Важнейшие течения в философии 19 в. (период классики) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Важнейшие течения в философии 19 в. (период классики)



XIX столетие по праву называют «золотым веком» русской философии - по богатству ярких имен, содер­жательных учений, школ и идей. То был классический период в истории русской философской мысли, эпоха универсализма (многообразия) в ней. Следует также от­метить, что в это время философская мысль развивалась в значительной мере внутри художественной литературы. Философия и литература XIX в. образовали весьма оригинальный и нерасторжимый синтез, ставший проч­ной традицией отечественной духовной культуры.

Начало классического периода было связано с творче­ством П.Я.Чаадаева, а в художественной литературе — с А.С.Пушкиным. В это время в философии и литерату­ре отчетливо обозначалась проблема выбора Россией со­циального идеала, путей и форм ее дальнейшего разви­тия, взаимоотношений с мировым сообществом.

П.Я.Чаадаев одним из первых в прошлом столетии поднял вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы, о русском национальном само­сознании. Вначале он высоко оценивал западную циви­лизацию и ее достижения, с сожалением писал об отста­вании России от «общего движения» Позже Чаадаев стал критически относиться к Западу, выделяя в его социаль­ном организме такие пороки, как эгоизм, враждебность частных интересов, жизнь по расчету и т.п. Отмечая до­стоинства русского народа (совестливость, солидарность, щедрость души и т.п.), философ размышлял об особой роли России в мире. По его убеждению, эта роль должна состоять в том, чтобы «дать миру какой-нибудь важный урок», разрешить наиболее сложные проблемы челове­чества. Раздумья Чаадаева об исторической судьбе Рос­сии дали толчок расколу в русской философии XIX сто­летия и возникновению в ней двух противоположных течений — западничества и славянофильства. Основным предметом их спора стала тема места России в мировой истории, социального идеала россиян и путей движения к нему.

Славянофилы (И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, К.С.Аксаков и др.) были выразителями идеи самобыт­ности русского национального самосознания. Для славя­нофильства как мировоззрения характерна критика за­падной цивилизации как якобы «безбожной», низменной и бездушной. Это мировоззрение ориентировано на пра­вославие, которое рассматривается в качестве духовной основы русской нации. Религиозная вера считается под­линным двигателем исторического процесса. Славянофи­лы хотели, по выражению русского философа В.С.Соловьева, «России Христа». Формой государственного уст­ройства в России должна быть, по их убеждению, мо­нархия как якобы наиболее полно выражающая дух и традиции русского народа. Социальной основой общест­ва призвана стать патриархальная семья. В славянофиль­стве идеализировалась допетровская Русь, где традиции и мораль народа еще якобы не были уничтожены «тле­творным» и «разрушительным» воздействием западной культуры. Славянофилы подчеркивали идею соборнос­ти, которая рассматривалась ими как выражение коллекти­вистского духа россиян, их общинного («хорового») нача­ла в образе жизни. Соборность есть собирание, соединение всех сил ради общего дела. С точки зрения славянофилов, русский народ — это особый народ («народ-богоносец»), призванный к высокой роли в мире. В целом же мировоз­зрение славянофилов было основано на трех принципах: православие, самодержавие и народность. По сути дела, славянофильство — это философия религиозно окрашен­ного коллективизма. Задачу последующего развития Рос­сии они видели в том, чтобы дух православия пронизал весь общественный организм, придал ему высший смысл в развитии. Свобода индивида возможна, но лишь путем под­чинения его абсолютным ценностям — авторитету религии и церкви, государству, своему народу.

Что касается западников (А.И.Герцен, В.Г.Белин­ский, Н.П.Огарев и др.), то они по-иному смотрели на проблему прошлого, настоящего и будущего России. За­падники были выразителями идеи единого общемирово­го прогрессивного развития. Они активно выступали за европеизацию страны, т.е. ликвидацию феодально-кре­постнических отношений и развитие общества по буржу­азному пути. Западники являлись как бы «агентами» За­пада в русской культуре. Их идеалами были гуманисти­ческие учения эпохи Возрождения и французского Про­свещения, передовые идеи в творчестве Г.Гегеля и Л.Фей­ербаха. Как правило, они последовательно придержива­лись атеистических взглядов, видя в религии и церкви тормоз общественного прогресса. Западники давали вы­сокую оценку человеческому разуму и науке, уважитель­но относились к правовым нормам общества.

По убеждению западников, основной ценностью обще­ства должен быть индивид, а государство призвано защи­щать его права и свободы. Человек вправе быть свободным от предрассудков и обладать независимостью («не петь в общем хоре») в обществе. Ему доступны знания, он владе­ет своими страстями, способен покорять природу и осваи­вать общественные отношения. Европейский человек, как идеал западников, должен быть трудолюбив, пунктуален, воспитан и терпим к инакомыслию. Ему свойственно лю­бить красоту и ценить женщин, которые наиболее полно воплощают в себе красоту и гармонию. Западничество, та­ким образом, есть не только мировоззрение, но и установка на определенный образ жизни. Само по себе это идейное течение было неоднородным: революционное (Герцен, Бе­линский) и просветительское направления. Из среды за­падников вышли писатель Н.Г.Чернышевский и народни­ки, а позже и первые русские марксисты.

Самой крупной и многогранной личностью в русском западничестве был А.И.Герцен, «Вольтер XIX века». В ряде своих крупных работ («Письма об изучении приро­ды», «Дилетантизм в науке» и др.) он обратился к фи­лософским проблемам естествознания, к рассмотрению исторического процесса и судьбе России. Будучи рево­люционером, Герцен любил подчеркивать, что прошлое русского народа темно, настоящее ужасно, и поэтому ос­тается лишь надежда на лучшее будущее. Основным смыс­лом своей жизни Герцен считал освобождение России от крепостничества, и в этих целях он разработал концеп­цию крестьянского социализма. Ему представлялось, что основой будущего справедливого общества призвана стать сельская община («мир») с ее здоровой трудовой мора­лью и духом коллективизма, простейшими элементами демократии. Однако общину следует «оплодотворить» западной наукой и иными достижениями цивилизации (техника, политические свободы и др.). По убеждению Герцена, русский социализм станет соединением «храма науки» с «цехом человечества», т.е. народными массами. Для создания такого социализма потребуются и новые люди, способные свободно и со знанием дела творить новые отношения.

Славянофильство и западничество являли собой про­тивоположные мировоззрения и модели развития русского общества. Ни одно из этих течений не выразило, да и не могло выразить сложную и многогранную «русскую душу». Со временем эти течения постепенно стали вы рождаться, уступив дорогу новым социально-философ­ским учениям.

Кроме названных выше, в русской философии XIX сто­летия существовали и иные идейные течения. Так, замет­ную роль среди них играл философский материализм Н.Г.Чернышевского, Этот русский ученый и писатель внес заметный вклад в философское осмысление сущности и природы человека. В своей статье «Антропологический принцип в философии» Чернышевский подчеркивал, что человек представляет собой цельное существо, и будучи продуктом эволюции живой природы, он должен исследо­ваться прежде всего с позиций естествознания. Суть антро­пологического принципа в философии состоит, по Черны­шевскому, в том, чтобы рассматривать человека прежде всего как природное существо. Целью всех устремлений челове­ка является получение наслаждения. Полагая, что основ­ным качеством (свойством) человека является эгоизм, Чер­нышевский в связи с этим разработал теорию «разумного эгоизма». Русский ученый подчеркивал, что с помощью разума человек может и должен приводить свои поступки в соответствие с интересами всего общества. Эта идея была подробно раскрыта в его романе «Что делать?» на приме­рах русских революционеров.

Н.Г.Чернышевский активно развивал теорию социаль­ной философии. Он стремился вскрыть естественные пред­посылки социально-классовой борьбы в обществе, видя их в глубоком различии потребностей и интересов лю­дей. Русский ученый был убежденным сторонником идеи крестьянской революции, считая ее самым радикальным способом решения острых социальных проблем в России (прежде всего — крестьянского вопроса) с помощью дви­жения самих народных масс. По убеждению Чернышев­ского, в истории действует закон нарастания прогресса, где особую роль играет знание как основной двигатель прогрессивных изменений в обществе.

Весьма заметным явлением русской общественной мыс­ли 60 — 70-х годов прошлого столетия было народниче­ство, в котором основным явилась идея крестьянской ре­волюции. В этом течении имели место три ветви, пред­ставленные крупными мыслителями: анархистская, про­пагандистская и заговорщическая. М.А.Бакунин разви­вал и проповедовал идеи анархизма, в котором исход­ным является тезис о необходимости замены государст­ва-угнетателя свободной и самоуправляемой ассоциацией трудящихся. «Упразднение» государства посредством бун­та должно произойти «на следующий же день» после ре­волюции, иначе она не состоится. П.Л.Лавров призывал готовить общество к революции с помощью активной пропаганды социалистических идей в народе, чем долж­на заниматься интеллигенция. Напротив, П.Н.Ткачев был убежден в необходимости осуществить революцию немед­ленно с помощью бунта и террора. Выполнить такую миссию призвана «партия действия», представляющая собой революционное меньшинство.

В середине 80-х годов народничество по ряду причин распалось. Из него выделились первые русские марксис­ты, некоторые либеральные течения. Наиболее радикаль­ные и обоснованные подходы к решению социального вопроса в России были предложены русским марксиз­мом.

Проникновение марксизма с Запада и его укоренение на русской почве происходило по инициативе прежде всего Г.В.Плеханова и его сподвижников. Русские марксисты видели в зарождающемся рабочем классе ту социальную силу, которая на деле способна осуществить социалисти­ческую революцию. В отличие от народников, марксис­ты стремились опираться не столько на меньшинство (ре­волюционная интеллигенция), сколько на большинство (народные массы). Они полагали, что противоречивое развитие капитализма неизбежно приведет к социально­му взрыву и социалистической революции, построению в России социализма.

Самой крупной и многогранной фигурой в русском марксизме был В.И.Ленин. Его первые теоретические работы были посвящены исследованию быстро развивавшегося в конце XIX столетия капитализма в России. Не­обходимым условием подготовки и осуществления соци­алистической революции Ленин считал создание полити­ческой партии и развитие сознательности рабочих. По сути дела, идея революции явилась ключевой во всей со­циальной философии этого мыслителя и политика. Все иные теоретические изыскания Ленина фактически были подчинены задаче обоснования необходимости социали­стической революции и созидания в России нового типа общественных отношений (социализма). В пролетарской идее и революционной воле Ленин видел основные ин­струменты для глубоких социально-экономических и иных преобразований в интересах трудящихся. В целом теоре­тические философские и социально-философские произ­ведения В.И.Ленина («Материализм и эмпириокрити­цизм», «Философские тетради», «Государство и револю­ция» и др.) существенно дополнили и обогатили марк­систскую теорию.

Универсализм русской философии XIX столетия про­явился в наличии в ней целого веера течений. Как и вся общественная мысль того времени, они социально окра­шены, ориентированы на осмысление исторического про­цесса, места и роли в нем России.

К числу таковых течений следует отнести философию права, в рамках которой развивалась идеология либе­рализма с его идеей незыблемости прав и свобод челове­ка. Виднейшим представителем этого течения был Б.Н.Чи­черин. В ряде своих произведений он разработал теорию общественно-политической и правовой жизни. Чичерин подчеркивал, что человек богоподобен, а его основными качествами являются достоинство и свобода. Личность с ее неотчуждаемыми правами и свободами представляет собой «корень и определяющее начало» всех обществен­ных отношений и институтов. Государство призвано су­ществовать лишь для того, чтобы выражать общие инте­ресы, издавать законы и следить за их соблюдением. Каж­дый человек свободен, однако эта свобода должна иметь границы в виде интересов другого человека. В правовом обществе существует не только свобода человека, но и его ответственность за собственные поступки. История человечества являет собой, по убеждению Чичерина, не только процесс расширения свободы человека, но и со­вершенствование правовых норм в обществе.

Большое распространение во второй половине прошло­го столетия получила философия истории. В ее рамках рассматривались логика и движущие силы развития как мировой, так и отечественной истории. Один из предста­вителей этого течения, Н.Я.Данилевский, разработал тео­рию обособленных «культурно-исторических типов» (ци­вилизаций), которые находятся в постоянной борьбе друг с другом и внешней средой. Наиболее перспектив­ным Данилевский считал славянский тип цивилизации, который полнее всего представлен в русском народе.

В это же время в России значительное развитие получил естественнонаучный материализм (Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов и др.). Он был ориентирован на философ­ское осмысление данных естествознания и продолжал тра­диции М.В.Ломоносова, А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевско­го. В работах ученых-естествоиспытателей исследовалась тема материи и ее свойств, природа человека, деятельность его мозга и иные проблемы. Русские ученые-материалисты подчеркивали особую роль науки и образования в общест­венной жизни, верили в лучшее будущее России.

XIX столетие дало миру такое явление, как русская космическая философия, представленная прежде всего творчеством К.Э.Циолковского. Этот русский ученый высказывал мысль о возможности обитания в Космосе иных разумных существ, призывал к активному освое­нию космического пространства человеком. Циолковский верил, что освоение Космоса даст людям «горы хлеба и бездну могущества». Ему принадлежит ряд идей, обра­зующих «космическую этику» - равенство всех разум­ных существ в Космосе, их взаимная ответственность за сохранение жизни, ненасилие и др.

Особое место в истории русской духовности занимает ее религиозная философия, всплеск которой произошел во второй половине XIX начале XX в. В силу своей специфики и богатства идейного содержания данное фи­лософское течение заслуживает отдельного рассмотрения и изучения. Выше нами отмечалось, что русская философская мысль XIX столетия развивалась в значительной степени внутри художественной литературы. Это делало литера­туру философичной, а философскую мысль - образной, яркой и выразительной. Особенностью русской художе­ственной литературы является также ее психологизм, повышенное внимание к духовному миру человека, поис­ку им себя в этом мире (Ф.М.Достоевский и др.). Рус­ская литература XIX в. обращена к теме истории, борьбе в ней сил добра и зла (Л.Н.Толстой и др.). В России сложилась и богатая философская поэзия (Ф.И.Тютчев и др.). В целом русской литературе всегда был присущ дух правдоискательства, т.е. настойчивый поиск такого социального идеала, который смог бы наиболее полно и точно выразить чаяния и надежды, национальное само­сознание русского человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 841; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.137.64 (0.023 с.)