийством, мертвых или находящихся в смертель­ной опасности персонажей, изображение деструктивного взаимо­действия между персонажами, связанного с убийством или угро­зой для жизни) оцениваются в 1 балл; с умеренно отрицательным содержанием (изображения одиноких, испуганных, злящихся, не­удовлетворенных или несчастных персонажей, рисунки, отража­ющие напряженные или неприятные отношения между персона­жами) — в 2 балла; с нейтральным содержанием (изображения с противоречивым, неопределенным или неясным эмоциональным содержанием) — в 3 балла; с умеренно положительным содержа­нием (одинокие персонажи, изображенные счастливыми, но пас­сивными, испытывающими удовольствие, а также кем-либо спаса­емые, изображение дружественных или приятных отношений) — в 4 балла; с выраженным положительным содержанием (изобра­жение успешных, счастливых или достигающих своих целей пер­сонажей, отношений любви и заботы) — в 5 баллов.

В соответствии с критериями шкалы оценки образа «Я» рисунки также делятся на пять категорий с соответствующими бал­лами от 1 до 5. Для того чтобы оценить образ «я» испытуемого; необходимо понять, с каким из изображенных на его рисунке персонажей он идентифицируется. Иногда это бывает достаточно очевидно, иногда испытуемому необходимо задать проясняющие вопросы, например, «Какой из изображенных на твоем рисунке персонажей тебе ближе?» или «На место какого персонажа ты бы себя поставил?». В таблице 1 приведены критерии оценки рисун­ков согласно шкале эмоционального содержания, а в таблице 2 — критерии оценки рисунков согласно шкале образа «я».

Таблица 1. Критерии оценки рисунков согласно шкале эмоционального содержания

 

1 балл

Рисунки с выраженным отрицательным эмоциональным содер­жанием, например:

а) изображение одиноких, печальных, беспомощных, пытаю­щихся покончить жизнь самоубийством или находящихся в смертельной опасности персонажей;

б) изображение деструктивного взаимодействия между персо­нажами, связанного с убийством или угрозой для жизни.

2 балла

Рисунки с умеренно отрицательным эмоциональным содер­жанием, например:

а) изображение фрустрированных, испуганных, страшных или несчастных персонажей;

б) изображение напряженных или враждебных отношений между персонажами.

3 балла

Рисунки с нейтральным эмоциональным содержанием, напри­мер:

а) изображение таких персонажей или отношений, которые имеют как положительные, так и отрицательные характеристи­ки или амбивалентное содержание;

б) изображение персонажей или отношений с противоречивым и неясным смыслом;

в) изображение персонажей или отношений без определенного эмоционального содержания.

Балла

Рисунки с умеренно положительным эмоциональным содержанием:

а) изображение счастливых, но пассивных персонажей; |

б) изображение дружественных отношений между персонажами.

Баллов I

Рисунки с выраженным положительным содержанием, напри­мер:

а) изображение счастливых или успешных и предпринимаю­щих активные действия персонажей;

б) изображение отношений любви или заботы.

Таблица 2. Критерии оценки рисунков /" согласно шкале образа «я»

Балл

Болезненные фантазии: испытуемый идентифицируется с грустным, беспомощным, одиноким, пытающимся покончить жизнь самоубийством, мертвым или находящимся в смертель­ной опасности персонажем.

Балла

Неприятные фантазии: испытуемый идентифицируется с ис­пуганным фрустрированным, несчастным или страшным пер­сонажем.

Балла

Противоречивые или амбивалентные фантазии: испытуемый идентифицируется с переживающим противоречивые чувства или равнодушным персонажем, либо образ «я» не просматри­вается или неясен, а также если испытуемый идентифицирует­ся с рассказчиком.

Балла

Приятные фантазии: испытуемый идентифицируется со счаст­ливым, но пассивным персонажем или тем, кого спасают.

Баллов

Фантазии, связанные с исполнением желаний: испытуемый идентифицируется с активным, достигающим сво­ей цели и удовлетворенным персонажем, в том числе с тем, кто совершает деструктивные действия, нападает и достигает сво­ей цели, а также с тем, кого любят.

Поскольку объем наблюдений связанных с использовани­ем РТС с перенесшими насилие детьми и подростками пока сравнительно невелик, приводимые ниже результаты иссле­дования имеют предварительный характер. В то же время, ис­ходя из уже имеющегося материала, можно говорить о неко­торых значимых, на наш взгляд, тенденциях в визуально-гра­фических реакциях жертв насилия.

 

Таблица 3. Характеристика различных категорий рисунков, в зависимости от их эмоционального содержания и тематики

Категории рисунков Балльная оценка Тип рисунка  
1. Грустный персонаж 2. Одинокий, беспомощный персонаж 3. Изображение сцены самоубийства 4. Изображение мертвого персонажа или персонажа в смертельной опасности 5. Проявление агрессии или деструкции   Выраженное отрицательное содержание  
6. Проявление враждебности или угрозы 7. Испуганный персонаж 8. Нападающий, страшный или разгневанный персонаж 9. Малопривлекательный персонаж 10. Неудовлетворенный, фрустрированный, несчастный персонаж   Умеренно выраженное отрицательное содержание  
11. Амбивалентное содержание (как положительное, так и отрицательное) 12. Нейтральное содержание, отсутствие эмоций 13. Неясное, противоречивое содержание   Нейтральное, неясное, амбивалентное содержание  
  14. Счастливый, получающий удовлетворение, но пассивный персонаж 15. Дружеские отношения 16. Приятные отношения 17. Спасение персонажа   Умеренно положительное содержание
  18. Счастливый и успешный персонаж 19. Удовлетворенный, достигающий своей цели персонаж 20. Отношения любви 21. Отношения взаимной заботы и поддержки   Выраженное положительное содержание
             

Таблица 4. Соотношение рисунков с разным эмоциональным содержанием и тематикой в группе детей и подростков, являющихся жертвами насилия

Категории рисунков Абсолютное число %
    2,9 8,6 8,6 34,3 14,3 8,6 2,9 2,9 5,7 2,9 2,9 2,9 2,9

Как следует из таблицы 4, наиболее часто в группе детей и подростков, являющихся жертвами насилия, создавались ри­сунки следующих категорий: с изображением мертвых или находящихся в смертельной опасности персонажей (34,3%); с изображением агрессии или деструкции (14,3%); рисунки с изображением одиноких или беспомощных персонажей (8,6%), с изображением сцен самоубийства (8,6%), а также с изображением враждебности или угрозы (8,6%). Некоторые категории тематик — в основном, с положительной эмоцио­нальной нагрузкой — не проявлялись вовсе.

В качестве наиболее показательных рисунков можно было бы привести следующие. Автором первого рисунка (рис. 5) яв­ляется девочка 10 лет, находящаяся на воспитании в детском доме; ее родители лишены родительских прав. Для девочки ха­рактерны депрессивные реакции. Она пережила сексуальное насилие и в настоящее время проходит реабилитацию.

Рис. 5. Рисунок девочки 10 лет, перенесшей сексуальное насилие.

Ее рисунок дополняется следующим рассказом: «Был весен­ний день; девочка играла и увидела собаку. Потом собака уку­сила ее, и она горько заплакала. Девочка тяжело переживала эту травму».

По шкале эмоционального содержания данный рисунок можно оценить в 1 балл (изображение деструктивного взаи­модействия); по шкале оценки образа «я» — также в 1 балл (идентификация с одиноким, беспомощным персонажем).

Автор другого рисунка (рис. 6) — мальчик 11 лет. Он также находится на воспитании в детском доме, был подвергнут сек­суальному насилию и, так же как вышеназванная девочка, уча­ствует в специализированной реабилитационной программе, проводимой амбулаторно. К своему рисунку он придумал сле­дующий рассказ: «Пошел мужчина гулять, и вдруг собака его покусала. У мужчины было много крови и его отвезли в боль­ницу». Оценки этого рисунка по шкалам эмоционального со­держания и оценки образа «я» аналогичны предыдущему.

Рис. 6. Рисунок мальчика 11 лет, перенесшего сексуальное насилие.

Данные рисунки указывают на высокую вероятность деп­рессии. Наличие симптомов депрессии у этих детей было под­тверждено клиническим обследованием у психиатра. Мы обра­тили внимание на то, что на многих рисунках с изображением одинокого и беспомощного, а также находящегося в смертель­ной опасности персонажа (оцененных по обеим шкалам в 1 балл), этот персонаж подвергался нападению со стороны жи­вотного. Возможно, что пережитый ребенком опыт насилия, совершенного родителем, в силу действия защитных механиз­мов перерабатывается таким образом, что ребенок замещает в своих фантазиях родительскую фигуру образом животного.

Примером рисунка с иной — самодеструктивной тематикой является работа мальчика 11 лет, многократно подвергавшегося сексуальному насилию.;

Под его рисунком (рис. 7) он написал: «Однажды один маль­чик засунул себе в голову нож, и его похоронили в гробу».

Оценка по шкале эмоционального содержания 1 балл, по шкале образа «я» — также 1 балл.

Изображен одинокий, пытающийся покончить жизнь само­убийством персонаж, с которым идентифицируется автор ри­сунка. На данном рисунке, в отличие от предыдущих, отсутству­ет изображение какого-либо иного персонажа, который мог бы выступать источником неприятных переживаний и провоци­ровать другой персонаж к самоубийству. Возможно, что это яв­ляется следствием механизма диссоциации и вытеснения из со­знания связи между травмой и ее обстоятельствами.

Рисунки некоторых детей свидетельствовали о проявлении как элементов гипотимии (образы, несущие угрозу и вызываю­щие неприятные чувства), так и раздражения, причем аффек­ты раздражения и гнева в изобразительной продукции нередко имели завуалированное выражение, как, например, на приво­димом ниже рисунке (рис. 8). Его автором является мальчик 9-летне­го возраста, неоднократно подвер­гавшийся в семье физическому насилию. В момент обследования отмечено сниженное настроение. Родители находятся в ситуации развода. У мальчика имеется пси­хосоматическое заболевание (тя­желая форма ангины, перешедшая в затяжной бронхит).

Подпись под рисунком 8: «Од­нажды в стране чудес на солнеч­ном вулкане случилось чудо. Он начал извергаться ножами, и ря­дом росли из ножей деревья».

Оценка по шкале эмоциональ­ного содержания 1 балл, по шкале образа «я» — 2 балла. Изображе­ны деструктивные объекты — вул­кан, ножи. По всей видимости, ав­тор рисунка идентифицируется с вулканом.

 

Рис. 7. Рисунок мальчика 11 лет, многократно подвергавшегося сексуальному насилию.

Рис. 8. Рисунок мальчика 9 лет с психосоматическим заболеванием.

Примерами рисунков с деструктивной тематикой могут служить приведенные ниже изображения. Первый рисунок создан делинквентным мальчиком 9 лет, многократно подвер­гавшимся физическому насилию.

Рис. 9. Рисунок делинквентного мальчика 9 лет, многократно подвергавшегося физическому насилию.

Подпись под его рисунком (рис. 9) гласит: «Бежала мышка. Змея увидела ее и съела. Она была довольна».

Оценка по шкале эмоционального содержания 1 балл, по шкале образа «я» — 5 баллов. Изображены деструктивные от­ношения, один из персонажей, хищная змея, с которой иден­тифицируется автор (мальчик 9 лет) испытывает удовлетворе­ние, съев другой персонаж.

Подпись под рисунком 10: «В горах самый большой вулкан начал кипятиться, он стал выбрасывать большие камни, выли­вать лаву, и все погибло. Ему было «все равно»».

Рис. 10. Рисунок, созданный делинквентным подростком (14 лет) — жертвой физического и сексуального насилия.

Оценка по шкале эмоционального содержания 1 балл, по шкале образа «я» — 3 балла. По всей видимости, автор рисунка (мальчик 14 лет) идентифицируется с вулканом.

Рис. 11. Рисунок делинквентного подростка (13 лет), систематически подвергав­шегося избиениям в роди­тельской семье.

На рисунке 11 под рисунком подпись: «Девочка пошла в лес за грибами, и вдруг ее укусила змея. Она разозлилась из-за того, что девочка ее потревожила».

Оценка по шкале эмоционального содержания 1 балл, по шкале образа «я» — 2 балла. Изображены деструктивные от­ношения. По всей видимости, автор рисунка идентифициру­ется со змеей (так как более 90% испытуемых идентифициру­ются с персонажами своего пола).

Таким образом, в нашем исследовании, наряду с изображе­нием одиноких и несчастных, находящихся в смертельной опасности персонажей, было немало рисунков (14,3%) с про­явлением агрессии и деструкции. На одних из них изобража­лись разрушительные природные процессы (например, извер­жение вулкана) или способные вызвать разрушение объек­ты (ножи), на других — хищные животные, нападающие на своих жертв. Лишь в отдельных случаях разрушительные дей­ствия на рисунке совершались людьми. Это позволяет кон­статировать наличие связи между перенесенным насилием и агрессивными тенденциями у многих испытуемых.

Связь между перенесенным насилием и агрессивностью отмечается целым рядом авторов. Некоторые из них пишут о так называемой заместительной (викарной) травматизации, проявляющейся в склонности жертв насилия самим его совер­шать в отношении других людей или живых существ. Данный феномен, проявляющийся в нашем исследовании в создании рисунков с изображением деструктивных сцен, когда автор идентифицируется с агрессором, может быть отчасти связан с действием защитного механизма замещения. Возможно, что создавая рисунки такого рода жертвы насилия пытаются «рас­правиться» с агрессором. Однако сцена насилия не воспроиз­водится на рисунке буквально, и изображение насильника обычно отсутствует. Его место занимают другие персонажи или предметы.

Среди пяти детей и подростков, чьи рисунки имели дест­руктивную тематику, было трое мальчиков и две девочки. При этом рисунки мальчиков указывали на активную агрессию, а рисунки девочек — на реактивную (Silver, 2005). Подгруппа ак­тивных агрессоров, по данным Р. Сильвер (2005), включает де­тей и подростков, чьи рисунки отражают фантазии, связан­ные с физическим ущербом окружающим. Эти испытуемые идентифицируются с теми, кто проявляет жестокость в отно­шении жертв, но переживает при этом чувство удовлетворе­ния. Таким образом, такие рисунки оцениваются в 1 балл по шкале эмоционального содержания и в 5 баллов по шкале обра­за «я». Активные агрессоры отличаются инициативой, экспан­сивностью, стремясь утвердиться среди сверстников и завое­вать определенные привилегии.

У реактивных агрессоров агрессивные действия, как прави­ло, провоцируются действиями других и направлены на защи­ту своих интересов. Нередко реактивная агрессия проявляет­ся импульсивно и сопровождается неконтролируемым аффек­том гнева. Защитная реакция у реактивных агрессоров часто непропорциональна интенсивности провоцирующего дей­ствия. По данным Р. Сильвер, рисунки реактивных агрессо­ров, как и активных, иногда оценивались по шкале образа «я» в 5 баллов. В анамнезе у них нередко отмечается перенесенное насилие или потеря родителя.

Следует признать, что агрессивное поведение у детей и под­ростков, в том числе у тех из них, кто подвергался или подвер­гается насилию, может быть иногда связано с механизмами копинга, то есть таким поведением, которое направлено на ус­пешное преодоление стрессовой, несущей угрозу физическо­му, психическому или социальному благополучию ситуации. Большое значение в определении границ патологической и адаптивной (здоровой) агрессивности, связанной с механиз­мами копинга, имеет культурный контекст ее проявления, в том числе, тендерные нормы.»,

По данным разных исследователей (Сильвер, Копытин, 2001; Kopytin, 2000; Kopytin, Sventsitskaya, Svistovskaya, 2005; Silver, 1993, 1996), в рисунках мальчиков и юношей, а также взрослых мужчин деструктивные, связанные с насилием сце­ны проявляются значительно чаще, чем в рисунках девочек. Проведенные в США и Российской Федерации исследования с использованием тестов Сильвер показали, что такие сцены встречаются в рисунках лиц мужского пола в 4 — 6 раз чаще, чем в рисунках лиц женского пола. Как считает американс­кий исследователь Коннор (Connor, 2002), культура поддер­живает агрессивность мальчиков, поскольку рассматривает­ся как признак мужественности, в то время как девочки вы­нуждены подавлять свою агрессивность, поскольку родите­ли, учителя и социум в целом как правило считают ее недопу­стимой для женщин.

Кроме того, в литературе неоднократно отмечалось, что аг­рессивность мальчиков, как правило, имеет открытое, физи­ческое проявление, в то время как для девочек характерна скрытая или косвенная агрессия. В то же время, по данным Р. Сильвер (Silver, 2007), в рисунках мальчиков и девочек нередко про­является косвенная агрессия. Это обычно связано с тем, что разрушительные действия в рисунках и тех, и других чаще свя­заны с изображением природных процессов или объектов, а агрессивные персонажи, с которыми авторы рисунков могут идентифицироваться, изображаются реже. Это совпадает с результатами наших исследований.

Проведенное нами исследование позволяет констатиро­вать патологический характер многих рисунков детей и под­ростков, являющихся жертвами насилия. Такой характер ри­сунков обусловлен проявлением в них депрессивных и агрес­сивных реакций на полученную травму и указывает на выра­женную психологическую и социальную дезадаптацию, что подтверждается клиническими данными. В то же время мно­гие рисунки жертв насилия в нашем исследовании могут от­ражать проявление защитно-приспособительных реакций, направленных на преодоление психической травмы. В таком ключе могут рассматриваться, в частности, рисунки с дест­руктивной тематикой, в особенности те из них, которые оце­нены в 5 баллов по шкале образа «я». В некоторых случаях, отреагируя негативные, связанные с полученной психичес­кой травмой чувства в фантазиях и изобразительной деятель­ности, жертвы насилия тем самым могли достичь эмоциональ­ной стабилизации. Их реальное поведение при этом вовсе не обязательно имеет разрушительный характер. Существуют, по-видимому, и такие дети и подростки, являющиеся жерт­вами насилия, для которых характерны деструктивные про­явления не только в фантазиях и изобразительной деятель­ности, но и в реальности. Это требует дифференцированно­го подхода к планированию и проведению программ коррек-ционной и профилактической направленности, с учетом раз­личий между детьми и подростками с разными типами реак­ций на полученную травму.

Таким образом, тесты Сильвер могут быть использованы для диагностики различных состояний, связанных с пс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 2628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.158.110 (0.013 с.)