Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Просвещение в России (18 в.)
Под русским Просвещением принято понимать XVIII столетие — век быстрого развития наук, ремесел и культур. Во многом это было обусловлено реформаторской деятельностью Петра Великого, «прорубившего окно в Европу» и открывшего тем самым «шлюзы» для интенсивного взаимодействия русской и европейской культур. В это время были учреждены Академия наук и Петербургский университет. Философия стала обретать светский характер, а наибольшее влияние на ее развитие оказали французские и немецкие просветители, ряд античных мыслителей. Значительную роль в идейном обосновании петровских реформ сыграли такие ученые, как В.Н.Татищев, Ф.Прокопович, А.Д.Кантемир, И.Т.Иосошков. Они отстаивали необходимость независимого от церкви развития философского и естественнонаучного знания. Ими была разработана первая в России классификация наук, что способствовало укреплению позиций науки в русском обществе. Наибольший вклад в развитие научного и философского мышления в XVIII в. внес М.В.Ломоносов. Он заложил прочную основу традиции естественнонаучного реализма в русской науке и философии. Этот русский ученый сделал крупные открытия в естествознании, предложил ряд проектов по развитию промышленности, земледелия, торговли. Ломоносов стоял у истоков создания в 1755 г. Московского университета В философском осмыслении окружающей природы Ломоносов придерживался идей и принципов атомизма Он сформулировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпускулярную теорию строения материи, механическую теорию теплоты. Материю Ломоносов характеризовал как нечто «протяженное непроницаемое, делимое на нечувствительные частицы». Она есть «то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность». Все свойства материи (действие и противодействие, притяжение и отталкивание, движение, покой и др.) обусловлены ее природой, а не воздействием сверхъестественных сил. В основе материального мира лежат, по убеждению Ломоносова, мельчайшие частицы (атомы), из которых слагаются все тела. Природные тела занимают определенное место в пространстве, обладают протяженностью, тяжестью, инерцией и иными «первичными» свойствами. К числу «вторичных» свойств Ломоносов относил тепло, холод, цвет, запах и вкус, которые выражают определенное состояние тел. Природные тела обладают также движением — вращательным, поступательным и колебательным. Исследуя природу, Ломоносов сформулировал закон сохранения материи и движения. Сжигая металл в закрытых колбах, он пришел к выводу о том, что общее количество вещества не увеличивается и не уменьшается, а всегда остается одним и тем же. Этот же вывод ученый распространил и на движение. «... Все встречающиеся в природе изменения, — писал он, — происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого... сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же теряется у другого... тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько лее теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому».
Ломоносов рассматривал движение как проявление внутренней активности вещества. Движение вечно: оно никогда не имело начала и никогда не будет завершено. В непрестанном изменении и развитии находятся и природа, и весь мир в целом. Планета Земля тоже ранее не была в нынешнем состоянии. Ученый высказал идею бесконечности и неисчерпаемости мира. В 1761 г. им было обнаружено наличие атмосферы вокруг Венеры. Он считал, что научное познание должно опираться как на данные чувств и опыта, так и на силу разума. Большое значение в научном исследовании призваны играть гипотезы, которые стимулируют поиск истины. Однако следует отметить, что Ломоносов был верующим человеком, считая веру и науку двумя сестрами, равно нужными для постижения истины. Он стоял, таким образом, в духе времени, на позициях «двойственной истины». Творчество М.В.Ломоносова оказало большое влияние на последующее развитие русской науки и философии. Важную роль в русском Просвещении сыграл А.Н.Радищев. В 1790 г. он выпустил книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», за что был сначала приговорен к смертной казни, но затем — отправлен в ссылку. Им был также написан философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии». В своей книге Радищев выступил с резкой критикой системы крепостного права и самодержавия в России. Он называл крепостные порядки «наипротивнейшим человеческому естеству состоянием». Порабощение человека является преступлением перед ним — такова основная мысль автора книги. Крепостной строй противоречит естественным правам человека. Он совершенно неэффективен и в экономическом отношении. Угнетение человека человеком безнравственно и являет собой зверский обычай, порождающий «сердце окаменелое и души отсутствие совершенное». Так же критически Радищев относился и к самодержавию. Он характеризовал этот строй как препятствие общественному прогрессу в России. Самодержавие представляет собой, по убеждению писателя, царство произвола, сферу беспредельной власти.
Радищев активно отстаивал идею народной революции. В ней он видел право народа на защиту своих жизненных интересов и человеческого достоинства. Революция — это радикальный способ ломки крепостного строя и самодержавия. Тиран должен быть предан смерти, а его деспотичная власть заменена народным суверенитетом. Он должен опираться на соборные («вечевые») традиции русского мл рода, на крестьянскую общину. По сути дела, Радищев отстаивал принципы республики как формы правления. Позже эта идея была взята на вооружение декабристами (дворянскими революционерами первой четверти XIX в.), а затем революционными демократами (Герцен, Белинский и др.). В своих философских взглядах Радищев придерживался в основном материалистического мировоззрения. Он рассматривал окружающую природу как многообразие различных форм «телесности» (материи). Природа состоит из множества предметов, каждый из которых обладает формой, делимостью, твердостью, движением и иными свойствами. Она существует вне п независимо от человека и человечества. Человек, эта «совершеннейшая из тварей», представляет собой произведение природы. Ему присущи наличие разума, речи, способности к общественной жизни («соучаствование»). Большую роль в становлении человека и его последующей деятельности сыграла рука. Что касается души, то она так же смертна, как и само тело. Основной движущей силой общества является человеческий разум в различных его проявлениях (наука, искусство, ремесла). Большую роль в истории играют как народ, так и выдающиеся личности. Любой народ способен к прогрессу и имеет для этого все необходимые предпосылки и данные. На вторую половину XVIII столетия приходится деятельность известных русских просветителей Д.С.Аничкова, С.Е.Десницкого, Н.И.Новикова и др. Они критически относились к крепостному праву, хотя и не были сторонниками идеи народной революции. Им представлялось, что социальные преобразования в России смогут произойти путем просвещения народа и правящих классов, совершенствования законодательства, более гуманного и справедливого правления. Просветители надеялись на просвещенного монарха, который смог бы на деле осуществить их идеи и проекты.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.006 с.) |