Хозяйство древневосточных цивилизаций. Иерархия власти и собственности в древневосточных обществах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хозяйство древневосточных цивилизаций. Иерархия власти и собственности в древневосточных обществах.



Трансформация рабовладельческого и формирование феодального хозяйства в странах Западной Европы.

 

Феодальная система основывалась на преобладании аграрного сектора экономики и формировалась на следующих принципах: 1) господство крупной земельной собственности феодалов; 2) непосредственный производитель - крестьянин ведет самостоятельное индивидуальное хозяйство на земле, полученной от феодала во временное или наследственное пользование; 3) внеэкономическое принуждение, которое является формой зависимости крестьянина от феодала; 4) рентные отношения - крестьянин платил феодалу ренту за пользование землей в натуральной (барщина, оброк) или в денежной форме; 5) сословное неполноправие крестьян (судебная, поземельная, личная зависимость); 6) господство натурального хозяйства и мелкого производства; 7) примитивный уровень техники, применяемой в производстве; 8) сословный характер общества; 9) иерархическая структура феодального сословия.
Феодальная система в Западной Европе прошла в своем развитии три этапа: 1) V-IX вв. - эпоха генезиса и развития феодализма, время образования крупной земельной собственности, превращения свободных земледельцев в зависимых крестьян, установления вассально-ленных отношений; 2) X-XV вв. - расцвет феодализма в странах Западной Европы, отмеченный экономическим подъемом, основанным на освоении новых земель, развитии животноводства, возрождении городов - центров ремесленного производства и торговли, кредитного дела, банков, внедрением ветряных мельниц, доменных печей, артиллерии, книгопечатания, формированием централизованных государств; 3) XVI-XVII вв.

Особенности имперской модернизации в Японии. Индустриализация хозяйства. Революция Мэйдзи (1868-1905 гг.)

В результате буржуазной революции 1867-1868 гг в Японии главой страны стал император Муцухито. Период его царствования назывался «Мэйдзи», что в приблизительном переводе означает «просвещенная монархия». В эпоху Мэйдзи были предприняты следующие шаги модернизации империи:
1. В ходе военной реформы самурайское войско было заменено регулярной армией. Для реформирования японской армии были приглашены французские специалисты, флота – англичане, медицины – немцы, общеобразовательных школ – американцы.
2. Аграрная реформа 1872-1873 гг ликвидировала государственную собственность на землю, способствовала товаризации с/х, росту производства шелка и чая для экспорта.
4. Введение метрической системы мер.
5. Провозглашение свободы вероисповедания, свободы собраний и ассоциаций, торговли и предпринимательства.
6. Отмена ремесленных корпораций, клановых монополий и внутренней таможни.
7. Активизировалось ж/д строительство, главным образом, благодаря привлечению иностранного капитала.

Раздел 2. Вопросы по экономической истории России

Экономическая политика переходного периода. НЭП: основные направления, результаты осуществления.

НЭП(причины, цели, содержание, итоги) Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 20-е годы. Была принята 15 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922-1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.

Итоги НЭПа.

• Всего за 5 лет, с 1921-1926 гг. уровень промышленного производства достиг уровня 1913 года. Сельское хозяйство превысило уровень 1913 года на 18%.

• В промышленности ключевые позиции занимали гостресты, в кредитно-финансовой сфере - государственные и кооперативные банки, в сельском хозяйстве - крестьянские хозяйства, охваченные простейшими видами кооперации.

• Были приняты: кодекс законов о труде, земельный и гражданский кодексы, подготовлена судебная реформа. Были отменены ревтрибуналы, возобновилась деятельность прокуратуры и адвокатуры.

Кризисы НЭПа:

Осень 1923 г. - кризис сбыта промышленных товаров, «товарный голод».

Осень 1924, осень 1925 г. - кризис дефицита промышленных товаров.

Зима 1927/1928 гг. - кризис хлебозаготовок. Советская власть фактически ликвидировала свободную продажу хлеба.

На фоне экономических трудностей происходило постепенное свертывание НЭПа. Червонец перестал конвертироваться. К концу 20-х годов закрылись товарные биржи, оптовые ярмарки, был ликвидирован коммерческий кредит. Была проведена национализация многих частных предприятий. Закрыты кооперативы. Крестьян стали насильственно загонять в колхозы. Отказавшись от НЭПа хотели в миним. срок построить социализм.

.

Последствия НЭПа

Со второй половины 1920-х годов начались первые попытки свёртывания НЭПа. Ликвидировались синдикаты в промышленности, из которой административно вытеснялся частный капитал, создавалась жёсткая централизованная система управления экономикой (хозяйственные наркоматы).

В октябре 1928 года началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, руководство страны взяло курс на форсированную индустриализацию и коллективизацию. Хотя официально НЭП никто не отменял, к тому времени он был уже фактически свернут.

Юридически НЭП был прекращен только 11 октября 1931 года, когда было принято постановление о полном запрете частной торговли в СССР.

Несомненным успехом НЭПа было восстановление разрушенной экономики, причём, если учесть, что после революции Россия лишилась высококвалифицированных кадров (экономистов, управленцев, производственников), то успех новой власти становится «победой над разрухой». В то же время, отсутствие тех самых высококвалифицированных кадров стало причиной просчётов и ошибок.

Значительные темпы роста экономики, однако, были достигнуты лишь за счёт возвращения в строй довоенных мощностей, ведь Россия лишь к 1926-1927 году достигла экономических показателей довоенных лет. Потенциал для дальнейшего роста экономики оказался крайне низким. Частный сектор не допускался на «командные высоты в экономике», иностранные инвестиции не приветствовались, да и сами инвесторы особо не спешили в Россию из-за сохраняющейся нестабильности и угрозы национализации капиталов. Государство же было неспособно только из своих средств производить долгосрочные капиталоёмкие инвестиции.

Также противоречивой была ситуация и в деревне, где явно притеснялись «кулаки».

Планирование как инструмент социалистической индустриализации.

Этапы индустриализации.
1 этап - с начала до ноября 1929 года.
2 этап - с конца 1929 года до 1932 года.
3 этап - II, III пятилетки.

Политика "социалистической индустриализации" была направлена на:

всемирное развитие государственного сектора как основы социалистической экономики,
внесение в управление народным хозяйством планового начала,

установление новых взаимоотношений между городом и деревней с учётом расширения крестьянского спроса не только на продукты потребления, но и на средства производства,

сокращение непроизводительного потребления, с тем чтобы сэкономленные средства направить на строительство заводов и фабрик.

Общие результаты индустриализации: Планы были гигантские но они не выполнялись. Но был создан огромный массив новых промышленных предприятий. Средний ежегодный рост промышленных предприятий - 600 шт.
Ускорение в 2 раза темпов роста тяжёлого машиностроения. Снижение безработицы. Однако мало внимания уделялось лёгкой промышленности.
Индустриализация носила политический характер, решала социально-политические задачи, собственно промышленные проблемы уходили на второй план.

И. в СССР прошла ряд последоват. этапов. Начавшись в 1926, она развернулась в широких масштабах в годы предвоен. пятилеток (1928 - июнь 1941), в итоге выполнения к-рых Сов. Союз превратился в могучую индустр. державу, добился полной экономич. независимости от капиталистич. стран. Обороноспособность Сов. гос-ва неизмеримо возросла. Вел. Отечеств. война 1941-45 объективно показала, что осн. задачи И. с. в СССР были успешно решены.

По сравнению с передовыми капиталистич. державами дореволюц. Россия была аграрной, экономически отсталой страной, В 1913 она занимала 1-е место в мире по размерам терр., 3-е - по численности населения и лишь 5-е - по объему произведенной пром. продукции. Нар. х-во России в значит. степени зависело от гл. капиталистич. стран. Крайне отрицательно сказывалось недостаточное развитие произ-ва средств произ-ва (33,3% всей валовой продукции пром-сти), прежде всего машиностроения. Поэтому потребности страны в пром. оборудовании свыше чем на 62% удовлетворялись за счет импорта. Иностр. капитал играл большую роль в ведущих отраслях экономики. Пром-сть была размещена крайне неравномерно, концентрируясь в осн. в Сев. -западном, Центральном промышленном, Донецком, Бакинском и Уральском р-нах. Огромные терр. Поволжья, Сибири, европ. Севера, Д. Востока, Ср. Азии были почти лишены промышленности.

12 Основные черты административно-командной системы управления народным хозяйством (довоенный период)

На исходе первого десятилетия советской власти советское общество вступило в новый период политического и экономического развития, итогом которого стали сложившаяся в 1930-1940-е гг. командно-бю­рократической система и тоталитарный политический режим. Опреде­ляющее влияние на развитие событий оказали политические процес­сы, происходившие в то время в СССР, в частности обострение политической ситуации в стране, связанное с усилившейся после смерти В.И. Ленина борьбой за власть внутри большевистской партии и последовавшим возвышением И.В. Сталина.

В конце 1920-х гг. в результате сложной политико-идеологической борьбы среди партийных лидеров победила линия на свертывание нэпа, который оказался ненужным в условиях крепнувшей административно­-командной системы управления. Эту линию отстаивал Сталин, сумев­ший благодаря ловкой аппаратной игре укрепить свои позиции в выс­ших эшелонах партийной элиты и потеснить других не менее известных «наследников» Ленина, боровшихся за власть.

Сохранявшемуся некоторое время в партии предубеждению про­тив политики «большого скачка» Сталин противопоставил находив­шую поддержку среди части большевистских лидеров популистскую установку на быстрое построение социализма в одной стране.

Состоявшийся в апреле 1929 г. пленум ЦК ВКП(б) поддержал ста­линскую популистскую программу «наступления социализма по всему фронту» и ускоренного превращения страны в передовую промыш­ленную державу. Были пересмотрены плановые задания индустриали­зации в сторону их повышения. Таким образом, уже здесь обнаружились свойственные Сталину увлечение администрированием, забегание вперед, волюнтаристские методы управления. Со временем субъекти­вистское планирование становится основной чертой управления раз­витием народного хозяйства в СССР.

Необходимость проведения форсированной индустриализации, приобретавшей характер «скачка», сталинское руководство аргумен­тировало обострением международной обстановки в конце 1920-х гг., угрозой войны со стороны «капиталистического окружения». Однако этот жупел часто использовался в качестве удобного повода для навя­зывания завышенных темпов модернизации общества, свертывания демократии.

Особенностью сталинской индустриализации являлось то, что приоритет отдавался развитию прежде всего тяжелой промышленно­сти в ущерб легкой и сельскому хозяйству. Хроническое отставание этих отраслей стало со временем главной особенностью советского народного хозяйства. Государственное управление с конца 1920-х гг. функционировало на основе пятилетних планов, имевших силу закона, которые нередко пересматривались произвольно в сторону увеличения.

Осенью 1929 г. был объявлен курс на форсиро­ванную коллективизацию сельского хозяйства, характер которой от­разил результаты администрирования и забегания вперед. 5 января 1930 г. вышло специальное постановление ЦК ВКП(б) «О темпах кол­лективизации и мерах помощи государства колхозному строительст­ву», которое провозглашало проведение сплошной коллективизации в большинстве районов страны. Проводя коллективизацию, сталинское руководство преследовало цель сделать из колхозов контрагентов государства по внерыночному изъятию хлеба и сырья у крестьян для успешного проведения индустриа­лизаuии.

Изменение внутриполитического курса повлекло за собой смену политического руководства страны, вытеснение, а затем и уничтожение Сталиным старых партийных кадров. В 1927 г. по обвинению в организа­ции контрдемонстрации в связи с празднованием 10-летия Октябрьской революции из партии были исключены Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев и Г.Е. Зиновьев. В 1929 г. был снят с поста редактора «Правды», а затем вы­веден из состава Политбюро Н.И. Бухарин, недавний союзник Сталина в борьбе с «левой» оппозицией. В том же году из страны был выдворен Троuкий, снят с поста председателя Совнаркома и заменен В.М. Моло­товым сторонник Н.И. Бухарина А.И. Рыков.

В конце 1920-х гг. обозна­чился поворот сталинского руководства к практике репрессий, который был начат в 1928 I: широкой кампанией борьбы против «вредительства» и завершился физическим уничтожением всех находившихся в оппозиции к Сталину крупных пар­тийных лидеров во второй половине 1930-х гг.

С победой «генеральной линии» Сталина на строительство социа­лизма в одной стране и ускоренную индустриализацию началось на­ступление на демократические институты, возникшие в период нэпа. Были проведены грандиозные чистки местных Советов, все они ставились в жесткую зависимость от финансовых возможностей цен­тра, стали финансироваться по остаточному принципу из средств, ос­тавшихся от финансирования индустриализаuии. С 1928 г. были за­крыты откомхозы и ГУКХ. НКВД больше не занимался вопросами местного самоуправления и не курировал местное хозяйство. Вместо него было создано ОГПУ - орган надзора за населением и каратель­ный орган диктатуры пролетариата.

На этом фоне вполне закономерной представляется задуманная и проведенная сталинским руководством административно-территори­альная реформа 1928-1930 гг., окончательно похоронившая надежды на возрождение института самоуправления в России. В связи с этим области «нарезались» по преимушеству волевым решением, их размеры в 2 раза превышали бывшие губернии. В то же время создание районов, формировавшихся под лозунгом «смычки города и деревни» и занима­вшихся как сельским хозяйством, так и промышленностью, привело к фактическому уничтожению специализированных сельских властей. По тем же политическим мотивам города были «разрезаны» на районы, органы власти которых наделялись компетенцией, аналогичной той, что имела городская власть. В результате создавалась жесткая верти­каль, в которой власти разных уровней неизбежно сталкивались в сфе­рах компетенции и финансов, что давало возможность центру вмеши­ваться и решать споры в своих интересах. К концу 1920-х гг. работа эта в основном была завершена: в Российской Федерации утвердилась новая так называемая трехзвенная система - район, округ, область (край); в ос­тальных союзных республиках - двухзвенная (район, округ).

Проведение политики ускоренной индустриализации потребовало серьезных изменений в системе управления промышленностью.

В 1920-е гг. оно строилось на сочетании функционального (Госплан, Рабкрин, Комиссия ГОЭЛРО, ГПУ и т.д.) и отраслевого (отраслевые наркоматы) принципов руководства с преобладанием одного из них. Для 1930-х гг. было характерно преобладание отраслевого принципа управления, усиление тенденции к единоначалию и централизации в распределении сырья, рабочей силы и производимой продукции. На­чало этому процессу было положено принятым в январе 1932 г. поста­новлением ЦИК СССР о перестройке управления промышленнос­тью. Формально отказ от преобладавшего до этого функционального принципа построения партийного и государственного аппарата был объявлен на ХVII съезде ВКП(б) (январь - февраль 1934 г.). В марте 1934 г., исходя из указаний съезда, было принято специальное поста­новление ЦИК и СНК СССР, согласно которому органы государст­венного управления должны были быть перестроены на основе про­изводственно-отраслевого и территориального принципов. Реализация постановления 1934 г. сопровождалась дроблением, разукрупнением практически всех наркоматов. Был упразднен единый промышленный наркомат – ВСНХ, его органы в губерниях, краях, областях, округах. Вместо него созданы три отраслевых наркомата: Наркомат тяжелой промышленности СССР (Наркомтяж, НКТП), Наркомат легкой про­мышленности СССР (Наркомлегпром) и Наркомат лесной промыш­ленности СССР (Наркомлеспром). В 1934 г. к ним добавился четвер­тый - Наркомат пищевой промышленности, в 1939-м их было уже 21 (из НКТП в 1936 г. выделились Наркомат оборонной промышленно­сти и Наркомат машиностроения). Из Наркомата путей сообщения был выделен Наркомат водного транспорта, из Наркомзема – Наркомат зерновых и животноводческих совхозов. В мае 1939 г. был создан Наркомат по строительству, который возглавил управление огромным строительным производственным комплексом. На базе наркомата топливной промышленности были созданы Наркоматы нефтяной и угольной промышленности, а также Наркомат электропромышленности.

Наркомат труда был упразднен и слит с ВЦСПС (средства госстраха, санатории, дома отдыха, научные институты, – это был орган общественного управления, который руководил сферами организации труда.

Возникновение двух десятков промышленных наркоматов усилило государственное управление бурно развивавшейся индустриализации страны, механизацию и машинизацию процессов в различных областях. Одно­временно открывались широкие возможности для «перетряхивания» аппарата, проведения чисток органов управления, без которых немыслима административно- командная система. Разукрупнение наркоматов и их дробление способствовало воз­никновению и развитию ведомственности, со временем составившей специфику советской хозяйственной системы. В рамках этой системы управления отраслевые наркоматы превращались в замкнутые адми­нистративно-хозяйственные единицы (ведомства), выступавшие од­новременно в роли центральных органов государственного управле­ния и органов хозяйствования.

Вместе с тем, усиливались общесоюзные начала, централизация, бюрократизация, повышалась ответственность за реализацию «директив партии и правительства». Резко возросли объем и параметры государственного управления, роль союзных органов и иисполнительного аппарата, численно вырос управленческий аппарата, который становился все более громозким («многозвенным»). Исполнительный аппарат становился главным звеном управления, действовал директивно и жестко.

Другим негативным последствием проведенной реформы управле­ния промышленностью стал стремительный рост управленческого ап­парата. По данным переписи населения 1939 г., за 10 лет он вырос в 6 раз. С целью установления контроля над вновь создаваемыми наркомата­ми и координации их деятельности власть вынуждена была создавать новые бюрократические надстройки. Концентрация власти в руках общесоюзных государственных и партийных органов вела к еще большему росту управленческого аппа­рата, сопровождалась бюрократизацией государственной жизни. В не меньшей мере этому способствовала нехватка образованных, квалифицированных специалистов-управленцев, обусловливавшая низкий уровень качества и эффективности управления, который правящая элита пыталась компенсировать приданием государственному управлению жестко бюрократического, командно-административного характера. Личный состав органов управления формировался из грамотных специалистов, за счет рабочих и крестьян («выдвиженцев»), ускоренного обучения их на различных курсах, рабфаках, учебных заведениях.

В этих условиях значительно возрастала роль контрольных и карательных органов в системе власти и управления. Помимо вновь со­зданного в 1934 г. Народного комиссариата внутренних дел СССР (НКВД СССР), осуществлявшего всеобщий административный надзор (к НКВД перешли от ОГПУ функции политической полиции), дейст­вовали различные узковедомственные органы контроля (финансового, планового и т.д.). Все они были строго централизованы и работали в масштабах СССР, независимо от Советов.

Во всей системе управления усиливалось общесоюзное начало. К концу 1940 г. в правительстве СССР имелось 25 общесоюзных наркомата и 16 союзно-республиканских. Для координации их действий были созданы шесть хозяйственных советов: по металлургии и химии, по машиностроению, по оборонной промышленности, по топливу и электрохозяйству, по товарам широкого потребления, по сельскому хозяйству и заготовкам. Эти советы имели право давать обязательные распоряжения наркоматам соответствующего профиля и фактически руководили ими. В состав каждого совета входили 3-5 человек во главе с заместиолеме Предмедателя Совнаркома.

Расширение бюрократического аппарата вызвало необходимость совершенствовать политический контроль над ним. Осуществлявший эту функцию Наркомат внутренних дел был ранее отягощен не свойственными ему функциями (управление дорогами, картография, переселенческое дело и т.д.) В феврале 1941 г. НКВД был разделен на два наркомата: Наркомат внутренних дел и Наркомат Государственной безопасности (который руководил и внешней разведкой в том числе).

Произошедшие к середине 1930-х гг. изменения в экономическом, социальном и политическом развитии советского общества были за­креплены в принятой VIII Чрезвычайным Всесоюзным съездом Сове­тов (5 декабря 1936 г.) Конституции СССР. Конституция объявила о завершении построения основ социализма, формировании едино­укладной плановой экономики и утверждении социалистической собственности как основы советского строя, разгроме кулачества и победе колхозного строя. Были отменены существовавшие в первых советских конституциях ограничения в избирательных правах, вводи­лось всеобщее, прямое и равное избирательное право, что, однако, не ме­няло существа дела в условиях сохранения однопартийной системы, не предполагавшей проведение альтернативных выборов. Ст. 126 Конституции говорила о ВКП(б) как о руководящем ядре всех общественных и государственных организаций трудящихся

Хозяйство древневосточных цивилизаций. Иерархия власти и собственности в древневосточных обществах.

1.Первые классовые общества возникли там, где природные условия были наиболее благоприятны для жизни людей: в зоне теплого климата, богатой плодородными землями и минералами, вблизи рек и морей, пригодных для использования в качестве транспортных путей. Здесь значительно раньше, чем в других областях земного шара, производительные силы достигли уровня, дававшего возможность получения прибавочного продукта, а следовательно, и эксплуатации человека человеком. Исторически первой, самой примитивной и грубой формой эксплуатации было рабство. Важную роль в развитии рабовладельческого строя играли войны, являвшиеся основным источником пополнения рабов.

Рабовладельческая формация, просуществовавшая около четырех тысячелетий, охватывала обширный регион Ближнего, Среднего, Дальнего Востока, а также все Средиземноморье. Социально-экономическая структура и уровни хозяйственного развития древневосточных и античных рабовладельческих государств существенно различались.

В истории Древнего Востока ведущую роль играли государства, возникшие в долинах крупных рек - Нила, Тигра, Евфрата. Еще в глубокой древности племена, осевшие в долинах, начали использовать реки, сооружая плотины и каналы. Система искусственного орошения (ирригация) стала важным фактором экономического развития общества. Сначала оросительные работы велись общинами в пределах занятой ими территории. С увеличением численности населения и расширением обрабатываемых площадей возникла необходимость создания единой ирригационной системы, действующей на всей заселенной части речной долины. Это требовало объединения общин и укрепления их хозяйственных связей.

В III тысячелетии до н. э. образовалось единое государство Египет, появились крупные государственные объединения в Южном Двуречье (Шумер, Аккад, Вавилон).

2. Говоря об обществе Древнего Востока, мы не можем обойти вниманием такое социальное явление, как рабов. Чаще всего это было так называемое домашнее рабство, когда невольник был собственностью огромной семьи. Кроме того, рабы трудились в храмовых комплексах, на строительстве, на полях. Кто же становился рабом? В принципе, рабом мог стать любой человек. Чаще всего эту социальную прослойку пополняли военнопленные. Но бывало и так, что рабом мог стать свободный человек. Это долговое рабство. Чем больше и сильнее становилась община, тем большие масштабы приобретало долговое рабство. Если говорить о рабстве в целом, то в Египте и в Китае на рубеже 2-3 веков даже создавались рынки, на которых продавали только невольников на любой вкус. Раба мог позволить себе купить даже пастух, садовник или ремесленник средней руки. Это тоже входит в особенности деспотии. Все это указывает на огромные масштабы работорговли.

3 Аграрная экономика европейской цивилизации (Хозяйство древней Греции и древнего Рима)

История Древней Греции и Рима является одной из составных частей истории древнего мира, изучающей состояние классовых обществ и государств, которые возникли и развивались в странах Древнего Востока и Средиземноморья. История Древней Греции изучает возникновение, расцвет и падение общественных и государственных структур, которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на о. Сицилия и в Причерноморье. Она начинается с рубежа III—II тысячелетий до н. э. — с возникновения первых государственных образований на острове Крит, а заканчивается во II—I вв. до н, э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья были захвачены Римом и включены в состав Римской средиземноморской державы. Главной отраслью экономики Древнего Рима было сельское хозяйство. Его основу составляли мелкие крестьянские владения. Но постепенно они стали разоряться, не выдержав конкуренции с крупным производством, где применялся дешевый рабский труд. Разорялись и римские ремесленники, так как в Рим поступало много ремесленной продукции из провинций. Крестьяне и ремесленники вытеснялись из производства и составляли массу люмпенов - свободных, но неимущих граждан, находящихся на содержании государства. У этих граждан вырабатывалось презрительное отношение к труду.

В Риме существовали два типа рабовладельческих хозяйств - латифундии и виллы. Латифундии преобладали в провинции. Они имели сотни и тысячи гектаров земли и много рабов, специализировались на производстве зерновых культур. На территории Италии преобладали огородничество, садоводство и животноводство. Господствующим типом хозяйств были виллы - владения в несколько десятков или сотен гектаров. Там трудились десятки рабов, а зачастую использовался и труд наемных рабочих.

Виллы имели интенсивный характер производства. Эксплуатация рабов там была более изощренной, надзор за их работой более строгий. Применялись методы грубого принуждения к труду путем физического насилия, но иногда использовалось и поощрение (лучше кормили и содержали). Виллы были высокотоварными хозяйствами специализированного типа. Как правило, они располагались вблизи городов, с которыми их связывали дороги с твердым покрытием.

Аграрная культура Рима достигла высокого уровня. Об этом свидетельствуют сочинения римских авторов (Катона, Варрона и др.) Земля вспахивалась тяжелым плугом или легким ралом. Применялись также серпы, косы, бороны, колесные жатки. Широко использовались удобрения, осуществлялся тщательный уход за растениями. В садоводстве была хорошо известна техника посадок, прививок, подкормок.

Ремесло в Древнем Риме считалось занятием непрестижным. Преобладало мелкое производство, основной ячейкой которого была мастерская ремесленника. Центрами ремесла были Капуя, Арреций, Парма и другие города. Широким спросом пользовалась посуда, керамика, светильники, черепица, одежда, обувь, орудия труда, амфоры, стекло, ювелирные изделия. В провинциях Рима добывали серебро и свинец (в Испании), железную руду (в Галлии и Британии). Дакия поставляла золото, Египет стекло. В Малой Азии производили полушелковые ткани. Высокого уровня достигла металлообработка, где применялись горячая и холодная обработка металлов. Железо получали выковыванием раскаленной массы. При изготовлении цветных металлов применяли литье. В Италию из провинций доставляли сырье, материалы и готовую продукцию. Рим владел могущественным флотом. Характерной особенностью экономики Древнего Рима было строительство крупных каменных сооружений. В Риме возводили амфитеатры, многоэтажные дома с водопроводом и канализацией, мосты, строили дороги с твердым каменным покрытием. Для добычи полезных ископаемых строили шахты глубиной до ста метров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.03 с.)