Формирование русской философии (11-17 вв.). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование русской философии (11-17 вв.).



Русская философия зародилась в эпоху расцвета Киев­ской Руси на волне христианизации страны (конец X в.). Первый (ранний) период в ее развитии пришелся на XI -XVII вв. (Древняя и средневековая Русь). В рамках этого длительного периода имело место формирование русской философии и обретение ею национального характера.

Вначале вопросы философского характера, касающие­ся мира и места человека в нем, раскрывались в летопи­сях как важной форме древнерусской духовной культу­ры. Так, в «Повести временных лет» был поставлен во­прос о происхождении Русской земли, о едином христи­анском Боге, о необходимости бороться со злом и тво­рить добро. В «Слове о полку Игореве» осмысливались социальные отношения, формулировались нравственные нормы общественной жизни, поднималась проблема слу­жения человека своему Отечеству.

Первым древнерусским философом принять считать киевского митрополита Илариона (XI в.). В его «Слове о Законе и Благодати» центральной темой для осмысле­ния стала христианская история и место в ней России. В «Молитве» Иларион рассматривал природу человека, под­черкивал его нестойкость и греховность. Это порабощает человека «земными» заботами и отвлекает от служения Богу, от полнокровной духовной жизни. Для спасения человека требуется его обращение к Богу, который во­площает в себе нечто совершенное, великое и благое. Свободная воля порождает не только добро, но и зло, и поэтому всякий человек нуждается в постоянных настав­лениях со стороны религии и церкви.

В Древней Руси князь Владимир Мономах сформули­ровал систему этических правил, обращенных к человеку («мирянину»). Ему рекомендовалось обходиться «тремя делами добрыми» — покаянием, слезами и милостынею. К числу необходимых этических норм относились также: не убивать, не гордиться, не лениться, не лгать и др. Мономах раскрывал также принципы взаимоотношений между чело­веком и обществом. Основой всего поведения человека дол­жен быть страх божий, трепет и ужас перед возможным божьим наказанием. Спасение души — вот что является важнейшей задачей бытия человека в этом мире.

В период Московского царства (XI —XIV вв.) наряду с историософскими и нравственно-практическими, в рус­ской философской мысли появились и натурфилософ­ские учения. В XIV в. на Руси распространился- исихазм («безмолвствие») как практика созерцательного отноше­ния к окружающему миру, породившая монашество. Сто­ронники этого движения полагали, что мир пронизан бо­жественной энергией, которая открывается через созер­цание природы и с помощью молитв. Человек рассматри­вался как богопознающее существо, созданное по образу и подобию своего Творца. Он представляет собой как бы «микрокосм» и органично соединяет в себе плоть и душу. В развитие таких представлений большой вклад внес Нил Сорский. Он проповедовал идею нравственного восхож­дения личности по ступеням совершенства. К числу наи­больших грехов он относил гнев и алчность, блуд, пе­чаль и уныние, тщеславие, гордость и др. Все они озна­чают ту или иную степень отпадения от Бога и перехода на сторону сатаны. Нил Сорский был крупнейшим пред­ставителем нестяжательства — движения за отказ мо­настырей на право владения собственной землей, за ве­дение монахами аскетического образа жизни.

Нестяжателям противостояли иосифляне — последо­ватели Иосифа Волоцкого, настаивавшего на праве и обязанности церкви и христиан участвовать в социаль­ной жизни, помогать обществу и государству социаль­ным служением — образовательной и просветительной экономической и цивилизаторской деятельностью, соци­альным призрением и т.д. Это были ростки социальной мысли и идеологии.

В это историческое время на Руси появились ереси как проявление вольнодумства, направленного против официальной церкви. Еретики критиковали отдельные христианские догмы и обряды, осуждали церковников за стремление к обогащению и нравственную распущенность. В ересях выдвигалась идея равенства всех людей перед Богом и светской властью.

В XIV —XVII вв. (русское средневековье) философ­ская мысль переключилась на осмысление в основном социально-политической и историософской проблемати­ки. В это время выделилось Московское княжество как центр будущего единого государства. Этот процесс на­шел свое отражение в различных формах общественного сознания — в религии, литературе и философии, в уст­ном народном творчестве.

Становление русской государственности преломилось, в частности, в учении монаха Филофея о Москве как «третьем Риме». Филофей учил, что в основе человечес­кой истории лежит божественное провидение. «Старый Рим», бывший в свое время центром христианства, пал в силу внутренних кризисных процессов. «Новый Рим» (Константинополь) стал продолжателем этого вероуче­ния, но и тоже подвергся упадку под ударами турецких завоевателей. По убеждению Филофея, «третьему Риму» (Москве) как истинному наследнику христианского ве­роучения, «стоять вечно», а четвертому Риму «не бы­вать». Это учение Филофея обосновывало притязания Московского государства на роль великой державы, ее особое место в мире.

Сторонником сильного государства был и известный общественный деятель своего времени И. С. Пересчетов. Он считал, что самой приемлемой для Руси формой го­сударственности является неограниченное самодержавие. Правитель должен иметь все необходимые полномочия и в своих действиях вправе применять даже военную силу. Эти идеи Пересветова объективно выражали интересы формирующегося в стране русского дворянства.

Значение раннего периода истории русской филосо­фии состоит прежде всего в том, что в его рамках сфор­мировались три важных идейных потока отечественной философской мысли историософский, религиозный и нравственный. В последующем эти тенденции существен­но обогатились новыми темами, оставаясь ведущими в отечественной философии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 3178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.006 с.)