Зарубежная философия XX столетия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарубежная философия XX столетия



 

XX век — особенный. Его называют веком социаль­ных катастроф, бесчеловечным веком. Это время вели­ких взлетов человечества и таких же падений, всплеска разумного и неразумного в деятельности человеческого рода. Неслучайно, что и в философии отчетливо выяви­лись два направления, два полюса.

Первый полюс составила иррациональная философия, или «философия неразумности». Она стала как бы реак­цией на негативные проявления человеческой деятельнос­ти. Предметом ее интереса явились прежде всего инстинк­ты человека, его интуиция, эмоционально-волевые про­цессы, т.е. иррациональное. По сути дела, она представ­ляет собой философию критики «гордого» человеческого разума. Культ разума и активности человека, имевший до этого место в некоторых крупных течениях филосо­фии Нового времени (просветительство, немецкая клас­сика, марксизм и др.) стал заменяться негативным отно­шением к нему, знание — верой, исторический оптимизм — пессимизмом, идея общественного прогресса -неверием в него.

Немецкий философ Ф.Ницше был одной из самых заметных фигур в этом философском течении. В своей «философии жизни» он развивал идею о том, что сущ­ностью и законом мира является воля к власти. У чело­века это проявляется в стремлении к господству над бо­лее слабыми индивидами и социальными группами. Он руководствуется не столько разумными началами и норма­ми, сколько физиологическими потребностями и стрем­лением к власти. Ницше выдвигал также идею «сверх­человека», который должен стать творцом более совершен­ных форм жизни и отношений в обществе. Общество на­добно превратить в своеобразный питомник по выращива­нию сильных людей. Схожие идеи высказывал также А.Шо­пенгауэр в работе «Мир как воля и представление».

Французский философ А.Бергсон считается основа­телем интуитивизма. Под интуицией он понимал некую мистическую способность творческих людей к получению истины путем внезапного «озарения», без необходимой цепи логических доказательств с участием разума. Жизнь представляет собой бесконечный поток становления, и его невозможно постичь разумом и выразить в логических понятиях.

О.Шпенглер явился автором теории «локальных» культур. Он обосновывал идеи отсутствия прогресса в истории человечества и движения цивилизации и ее куль туры к постепенной деградации и гибели. Это проявляет­ся в насилии человеческого рода над природной средой, в войнах и иных конфликтах, в технизации общества.

Теорию З.Фрейда принято называть психоанализом. Фрейд считал, что основную роль в поведении человека играет его бессознательное, некие «темные» пласты пси­хики в виде инстинктов, прежде всего — полового. Кон­фликт и даже вражда между индивидом и обществом не­устранимы, поскольку общество всегда накладывает ог­раничения («табу») на естественные проявления бессо­знательного. В этом смысле первобытный дикарь, по убеж­дению Фрейда, конечно же свободнее, нежели современ­ный человек. Общество и культура лишают человека свободы и счастья, развивают у него неврозы (болезненные состояния), вплоть до агрессии.

Философскому иррационализму свойственны крайне негативные оценки человека и общества. Он тяготеет к мистике и социальному критицизму. Эта философия пес­симистически трактует сущность и природу человека, смысл его существования в мире.

Второй полюс в XX столетии составила рациональ­ная философия или «философия разумности». Она вы­разила определенные позитивные тенденции и достиже­ния в деятельности современного человечества. Эта фи­лософия оптимистично оценивает возможности научно-технического разума, энергично его защищает. В ее рам­ках сформировался сциентизм как вера в универсаль­ную роль знаний в общественной жизни.

Так, М.Вебер развивал идею рациональности, кото­рая должна проявить себя в экономике, праве и теории управления. По его убеждению, это обеспечит высокую эффективность хозяйственной деятельности человека. Рациональность, по Веберу, — это, прежде всего разви­тие и внедрение науки в жизнь общественного организ­ма. Наука есть как бы «расколдовывание» мира, необхо­димое условие «вторжения» человека в природную среду и подчинение ее своим потребностям.

В XX в. на волне научно-технической революции по­явились теории «индустриального» общества (Д.Белл, А.Тоффлер и др.). В них проводилась мысль о том, что с развертыванием НТР будут благополучно решены наиболее острые социальные проблемы и общество перейдет в так называемое «постиндустриальное» состояние. Здесь широкое применение найдут новые технологии, а особую роль в обществе будет играть технократия — слой спе­циалистов и организаторов производства. «Научно-тех­нический» разум принесет людям желаемое счастье и бла­гополучие, социальную справедливость и уверенность в будущем. Подобные идеи развивал в своей теории «ин­формационного» общества и японский ученый Е.Масуда. Во всех этих учениях отразилась объективная тен­денция перехода современного человечества в стадию «по­стиндустриальной» цивилизации на основе НТР.

В 60 — 70-х годах весьма популярными на Западе были концепции «конвергенции», в которых фиксиро­вался процесс сближения двух существовавших тогда об­щественных систем — капитализма и социализма. Авто­ры этих учений (Д.Гэлбрейт, Р.Арон и др.) осмыслива­ли тем самым объективный факт становления единой гло­бальной системы, диалога культур, сближения стран и народов, постепенного формирования единой общепланетарной общности людей.

Философия XX в. не утратила интереса и к теме соб­ственно человека. Наиболее отчетливо эта тема прозву­чала в экзистенциализме. Основной темой в нем стала проблема существования человека в абсурдном (отчуж­денном, бесчеловечном) социальном мире. В силу раз­личных обстоятельств человек погружен («заброшен») в этот мир и оказывается в так называемой «пограничной» ситуации. Он поставлен перед выбором, либо согласить­ся с абсурдом этого мира и тем самым умереть как лич­ность, либо не согласиться и найти в себе силы активно сопротивляться обстоятельствам и умереть как живое су­щество. Экзистенциализм (Ж.П.Сартр, А.Камю, К.Ясперс и др.) призвал человека бунтовать, т.е. находить в себе силы для борьбы с абсурдностью социального мира. Жить означает бороться, и именно в этом состоит при­звание человека. Экзистенциализм предложил человеку активизм как модель поведения в современном мире. Это и есть то, что «надо», «следует» делать человечеству, если оно желает быть самим собой в наше столь непро­стое время. Бунт - это восстание человека против собст­венного рабства, это обретение чувства собственного до­стоинства и становление свободной личности.

В XX в. на Западе по-прежнему весьма влиятельно религиозное направление в философии (Ж.Маритен, П.Ш.Тейяр и др.).

Все более актуальной становится философия глобаль­ных проблем, связанная, в частности, с деятельностью Римского клуба. Большой вклад в изучение данных про­блем внес А.Печчеи, первый президент этого объедине­ния крупных ученых мира. В рамках этой философии происходит осмысление вопроса о выживании и сох ранении человеческого рода, продолжения его существования.

 

История русской философии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.008 с.)