Нормативно-правовое регулирование социального обслуживания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативно-правовое регулирование социального обслуживания



 

Основы правового регулирования в области социального обслуживания населения РФ устанавливает федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ». Он определяет социальное обслуживание как «деятельность социальных служб и отдельных специалистов по поддержке, оказанию социально - бытовых, социально - медицинских, психолого - педагогических, социально - правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».

В отечественной литературе предпринимались попытки обобщить современный опыт и на этой основе конкретизировать сущность социального обслуживания различных категорий населения.

Для формирования эффективной системы социального обслуживания необходимо также создание собственного инструментария познания окружающей действительности и человека, нуждающегося в социальных услугах.

С 1 января 2015 г. в России вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который коренным образом изменяет всю систему социального обслуживания.

Основной целью данного закона является внедрение в данную сферу негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, иными словами – придание социальному обслуживанию рыночного характера, когда бесплатно услуги будут предоставляться лишь незначительной, действительно нуждающейся в помощи части населения. Кроме этого, закон призван ликвидировать монополию государства на учреждения социального обслуживания и создать в данной сфере конкурентную среду, которая поспособствует повышению качества оказания социальных услуг и расширению их спектра. Необходимость принятия данного закона была связана с большим количеством нуждающихся в социальной поддержке, по некоторым данным их число достигает 34 млн. чел.

Конституция РФ гарантирует населению социальную поддержку, но поскольку, государство не в состоянии обеспечить качественное оказание социальных услуг такому огромному количеству нуждающихся, данный закон необходим. Кроме этого, ещё одной важной причиной принятия данного закона является то, что предыдущие законы в сфере социального обслуживания населения были ориентированы лишь на пожилых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья, что «оставляло за бортом» такие нуждающиеся категории как: многодетные семьи, семьи, в которых наблюдается асоциальный образ жизни некоторых членов, дети, испытывающие трудности в социальной адаптации и др. Закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» устраняет этот недостаток и значительно расширяет перечень получателей социальных услуг, и более того, предоставляет регионам возможность расширять существующий перечень. Так, поддержку, согласно новому закону, смогут получить многодетные семьи, неполные семьи и даже семьи студентов, что является значительным положительным моментом.

Важным достижением ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» является то, что улучшается программа оказания услуг медико-социальной реабилитации инвалидов. С момента вступления закона в силу, гражданин, нуждающийся в данных услугах, сможет сам выбирать учреждение, где он будет проходить реабилитацию и совместно со специалистом, согласно социальному контракту, выбирать наиболее необходимые и наиболее приемлемые для него реабилитационные мероприятия.

Новый закон о социальном обслуживании, несмотря на расширение спектра предоставляемых услуг и возникновение новых форм их получения, направлен на снижение численности нуждающихся граждан. Об этом свидетельствует профилактическая направленность документа.

Данный нормативно-правовой акт был принят далеко не единогласно не только Государственной Думой, но и населением. В частности, на просторах сети «Интернет» до сих пор можно найти заявления граждан о том, что профилактическая направленность закона приведёт к тому, что в России, как и в странах Запада, будут совершенно необоснованно изымать детей из семьи, при наличии малейших подозрений о том, что с ребёнком обращаются неподобающим образом. Безусловно, данные мнения ошибочны. Закон не предусматривает таких радикальных мер, любое посещение специалистом семьи будет производиться только с согласия семьи (за исключением случаев, где существует реальная угроза жизни и здоровью ребёнка) и только при наличии достоверных фактов о том, что семья (или гражданин), могут в ближайшем будущем оказаться в числе клиентов социальных служб и. т. д.

Необходимость принятия данного закона продиктована объективными потребностями реальной жизни. Для того, чтобы закон выполнил своё предназначение необходима чётко организованная информационно-разъяснительная работа среди граждан получателей социальных услуг, поскольку именно они устанавливают спрос на данный «товар», а значит и приводят в действие всю систему.

Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» является достаточно революционным и, как любые революционные изменения, его внедрение коренным образом изменит сферу социального обслуживания. Естественно, что для его полного осмысления должен пройти определённый период времени, и задачей сотрудников данной сферы является максимальное использование достоинств этого закона в деле оказания социальной поддержки и, возможно, данный документ приведёт к тому, что оказание социальной поддержки населения в России через несколько лет не будет уступать по качеству и уровню профессионализма, западной системе.

Среди главных изменений следует обратить внимание также на преобразование основополагающих принципов социального обслуживания. В целях обновления подхода к обеспечению граждан качественными социальными услугами в регулирование системы социального обслуживания вводятся новые принципы:

1) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально- технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

2) сохранение пребывания в привычной благоприятной среде. Данный принцип демонстрирует абсолютно новое понимание социального обслуживания. Однако именно он, до вступления в силу и актуализации, уже вызвал большое количество споров среди теоретиков и практикующих юристов. Вопрос заключается в том, что № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» не содержит понятия «привычная благоприятная среда», что может повлечь возникновение коллизионных ситуаций в правоприменительной практике

Таким образом, в Федеральном законе РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» социальная работа как теория среднего уровня призвана обеспечить эффективность социального обслуживания населения. В то же время эффективность социального обслуживания во многом определяется уровнем профессиональных специалистов, их умением работать с человеком - конкретной личностью или с группой людей. Поэтому эффективность социального обслуживания может, по мнению ученых, определяться на основе как общих (служащих для оценки ее эффективности в целом), так и специфических (для оценки конкретных социальных услуг отдельных видов и методов социальной работы, работы отдельных специалистов, работников учреждений) критериев. Непосредственным источником определения критериев социального обслуживания служат цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 2131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.151.214 (0.037 с.)