Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философская мысль Нового времени.Стр 1 из 7Следующая ⇒
Эпоха Возрождения, или Ренессанс, стала своеобразным водоразделом между средневековьем и Новым временем. Это была переходная эпоха в истории философской мысли. Она проявила себя прежде всего в идее свободного человека, продолжив тем самым античную традицию (Сократ, Эпикур и др.) его познания. Здесь сформировался антропоцентризм как конкретный тип философского мировоззрения. В центре внимания философии оказался уже не Космос, не Бог, а живой и деятельный Человек. Более того, широко распространилась идея титанизма как якобы всесилия и всемогущества человека. Он стал рассматриваться как венец эволюции жизни на Земле, творец собственного счастья и судьбы. В Италии возник гуманизм — широкое идейное течение, провозгласившее человека высшей ценностью и целью общества. В натурфилософии эпохи Возрождения доминировал пантеизм как мировоззрение своеобразного компромисса между еще весьма влиятельной религией и нарождавшейся точной наукой в лице естествознания. Суть пантеизма состоит в идее растворения Бога в природе, во всех ее вещах и процессах. Это попытка как бы уравнять в правах естественное (природа) и сверхъестественное (Бог). Бог - внутри природы, а не вне ее, так кратко может быть выражена суть пантеизма. В рамках этого мировоззрения Н.Кузанский развивал идею целостности, бесконечности и динамичности окружающего мира. Человек рассматривался им как «микрокосм», наиболее совершенное подобие Бога и Природы. Бог — это как бы всеобщий архитектор, внесший в природу порядок и красоту. Человек тоже может создавать новую реальность •— мир культуры - с помощью геометрии, арифметики, музыки и иных форм знания и опыта. Итальянский ученый Д.Бруно полагал, что природа есть Бог в вещах, она чувствительна и одушевленна. Этот мир, в котором живет человек, является всего лишь одним из возможных миров, пусть даже и самый лучший. И Земля, и Солнце это рядовые небесные тела во Вселенной. Идея Бруно о множественности миров и бесконечности Вселенной подрывала основной религиозный догмат о единственности этого мира, разрушала авторитет религии и церкви. Следует подчеркнуть, что в это время имела место весьма тесная связь философии и искусства. То была «эпоха гигантов» в литературе (Эразм Роттердамский, Франческо Петрарка, Данте Алигьери и др.), в живописи (Рафаэль, Тициан и др.), в скульптуре (Мнкеланджело). Яркими именами была представлена и естественнонаучная мысль эпохи Возрождения: Н.Коперник, Леонардо да Винчи, Галилео Галилей, И.Кеплер и другие. В науке постепенно стала утверждаться гелиоцентрическая система мира, полагавшая Солнце центром видимой части мироздания. Начиная с этой теории, естествознание постепенно стало освобождаться от теологической картины мира.
Как было подчеркнуто выше, Возрождение явилось переходной эпохой. Философия здесь начинает выходить из-под жесткого диктата религии и церкви, обретая светский характер. Борьба между религией и философией проявилась в форме пантеизма как конкретно-исторического мировоззрения. В социальных учениях того времени также присутствовал дух эпохи. Зарождение раннего капитализма вызвало к жизни утопический социализм (Т.Мор, Т.Кампанелла и др.) с его идеей коммунистического общества. Формирование первых буржуазных государств дало импульс политическим учениям (Н.Макиавелли), теории «естественных» прав человека (Г.Гроций и др.). Важно и то, что философия Ренессанса проповедовала не только идею свободы человека, но и всестороннего (универсального) развития каждым индивидом своих сущностных сил и способностей. Новое время, начавшееся в XVII в., стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европе капитализма как нового способа производства, эпохой быстрого развития науки и техники. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась как огромный механизм, а человек — как инициативный и деятельный работник. Основной темой в философии Нового времени стала тема познания. Сложились два крупных течения (эмпиризм и рационализм), по-разному трактовавшие источники и природу человеческого знания. Сторонники эмпиризма (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк и др.) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Наиболее обстоятельно такая позиция была изложена в творчестве Ф.Бэкона, автора известного тезиса «Знание - сила». Бэкон был сторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент и др.). Он известен также и разработкой научного метода индукции, исследованием противоречий процесса познания. Что касается философии, то она представлялась ему опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен быть окружающий мир, включая и самого человека. Сторонники эмпиризма призывали во всем опираться на данные опыта, человеческой практики. Они отстаивали свой основной тезис: «Нет ничего в разуме, чего не было до этого в ощущениях человека».
Напротив, сторонники рационализма утверждали, что основным источником достоверного знания является разум, понятийное мышление человека (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц и др.). Основателем рационализма считается Декарт, автор крылатого выражения «Подвергай все сомнению!». Он явился также и создателем дедуктивного метода научного познания. Философ считал, что во всем надо полагаться не на веру, а опираться на достоверные выводы и ничто не принимать за окончательную истину. Проделывая долгий путь от самых общих положений к частным выводам, науки постигают таким образом великую и таинственную «книгу мира». Познание — это как бы разворачивание тех интеллектуальных сил, которыми обладает человек. Наряду с позитивной оценкой возможностей познания, в XVII в. возрождается и философский агностицизм, отрицавший возможность познания мира человеком. Он проявил себя прежде всего в творчестве Д.Беркли и Д.Юма, полагавших, что человек в своей жизни познает всего лишь «мир явлений», но не способен проникнуть в глубину вещей, дойти до знания законов окружающей природы. Пантеистическую направленность имели взгляды Б.Спинозы, утверждавшего, что природа есть причина самой себя, всех протекающих в ней процессов. По мнению философа, Бог не стоит над природой, а является ее внутренней причиной. Знание достигается разумом, и оно является первейшим условием свободной деятельности человека. Немецкий философ Г.Лейбниц подчеркивал духовный характер мира. Основой всего мироздания являются некие монады как единицы бытия, придающие миру разнообразие и вместе с тем гармонию. Большой вклад в развитие точных наук и философии Нового времени внес И.Ньютон. Сформулированный им закон всемирного тяготения имеет не только естественнонаучное, но и философское значение. Следует отметить, что в XVII в. широкое распространение получило так называемое «юридическое» мировоззрение. В его рамках развивалась, во-первых, теория «общественного договора» (Г.Гоббс). Она объясняла происхождение государства добровольным соглашением людей во имя собственной безопасности. Во-вторых, это мировоззрение исповедовало идею «естественных» прав чело века (на свободу, на собственность и др.), которые якобы даны ему от рождения. «Юридическое» мировоззрение выражало умонастроения молодой буржуазии как класса, сформировавшегося в Новое время. В развитие социальных учений Нового времени в XVIII в. особый вклад внесло французское Просвещение. Просветители (Ш.Монтескье, Ф.Вольтер, Ж.Ж.Руссо и др.) идейно подготовили Великую французскую революцию 1789 — 93 гг. Многие из французских просветителей были убежденными атеистами, другие — искренне верующими людьми, но все они воспринимали реальную церковь как символ невежества и мракобесия, тормоз развития общества. Поэтому девиз Вольтера (деиста по философским убеждениям) «Раздавите гадину!» (церковь) стал лозунгом эпохи, предопределив юридическую норму отделения церкви от государства. По убеждению просветителей, общественный прогресс возможен лишь при помощи разума, права, науки и образования. Грядущее общество непременно станет воплощением разумности и цивилизованности. Что же касается человека, то он является природно-социальным существом и способен к бесконечному развитию и совершенствованию своей деятельности. Однако частная собственность делает людей неравными, порождает зависть и вражду между ними. Следовательно, новое общество надо создавать на основе социального равенства и справедливости, солидарности между людьми. Просветители стояли на позициях исторического оптимизма, а их идеалом была республика как форма народовластия.
Значительный вклад в учение о сущности и природе человека, путях его воспитания внесли такие последовательные французские материалисты XVIII в., как Д.Дидро, К.Гельвеций, П.Гольбах и Ж.Ламегри. Они подчеркивали, что человек является прежде всего продуктом окружающей его среды. Следовательно, для изменения нравов людей необходимо в первую очередь изменить обстоятельства их жизни, общественные отношения как мир человека. Эта идея просветителей явилась в последующем одним из источников возникновения и формирования классической марксистской философии, в которой была теоретически обоснована идея коммунистического общества. Немецкая классическая философия развивалась в основном в первой половине XIX в. Ее специфика состояла в обращенности к теме активности познающего субъекта, который в рамках французского Просвещения рассматривался только как нечто зависящее от среды. Истоками этой философии были учения Платона, Аристотеля, Руссо, а непосредственными предшественниками явились И.Гете, Ф.Шиллер, И.Гердер. В немецкой классике большое развитие получила диалектика как теория развития всего сущего и метод философского мышления. Ее суть состоит во всестороннем рассмотрении мира как единого, противоречивого и динамичного целого. Немецкая классическая философия стала вершиной Диалектической мысли. Она внесла также значительный вклад в осмысление человека как существа духовного и деятельного, активного творца новой реальности мира куль туры.
Родоначальником немецкой классической философии считается И.Кант. Этот мыслитель рассмотрел человеческое познание как процесс, которому присущи определенные ступени - чувственное, рассудочное и разумное. Кант показал, «то разуму человека присущи не только сила и настойчивость, но и определенные границы возможностей, сложные противоречивые состояния. Противоречивы не только предметы всякого рода («вещи в себе»), но и человеческие представления о них, понятия и идеи. Стремясь объять весь мир как целое, разум впадает в антиномии, противоречивые состояния, запутывается в них. Исходя из этого обстоятельства, Кант делал вывод об ограничении разума и наличии пределов его возможностей. И.Кант разработал также учение о нравственности и долге человека. Его нравственный закон («категорический императив») призывал каждого человека поступать так, чтобы правило его личного поведения стало правилом поведения для всех. Этот закон обладает принудительной силой, и он должен быть внутренне присущ каждому индивиду. Что касается свободы, то она есть, в понимании Канта, добровольное подчинение человека нравственному закону, т.е. долг. Символом немецкой классической философии, ее наиболее крупной и влиятельной фигурой явился Г.Гегель. Наиболее заметный вклад он внес в диалектику как философскую теорию развития мира. Этот мыслитель любил подчеркивать, что на всем без исключения лежит печать развития, а противоречие и есть то, что на самом деле движет этим миром. Развитие присуще также и человеческому обществу, которое неуклонно переходит от состояния несвободы к свободе. Основное понятие философской системы Гегеля — «абсолютная идея», или некий «мировой разум». Она подразумевает некую духовную энергию, которая присутствует в мире и придает ему органическую целостность и динамику, строго определенную логику своего развития. Этот разум есть бесконечная мощь и неисчерпаемое содержание, исток всего. В скрытом («свернутом») виде абсолютная идея содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления. Гегель считал, что человек является всего лишь орудием во власти мирового разума, как бы его работником. Даже выдающиеся личности — и те есть всего лишь «представители» Духа. Все действительное разумно, считал немецкий философ, а все разумное со временем непременно тоже станет действительным. Им была разработана теория развития всемирной истории, называемая европоцентризмом. Она гласит, что исторический процесс зародился на Востоке, где лишь один человек (правитель) был свобо ден. История двигалась через Древнюю Грецию, где свободным был уже отдельный слой людей (граждане). В германском же мире, но убеждению Гегеля, все становятся свободными.
В ходе своего развития («шествия в мире») абсолютная идея проявляет себя в виде природы, общества и человеческой истории. Процесс развития всегда разумен и закономерен, развертывается от низшего к высшему. Двигательной силой развития является противоречие, а самому развитию органично присущи отрицания (смена старого новым) и скачки (переход в новое качество). Диалектический метод мышления Гегеля, убежденность философа в изменчивости всего сущего находились, однако, в несоответствии со всей его консервативной теоретической системой, которую он рассматривал как завершение всей истории мирового духа. Диалектику в немецкой классике активно развивал также и Ф.Шеллинг. По его мнению, в природе властвует принцип полярности и градации. В ней действуют такие противоположные силы, как притяжение и отталкивание и т.п., имеется система ступеней, где высшее рождается из низшего. Люди по сути своей деятельны и свободны. Но все же имеет место и некая таинственная «рука истории», которая настойчиво направляет их разрозненные действия к единому результату. Другой немецкий философ, И.Фихте, отмечал изначальную активность человека как деятеля. Внешняя среда всегда оказывает сопротивление людям. Задача же человека состоит в том, чтобы преобразовать природу по меркам своих желаний и представлений. Это очень высокая задача, и даже смерть не прерывает ее. «Философия активности» Фихте подчеркивала особую миссию человека быть творцом мира и тем самым достигать своего собственного бессмертия. Л.Фейербах известен прежде всего своим учением о человеке, которого он рассматривал как высший предмет философии, а ее саму — как антропологию, универсальное учение о человеке. Феномен человека должен изучаться комплексом всех естественных наук. Антропологический принцип в философии означает, по мнению немецкого философа, сведение якобы сверхъестественного к естественному, к рассмотрению всех сторон природы человека средствами различных наук. С точки зрения Фейербаха, человек является существом природным, чувствующим и страдающим. Религия — это прямой результат страданий человека. «Чем тяжелее страдания, тем сильнее молитва», - подчеркивал философ. Бог есть то, в чем человек повседневно нуждается. Единственный путь преодоления чуждости внешнего мира — это любовь, т.е. тяготение людей друг к другу, их взаимная солидарность. Зло всегда разрушает, и лишь любовь созидает. Новое общество должно быть основано, по убеждению Фейербаха, на любви и иных высоких общечеловеческих ценностях. Классическая марксистская философия возникла в 40-х годах XIX в. в Германии на волне рабочего движения как идейное выражение этого процесса. Ее основателями были К.Маркс и Ф.Энгельс, а теоретическими источниками — французский материализм XVIII в. и немецкая классическая философия. Специфика же марксистской философии состояла прежде всего в ее изначальной обращенности к проблемам «земли», т.е. к злободневным вопросам общественной жизни — экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Философия марксизма есть диалектический и исторический материализм, продолживший традицию «линии Демокрита». Этот материализм был последовательно проведен и применен к исследованию природы, общества и самого человека. Марксистской философии органично присуща также и диалектика как теория развития всего сущего и метод философского мышления. Для этой философии характерна также ориентация на практическое изменение мира, в котором существует человек труда. Следует выделить ключевые идеи марксистской философии и дать им краткую характеристику. Марксистское решение проблемы отчуждения человека, поставленной в свое время Ж.Ж.Руссо, опирается на представление, что капиталистическое общество являет собой бесчеловечную и чуждую среду, которая порождает социальное неравенство и несправедливость, эксплуатацию людей людьми. В марксизме весь исторический процесс был борьбы. По оценке Н.А.Бердяева, Ленин «соединил марксизм со Стенькой Разиным», придав этой теории явно воинствующий и даже непримиримый характер. В оценках марксизма и его места в общественной мысли следует избегать крайних позиций. Конечно же, он не есть «единственно верное учение», пригодное на все времена и обстоятельства. Будет неверным воспринимать его и как некую «псевдонаучную религию», которая якобы воспринимала от науки лишь ее внешнюю форму и язык. Марксизм не «умер», как и вся богатая социалистическая традиция в истории общественной мысли. В марксизме есть не только часть утопическая, но и часть научная. Основное в этой сложной теоретической системе — это дух активного преобразования общества как мира человека, стремление устроить этот мир по-человечески, т.е. разумно и справедливо. Сделать мир человечным — таков основной пафос классического марксизма, и это делает его гуманистическим социально-философским учением.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.178 (0.012 с.) |