Особенности экономики и её изучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности экономики и её изучения



Под экономической теорией понимают общую теорию экономики, раскрывающую самые общие принципы функционирования и развития экономики, другими словами, такие принципы, действие которых не зависит от национальной специфики и обнаруживается во всём многообразии экономической, и не только, реальности. Наглядной иллюстрацией этому служит такая область знания, как экономический анализ права, который является частью научного течения, известного как «экономический империализм». Столь мощный познавательный потенциал экономики обусловлен её фундаментальной предпосылкой о редкости благ и связанным с ней транзакционным (рыночным) рациональным поведением человека. В этой связи тем более очевидно, что принципы экономической теории служат методологической основой для других экономических дисциплин.

Таким образом, экономика относится к фундаментальным дисциплинам, изучение которых формирует общий культурный, мировоззренческий, интеллектуально-творческий потенциал личности. Именно поэтому наличие экономики в образовательных стандартах, а также её содержание регламентируется на федеральном уровне и является обязательным [2].

Экономика как наука фундаментальная является теоретической дисциплиной высокого уровня абстракции, широко использующей аппарат математического моделирования. Приступая к изучению экономики как учебной дисциплины, важно знать, что экономика оперирует не реальными объектами, характеризующимися бесконечным количеством свойств, а абстрактными объектами, обладающими, в отличие от реальных объектов, ограниченным количеством свойств, связь между которыми описывает та или иная экономическая модель. Другими словами, экономика исследует функционирование и развитие не реальной экономики, а её модели, т.е. абстрактной, идеальной экономики. Необходимо учитывать, что ни одна модель, описывающая поведение идеальных объектов, по определению, не способна отразить все многообразие реальности. Предыдущее вытекает из природы теоретического знания, в соответствии с которой теория, или модель, являясь воплощением уже известного знания, служит инструментом получения нового знания.

Экономическая теория, таким образом, представляет собой инструмент для анализа, прогнозирования и управления экономикой. Можно также сказать, что изучение экономики способствует формированию экономического стиля мышления.

Изучение экономической теории нередко становится для студентов, особенно взрослых с опытом профессиональной деятельности, сложным не столько потому, что им приходится обращаться к математике, сколько из-за того, что они оказываются между абстрактностью экономики как дисциплины, с одной стороны, и обыденностью реальной экономики, в которую каждый из нас вовлечён, с другой. Наша вовлечённость в реальную экономику нередко даёт нам неоправданное основание высказывать суждения по вопросам, необходимая компетентность в которых у нас отсутствует. Ситуация усугубляется также тем, что экономика как наука оперирует не только специальными и общими научными терминами, но использует и бытовую лексику. Для дисциплины высокого уровня абстракции это, своего рода, парадокс. Ярким примером является базовое для экономики понятие рынок, которое широко используется в нормативных, законодательных актах, а также в обыденной жизни. Более того, понятие рынок, равно как и множество других понятий, не имеет в экономике однозначного определения. В учебниках экономики и словарях по экономике разных авторов обнаруживаются отличающиеся между собой определения одних и тех же понятий. Одна из таких возможных версий определений экономических понятий представлена здесь в «Словаре основных терминов» [3].

Приступая к изучению теоретических дисциплин, особенно высокой степени абстракции, необходимо быть готовым оказаться в ситуации, так называемой «иерархии гипотез», когда одно «непонятное» объясняется с помощью другого «ещё более непонятного».

Особенностью изучения таких дисциплин как экономика, в отличие от нормативных и дескриптивных (описательных) дисциплин, является акцент на понимание, а не запоминание.

Изучающего экономическую теорию главным образом по отечественным учебникам подстерегают и другие трудности терминологического характера, обусловленные, с одной стороны, принципиальными отличиями экономической теории от политической экономии, преподававшейся в период существования СССР, а с другой, имеющей место «преемственностью» при написании учебников некоторыми авторами в наше время. Речь идёт, прежде всего, о таких понятиях, как стоимость, товар, хозяйство.

Подытоживая, отметим, опыт показывает, что сочетание именно этих двух факторов (абстрактности научного экономического знания и конкретности обыденного) и создаёт основную трудность в изучении студентами экономики.

Другим важным аспектом экономической теории является её гуманитарный характер, достаточно очевидный, поскольку экономика представляет собой сферу человеческой деятельности. Вместе с тем, в рамках экономики как научной дисциплины гуманитарный характер заложен на уровне базовой гипотезы о рациональном поведении человека. Другими словами, в основе экономической теории лежит поведенческая модель.

Экономическая теория, абстрагируясь от культурного, институционального контекста [4], придающего конкретной реальной экономике национальную специфику, исследует универсальную природу экономического поведения человека, определяющими характеристиками которого являются: целеполагание; обмен (трансакция, рынок, торговля); рациональный выбор.

Более того, ключевая для экономической теории концепция рынка отражает её социальный характер, а сам рынок выступает признаком системной природы экономики. В этой связи будет значимо отметить, что сущность экономики находит выражение в таком феномене, как деньги. Образно выражаясь, деньги можно назвать материализованной социальной связью.

Экономическая теория, использующая количественный анализ, построена в соответствии с математическим [5] и физическим идеалом научности и является в значительной части формализованной, что представлено в ней алгебраическими и графическими моделями.

Методологической основой экономики, называемой парадигмой равновесия, стала механика Ньютона. Интерпретация равновесия в экономике связана с важнейшим экономическим понятием – эффективностью и используется при изучении экономики на всех уровнях (микро, макро): от поведения субъектов экономики (домохозяйств, фирм) и функционирования локальных рыков до функционирования экономики в целом, в том числе открытой экономики.

С парадигмой равновесия связан важнейший метод исследования в экономической науке – метод сравнения предельных величин, известный как маржинальный анализ [6]. Здесь будет уместным проиллюстрировать понятия методологии и метода, которые, к слову сказать, должны быть согласованы как между собой, так и с предметом исследования. В качестве методологии здесь выступает, как отмечено выше, статическая физика и соответствующая ей парадигма равновесия, в качестве метода – маржинализм.

Говоря о методологии и методах экономической теории, невозможно не сказать о структурно-функциональном анализе, поскольку на его основе построено абсолютное большинство экономических моделей. В соответствии с данным методом объект исследования рассматривается как структура, элементы которой связаны функциональной (причинно-следственной) зависимостью. В контексте данного метода следует отметить, что экономическая теория является скорее ответом на вопрос «как», а не «почему» [7]. Особенно заметным это становится в отношении концепции рынка. Основным содержанием экономической теории является описание того, как функционируют рынки, но, что может показаться парадоксальным, отсутствует объяснение того, почему они существуют.

Проблемы экономики как научной дисциплины

Наличие проблем и кризисов является нормальным состоянием и присуще любой научной дисциплине. Экономика в этом смысле – не исключение. Кризис экономической теории известной также как «неоклассическая экономическая теория», или economics [8], является, по сути, кризисом методологического характера, который обусловлен ограниченными возможностями парадигмы равновесия, поскольку под равновесием в ней понимается статическое равновесие – калька с равновесия механических систем. Реальная же экономика демонстрирует нелинейное, или сложное поведение характерное для нелинейных, или информационных систем [9]. Действительное экономическое равновесие, в отличие от теории, может оказаться не единственным, как она того требует, или и вовсе может оказаться недостижимым.

Об относительном исчерпании познавательного потенциала парадигмы равновесия свидетельствует становление институциональной теории, которая, используя неоклассическую методологию, значительно расширила рамки экономического анализа [10].

Перспективы развития самой неоклассической теории, как и многих других наук, предметом исследования которых являются нелинейные системы, связаны с развитием синергетики [11], реально претендующей на роль новой, нелинейной методологии исследований. Более того, на сегодняшний день уже существует область исследований, известная как синергетическая экономика, в рамках которой равновесные модели неоклассической теории рассматриваются в качестве частного случая.

Кроме перечисленных выше особенностей экономической теории необходимо отметить также её экстернальный характер. Критерии ценности экстернальных научных теорий связаны с их практической полезностью, по меньшей мере, с непротиворечивостью практике. Принято считать, что в экономике, в отличие от естественных наук, невозможно использовать такой метод, как эксперимент, подтверждающий или опровергающий новую теорию. Однако это не так, во-первых, существует экспериментальная экономика (Вернон Смит), целью которой является проверка основных гипотез экономической теории. В о-вторых, наша собственная история являет собой пример беспрецедентного (по замыслу, масштабу и продолжительности) экономического эксперимента, целью которого было создание на основе марксистской политической экономии экономики без частной собственности (частного предпринимательства), рынка и … денег. Среди молодёжи особенно, редко кто знает, что причиной рыночных реформ в нашей стране (перехода экономики к рынку), начавшихся в январе 1992 года, стала безуспешность этого эксперимента. Впрочем, и в наше время от продолжения подобных попыток не отказываются некоторые страны, такие как Корейская народно-демократическая республика.

Следует заметить, что в науке отрицательный результат столь же важен для познания, сколь и положительный. Однако широко распространённое в советское время выражение «Практика – критерий истины», так и не стало для многих руководством к действию. Вместе с тем теория, не подтвержденная практикой, какой бы привлекательной она ни казалась, ничего не стоит.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.01 с.)