Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование русской философии (11-17 вв.).Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Русская философия зародилась в эпоху расцвета Киевской Руси на волне христианизации страны (конец X в.). Первый (ранний) период в ее развитии пришелся на XI -XVII вв. (Древняя и средневековая Русь). В рамках этого длительного периода имело место формирование русской философии и обретение ею национального характера. Вначале вопросы философского характера, касающиеся мира и места человека в нем, раскрывались в летописях как важной форме древнерусской духовной культуры. Так, в «Повести временных лет» был поставлен вопрос о происхождении Русской земли, о едином христианском Боге, о необходимости бороться со злом и творить добро. В «Слове о полку Игореве» осмысливались социальные отношения, формулировались нравственные нормы общественной жизни, поднималась проблема служения человека своему Отечеству. Первым древнерусским философом принять считать киевского митрополита Илариона (XI в.). В его «Слове о Законе и Благодати» центральной темой для осмысления стала христианская история и место в ней России. В «Молитве» Иларион рассматривал природу человека, подчеркивал его нестойкость и греховность. Это порабощает человека «земными» заботами и отвлекает от служения Богу, от полнокровной духовной жизни. Для спасения человека требуется его обращение к Богу, который воплощает в себе нечто совершенное, великое и благое. Свободная воля порождает не только добро, но и зло, и поэтому всякий человек нуждается в постоянных наставлениях со стороны религии и церкви. В Древней Руси князь Владимир Мономах сформулировал систему этических правил, обращенных к человеку («мирянину»). Ему рекомендовалось обходиться «тремя делами добрыми» — покаянием, слезами и милостынею. К числу необходимых этических норм относились также: не убивать, не гордиться, не лениться, не лгать и др. Мономах раскрывал также принципы взаимоотношений между человеком и обществом. Основой всего поведения человека должен быть страх божий, трепет и ужас перед возможным божьим наказанием. Спасение души — вот что является важнейшей задачей бытия человека в этом мире. В период Московского царства (XI —XIV вв.) наряду с историософскими и нравственно-практическими, в русской философской мысли появились и натурфилософские учения. В XIV в. на Руси распространился- исихазм («безмолвствие») как практика созерцательного отношения к окружающему миру, породившая монашество. Сторонники этого движения полагали, что мир пронизан божественной энергией, которая открывается через созерцание природы и с помощью молитв. Человек рассматривался как богопознающее существо, созданное по образу и подобию своего Творца. Он представляет собой как бы «микрокосм» и органично соединяет в себе плоть и душу. В развитие таких представлений большой вклад внес Нил Сорский. Он проповедовал идею нравственного восхождения личности по ступеням совершенства. К числу наибольших грехов он относил гнев и алчность, блуд, печаль и уныние, тщеславие, гордость и др. Все они означают ту или иную степень отпадения от Бога и перехода на сторону сатаны. Нил Сорский был крупнейшим представителем нестяжательства — движения за отказ монастырей на право владения собственной землей, за ведение монахами аскетического образа жизни. Нестяжателям противостояли иосифляне — последователи Иосифа Волоцкого, настаивавшего на праве и обязанности церкви и христиан участвовать в социальной жизни, помогать обществу и государству социальным служением — образовательной и просветительной экономической и цивилизаторской деятельностью, социальным призрением и т.д. Это были ростки социальной мысли и идеологии. В это историческое время на Руси появились ереси как проявление вольнодумства, направленного против официальной церкви. Еретики критиковали отдельные христианские догмы и обряды, осуждали церковников за стремление к обогащению и нравственную распущенность. В ересях выдвигалась идея равенства всех людей перед Богом и светской властью. В XIV —XVII вв. (русское средневековье) философская мысль переключилась на осмысление в основном социально-политической и историософской проблематики. В это время выделилось Московское княжество как центр будущего единого государства. Этот процесс нашел свое отражение в различных формах общественного сознания — в религии, литературе и философии, в устном народном творчестве. Становление русской государственности преломилось, в частности, в учении монаха Филофея о Москве как «третьем Риме». Филофей учил, что в основе человеческой истории лежит божественное провидение. «Старый Рим», бывший в свое время центром христианства, пал в силу внутренних кризисных процессов. «Новый Рим» (Константинополь) стал продолжателем этого вероучения, но и тоже подвергся упадку под ударами турецких завоевателей. По убеждению Филофея, «третьему Риму» (Москве) как истинному наследнику христианского вероучения, «стоять вечно», а четвертому Риму «не бывать». Это учение Филофея обосновывало притязания Московского государства на роль великой державы, ее особое место в мире. Сторонником сильного государства был и известный общественный деятель своего времени И. С. Пересчетов. Он считал, что самой приемлемой для Руси формой государственности является неограниченное самодержавие. Правитель должен иметь все необходимые полномочия и в своих действиях вправе применять даже военную силу. Эти идеи Пересветова объективно выражали интересы формирующегося в стране русского дворянства. Значение раннего периода истории русской философии состоит прежде всего в том, что в его рамках сформировались три важных идейных потока отечественной философской мысли историософский, религиозный и нравственный. В последующем эти тенденции существенно обогатились новыми темами, оставаясь ведущими в отечественной философии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 3324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.43.244 (0.009 с.) |