Философская мысль Нового времени. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философская мысль Нового времени.



 

Эпоха Возрождения, или Ренессанс, стала своеобраз­ным водоразделом между средневековьем и Новым вре­менем. Это была переходная эпоха в истории философ­ской мысли. Она проявила себя прежде всего в идее сво­бодного человека, продолжив тем самым античную тра­дицию (Сократ, Эпикур и др.) его познания. Здесь сфор­мировался антропоцентризм как конкретный тип фило­софского мировоззрения. В центре внимания философии оказался уже не Космос, не Бог, а живой и деятельный Человек. Более того, широко распространилась идея титанизма как якобы всесилия и всемогущества человека.

Он стал рассматриваться как венец эволюции жизни на Земле, творец собственного счастья и судьбы. В Италии возник гуманизм — широкое идейное течение, провоз­гласившее человека высшей ценностью и целью общест­ва.

В натурфилософии эпохи Возрождения доминировал пантеизм как мировоззрение своеобразного компромисса между еще весьма влиятельной религией и нарождавшейся точной наукой в лице естествознания. Суть пантеизма состоит в идее растворения Бога в природе, во всех ее вещах и процессах. Это попытка как бы уравнять в пра­вах естественное (природа) и сверхъестественное (Бог). Бог - внутри природы, а не вне ее, так кратко может быть выражена суть пантеизма. В рамках этого мировоз­зрения Н.Кузанский развивал идею целостности, беско­нечности и динамичности окружающего мира. Человек рассматривался им как «микрокосм», наиболее совершен­ное подобие Бога и Природы. Бог — это как бы всеоб­щий архитектор, внесший в природу порядок и красоту. Человек тоже может создавать новую реальность •— мир культуры - с помощью геометрии, арифметики, музыки и иных форм знания и опыта. Итальянский ученый Д.Бруно полагал, что природа есть Бог в вещах, она чувствительна и одушевленна. Этот мир, в котором живет человек, является всего лишь одним из возможных ми­ров, пусть даже и самый лучший. И Земля, и Солнце это рядовые небесные тела во Вселенной. Идея Бруно о множественности миров и бесконечности Вселенной под­рывала основной религиозный догмат о единственности этого мира, разрушала авторитет религии и церкви.

Следует подчеркнуть, что в это время имела место весь­ма тесная связь философии и искусства. То была «эпоха гигантов» в литературе (Эразм Роттердамский, Франческо Петрарка, Данте Алигьери и др.), в живописи (Рафаэль, Тициан и др.), в скульптуре (Мнкеланджело). Яркими именами была представлена и естественно­научная мысль эпохи Возрождения: Н.Коперник, Лео­нардо да Винчи, Галилео Галилей, И.Кеплер и другие. В науке постепенно стала утверждаться гелиоцентричес­кая система мира, полагавшая Солнце центром видимой части мироздания. Начиная с этой теории, естествозна­ние постепенно стало освобождаться от теологической кар­тины мира.

Как было подчеркнуто выше, Возрождение явилось переходной эпохой. Философия здесь начинает выходить из-под жесткого диктата религии и церкви, обретая свет­ский характер. Борьба между религией и философией проявилась в форме пантеизма как конкретно-историчес­кого мировоззрения. В социальных учениях того време­ни также присутствовал дух эпохи. Зарождение раннего капитализма вызвало к жизни утопический социализм (Т.Мор, Т.Кампанелла и др.) с его идеей коммунисти­ческого общества. Формирование первых буржуазных государств дало импульс политическим учениям (Н.Ма­киавелли), теории «естественных» прав человека (Г.Гроций и др.). Важно и то, что философия Ренессанса про­поведовала не только идею свободы человека, но и все­стороннего (универсального) развития каждым индиви­дом своих сущностных сил и способностей.

Новое время, начавшееся в XVII в., стало эпохой ут­верждения и постепенной победы в Западной Европе капитализма как нового способа производства, эпохой бы­строго развития науки и техники. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого типа мировоз­зрения природа рассматривалась как огромный механизм, а человек — как инициативный и деятельный работник. Основной темой в философии Нового времени стала тема познания. Сложились два крупных течения (эмпи­ризм и рационализм), по-разному трактовавшие источ­ники и природу человеческого знания. Сторонники эм­пиризма (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк и др.) утверж­дали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Наиболее об­стоятельно такая позиция была изложена в творчестве Ф.Бэкона, автора известного тезиса «Знание - сила». Бэкон был сторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент и др.). Он известен также и разработкой научного метода индукции, исследованием противоречий процесса познания. Что касается философии, то она представлялась ему опытной наукой, осно­ванной на наблюдении, а ее предметом должен быть ок­ружающий мир, включая и самого человека. Сторонники эмпиризма призывали во всем опираться на данные опы­та, человеческой практики. Они отстаивали свой основ­ной тезис: «Нет ничего в разуме, чего не было до этого в ощущениях человека».

Напротив, сторонники рационализма утверждали, что основным источником достоверного знания является ра­зум, понятийное мышление человека (Р.Декарт, Б.Спи­ноза, Г.Лейбниц и др.). Основателем рационализма счи­тается Декарт, автор крылатого выражения «Подвергай все сомнению!». Он явился также и создателем дедуктив­ного метода научного познания. Философ считал, что во всем надо полагаться не на веру, а опираться на досто­верные выводы и ничто не принимать за окончательную истину. Проделывая долгий путь от самых общих поло­жений к частным выводам, науки постигают таким обра­зом великую и таинственную «книгу мира». Познание — это как бы разворачивание тех интеллектуальных сил, которыми обладает человек.

Наряду с позитивной оценкой возможностей позна­ния, в XVII в. возрождается и философский агности­цизм, отрицавший возможность познания мира челове­ком. Он проявил себя прежде всего в творчестве Д.Бер­кли и Д.Юма, полагавших, что человек в своей жизни познает всего лишь «мир явлений», но не способен про­никнуть в глубину вещей, дойти до знания законов окру­жающей природы.

Пантеистическую направленность имели взгляды Б.Спинозы, утверждавшего, что природа есть причина самой себя, всех протекающих в ней процессов. По мне­нию философа, Бог не стоит над природой, а является ее внутренней причиной. Знание достигается разумом, и оно является первейшим условием свободной деятельности человека.

Немецкий философ Г.Лейбниц подчеркивал духовный характер мира. Основой всего мироздания являются не­кие монады как единицы бытия, придающие миру разно­образие и вместе с тем гармонию.

Большой вклад в развитие точных наук и философии Нового времени внес И.Ньютон. Сформулированный им закон всемирного тяготения имеет не только естественно­научное, но и философское значение.

Следует отметить, что в XVII в. широкое распростра­нение получило так называемое «юридическое» мировоз­зрение. В его рамках развивалась, во-первых, теория «об­щественного договора» (Г.Гоббс). Она объясняла проис­хождение государства добровольным соглашением людей во имя собственной безопасности. Во-вторых, это миро­воззрение исповедовало идею «естественных» прав чело века (на свободу, на собственность и др.), которые яко­бы даны ему от рождения. «Юридическое» мировоззре­ние выражало умонастроения молодой буржуазии как класса, сформировавшегося в Новое время.

В развитие социальных учений Нового времени в XVIII в. особый вклад внесло французское Просвеще­ние. Просветители (Ш.Монтескье, Ф.Вольтер, Ж.Ж.Руссо и др.) идейно подготовили Великую фран­цузскую революцию 1789 — 93 гг. Многие из француз­ских просветителей были убежденными атеистами, дру­гие — искренне верующими людьми, но все они воспри­нимали реальную церковь как символ невежества и мра­кобесия, тормоз развития общества. Поэтому девиз Воль­тера (деиста по философским убеждениям) «Раздавите гадину!» (церковь) стал лозунгом эпохи, предопределив юридическую норму отделения церкви от государства. По убеждению просветителей, общественный прогресс воз­можен лишь при помощи разума, права, науки и образо­вания. Грядущее общество непременно станет воплоще­нием разумности и цивилизованности. Что же касается человека, то он является природно-социальным сущест­вом и способен к бесконечному развитию и совершенст­вованию своей деятельности. Однако частная собствен­ность делает людей неравными, порождает зависть и враж­ду между ними. Следовательно, новое общество надо создавать на основе социального равенства и справедливости, солидарности между людьми. Просветители стоя­ли на позициях исторического оптимизма, а их идеалом была республика как форма народовластия.

Значительный вклад в учение о сущности и природе человека, путях его воспитания внесли такие последова­тельные французские материалисты XVIII в., как Д.Дид­ро, К.Гельвеций, П.Гольбах и Ж.Ламегри. Они под­черкивали, что человек является прежде всего продук­том окружающей его среды. Следовательно, для измене­ния нравов людей необходимо в первую очередь изме­нить обстоятельства их жизни, общественные отношения как мир человека. Эта идея просветителей явилась в пос­ледующем одним из источников возникновения и форми­рования классической марксистской философии, в кото­рой была теоретически обоснована идея коммунистичес­кого общества.

Немецкая классическая философия развивалась в основном в первой половине XIX в. Ее специфика состо­яла в обращенности к теме активности познающего субъ­екта, который в рамках французского Просвещения рас­сматривался только как нечто зависящее от среды. Исто­ками этой философии были учения Платона, Аристоте­ля, Руссо, а непосредственными предшественниками яви­лись И.Гете, Ф.Шиллер, И.Гердер. В немецкой класси­ке большое развитие получила диалектика как теория развития всего сущего и метод философского мышления. Ее суть состоит во всестороннем рассмотрении мира как единого, противоречивого и динамичного целого. Немецкая классическая философия стала вершиной Диалекти­ческой мысли. Она внесла также значительный вклад в осмысление человека как существа духовного и деятельного, активного творца новой реальности мира куль туры.

Родоначальником немецкой классической философии считается И.Кант. Этот мыслитель рассмотрел челове­ческое познание как процесс, которому присущи опреде­ленные ступени - чувственное, рассудочное и разумное. Кант показал, «то разуму человека присущи не только сила и настойчивость, но и определенные границы воз­можностей, сложные противоречивые состояния. Проти­воречивы не только предметы всякого рода («вещи в себе»), но и человеческие представления о них, понятия и идеи. Стремясь объять весь мир как целое, разум впадает в антиномии, противоречивые состояния, запу­тывается в них. Исходя из этого обстоятельства, Кант делал вывод об ограничении разума и наличии пределов его возможностей.

И.Кант разработал также учение о нравственности и долге человека. Его нравственный закон («категоричес­кий императив») призывал каждого человека поступать так, чтобы правило его личного поведения стало прави­лом поведения для всех. Этот закон обладает принуди­тельной силой, и он должен быть внутренне присущ каж­дому индивиду. Что касается свободы, то она есть, в по­нимании Канта, добровольное подчинение человека нрав­ственному закону, т.е. долг.

Символом немецкой классической философии, ее наи­более крупной и влиятельной фигурой явился Г.Гегель. Наиболее заметный вклад он внес в диалектику как фи­лософскую теорию развития мира. Этот мыслитель лю­бил подчеркивать, что на всем без исключения лежит пе­чать развития, а противоречие и есть то, что на самом деле движет этим миром. Развитие присуще также и че­ловеческому обществу, которое неуклонно переходит от состояния несвободы к свободе.

Основное понятие философской системы Гегеля — «абсолютная идея», или некий «мировой разум». Она подразумевает некую духовную энергию, которая при­сутствует в мире и придает ему органическую целостность и динамику, строго определенную логику своего разви­тия. Этот разум есть бесконечная мощь и неисчерпаемое содержание, исток всего. В скрытом («свернутом») виде абсолютная идея содержит в себе все возможные природ­ные, общественные и духовные явления. Гегель считал, что человек является всего лишь орудием во власти ми­рового разума, как бы его работником. Даже выдающие­ся личности — и те есть всего лишь «представители» Духа. Все действительное разумно, считал немецкий философ, а все разумное со временем непременно тоже станет действительным. Им была разработана теория развития всемирной истории, называемая европоцентризмом. Она гласит, что исторический процесс зародился на Востоке, где лишь один человек (правитель) был свобо ден. История двигалась через Древнюю Грецию, где свободным был уже отдельный слой людей (граждане). В германском же мире, но убеждению Гегеля, все становятся свободными.

В ходе своего развития («шествия в мире») абсолют­ная идея проявляет себя в виде природы, общества и че­ловеческой истории. Процесс развития всегда разумен и закономерен, развертывается от низшего к высшему. Двигательной силой развития является противоречие, а само­му развитию органично присущи отрицания (смена ста­рого новым) и скачки (переход в новое качество). Диа­лектический метод мышления Гегеля, убежденность фи­лософа в изменчивости всего сущего находились, одна­ко, в несоответствии со всей его консервативной теорети­ческой системой, которую он рассматривал как заверше­ние всей истории мирового духа.

Диалектику в немецкой классике активно развивал также и Ф.Шеллинг. По его мнению, в природе властву­ет принцип полярности и градации. В ней действуют та­кие противоположные силы, как притяжение и отталки­вание и т.п., имеется система ступеней, где высшее рож­дается из низшего. Люди по сути своей деятельны и свободны. Но все же имеет место и некая таинственная «рука истории», которая настойчиво направляет их разрознен­ные действия к единому результату.

Другой немецкий философ, И.Фихте, отмечал изна­чальную активность человека как деятеля. Внешняя сре­да всегда оказывает сопротивление людям. Задача же че­ловека состоит в том, чтобы преобразовать природу по меркам своих желаний и представлений. Это очень высо­кая задача, и даже смерть не прерывает ее. «Философия активности» Фихте подчеркивала особую миссию чело­века быть творцом мира и тем самым достигать своего собственного бессмертия.

Л.Фейербах известен прежде всего своим учением о человеке, которого он рассматривал как высший предмет философии, а ее саму — как антропологию, универсаль­ное учение о человеке. Феномен человека должен изу­чаться комплексом всех естественных наук. Антрополо­гический принцип в философии означает, по мнению немецкого философа, сведение якобы сверхъестественного к естественному, к рассмотрению всех сторон природы человека средствами различных наук. С точки зрения Фейербаха, человек является существом природным, чув­ствующим и страдающим. Религия — это прямой резуль­тат страданий человека. «Чем тяжелее страдания, тем сильнее молитва», - подчеркивал философ. Бог есть то, в чем человек повседневно нуждается. Единственный путь преодоления чуждости внешнего мира — это любовь, т.е. тяготение людей друг к другу, их взаимная солидарность. Зло всегда разрушает, и лишь любовь созидает. Новое об­щество должно быть основано, по убеждению Фейербаха, на любви и иных высоких общечеловеческих ценностях.

Классическая марксистская философия возникла в 40-х годах XIX в. в Германии на волне рабочего движе­ния как идейное выражение этого процесса. Ее основате­лями были К.Маркс и Ф.Энгельс, а теоретическими ис­точниками — французский материализм XVIII в. и не­мецкая классическая философия. Специфика же марк­систской философии состояла прежде всего в ее изна­чальной обращенности к проблемам «земли», т.е. к зло­бодневным вопросам общественной жизни — экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Философия марксизма есть диалектический и исторический матери­ализм, продолживший традицию «линии Демокрита». Этот материализм был последовательно проведен и при­менен к исследованию природы, общества и самого чело­века. Марксистской философии органично присуща так­же и диалектика как теория развития всего сущего и ме­тод философского мышления. Для этой философии ха­рактерна также ориентация на практическое изменение мира, в котором существует человек труда. Следует вы­делить ключевые идеи марксистской философии и дать им краткую характеристику.

Марксистское решение проблемы отчуждения челове­ка, поставленной в свое время Ж.Ж.Руссо, опирается на представление, что капиталистическое общество являет со­бой бесчеловечную и чуждую среду, которая порождает социальное неравенство и несправедливость, эксплуатацию людей людьми. В марксизме весь исторический процесс был борьбы. По оценке Н.А.Бердяева, Ленин «соединил марк­сизм со Стенькой Разиным», придав этой теории явно воинствующий и даже непримиримый характер.

В оценках марксизма и его места в общественной мыс­ли следует избегать крайних позиций. Конечно же, он не есть «единственно верное учение», пригодное на все вре­мена и обстоятельства. Будет неверным воспринимать его и как некую «псевдонаучную религию», которая якобы воспринимала от науки лишь ее внешнюю форму и язык. Марксизм не «умер», как и вся богатая социалистичес­кая традиция в истории общественной мысли. В марксиз­ме есть не только часть утопическая, но и часть научная. Основное в этой сложной теоретической системе — это дух активного преобразования общества как мира чело­века, стремление устроить этот мир по-человечески, т.е. разумно и справедливо. Сделать мир человечным — та­ков основной пафос классического марксизма, и это де­лает его гуманистическим социально-философским уче­нием.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.178 (0.012 с.)