Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Главные тенденции в аграрном секторе в 1953-1965 гг.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Совершенствование хозяйственного механизма в СССР началось с аграрного сектора. В начале 50-х годов в село вкладывали всего лишь около 20 % от общей суммы капиталовложений в промышленность. Крестьянству приходилось расплачиваться за опыты с засевом украинских черноземов яровой пшеницей и укрупнением колхозов, за манипуляции с нормами выработки, превышение пределов накопления неделимых фондов в общественном животноводстве, измерение его эффективности не килограммами и метрами, а головами и хвостами. В 1953 г. только 22 % колхозов были электрифицированы, большинство крестьянских изб продолжало освещаться свечами, керосиновыми лампами и даже лучинами. Электричество мелких колхозных станций обходилось в 10 раз дороже энергии государственных районных электростанций (ГРЗС), но подключение к ним считалось расхищением общенародной собственности, поскольку колхозы учитывались по другой строке сметы расходов. Существенным каналом перекачки средств из деревни были МТС. Натуроплата за их работу составляла половину попадавшего в госфонды хлеба. Положение в сельском хозяйстве было подробно рассмотрено на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС. Доклад на нем был первым крупным выступлением нового Первого секретаря ЦК Н. Хрущева. Основными причинами отставания сельского хозяйства были названы материальная незаинтересованность колхозников, противоречие личного и общественного, низкий уровень механизации труда, отсутствие толкового руководства в колхозах, совхозах и МТС. Для оздоровления экономики аграрного сектора было намечено установить более обоснованные цены на сельхозпродукцию, перейти к планированию снизу, упорядочить налоговую политику, поднять материальную заинтересованность колхозников. В перспективе предполагался переход к пенсионному обеспечению членов колхозов и смягчение ограничений паспортного режима. Коллективные хозяйства получили право вносить изменения в свои уставы в соответствии с местными условиями. Был взят курс на рост денежных доходов колхозов. И уже в 1954 г. налоги на крестьянство были уменьшены вдвое по сравнению с 1952 г. и стали взиматься не с дохода, а по размеру земельного участка. Нормы поставок с личного подворья были снижены, недоимки за прошлые годы списаны. Закупочные цены в следующее пятилетие выросли в 3 раза, денежные доходы колхозов в 1957 г. к 1952 г. в расчете на каждый колхозный двор увеличились в 2,3 раза, выдача денег на трудодень - в 3 раза. Ситуация в сельском хозяйстве и положение колхозников заметно улучшились. В течение пяти лет после сентябрьского пленума среднегодовой прирост продукции аграрного сектора превышал 7 %. Больше (10 %) было только при нэпе. Целина. На сентябрьском пленуме 1953 г. в последний раз прозвучало необоснованное утверждение об успешном решении зерновой проблемы в СССР. Фактическим признанием необеспеченности зерном было решение, принятое на февральско-мартовском (1954 г.) Пленуме ЦК КПСС о широком включении в хозяйственный оборот целинных и залежных земель. Хотя в директивахXIXсъезда КПСС эта задача не ставилась, принятое решение нельзя назвать неожиданным. Когда в 1946 г. сильнейшая засуха поразила основные хлебородные районы европейской части СССР, в зерновых зонах Казахстана, Западной Сибири и Алтая сбор урожая к предыдущему году вырос в 1,5-2 раза. Наверное, тогда многим вспомнилось постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 20 апреля 1940 г. о подъеме зернового хозяйства в колхозах и совхозах на востоке СССР. Те же районы были выбраны и в 1954 г.: Алтайский и Красноярский края, Новосибирская, Омская, Челябинская области РСФСР, Акмолинская, Павлодарская, Северо-Казахстанская, Кустанайская, Семипалатинская, Восточно-Казахстанская области Казахской ССР. Постановление предписывало провести учет пахотноспособных угодий, расширение пашни вести прежде всего на землях, не требовавших крупных вложений, организовать на целине колхозы, совхозы, машинно-тракторные станции и мастерские, построить крытые навесы для сушки зерна, направить в Приобье и другие регионы специалистов и технику. Новоселам воспрещалось применение мелкой вспашки паров и взмет зяби. Освоение целинных и залежных земель в 50-60-е годы осуществлялось в традиционных формах широкомасштабной плановой кампании по созданию новой зерновой базы страны, способной принести быструю отдачу. В 1953 г. заготовки хлеба едва достигли 31 млн. т зерна и были меньше продовольственных потребностей населения и других затрат государства. Разница покрывалась госрезервами. Уже в три первых целинных года было распахано свыше 32 млн. га земли - столько же, сколько прирастила к своему земельному фонду вся страна в 20-е - 30-е годы. В результате заготовки хлеба выросли до 54 млн. т, валовой сбор зерна увеличился в 1953-1956 гг. с 82,5 до 125 млн. т. Особенностью целины были относительная дешевизна выращенного урожая и высокая товарность зернового производства. С начала 60-х годов средства, вложенные в новые земледельческие районы, стали приносить прибыль. Через год после решения о выходе на целину личную ответственность за неблагополучное положение сельского хозяйства возложили на Г. Маленкова. От его имени в печати была опубликована записка с просьбой об освобождении от обязанностей председателя Совета Министров СССР. Резервный запас зерна государства в середине 50-х годов подошел к концу. 1956 г. принес облегчение. После засушливого предыдущего года первый крупный успех достигнут на целине. 40 млн. га распаханных земель (в том числе 23,6 млн. га под зерновые) обеспечили миллиард пудов казахстанского хлеба. Урожай был такой, что из-за отсутствия элеваторов тысячи пудов убранного зерна сваливали в поле в гурты. На следующее лето сопревшей частью урожая засыпали овраги и русла рек. Было решено продолжить освоение целинных и залежных земель, не требовавших больших затрат. Большой вклад в распашку целины внесла молодежь - без комсомольского призыва при обычном переселении на ее освоение потребовалось бы более двух пятилеток. В 50-е годы целина Восточной Сибири и Дальнего Востока в зерновое производство не вовлекалась. Надо было поднять урожайность в местах традиционного земледелия, обновить технику в обжитых районах. Тем не менее, при вовлечении в сельскохозяйственный оборот зауральской целины и залежи, только в лесных районах европейской части страны было утрачено 15 % пахотных угодий. Да и потери сельскохозяйственной продукции в 75,6 млрд. руб. были сопоставимы с денежными доходами всех колхозов страны. На самой целине, несмотря на предупреждения ученых (А. Бараев, Т. Мальцев и др.), разрушение плодородного слоя глубокой вспашкой через 2-3 урожая обернулось крупными потерями. Усилилась водопроницаемость земель, выдувание почвы породило «черные» бури. Ветровая эрозия повредила сотни тысяч гектаров легких почв в Зауралье, Павлодарской, Кокчетавской, Целиноградской областях, Красноярском крае. Только в Казахстане около 35 % пахотнопригодных земель попали в зону бедствия. Н. Хрущев умел признавать ошибки и в феврале 1964 г. заявил, что из-за эрозии часть новых пахотных угодий Сибири и Казахстана будет переведена в пастбища. Тогда же он перестал противиться парованию пахотных земель, согласившись на ежегодный пар в 20 % земель, которые нуждались в отдыхе. Целина стала значительным хозяйственным и политическим достижением СССР. Урожаи в 1-1,5 млрд. пуд. на новых землях превратились в привычные, зернохозяйства выдавали на-гора в основном товарный хлеб. Целина обеспечивала стране заготовку в 1956-1958 гг. каждой второй, а потом -минимум - каждой четвертой тонны хлеба. За освоение целинных и залежных земель звания Героя Социалистического Труда были удостоены 272 целинника, 1 млн. 340 тыс. чел. были отмечены специальной медалью. Кукурузная «лихорадка». Уже в 1954 г. в сельском хозяйстве СССР начались эксперименты по районированию кукурузы, в том числе в зоне северного земледелия. Московским комсомольцам, отъезжавшим на целину, Хрущев говорил: «Нам необходимо иметь больше кукурузы. И не только для того, чтобы ее ели люди, а главным образом на откорм птицы, свиней и других видов скота... Для этого в первую очередь нам нужна кукуруза». Успех на целине подстегнул проведение другой широкомасштабной кампании. В январе 1956 г. ЦК КПСС постановил впредь считать распространение кукурузы важнейшей партийной задачей. Под расширение посевов кукурузы планировалось развитие животноводства на 1959-1965 гг. Темпы прироста крупного рогатого скота намечалось поднять втрое, были разработаны высокие нормы содержания скота на 100 га земли. Для продвижения кукурузного пояса на север и восток по стране разъехались уполномоченные, развернулась агитационная работа, проводились партмобилизации, молодежные призывы. В начале 60-х годов четверть зернового поля страны была занята кукурузой. Основная часть посевов (свыше 80 %) отводилась на корма. Засушливый 1962 год до крайности обострил нехватку пшеницы и ржи. Дефицит зерна был восполнен закупкой за границей. Н. Хрущеву пришлось свою точку зрения на кукурузу изменить: «Мы не присягаем навеки какой-либо одной культуре... Приоритет должен быть отдан урожаю... Нужно не бояться пересмотреть структуру и, если нужно, пойти на сокращение посевов кукурузы в засушливой зоне»!/Причины неудачи с кукурузой имели как объективный, так и субъективный характер. Главными среди них являлись неблагоприятные природно-климатические условия, ошибки в районировании посевов, низкие технологические навыки, отсутствие нужных гибридных сортов. По первоначальному замыслу рост кормовой базы и увеличение количества скота должны были обернуться унавоженными полями. Практика показала, что без минеральных удобрений высоких урожаев кукурузы не будет. Таким образом, получила толчок новая кампания по созданию промышленности минудобрений и химизации сельского хозяйства, отдача которой пришлась уже на 70-е годы. Новое значение слова «химик» появилось в русском языке вскоре после Пленума ЦК КПСС 1963 года. Так стали называть условно-досрочно освобожденных правонарушителей, отправленных на стройки химической индустрии. Переустройство хозяйственного уклада колхозников. В декабре 1959 г. на Пленуме ЦК Н. Хрущев предложил на базе укрупнения мелких колхозов и совхозов приступить к хозяйственному переоснащению и развитию специализации сельского производства, перепланировке сельских поселений на небольших площадях, началу строительства для жителей села 2-этажных зданий городского типа с последующим увеличением этажности. Идея создания агрогородов развивалась на январском (1961 г.) Пленуме ЦК иXXIIсъезде КПСС, указавшем на чрезмерную дороговизну переустройства села по традиционному усадебному типу. Сселение мелких деревень способствовало росту численности жителей в сельских поселках. В 1959 г. на один населенный пункт РСФСР приходилось 187 жителей, а в 1970 - уже 226. Доля дворов колхозников, с ограничениями пользовавшихся электричеством, увеличилась в 1958-1964 гг. с 30 % до 68 %. Выросла энергообеспеченность сельскохозяйственного производства. Однако одновременно с упорядочением инфраструктуры возникло разряжение сельской местности домашними очагами, центрами производственных связей и культуры, усилилась миграция деревенского населения. Разделение сельских поселений на «перспективные» и «неперспективные» приобрело характер лихорадки. В разряд неперспективных попадали деревни, в которых не было сельскохозяйственных производственных комплексов с капитальными зданиями и сооружениями. С учета снимались не только мелкие, но и средние по численности населения села, тысячи пригородных поселков были включены в состав городов. Особенно пострадала нечерноземная полоса. Между переписями населения 1959 и 1989 гг. Россия потеряла 141137 деревень из 194598 утраченных по СССР. ^Благосостояние крестьянства в 50-е-80-е годы напрямую связывалось с укрупненными колхозами и совхозами. Во всех аграрных начинаниях тех лет виден расчет на скорую и весомую отдачу общественного производства. Коллективный земельный строй должен был не только обеспечить земледельца, но и способствовать сокращению размеров личных подсобных хозяйств. Задача сворачивания личных подсобных хозяйств была унаследована от политического курса 30-40-х годов. Урезки сельского подворья проводились под флагом борьбы с разбазариванием общественных земель, ликвидации нарушений устава сельхозартели, нормирования количества скота в индивидуальном пользовании. В 1956 г. новый примерный устав колхоза поставил размеры личных усадеб в зависимость от того, ушла молодежь из данного двора в город или нет. Устав также возводил новые препоны для реализации продукции личных хозяйств на рынке, в очередной раз уменьшал нормы содержания скота в личном подворье. Мало того, в конце 50-х годов партийное решение обязывало совхозы за два-три года выкупить скот у своих работников. К «добровольной» продаже коров усиленно склоняли и колхозников. Увеличение поголовья общественного стада являлось составной частью плана трехкратного роста колхозно-совхозного производства. За пять лет наступления на частный сектор (1956-1961) рыночные цены на продовольствие подскочили на 30-40 %. Обобществление буренок провели в сжатые сроки, однако стадо колхозного крупного рогатого скота не увеличилось, а сократилось на 3 млн. голов. Содержать выкупленных животных было негде, кормить нечем, большая часть их шла на бойню. За идеалы коллективного труда в общем хозяйстве бездумно жертвовали чужими огородами, крестьянскими худобами, домашней птицей. Личные подсобные хозяйства рассматривались как резерв подъема экономики отстающих колхозов и совхозов. Летом 1963 г. Хрущев вновь обрушился на якобы раздувшиеся крестьянские хозяйства, теоретизируя о том, что к лучшей жизни следует идти не от личного, а от общего. В результате в 1958-1964 гг. размеры приусадебных участков в колхозах сократились на 12 % (до 29 соток), в совхозах - на 28 % (до 18 соток), производство мяса и молока в личном хозяйстве упало на 20 %. 27 октября 1964 г. ЦК КПСС принял постановление об устранении необоснованных ограничений развития подсобных хозяйств. В конце года Госбанк открыл кредитование сельских тружеников на приобретение коров и телят. Но передышка была недолгой. В 1969 г. наступление на личное подворье возобновляется. В 1970 г. треть колхозников не имела своих коров, столько же - свиней, две трети - овец. Вместе с тем в 70-е-80-е годы колхозы и совхозы превратились в важное условие развития личных хозяйств. Они обеспечили им возможность специализироваться на картофеле и животноводстве, выделяли пастбища и сенокосы, продавали сено, солому, сочные корма, зерно и хлеб на корм скоту, использовав для этого миллионы гектаров угодий, на порядок больше того, чем располагали личные хозяйстве. Несмотря на большие затраты физического труда, личное подворье существовало во многом благодаря экономическим, технологическим и организационным связям с общественным хозяйством. Международное экономическое соревнование и развитиесельского хозяйства. Примерно с середины 50-х годов колхозы и совхозы стали развиваться особенно интенсивно. За четыре года после сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС заготовки зерна увеличились на 20 % (пшеницы - на 43), картофеля -48, свеклы - 75, овощей - 79 %. Заготовки и закупки скота выросли на 48 % (свинины - в 3 раза), яиц - на 65 %, животного масла - на 68 %, молока и молочных продуктов - на 90 %. В мае 1957 г. Н. Хрущев заявил, что в ближайшие годы СССР не только догонит, но и перегонит США в производстве мяса, молока и масла на душу населения. Для этого надо будет в течение ближайших 15 лет удвоить-утроить производство в решающих отраслях сельского хозяйства и промышленности. Поставленная экономическая задача преследовала не только хозяйственные и социальные цели. Прежде всего предполагалось на практике доказать преимущества советского общественного строя перед капиталистическим. В поисках средств усиления нажима на деревню в 1958 г. государство продало технику МТС колхозам. С преобразованием МТС кооперативно-колхозная собственность впервые была поставлена в один ряд с общенародной, но проделали эту операцию по-старому. Государство включило стоимость проданной техники в состав капиталовложений в сельское хозяйство. Колхозы сразу прогнулись от долгов. Еще до реорганизации было подсчитано, что даже при рассрочке платежей в 5-10 лет, во многих хозяйствах оплата трудодней снизится процентов на семь. Постановление же от 18 апреля 1958 г. предусматривало получение денег в максимально сжатые сроки. В итоге за 1958-1961 гг. задолженность колхозов государству выросла на 25 %. Откачка средств из деревни усиливалась ростом цен на сельскохозяйственные машины, запчасти и ремонтные услуги в 2-2,5 раза. В 1965 г. село переплатило за промышленную продукцию полмиллиарда рублей. От повышения закупочных цен на продовольствие в 1958-1959 гг. воздержались. На декабрьском (1959 г.) Пленуме ЦК партии Н. Хрущев заявил, что рабочие уже обижаются из-за увеличения заработка колхозникам. В результате в постановлении пленума было записано: «Оплата труда колхозников не должна опережать уровень зарплаты рабочего данного района или области». В 1959 г. государство заготовило зерна меньше, чем израсходовало, животноводы недополучили 27 млн. т зернофуража. Тем не менее, путем многократного повторного счета, по производству молока и масла на душу населения Советский Союз превзошел США. 19 декабря 1959 г. Н. Хрущев признал, что задача догнать и перегнать США по мясу в ближайшее время невыполнима. И это несмотря на то, что в СССР, в отличие от Запада, в статистику включали субпродукты, сало, жир, мясо птицы, кроликов, лошадей, верблюдов и т.д. Причем не в убойном весе, а при продаже скота перед перегоном. Скупка скота личных подсобных хозяйств и убой молодняка колхозных ферм обеспечили в 1959 г. рост госзакупок мяса на 36 %. Особенно отличился Рязанский обком КПСС, замахнувшийся на выполнение 7-летнего плана в 2-3 года. Не хотели отставать и Тула, Курган, Воронеж, Краснодар. На короткое время мясо и масло появились в магазинах и снова исчезли. Объективно СССР имел возможности подтянуться к США по производству отдельных важнейших сельхозпродуктов. Потребление молока и масла в США сокращалось, основную часть сахара американцы ввозили, в избыточный товар превратились шерстяные ткани и т.д. В 1957-1961 гг. объемы американской экономики практически не росли. Однако и в СССР все отрасли сельского хозяйства, кроме льноводства, являлись убыточными. За 1955-1964 гг. планы закупок зерна выполнялись только трижды - в 1956, 1958 и 1964 гг. В 1961 г. своего урожая не хватило и зерно впервые за четыре десятилетия закупалось за границей. В 1963 г. страна вновь столкнулась с зерновыми затруднениями. Реальные площади целинных распашек были меньше объявленных, медленно росла урожайность в старых зерновых районах. Увеличилась нагрузка на животноводство, спрос на мясо-молочную продукцию почти повсеместно опережал предложение. По некоторым показателям, например, надоям молока на корову, в 1958-1964 гг. произошло снижение показателей. В сложившихся хозяйственных условиях выделенные государством на развитие сельского хозяйства средства не дали ожидаемой отдачи. С годами продовольственная проблема все более превращалась в политическую. Поиски эффективного механизма хозяйствования. Предпосылки хозяйственной реформы готовились в процессе экономических экспериментов 50-х - 60-х годов на путях децентрализации управления, расширения прав хозяйствующих субъектов и реконструкции структуры народного хозяйства. В мае 1957 г. был принят закон об управлении промышленностью через Советы народного хозяйства (совнархозы), подчиненные непосредственно Советам Министров союзных республик. В РСФСР было создано 70 совнархозов, на Украине - 11, в Казахстане -9, Узбекистане - 4, в остальных республиках - по одному. Одновременно упразднялось 141 министерство союзного, союзно-республиканского и республиканского подчинения. Совнархозы позволили перенести решение многих хозяйственных вопросов на региональный уровень, освободиться от дублирования отдельных видов промышленного производства различными ведомствами, сократить затраты на неоправданные перевозки грузов. В рамках совнархозов произошло зарождение производственных объединений, возросла оперативность управления предприятиями и стройками. Первоначальные результаты деятельности совнархозов обнадеживали, однако вскоре обнаружились недостатки новой системы. Главным из них было то, что совнархозы управляли не отраслями, а группами предприятий. Набирали силу местнические тенденции при распределении продукции, возникли затруднения с осуществлением общегосударственного планирования, проведением скоординированной научно-технической политики, обмена опытом организации производства. В 1960-1963 гг. в индустрии прокатилась очередная волна преобразований: госкомитеты по отраслям промышленности, ответственные за разработку единой отраслевой политики, дробились, ликвидировались, занимались переделом функций, меняли подчиненность. Сами совнархозы укрупнялись, над ними надстраивались новые управленческие звенья (общесоюзные СНХ, ВСНХ и т.д.). С 1961 г. рост промышленного производства приостановился. Однако опыт совнархозов не ослабил внимания политического руководства к экономическим преобразованиям. Направление дальнейшего движения определила третья Программа КПСС (1961), которая подчеркивала роль экономических методов управления производством, возрастающее значение таких хозяйственных рычагов, как прибыль, цена, рентабельность. На основе этих программных установок на страницах научной и партийной печати развернулось обсуждение проблем экономического развития СССР. Оно показало, что широкая общественность поддерживает ориентацию на прибыль в качестве ведущего экономического показателя, передачу разработки производственных планов в рамках согласованных заданий непосредственно предприятиям, расширение прав предприятий по материальному поощрению своих работников, увязку премиальных выплат с рентабельностью, отказ от планирования по достигнутому уровню, преодоление штурмовщины и других негативных явлений советской экономики. В первые месяцы 1964 г. на ряде предприятий страны развернулось опытное внедрение новых систем премирования рабочих и служащих. Так, на швейных фабриках «Большевичка» (Москва) и «Маяк» (г. Горький, ныне - Нижний Новгород) за производственный ориентир взяли покупательский спрос и определили новые нормативы премирования трудящихся. В первой половине 60-х годов к проблемам материальной заинтересованности работников и экономической выгоды предприятий неоднократно обращался Н. Хрущев. С 1962 г. обобщением опыта хозяйствования, анализом тенденций экономического роста и выработкой курса на обновление производственного потенциала занималась подкомиссия А. Косыгина. В середине 1964 г. ее итоговые документы поступили в Конституционную комиссию Верховного Совета СССР. Решениями мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС был закреплен переход к твердым планам заготовок сельхозпродуктов, плановые задания колхозам и совхозам снижались до реального уровня и провозглашалась самостоятельность планирования производства в пределах государственных заданий. Количество отчетных показателей, устанавливаемых сверху, ограничивалось, закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию повышались в 1,5-2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшались ставки подоходного налога на крестьян. Резкой критике на пленуме были подвергнуты ошибки и просчеты, допущенные в сельском хозяйстве «в последние годы». Мероприятия, намеченные мартовским пленумом и устранение перегибов, допущенных в сельском хозяйстве в предшествующее десятилетие, обеспечили колхозам и совхозам многомиллиардную выгоду. Переломным моментом в становлении многоотраслевой экономической реформы явился сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК партии. Была восстановлена отраслевая система управления промышленностью, перестроен механизм планирования. Валовые показатели выпуска продукции уступили место объему реализованной продукции. Обобщающие результаты хозяйствования получили выражение в заработанной прибыли. Из отчислений от прибыли на предприятиях создавались фонды развития производства и материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. В рамках единого государственного плана предприятия и объединения переводились на хозяйственный расчет. Вводилась оптовая торговля средствами производства, оптовые промышленные цены приближались к розничным. Положение о государственном предприятии расширяло права среднего звена управления в планировании и развитии производства. Количество отчетных показателей сокращалось, вместо валового выпуска устанавливались задания по реализации продукции. Натуральные показатели менялись на стоимостные, зарплата была поставлена в зависимость от перевыполнения плана, уровня рентабельности и размеров прибыли. Поскольку реформа не была единовременным актом, в 1970 г. на хозрасчет был переведен аппарат союзного Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления. В первой половине 70-х годов после ликвидации главков на двух-трехзвенную систему управления перешли угольная, нефтяная и химическая отрасли. Предпринятые меры позволили увеличить темпы прироста валового общественного продукта и национального дохода, основных видов продукции промышленности и отраслей группы «Б», в частности, среднегодовой рост производительности труда составил 7,4 % (в предшествующей пятилетке - 5,8 %). Основные недостатки реформы 1965 г. Однако позитивные тенденции закрепить не удалось. Развитие экономики вновь замедлилось, реформа забуксовала. Как правило, исследователи отмечают два ее основных изъяна: непоследовательность (противоречивость принимаемых решений, отступления от линии материальной заинтересованности, единства интересов работника, предприятия и общества в целом) и некомплексность реформы (изменения в экономике вне связи с демократизацией производственных отношений). Реформа предоставила предприятиям широкое поле для маневра, но не создала хозяина, поскольку господство государственной собственности и отчуждение работника от средств производства сохранялись. Конечно, передовики советской промышленности доказывали, что и при огосударствлении средств производства, при имеющемся технологическом оборудовании можно показывать образцы продуктивного труда. Очевидно, дело не столько в форме собственности, сколько в том, чтобы право собственности было неотделимо от права хозяйствования.Heсработал ряд основных положений реформы. Во-первых, не всегда давал ожидаемые результаты принцип зависимости экономического стимулирования от темпов реализации продукции (валового показателя) и рентабельности. Там, где перспективы роста лимитировались потребностями народного хозяйства или количеством и качеством природных ресурсов, сразу возникали трудности с формированием фондов экономического стимулирования, а значит, и с внедрением научно-технических новшеств, которые финансировались из фонда развития производства. Во-вторых, сам принцип платы государству за производственные фонды как бы предполагал ограниченную ответственность и самостоятельность, ибо какой же хозяин будет себе в убыток копить машины, оборудование и т.п. В-третьих, оказалась преувеличенной, абсолютизированной роль прибыли - обобщающего экономического показателя, положенного в основу рентабельности. Наиболее опытные экономисты сразу же, еще до сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, обратили на это внимание. Рядовой коммунист писал в Госплан СССР, что «развернувшаяся в стране дискуссия по вопросам совершенствования руководства и планирования промышленности не дала ощутимой пользы, более того - она приносит явно возрастающий вред». И он был прав, так как большинство участников дискуссии стремилось стимулировать получение сверхплановой продукции и сверхплановой прибыли, тогда как нормальная экономика должна отдавать предпочтение выполнению сложного и напряженного плана вместо перевыполнения желательного для предприятия «легкого» и прибыльного. Но первая тенденция взяла верх. При этом значительная часть предприятий индустриального сектора утратила побудительные мотивы к совершенствованию производства, так как хозяйственники стали получать прибыль не методом повышения производительности труда, улучшения качества продукции, снижения издержек производства, а использованием таких источников, как необоснованное повышение цен, формальное обновление выпускаемой продукции, упрощение технологии при одновременном снижении качества изделий и др. Целые отрасли с подвижной номенклатурой выпуска, с многотысячными коллективами рапортовали о своем преуспевании, соревновались, выполняли и перевыполняли планы, а в отчетах год от года все большее место занимала непроизведенная стоимость, за которую исправно начислялась зарплата и премии. Другими словами, реформаторы внедрили в хозяйственный механизм элементы инфляции. Это устраивало всех, кроме потребителя. Одни получали незаработанные деньги, другие, используя «резервы», обеспечивали себе бесхлопотное существование, стяжав славу опытных хозяйственников и организаторов производства, третьи, при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре, избавлялись от необходимости что-либо менять или совершенствовать. Плохо прикрытый обман государства (получение прибыли за непроизведенную продукцию) был бы невозможен без заинтересованности и попустительства со стороны самого государства. Искусственное накручивание стоимостных объемов производства путем двойного, тройного исчисления, превратилось в отлаженное производство прибыли, значительная часть которой в виде налога с оборота (т.е. государственного дохода) оседала в казне. Реформа оказалась не в ладах с научно-техническим прогрессом. Для обеспечения стабильной работы, гибкости и маневренности производства, его открытости новинкам науки и техники предприятию жизненно важен определенный резерв мощностей, а принятая система премирования нацеливала на полную загрузку производственного оборудования, так как даже при самом незначительном невыполнении напряженного плана понижала заработки. Оставался открытым вопрос и об эффективном стимулировании малых и средних предприятий, которые были наиболее отзывчивы к научно-техническому прогрессу, но их фонды материального поощрения и развития производства объединялись в руках Вышестоящего хозяйственного органа, что лишало их права самостоятельно распоряжаться прибылью. Да и в материально-техническом обеспечении реформа оставила приоритеты за индустриальными гигантами. В условиях фактического сохранения затратного хозяйствования предприятия зачастую вынуждены были отказываться от внедрения нового, так как оно было связано с экономией -времени, материалов, труда, денег. В мае 1965 г. на обсуждении основ реформы в союзном Госплане отмечалось, что «наша беда состоит... в том, что нет заинтересованности в проведении мероприятий, которые сказываются через длительное время, ради которых надо пойти на экономический риск... Если это не будет устранено, то новая система не будет действовать. Она даже может принести вред. Возьмем предложение о введении платы за фонды. Если материальная заинтересованность будет ограничена, как сейчас, месяцами, кварталами, в лучшем случае - годом, то каковы же результаты будут? Можно заранее сказать, что первое время они будут положительные и это будет радовать авторов системы... Уменьшится спрос на новые фонды, будет реализована часть избыточных продуктов. Пройдет время и там опять нужна новая техника, новое оборудование, которое нужно будет в больших размерах для того, чтобы пойти на покупку фондов, надо пойти на риск, а это будет бить по материальным интересам работников». Кроме того, сохранение поквартальной системы подведения итогов соцсоревнования тоже подрывало научно-техническое развитие производства. Опытные хозяйственники видели просчеты в реформе. Б. Братченко, в то время министр угольной отрасли, предупреждал горняков, что без коренного изменения хозяйственной работы на предприятиях отрасль в самые ближайшие годы потеряет и ту небольшую рентабельность, которую она получила при пересмотре оптовых цен на топливо. Возглавлявший газовую промышленность А. Кортунов также отмечал недостатки реформы, связанные с материальным поощрением трудящихся. Критические замечания по реформе делали и экономисты. В 1969 г., когда темпы народнохозяйственного развития еще шли в гору, они обратились к партийному и государственному руководству с письмом-предостережением: без дальнейшего углубления реформы произойдет спад в развитии экономики. Подобные примеры можно было бы умножить, что свидетельствует о том, что реформа, провозглашенная в сентябре 1965 г., лишь подлатала старый хозяйственный механизм, но радикально не изменила его. Она подняла только верхний пласт резервов экономики, что обеспечило кратковременный рост отдельных показателей в развитии отраслей || годы «золотой» пятилетки, но не сумела направить их по пути стабильности. Могло ли быть иначе, если весной 1969 г., когда развернулись дебаты по поводу цен, Председатель Совета Министров СССР заявил, что это сейчас не главный вопрос. Главным вопросом он считал то, что «министерства не почувствовали полной ответственности за продукцию, которая удовлетворяла бы народное хозяйство. Создается дефицит». Хозрасчет был гаков, что тот рубль и ту копейку, в которые обходились эти общественные потребности, считать не хотели. Создание топливно-энергетического комплекса страны. В 60-е годы страна перешагнула из века угля в эпоху нефти и газа. Курс на перестройку структуры топливного комплекса был взят в 1956-1961 гг. Изменение отраслевых соотношений по пути опережающего развития углеводородного горючего отражали отход от экстенсивных методов ведения хозяйства в пользу его интенсификации. Перелом произошел в 60-е годы, когда общая добыча топлива выросла в 1,76 раза, нефти - в 2,4, газа - в 4,3 раза. Производство угля развивалось весьма медленными темпами (за 10 лет оно увеличилось на 16 %). В 1963 г. суммарная добыча нефти и газа впервые с СССР превысила долю угольного топлива, в 1965 г. их удельный вес в суммарной топливодобыче превзошел половину. Еще через три года не первое место в структуре топливно-энергетического баланса вышла нефть. Резко, на три четверти выросла производительность добычи минерального топлива, причем более половины прироста достигалось за счет структурного фактора - ускоренного подъема нефтяной и газовой индустрии. В отдельных регионах основой топливоснабжения стал природный газ. Хозяйство страны получило огромный экономический выигрыш от сокращения темпов разработки месторождений каменного и бурого угля, поскольку производительность труда в угледобыче ниже, чем у нефтяников и газовиков (в 10 и 50 раз), а себестоимость топлива выше (в 6 и 34 раза). Один крупный газопромысел (около 450 рабочих) выдавал столько же топлива, сколько 30-50 шахт с 70 тыс. рабочих. Развитие открытой добычи угля, расширение производства нефти и газа снизили затраты на 1 т топлива на 12 %. Внедрение природного газа в коммунально-бытовой сектор сдерживалось отсутствием необходимого количества магистральных трубопроводов и газораспределительных сетей. Эффективность добычи, транспортировки и использования газового топлива позволила в 60-е - в первой половине 70-х годов условно высвободить из топливного хозяйства около 800 тыс. чел. Только в 1959-1965 гг. затраты на газовую индустрию окупились дважды. Повышение удельного веса нефти и газа в топливном балансе лишь на 1 % сберегало обществу 950 млн. руб. Всего суммарная народнохозяйственная экономия в 1956-1970 гг. составила около 30 млрд. руб.,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.237.89 (0.021 с.) |