ТОП 10:

РАЗРУШЕНИЕ СВЯТИЛИЩ АЛЬ-УЗЗЫ,



СУВАИ МАНАТ

 

25-го Рамадана посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил Халида ибн аль-Валида с тридцатью всадниками в Нахлу, приказав разрушить идола и святилище аль-Уззы, что и было сделано. Это святилище было наиболее крупным из святилищ язычников.

Позднее, в этом же месяце Амр ибн аль-Ас получил приказ уничтожить идола Сува‘, являвшегося крупнейшим из идолов, которым поклонялись хузайлиты. Он стоял в Рухате, находящемся около аль-Худайбийи, примерно в ста пятидесяти километрах к востоку от Мекки. Амр выполнил веление Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а служитель этого святилища, убедившийся в бессилии идола, принял Ислам.

После этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил Сайида ибн Зайда аль-Аухали, да будет доволен им Аллах, к святилищу Манат, которое находилось в аль-Мушаллале близ Кудайда. Там стоял главный идол племён Кальб, Хуза‘а, Гассан, Аус и Хазрадж, и Сайид уничтожил его.

 

 

ПОХОД ХАЛИДА ИБН АЛЬ-ВАЛИДА

НА БАНУ ДЖАЗИМА

 

Через некоторое время, в месяце шавваль того же года (630 г.) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил Халида ибн аль-Валида во главе отряда численностью в триста пятьдесят человек, состоявшего из мухаджиров, ансаров и сулаймитов, в поход на племя бану Джазима, велев ему призвать этих людей к Исламу. Халид обратился к ним с этим призывом, но они отвергли его, и тогда он перебил часть джазимитов, а часть захватил в плен, а спустя некоторое время приказал перебить и пленных. Ибн Умар и его товарищи отказались выполнять подобный приказ и обо всём рассказали Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, после возвращения в Медину. Выслушав их рассказ, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воздел руки к небу и дважды сказал: «О Аллах, непричастен я к тому, что совершил Халид!», а затем он, да благословит его Аллах и приветствует, послал к ним Али, да будет доволен им Аллах, который выплатил джазимитам дию за их погибших и возместил им понесённый ими материальный ущерб, после чего у него ещё остались деньги, которые он также отдал этим людям.

Абд ар-Рахман ибн Ауф стал упрекать Халида за его поступок, и между ними началась перебранка. Когда отряд вернулся назад, об этом сообщили Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал Халиду: «Уймись, о Халид, и не трогай моих сподвижников, ибо, клянусь Аллахом, если бы имел ты целую гору золота величиной с гору Ухуд и потратил бы всё это золото на пути Аллаха, то и тогда не смог бы угнаться ни за кем из них!»

 

 

СРАЖЕНИЕ ПРИ ХУНАЙНЕ

После овладения Меккой на совет собралась знать группы племён Кайс и Айлан во главе с представителями племён Хавазин и Сакиф, которые сказали: «Мухаммад закончил воевать со своими соплеменниками, и теперь ничто не может удержать его от войны с нами, так двинемся же на него первыми, пока он не двинулся на нас!» Все присутствующие были согласны с этим и стали готовиться к началу военных действий, избрав главнокомандующим Малика ибн Ауфа ан-Насри. Через некоторое время в Аутасе[87] сконцентрировались крупные силы, причём воины прибывали в этот лагерь вместе со своими семьями и всем своим имуществом и скотом. Среди прочих там находился и Дурайд ибн ас-Сумма, известный своим здравомыслием человек, который услышал крики детей и рёв скота и обратился к Малику ибн Ауфу за разъяснениями. В ответ ему Малик сказал: «Я хочу, чтобы за спиной у каждого воина находилась его семья и его имущество, ради которых он стал бы сражаться». Услышав такой ответ, Дурайд воскликнул: «Клянусь Аллахом, ты уподобился пастуху! Разве неясно, что для победы тебе могут пригодиться только мужчины с мечами и копьями, а если ты потерпишь поражение, то покроешь себя позором, ибо лишишься и семьи, и имущества?!» И затем он посоветовал Малику отправить женщин, детей и скот обратно, но Малик не последовал его совету и собрал всех в вади Аутас, а своих бойцов привёл в находящееся поблизости вади Хунайн, устроив там засады.

Узнав об этих приготовлениях, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в субботу, в шестой день месяца шавваль выступил из Мекки во главе двенадцатитысячной армии. Для осуществления этого похода он одолжил у Сафвана ибн Умаййи сто кольчуг и оружие, оставив за себя в Мекке Аттаба ибн Асида.

Путь мусульман к Хунайну пролегал мимо огромного дерева, на ветви которого во времена джахилиййи арабы подвешивали своё оружие, принося около этого дерева жертвы и уединяясь там. Люди называли его Зат Анват, и некоторые стали просить посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Найди для нас свой Зат Анват, такой же, как у них!»

На это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал им такой ответ:

«Аллах Превелик! Вы говорите нечто подобное тому, что соплеменники Мусы говорили ему, сказавшие: “Сотвори нам божество, такое же, как у них”, а он сказал им: “Поистине, вы – люди невежественные”.[88] Поистине, это всего лишь обычаи, и следуете вы обычаям тех, кто был до вас!»

Увидев многочисленность врагов, некоторые мусульмане стали говорить: «Ни за что не победить нам сегодня!», и посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, было тяжко слышать подобное. К вечеру к нему прискакал всадник, сообщивший о том, что хавазин выступили в поход со своими семьями и всем своим имуществом, и тогда он, да благословит его Аллах и приветствует, улыбнулся и сказал: «Если будет угодно Аллаху, завтра всё это станет добычей мусульман!»

Ночью 10 шавваля 8 года Хиджры (конец января 630 г.) мусульмане подошли к вади Хунайн, а перед рассветом, прежде чем войти туда, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, занялся построением боевых порядков своего войска. Он вручил знамя мухаджиров Али ибн Абу Талибу, знамя ауситов – Усайду ибн Худайру, а знамя хазраджитов – Хаббабу ибн аль-Мунзиру, назначив знаменосцев также и для других племён, принимавших участие в этом походе. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, надел кольчугу и шлем, после чего авангард мусульман начал спускаться в вади Хунайн. Однако как только мусульмане достигли боковых ущелий, где их поджидали враги, они подверглись интенсивному обстрелу и внезапному нападению из засад. Это внесло сумятицу в ряды мусульман, и шедшие первыми бросились бежать, увлекая за собой остальных, что чуть было не привело к полному разгрому.

Все это порадовало некоторых многобожников и отдельных новообращенных мусульман, но среди них нашлись и такие, кто отругал злорадствующих за это, заставив их умолкнуть. Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находившегося в окружении горстки мухаджиров и ансаров, то он пришпоривал свою мулицу, порываясь броситься на врага. Однако Абу Суфйан ибн аль-Харис и Аббас не давали мулице сдвинуться с места, удерживая её за узду и стремя. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спешился и обратился к Аллаху своему с мольбами о помощи, а потом велел Аббасу, обладавшему очень громким голосом, призвать к нему его сподвижников. И Аббас изо всех сил закричал: «Где дававшие клятву, угодную Аллаху?», после чего каждый услышавший его призыв устремился к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, со словами: «Лаббайка» («Вот я перед тобой!»), а когда таких набралось около сотни, они двинулись на врага и снова вступили в бой.

Сначала этот призыв передали ансарам, потом – бойцам из племени бану аль-Харис ибн аль-Хазрадж, а потом и всем остальным, и рассеявшиеся отряды мусульман один за другим стали собираться вокруг посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Когда количество собравшихся стало весьма значительным, Аллах вселил спокойствие в сердца верующих и в сердце Своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует, послав на помощь мусульманам Своё невидимое воинство.

Бой разгорелся с новой силой, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Настал решающий момент!», а потом он, да благословит его Аллах и приветствует, взял горсть земли и бросил ею в многобожников со словами: «Да исказятся лица!», и глаза их оказались засыпанными песком. Они стали терять силы и в конце концов рассеялись, обратившись в бегство. Мусульмане преследовали многобожников, часть которых была захвачена в плен, а часть погибла. Завершилось же сражение тем, что в плену у мусульман оказались и их семьи. В этом бою Халид ибн аль-Валид получил несколько тяжёлых ранений. Многие из мекканских многобожников приняли Ислам, убедившись в том, что Аллах помогает Своему посланнику.

 

 

ПРЕСЛЕДОВАНИЕ МНОГОБОЖНИКОВ

Разбитые многобожники бежали в трёх направлениях: большая часть их укрылась в Таифе, другие бежали в вади Нахла, а третьи стали лагерем в вади Аутас. посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил в Аутас Абу Амира аль-Аша‘ри, дядю Абу Мусы аль-Аша‘ри, да будет доволен Аллах ими обоими, с отрядом мусульман, и они заставили их обратиться в бегство, захватив богатую добычу. В этом бою Абу Амир погиб, но его заменил Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, и отряд вернулся назад с победой.

Другой отряд мусульманской конницы пустился в погоню за остатками многобожников, убегавших в Нахлу, и в ходе этого преследования Дурайд ибн ас-Сумма был убит.

После завершения битвы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел собрать добычу и пленных. Трофеи мусульман были огромными. Им досталось двадцать четыре тысячи верблюдов, более сорока тысяч овец, четыре тысячи укий[89] серебра и около шести тысяч пленных. Всё это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел отправить в аль-Джи‘рану, поручив охранять добычу отряду под командованием Мас‘уда ибн Амра аль-Гифари.

 

 

ПОХОД НА ТАИФ

После этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, двинул войска на Таиф, повелев разрушить одно из укреплений, которое стояло на пути к городу. Когда мусульмане подошли к Таифу, выяснилось, что противник, располагавший запасами продовольствия на год, укрылся за городскими стенами. Войска подошли вплотную к городу и осадили его, но были осыпаны градом стрел. Многие мусульмане получили ранения, и им пришлось стать лагерем на безопаном удалении от стен.

После этого мусульмане предприняли пять попыток вынудить осаждённых принять бой за стенами Таифа, но они не имели успеха. Халид ибн аль-Валид ежедневно вызывал их на поединки, но ни один из них не принял вызова, а обстрелы города из катапульты не давали желаемого эффекта. Потом для совершения подкопа были сооружены две «черепахи»[90], но сверху их забросали кусками раскаленного железа, и люди, прикрывавшиеся ими, были вынуждены отступить, ничего не добившись.

В конце концов Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел вырубить виноградники и пальмы, росшие вокруг Таифа, но люди стали заклинать его Аллахом и родственными связями не делать этого, и приказ был отменен. А через некоторое время глашатай Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, объявил, что любой из рабов, принадлежащих жителям Таифа, который явится к мусульманам, получит свободу, после чего оттуда сбежали двадцать три раба, что весьма раздосадовало осажденных.

Осада продолжалась двадцать дней (а по другим данным, целый месяц), но не дала желаемых результатов. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, решил посоветоваться с Науфалем ибн Муавийей, который сказал ему: «Они подобны лисе, укрывшейся в норе: если будешь стоять над ней, то достанешь её, а если уйдёшь, то она не причинит тебе никакого вреда», и тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел снять осаду. Некоторые мусульмане стали призывать его обрушить проклятия на жителей Таифа, но вместо этого он обратился к Аллаху с мольбой, сказав: «О Аллах, выведи их на путь истинный и сделай их мусульманами!»

 

 

РАЗДЕЛ ДОБЫЧИ И ПЛЕННЫХ

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся из Таифа в аль-Джи‘рану и провел там более десяти дней, не приступая к разделу добычи, так как он, да благословит его Аллах и приветствует, надеялся, что люди из племени Хавазин покаются и придут к нему с просьбой вернуть им их имущество и их близких, оказавшихся в плену. Однако никто из них не явился туда. Тогда он, да благословит его Аллах и приветствует, выделил пятую часть добычи и разделил её среди тех, кто принял Ислам, но, был ещё нетвёрд в вере, чтобы окончательно привлечь их к себе, а также среди тех, кто ещё не принял Ислам, чтобы внушить им любовь к этой религии. Так, например, Абу Суфйан получил сорок укий серебра и сто верблюдов, столько же получил и его сын Йазид, а Сафвану ибн Умаййе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал сначала сто верблюдов, потом ещё сто, а потом ещё сто, а всего – триста верблюдов. Некоторые другие получили по сто верблюдов, а прочие – по сорок или пятьдесят, и люди стали говорить, что дары Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, – это дары человека, который не боится обеднеть. В конце концов это привело к тому, что под напором требовавших подарков бедуинов Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришлось отступить к какому-то дереву, за ветви которого зацепился его плащ, и он воскликнул: «Отдайте мне мой плащ! Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, если бы было у меня столько верблюдов, сколько в Тихаме растёт деревьев, то я отдал бы вам всех, чтобы не считали вы меня ни скупцом, ни лжецом!»

А потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выдернул шерстинку из верблюжьего горба и обратился к людям с такими словами: «Клянусь Аллахом, не возьму я себе из вашей добычи даже и волоска, если не считать пятой части, но и она пойдёт на ваши же нужды, так верните же всё, что вы взяли оттуда, а тем, кто утаит хоть что-нибудь, в день Воскресения достанутся позор и пламя Ада!», и люди вернули обратно всё то, что они присвоили себе из захваченной после Хунайна добычи.

Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел Зайду ибн Сабиту разделить всё то, что досталось мусульманам. После выделения пятой части (хумс) каждому участнику сражения досталось в пересчёте на скот по четыре верблюда или по сорок овец.

Все одаренные получили название му‘аллафа кулубихим («те, чьи сердца стали дружественными»). Это название, употребленное Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, точно передает суть дела. Аргумент в виде полученного скота был убедительным аргументом в пользу Ислама на данном этапе.

 

 

НЕДОВОЛЬСТВО АНСАРОВ

И РЕЧЬ ПОСЛАННИКА АЛЛАХА,







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.80.87 (0.011 с.)