Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русская религиозная философия (19-20 вв.)
Религиозная философия присутствует практически во всей истории отечественной мысли. Ее расцвет пришелся на конец XIX и начало XX вв., когда религиозная философия развивалась в качестве своеобразной альтернативы по отношению к философии Запада с ее культом научного разума и техники, духом антропоцентризма и прагматизма. Духовным источником русской религиозной философии явилось православие как специфический духовный и жизненный уклад, а в центре ее внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. Эта философия носит всеохватный характер. В ней с религиозных позиций были осмыслены такие проблемы, как природа человека, его свобода, смерть и бессмертие, гуманизм и его кризис, смысл человеческой истории, ряд важных социальных вопросов. Центральная фигура во всей русской религиозной философии XIX в. — В.С.Соловьев, сын известного русского историка. В своих произведениях («Оправдание добра», «Смысл любви», «Духовные основы жизни») он излагал «философию всеединства». Творчество Соловьева называют иногда «философией любви», поскольку любовь рассматривалась им в качестве животворящего принципа всего мироздания и его бытия. Исходной и основной идеей философии Соловьева является идея всеединства, или мировой гармонии. Эта идея имеет космическое значение, поскольку охватывает все сферы и проявления мироздания. Окружающий человека мир иерархичен, в нем низшее и высшее взаимосвязаны. Он пронизан высшим божественным началом и предстает на деле как творение Божье, единство Истины, Добра и Красоты. Бог — это некий космический Разум, организующая сила мира. Будучи создан своим Творцом, мир тем не менее не завершен, не застыл в своем движении. Он динамичен и непрерывно развивается, неся в себе внутреннее активное начало, или мировую душу. Она представляет собой особого рода энергию, носитель идеи и принципа всеединства. Божественная идея всеединства названа Соловьевым мудростью, или Софией. Она есть как бы душа мира, связывающая воедино Творца и его творения, природу и человечество. В обществе единство всех людей существует в форме православной церкви. Она сближает людей и активно способствует складыванию «царства Божьего» на земле. Целью истории является соединение человека с Богом и становление богочеловечества. Символом этого единения является фигура Иисуса Христа, сына Божьего в образе человека. Идеалом общественного устройства Соловьев считал свободную теократию как единство «вселенской» церкви и монархии. Философ верил, что в таком состоянии общества будут сполна реализованы идеалы добра и красоты, справедливости и мира, произойдет соединение власти светской и духовной.
В.С.Соловьев подчеркивал мысль о свободе и бессмертии человека, его высоком космическом призвании. По убеждению философа, человек призван соединять и «небо» и «землю», все части мира в единое и гармоничное целое. Мировая гармония возможна с помощью любви, взаимного стремления всех живых существ друг к другу, людей — к Богу. Человеку свыше предназначено собирать всех живых тварей воедино и созидать цельный и стройный мир. Путь к мировой гармонии лежит не через насилие, а веру, любовь и согласие, милосердие ко всему живому. Любовь создает нового человека, формирует в нем высокие духовные качества. На деле любовь всегда означает творение Добра, сохранение жизни во всех ее проявлениях. Любовь — это бескорыстное служение другим людям, самопожертвование. Творение Добра любовью должно стать общим делом, касающимся каждого человека. Ярким и многогранным явлением в русской религиозной философии была фигура Н.А.Бердяева. Ряд его крупных трудов («Философия свободы», «Философия свободного духа», «Смысл творчества» и др.) оставил заметный след в истории мировой философской мысли. Вся философия Бердяева, по его словам, антропологична. Она непосредственно обращена к проблемам духовности, свободы и творчества, смысла жизни и призвания человека. Тему человека Бердяев рассматривал с позиций христианского модернизма, т.е. обновленного христианского вероучения. Русский философ подчеркивал активность природы человека, его возможность и способность обретать свое бессмертие путем преображения окружающего мира и самого себя в нем. Человек является носителем высоких духовных качеств — религиозных, нравственных, эстетических и иных. Он представляет собой как бы точку, в которой пересекаются два мира — земной и божественный, низший и высший. Человек — это «малый бог», активный соучастник божественного миротворения.
Одним из важнейших понятий философии Бердяева является понятие творчества, которое раскрывает фундаментальное свойство человека - способность к активной деятельности в окружающем мире. Творчество представляет собой направленность человека к более совершенному бытию, созидание новизны в нем. Способность к этому укоренена в человеке, идет от его духовности и является ответом на призыв Бога к человеку. Соответственно, свобода человека также проистекает изнутри, от его духовности. Подлинная творческая свобода на деле всегда означает не только созидание новизны в мире, но и формирование личности. Свобода всегда духовна по своему происхождению и носит индивидуальный характер. Делая акцент на раскрытии творческой свободы человека, Бердяев тем самым как бы оправдывал человека. Он подчеркивал его особое призвание в мире — участвовать в процессах дальнейшего творения мира. Сохранение мира от смертоносной власти времени, защита от Зла, — в этом и должен состоять подлинный смысл жизни человека. К числу самых лучших моментов философии Бердяева относится характеристика им XX столетия. Русский мыслитель расценивал это время как античеловечную эпоху, поскольку здесь происходит «эрозия гуманизма» и «истребление духовности». В этом веке создан огромный технический мир, и человек становится космиургом, мощной космической силой с колоссальным потенциалом энергии. Однако техника разрушает человека, опустошает его душевный и эмоциональный мир, уничтожает индивидуальность. К сожалению, в наше время вещь нередко становится выше и ценнее человека. Размышляя об этом, Бердяев заметил, что может наступить такой момент, когда человек просто перестанет существовать в качестве человека. Н.А.Бердяев известен также и как глубокий исследователь «русской души», т.е. национального самосознания. Определение им России как великого и цельного «Востоко-Запада» имеет большое познавательное значение. Значительное место в его творчестве занимала тема русской интеллигенции, класса «искателей» Правды и жертвенников. Глубоки, точны и интересны рассуждения Бердяева об истоках и природе русского коммунизма, о социальных революциях как аномалиях в развитии общества. Личность этого мыслителя, «русского Гегеля», является одной из самых ярких и вместе с тем трагичных в истории мировой и отечественной философии.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.179.191 (0.006 с.) |