Русская религиозная философия (19-20 вв.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская религиозная философия (19-20 вв.)



Религиозная философия присутствует практически во всей истории отечественной мысли. Ее расцвет пришелся на конец XIX и начало XX вв., когда религиозная фило­софия развивалась в качестве своеобразной альтернати­вы по отношению к философии Запада с ее культом на­учного разума и техники, духом антропоцентризма и праг­матизма. Духовным источником русской религиозной философии явилось православие как специфический ду­ховный и жизненный уклад, а в центре ее внимания на­ходилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. Эта философия носит всеохватный характер. В ней с религиозных позиций были осмыслены такие про­блемы, как природа человека, его свобода, смерть и бес­смертие, гуманизм и его кризис, смысл человеческой ис­тории, ряд важных социальных вопросов.

Центральная фигура во всей русской религиозной философии XIX в. — В.С.Соловьев, сын известного рус­ского историка. В своих произведениях («Оправдание добра», «Смысл любви», «Духовные основы жизни») он излагал «философию всеединства». Творчество Соловье­ва называют иногда «философией любви», поскольку любовь рассматривалась им в качестве животворящего прин­ципа всего мироздания и его бытия.

Исходной и основной идеей философии Соловьева является идея всеединства, или мировой гармонии. Эта идея имеет космическое значение, поскольку охватывает все сферы и проявления мироздания. Окружающий че­ловека мир иерархичен, в нем низшее и высшее взаимо­связаны. Он пронизан высшим божественным началом и предстает на деле как творение Божье, единство Истины, Добра и Красоты. Бог — это некий космический Разум, организующая сила мира. Будучи создан своим Творцом, мир тем не менее не завершен, не застыл в своем движе­нии. Он динамичен и непрерывно развивается, неся в себе внутреннее активное начало, или мировую душу. Она представляет собой особого рода энергию, носитель идеи и принципа всеединства.

Божественная идея всеединства названа Соловьевым мудростью, или Софией. Она есть как бы душа мира, связывающая воедино Творца и его творения, природу и человечество. В обществе единство всех людей существу­ет в форме православной церкви. Она сближает людей и активно способствует складыванию «царства Божьего» на земле. Целью истории является соединение человека с Богом и становление богочеловечества. Символом этого единения является фигура Иисуса Христа, сына Божье­го в образе человека. Идеалом общественного устройства Соловьев считал свободную теократию как единство «все­ленской» церкви и монархии. Философ верил, что в та­ком состоянии общества будут сполна реализованы идеа­лы добра и красоты, справедливости и мира, произойдет соединение власти светской и духовной.

В.С.Соловьев подчеркивал мысль о свободе и бессмер­тии человека, его высоком космическом призвании. По убеждению философа, человек призван соединять и «небо» и «землю», все части мира в единое и гармонич­ное целое. Мировая гармония возможна с помощью люб­ви, взаимного стремления всех живых существ друг к другу, людей — к Богу. Человеку свыше предназначено собирать всех живых тварей воедино и созидать цельный и стройный мир. Путь к мировой гармонии лежит не через насилие, а веру, любовь и согласие, милосердие ко всему живому. Любовь создает нового человека, форми­рует в нем высокие духовные качества. На деле любовь всегда означает творение Добра, сохранение жизни во всех ее проявлениях. Любовь — это бескорыстное слу­жение другим людям, самопожертвование. Творение Доб­ра любовью должно стать общим делом, касающимся каждого человека.

Ярким и многогранным явлением в русской религиоз­ной философии была фигура Н.А.Бердяева. Ряд его крупных трудов («Философия свободы», «Философия свободного духа», «Смысл творчества» и др.) оставил заметный след в истории мировой философской мысли. Вся философия Бердяева, по его словам, антропологич­на. Она непосредственно обращена к проблемам духов­ности, свободы и творчества, смысла жизни и призвания человека.

Тему человека Бердяев рассматривал с позиций христианского модернизма, т.е. обновленного христи­анского вероучения. Русский философ подчеркивал ак­тивность природы человека, его возможность и способ­ность обретать свое бессмертие путем преображения ок­ружающего мира и самого себя в нем. Человек является носителем высоких духовных качеств — религиозных, нравственных, эстетических и иных. Он представляет собой как бы точку, в которой пересекаются два мира — земной и божественный, низший и высший. Человек — это «малый бог», активный соучастник божественного миротворения.

Одним из важнейших понятий философии Бердяева является понятие творчества, которое раскрывает фун­даментальное свойство человека - способность к актив­ной деятельности в окружающем мире. Творчество пред­ставляет собой направленность человека к более совер­шенному бытию, созидание новизны в нем. Способность к этому укоренена в человеке, идет от его духовности и является ответом на призыв Бога к человеку. Соответст­венно, свобода человека также проистекает изнутри, от его духовности. Подлинная творческая свобода на деле всегда означает не только созидание новизны в мире, но и формирование личности. Свобода всегда духовна по своему происхождению и носит индивидуальный харак­тер. Делая акцент на раскрытии творческой свободы че­ловека, Бердяев тем самым как бы оправдывал челове­ка. Он подчеркивал его особое призвание в мире — уча­ствовать в процессах дальнейшего творения мира. Со­хранение мира от смертоносной власти времени, защита от Зла, — в этом и должен состоять подлинный смысл жизни человека.

К числу самых лучших моментов философии Бердяе­ва относится характеристика им XX столетия. Русский мыслитель расценивал это время как античеловечную эпоху, поскольку здесь происходит «эрозия гуманизма» и «истребление духовности». В этом веке создан огром­ный технический мир, и человек становится космиургом, мощной космической силой с колоссальным потенциалом энергии. Однако техника разрушает человека, опустоша­ет его душевный и эмоциональный мир, уничтожает ин­дивидуальность. К сожалению, в наше время вещь не­редко становится выше и ценнее человека. Размышляя об этом, Бердяев заметил, что может наступить такой момент, когда человек просто перестанет существовать в качестве человека.

Н.А.Бердяев известен также и как глубокий исследо­ватель «русской души», т.е. национального самосозна­ния. Определение им России как великого и цельного «Востоко-Запада» имеет большое познавательное значе­ние. Значительное место в его творчестве занимала тема русской интеллигенции, класса «искателей» Правды и жертвенников. Глубоки, точны и интересны рассужде­ния Бердяева об истоках и природе русского коммуниз­ма, о социальных революциях как аномалиях в развитии общества. Личность этого мыслителя, «русского Гегеля», является одной из самых ярких и вместе с тем трагичных в истории мировой и отечественной философии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.179.191 (0.006 с.)