Просвещение в России (18 в.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Просвещение в России (18 в.)



Под русским Просвещением принято понимать XVIII столетие — век быстрого развития наук, ремесел и культур. Во многом это было обусловлено реформатор­ской деятельностью Петра Великого, «прорубившего окно в Европу» и открывшего тем самым «шлюзы» для интен­сивного взаимодействия русской и европейской культур. В это время были учреждены Академия наук и Петер­бургский университет. Философия стала обретать свет­ский характер, а наибольшее влияние на ее развитие ока­зали французские и немецкие просветители, ряд анти­чных мыслителей.

Значительную роль в идейном обосновании петров­ских реформ сыграли такие ученые, как В.Н.Татищев, Ф.Прокопович, А.Д.Кантемир, И.Т.Иосошков. Они отстаивали необходимость независимого от церкви раз­вития философского и естественнонаучного знания. Ими была разработана первая в России классификация наук, что способствовало укреплению позиций науки в русском обществе.

Наибольший вклад в развитие научного и философ­ского мышления в XVIII в. внес М.В.Ломоносов. Он заложил прочную основу традиции естественнонаучного реализма в русской науке и философии. Этот русский ученый сделал крупные открытия в естествознании, пред­ложил ряд проектов по развитию промышленности, зем­леделия, торговли. Ломоносов стоял у истоков создания в 1755 г. Московского университета

В философском осмыслении окружающей природы Ломоносов придерживался идей и принципов атомизма Он сформулировал закон сохранения вещества и движе­ния, разработал корпускулярную теорию строения мате­рии, механическую теорию теплоты. Материю Ломоно­сов характеризовал как нечто «протяженное непроницаемое, делимое на нечувствительные частицы». Она есть «то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность». Все свойства материи (действие и противодействие, при­тяжение и отталкивание, движение, покой и др.) обу­словлены ее природой, а не воздействием сверхъестест­венных сил.

В основе материального мира лежат, по убеждению Ломоносова, мельчайшие частицы (атомы), из которых слагаются все тела. Природные тела занимают опреде­ленное место в пространстве, обладают протяженностью, тяжестью, инерцией и иными «первичными» свойствами. К числу «вторичных» свойств Ломоносов относил тепло, холод, цвет, запах и вкус, которые выражают определен­ное состояние тел. Природные тела обладают также дви­жением — вращательным, поступательным и колебатель­ным. Исследуя природу, Ломоносов сформулировал за­кон сохранения материи и движения. Сжигая металл в закрытых колбах, он пришел к выводу о том, что общее количество вещества не увеличивается и не уменьшается, а всегда остается одним и тем же. Этот же вывод ученый распространил и на движение. «... Все встречающиеся в природе изменения, — писал он, — происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого... сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же теряется у другого... тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько лее теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому».

Ломоносов рассматривал движение как проявление внутренней активности вещества. Движение вечно: оно никогда не имело начала и никогда не будет завершено. В непрестанном изменении и развитии находятся и при­рода, и весь мир в целом. Планета Земля тоже ранее не была в нынешнем состоянии. Ученый высказал идею бес­конечности и неисчерпаемости мира. В 1761 г. им было обнаружено наличие атмосферы вокруг Венеры. Он счи­тал, что научное познание должно опираться как на дан­ные чувств и опыта, так и на силу разума. Большое зна­чение в научном исследовании призваны играть гипоте­зы, которые стимулируют поиск истины. Однако следует отметить, что Ломоносов был верующим человеком, считая веру и науку двумя сестрами, равно нужными для постижения истины. Он стоял, таким образом, в духе времени, на позициях «двойственной истины». Творчест­во М.В.Ломоносова оказало большое влияние на после­дующее развитие русской науки и философии.

Важную роль в русском Просвещении сыграл А.Н.Ра­дищев. В 1790 г. он выпустил книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», за что был сначала приговорен к смертной казни, но затем — отправлен в ссылку. Им был также написан философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии».

В своей книге Радищев выступил с резкой критикой системы крепостного права и самодержавия в России. Он называл крепостные порядки «наипротивнейшим челове­ческому естеству состоянием». Порабощение человека яв­ляется преступлением перед ним — такова основная мысль автора книги. Крепостной строй противоречит естествен­ным правам человека. Он совершенно неэффективен и в экономическом отношении. Угнетение человека челове­ком безнравственно и являет собой зверский обычай, по­рождающий «сердце окаменелое и души отсутствие со­вершенное». Так же критически Радищев относился и к самодержавию. Он характеризовал этот строй как пре­пятствие общественному прогрессу в России. Самодер­жавие представляет собой, по убеждению писателя, цар­ство произвола, сферу беспредельной власти.

Радищев активно отстаивал идею народной револю­ции. В ней он видел право народа на защиту своих жиз­ненных интересов и человеческого достоинства. Револю­ция — это радикальный способ ломки крепостного строя и самодержавия. Тиран должен быть предан смерти, а его деспотичная власть заменена народным суверените­том. Он должен опираться на соборные («вечевые») тра­диции русского мл рода, на крестьянскую общину. По сути дела, Радищев отстаивал принципы республики как фор­мы правления. Позже эта идея была взята на вооруже­ние декабристами (дворянскими революционерами первой четверти XIX в.), а затем революционными демократами (Герцен, Белинский и др.).

В своих философских взглядах Радищев придержи­вался в основном материалистического мировоззрения. Он рассматривал окружающую природу как многообра­зие различных форм «телесности» (материи). Природа состоит из множества предметов, каждый из которых об­ладает формой, делимостью, твердостью, движением и иными свойствами. Она существует вне п независимо от человека и человечества. Человек, эта «совершеннейшая из тварей», представляет собой произведение природы. Ему присущи наличие разума, речи, способности к обще­ственной жизни («соучаствование»). Большую роль в ста­новлении человека и его последующей деятельности сыг­рала рука. Что касается души, то она так же смертна, как и само тело. Основной движущей силой общества является человеческий разум в различных его проявле­ниях (наука, искусство, ремесла). Большую роль в исто­рии играют как народ, так и выдающиеся личности. Любой народ способен к прогрессу и имеет для этого все необхо­димые предпосылки и данные.

На вторую половину XVIII столетия приходится дея­тельность известных русских просветителей Д.С.Анич­кова, С.Е.Десницкого, Н.И.Новикова и др. Они крити­чески относились к крепостному праву, хотя и не были сторонниками идеи народной революции. Им представ­лялось, что социальные преобразования в России смогут произойти путем просвещения народа и правящих клас­сов, совершенствования законодательства, более гуман­ного и справедливого правления. Просветители надея­лись на просвещенного монарха, который смог бы на деле осуществить их идеи и проекты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.006 с.)