Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Важнейшие течения в философии 19 в. (период классики)
XIX столетие по праву называют «золотым веком» русской философии - по богатству ярких имен, содержательных учений, школ и идей. То был классический период в истории русской философской мысли, эпоха универсализма (многообразия) в ней. Следует также отметить, что в это время философская мысль развивалась в значительной мере внутри художественной литературы. Философия и литература XIX в. образовали весьма оригинальный и нерасторжимый синтез, ставший прочной традицией отечественной духовной культуры. Начало классического периода было связано с творчеством П.Я.Чаадаева, а в художественной литературе — с А.С.Пушкиным. В это время в философии и литературе отчетливо обозначалась проблема выбора Россией социального идеала, путей и форм ее дальнейшего развития, взаимоотношений с мировым сообществом. П.Я.Чаадаев одним из первых в прошлом столетии поднял вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы, о русском национальном самосознании. Вначале он высоко оценивал западную цивилизацию и ее достижения, с сожалением писал об отставании России от «общего движения» Позже Чаадаев стал критически относиться к Западу, выделяя в его социальном организме такие пороки, как эгоизм, враждебность частных интересов, жизнь по расчету и т.п. Отмечая достоинства русского народа (совестливость, солидарность, щедрость души и т.п.), философ размышлял об особой роли России в мире. По его убеждению, эта роль должна состоять в том, чтобы «дать миру какой-нибудь важный урок», разрешить наиболее сложные проблемы человечества. Раздумья Чаадаева об исторической судьбе России дали толчок расколу в русской философии XIX столетия и возникновению в ней двух противоположных течений — западничества и славянофильства. Основным предметом их спора стала тема места России в мировой истории, социального идеала россиян и путей движения к нему. Славянофилы (И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, К.С.Аксаков и др.) были выразителями идеи самобытности русского национального самосознания. Для славянофильства как мировоззрения характерна критика западной цивилизации как якобы «безбожной», низменной и бездушной. Это мировоззрение ориентировано на православие, которое рассматривается в качестве духовной основы русской нации. Религиозная вера считается подлинным двигателем исторического процесса. Славянофилы хотели, по выражению русского философа В.С.Соловьева, «России Христа». Формой государственного устройства в России должна быть, по их убеждению, монархия как якобы наиболее полно выражающая дух и традиции русского народа. Социальной основой общества призвана стать патриархальная семья. В славянофильстве идеализировалась допетровская Русь, где традиции и мораль народа еще якобы не были уничтожены «тлетворным» и «разрушительным» воздействием западной культуры. Славянофилы подчеркивали идею соборности, которая рассматривалась ими как выражение коллективистского духа россиян, их общинного («хорового») начала в образе жизни. Соборность есть собирание, соединение всех сил ради общего дела. С точки зрения славянофилов, русский народ — это особый народ («народ-богоносец»), призванный к высокой роли в мире. В целом же мировоззрение славянофилов было основано на трех принципах: православие, самодержавие и народность. По сути дела, славянофильство — это философия религиозно окрашенного коллективизма. Задачу последующего развития России они видели в том, чтобы дух православия пронизал весь общественный организм, придал ему высший смысл в развитии. Свобода индивида возможна, но лишь путем подчинения его абсолютным ценностям — авторитету религии и церкви, государству, своему народу.
Что касается западников (А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.П.Огарев и др.), то они по-иному смотрели на проблему прошлого, настоящего и будущего России. Западники были выразителями идеи единого общемирового прогрессивного развития. Они активно выступали за европеизацию страны, т.е. ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути. Западники являлись как бы «агентами» Запада в русской культуре. Их идеалами были гуманистические учения эпохи Возрождения и французского Просвещения, передовые идеи в творчестве Г.Гегеля и Л.Фейербаха. Как правило, они последовательно придерживались атеистических взглядов, видя в религии и церкви тормоз общественного прогресса. Западники давали высокую оценку человеческому разуму и науке, уважительно относились к правовым нормам общества.
По убеждению западников, основной ценностью общества должен быть индивид, а государство призвано защищать его права и свободы. Человек вправе быть свободным от предрассудков и обладать независимостью («не петь в общем хоре») в обществе. Ему доступны знания, он владеет своими страстями, способен покорять природу и осваивать общественные отношения. Европейский человек, как идеал западников, должен быть трудолюбив, пунктуален, воспитан и терпим к инакомыслию. Ему свойственно любить красоту и ценить женщин, которые наиболее полно воплощают в себе красоту и гармонию. Западничество, таким образом, есть не только мировоззрение, но и установка на определенный образ жизни. Само по себе это идейное течение было неоднородным: революционное (Герцен, Белинский) и просветительское направления. Из среды западников вышли писатель Н.Г.Чернышевский и народники, а позже и первые русские марксисты. Самой крупной и многогранной личностью в русском западничестве был А.И.Герцен, «Вольтер XIX века». В ряде своих крупных работ («Письма об изучении природы», «Дилетантизм в науке» и др.) он обратился к философским проблемам естествознания, к рассмотрению исторического процесса и судьбе России. Будучи революционером, Герцен любил подчеркивать, что прошлое русского народа темно, настоящее ужасно, и поэтому остается лишь надежда на лучшее будущее. Основным смыслом своей жизни Герцен считал освобождение России от крепостничества, и в этих целях он разработал концепцию крестьянского социализма. Ему представлялось, что основой будущего справедливого общества призвана стать сельская община («мир») с ее здоровой трудовой моралью и духом коллективизма, простейшими элементами демократии. Однако общину следует «оплодотворить» западной наукой и иными достижениями цивилизации (техника, политические свободы и др.). По убеждению Герцена, русский социализм станет соединением «храма науки» с «цехом человечества», т.е. народными массами. Для создания такого социализма потребуются и новые люди, способные свободно и со знанием дела творить новые отношения. Славянофильство и западничество являли собой противоположные мировоззрения и модели развития русского общества. Ни одно из этих течений не выразило, да и не могло выразить сложную и многогранную «русскую душу». Со временем эти течения постепенно стали вы рождаться, уступив дорогу новым социально-философским учениям. Кроме названных выше, в русской философии XIX столетия существовали и иные идейные течения. Так, заметную роль среди них играл философский материализм Н.Г.Чернышевского, Этот русский ученый и писатель внес заметный вклад в философское осмысление сущности и природы человека. В своей статье «Антропологический принцип в философии» Чернышевский подчеркивал, что человек представляет собой цельное существо, и будучи продуктом эволюции живой природы, он должен исследоваться прежде всего с позиций естествознания. Суть антропологического принципа в философии состоит, по Чернышевскому, в том, чтобы рассматривать человека прежде всего как природное существо. Целью всех устремлений человека является получение наслаждения. Полагая, что основным качеством (свойством) человека является эгоизм, Чернышевский в связи с этим разработал теорию «разумного эгоизма». Русский ученый подчеркивал, что с помощью разума человек может и должен приводить свои поступки в соответствие с интересами всего общества. Эта идея была подробно раскрыта в его романе «Что делать?» на примерах русских революционеров.
Н.Г.Чернышевский активно развивал теорию социальной философии. Он стремился вскрыть естественные предпосылки социально-классовой борьбы в обществе, видя их в глубоком различии потребностей и интересов людей. Русский ученый был убежденным сторонником идеи крестьянской революции, считая ее самым радикальным способом решения острых социальных проблем в России (прежде всего — крестьянского вопроса) с помощью движения самих народных масс. По убеждению Чернышевского, в истории действует закон нарастания прогресса, где особую роль играет знание как основной двигатель прогрессивных изменений в обществе. Весьма заметным явлением русской общественной мысли 60 — 70-х годов прошлого столетия было народничество, в котором основным явилась идея крестьянской революции. В этом течении имели место три ветви, представленные крупными мыслителями: анархистская, пропагандистская и заговорщическая. М.А.Бакунин развивал и проповедовал идеи анархизма, в котором исходным является тезис о необходимости замены государства-угнетателя свободной и самоуправляемой ассоциацией трудящихся. «Упразднение» государства посредством бунта должно произойти «на следующий же день» после революции, иначе она не состоится. П.Л.Лавров призывал готовить общество к революции с помощью активной пропаганды социалистических идей в народе, чем должна заниматься интеллигенция. Напротив, П.Н.Ткачев был убежден в необходимости осуществить революцию немедленно с помощью бунта и террора. Выполнить такую миссию призвана «партия действия», представляющая собой революционное меньшинство. В середине 80-х годов народничество по ряду причин распалось. Из него выделились первые русские марксисты, некоторые либеральные течения. Наиболее радикальные и обоснованные подходы к решению социального вопроса в России были предложены русским марксизмом.
Проникновение марксизма с Запада и его укоренение на русской почве происходило по инициативе прежде всего Г.В.Плеханова и его сподвижников. Русские марксисты видели в зарождающемся рабочем классе ту социальную силу, которая на деле способна осуществить социалистическую революцию. В отличие от народников, марксисты стремились опираться не столько на меньшинство (революционная интеллигенция), сколько на большинство (народные массы). Они полагали, что противоречивое развитие капитализма неизбежно приведет к социальному взрыву и социалистической революции, построению в России социализма. Самой крупной и многогранной фигурой в русском марксизме был В.И.Ленин. Его первые теоретические работы были посвящены исследованию быстро развивавшегося в конце XIX столетия капитализма в России. Необходимым условием подготовки и осуществления социалистической революции Ленин считал создание политической партии и развитие сознательности рабочих. По сути дела, идея революции явилась ключевой во всей социальной философии этого мыслителя и политика. Все иные теоретические изыскания Ленина фактически были подчинены задаче обоснования необходимости социалистической революции и созидания в России нового типа общественных отношений (социализма). В пролетарской идее и революционной воле Ленин видел основные инструменты для глубоких социально-экономических и иных преобразований в интересах трудящихся. В целом теоретические философские и социально-философские произведения В.И.Ленина («Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», «Государство и революция» и др.) существенно дополнили и обогатили марксистскую теорию. Универсализм русской философии XIX столетия проявился в наличии в ней целого веера течений. Как и вся общественная мысль того времени, они социально окрашены, ориентированы на осмысление исторического процесса, места и роли в нем России. К числу таковых течений следует отнести философию права, в рамках которой развивалась идеология либерализма с его идеей незыблемости прав и свобод человека. Виднейшим представителем этого течения был Б.Н.Чичерин. В ряде своих произведений он разработал теорию общественно-политической и правовой жизни. Чичерин подчеркивал, что человек богоподобен, а его основными качествами являются достоинство и свобода. Личность с ее неотчуждаемыми правами и свободами представляет собой «корень и определяющее начало» всех общественных отношений и институтов. Государство призвано существовать лишь для того, чтобы выражать общие интересы, издавать законы и следить за их соблюдением. Каждый человек свободен, однако эта свобода должна иметь границы в виде интересов другого человека. В правовом обществе существует не только свобода человека, но и его ответственность за собственные поступки. История человечества являет собой, по убеждению Чичерина, не только процесс расширения свободы человека, но и совершенствование правовых норм в обществе.
Большое распространение во второй половине прошлого столетия получила философия истории. В ее рамках рассматривались логика и движущие силы развития как мировой, так и отечественной истории. Один из представителей этого течения, Н.Я.Данилевский, разработал теорию обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), которые находятся в постоянной борьбе друг с другом и внешней средой. Наиболее перспективным Данилевский считал славянский тип цивилизации, который полнее всего представлен в русском народе. В это же время в России значительное развитие получил естественнонаучный материализм (Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов и др.). Он был ориентирован на философское осмысление данных естествознания и продолжал традиции М.В.Ломоносова, А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского. В работах ученых-естествоиспытателей исследовалась тема материи и ее свойств, природа человека, деятельность его мозга и иные проблемы. Русские ученые-материалисты подчеркивали особую роль науки и образования в общественной жизни, верили в лучшее будущее России. XIX столетие дало миру такое явление, как русская космическая философия, представленная прежде всего творчеством К.Э.Циолковского. Этот русский ученый высказывал мысль о возможности обитания в Космосе иных разумных существ, призывал к активному освоению космического пространства человеком. Циолковский верил, что освоение Космоса даст людям «горы хлеба и бездну могущества». Ему принадлежит ряд идей, образующих «космическую этику» - равенство всех разумных существ в Космосе, их взаимная ответственность за сохранение жизни, ненасилие и др. Особое место в истории русской духовности занимает ее религиозная философия, всплеск которой произошел во второй половине XIX начале XX в. В силу своей специфики и богатства идейного содержания данное философское течение заслуживает отдельного рассмотрения и изучения. Выше нами отмечалось, что русская философская мысль XIX столетия развивалась в значительной степени внутри художественной литературы. Это делало литературу философичной, а философскую мысль - образной, яркой и выразительной. Особенностью русской художественной литературы является также ее психологизм, повышенное внимание к духовному миру человека, поиску им себя в этом мире (Ф.М.Достоевский и др.). Русская литература XIX в. обращена к теме истории, борьбе в ней сил добра и зла (Л.Н.Толстой и др.). В России сложилась и богатая философская поэзия (Ф.И.Тютчев и др.). В целом русской литературе всегда был присущ дух правдоискательства, т.е. настойчивый поиск такого социального идеала, который смог бы наиболее полно и точно выразить чаяния и надежды, национальное самосознание русского человека.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 841; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.137.64 (0.023 с.) |