Становление хозяйства российской цивилизации. Раннефеодальная экономика Киевской Руси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление хозяйства российской цивилизации. Раннефеодальная экономика Киевской Руси



1.История становления цивилиза цииявляется предметом изучения различных областей знания - истории, антрополгии, философии, политологии, религиоведения и многих других. Основной проблемой является вопрос о потупательном развитии и этапах становления. Интересным представляется точка зрения Андрея Шаранова, согласно которой «возникновение древних цивилизаций – это сложный и длительный процесс, хронологические рамки которого можно обозначит лишь условно. Считается, что древнейшей цивилизаций на земле были города-государства Месопотамии, возникшие около 5 тысяч лет назад в долине рек Тигр и Евфрат. Примерно в это же время возникла цивилизация Древнего Египта. На рубеже III-II до н.э. зародилась Индийская, а во II до н.э. – Китайская цивилизации. В то же время на Балканах вырастала Крито-микенская цивилизация, предшествовавшая древнегреческим государствам. Развитие цивилизаций в Мезоамерике началось на рубеже нашей эры.

Все первые цивилизации появились в долинах крупных рек, расположенных в зонах благоприятного тропического или субтропического климата: Тигр, Евфрат, Нил, Инд, Ганг, Янцзы. Их часто называют речными цивилизациями, а причины возникновения связывают с необходимостью строительства масштабных ирригационных систем. Это требовало особой организации общества, позволило выделиться лидерам и управленцам.

По тому же типу происходило зарождение и развитие цивилизаций приморского типа: они также нуждались в хорошей организации, а развитие навигации способствовало развитию отношений с другими народами и племенами».

Шаранов А. отмечает трудности становления цивилизаций и анализирует работы классиков цивилизационной теории, в которых предлагается логика и причины возникновения цивилизаций

«…в борьбе с природой и ландшафтом, происходило становление древних цивилизаций: человек пытался возвыситься над природой, обуздать ее и подчинить своей воле. Однако история знает немало случаев, когда борьба стихии и человеческой воли заканчивалась не в пользу последней. Гибель некоторых цивилизаций, в том числе легендарных, яркий тому пример. Это и мифическая Атлантида, и Крито-Микенская цивилизация, пострадавшая от извержения вулкана. Человеческие сообщества, устоявшие под натиском стихии, внешних врагов и прочих влияний, смогли сделать важнейший шаг в истории: шаг от варварства к цивилизации.

Ответ и реакцию на такие влияния извне основной причиной зарождения цивилизаций называл известный британский культуролог Арнольд Тойнби – один из разработчиков цивилизационной теории. Именно он первым составил перечень наиболее крупных цивилизаций мира.

Оригинальный взгляд на возникновение цивилизации содержится в работах Л.Н. Гумилева, который ввелтермин пассионарность. Это избыток некоей социальной энергии, побуждающей к деятельности, движению и развитию. Движение этой энергии, по мнению Гумилева, служил причиной развития этносов и цивилизаций. Несмотря на жесткую критику теории научным сообществом, она до сих пор находит немало сторонников…

Эпоха цивилизаций, начавшаяся тысячи лет назад, знает немало примеров гибели огромных империй и процветающих культур. Но в чем же заключаются причины трагедий, навеки вписанных в скрижали истории?

2. По мнению историков в период IX - начала XII веков Киевская Русь по своей социально-экономической сущности была раннефеодальным государством и являлась совокупностью территориальных общин с элементами родовых отношений. А с политической точки зрения Киевское государство представляло федерацию княжеств и непосредственно подчиненных великому князю территорий.

В это время происходит образование княжеского землевладения, прежде всего за счет земель, некогда принадлежащих всему племени. Теперь эта территория переходит под власть князей, с которой они получали доход, и часть из которой передавали своим княжим мужам (дружинникам) - боярам в управление. С развитием и расширением границ Древнерусского государства, все больше бояр-дружинников становятся земельными собственниками, т.е. происходит рост класса феодалов. К этому классу относились: сам великий князь, высшая знать государства - бояре, дружинники, местные князья, бояре земские (старцы градские) - потомки родоплеменной знати, а позднее и духовенство. Возникают крупные земельные вотчины (княжеские, боярские, церковные наследственные владения). Идет процесс закабаления ранее свободных крестьян. Из числа разорившихся свободных общинников (смердов), не способных платить феодалу дань, формируются новые категории зависимого населения: рядовичи, обязанные выполнять в пользу феодала "ряд", т.е. какую-либо работу; закупы - должники феодала; холопы - люди, находящиеся в положении близком к рабскому. Однако основную массу сельского населения продолжают составлять свободные крестьяне-общинники.

Одним из признаков государства, в том числе и раннефеодального, является постоянный государственный налог, взимаемый властью с подвластной ей территории. Таким налогом на Руси являлось право киевского князя собирать дань в землях союзных князей - "полюдье" один раз в год. Позднее "полюдье" было заменено созданием административно-финансовых центров сбора дани - "погостами" и введена фиксация размера дани - "уроки". Также регулярно собиралась дань с населения, так называемая рента за проживание на земле князя или феодала.

Продолжается рост числа русских городов. Известно, что в Х веке в летописях упоминается 24 города, в XI веке - 88 городов. Только в XII столетии на Руси их было построено 119.

Росту числа городов способствовало развитие ремесла и торговли. В это время ремесленное производство насчитывало не один десяток видов ремесел, в том числе оружейное, ювелирное, кузнечное, литейное, гончарное, кожевенное и ткацкое дело. Центром города был торг, где ремесленная продукция реализовывалась. Внутренняя торговля, из-за ведения натурального хозяйства, была развита гораздо слабее внешней. Киевская Русь торговала с Византией, Западной Европой, Средней Азией, Хазарией.

На конец Х - начало XI веков приходится расцвет раннефеодальной монархии Киевской Руси, обусловленный развитием экономики, дальнейшим развитием феодальных отношений, успешным решением проблемы обороны южных и юго-восточных рубежей государства. В этот период Киевская Русь объединила почти все восточнославянские племена.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.005 с.)