Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Более полное представление о значении экономических знаний для профессиональной деятельности юриста можно получить из содержания приложения 1.↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Более полное представление о значении экономических знаний для профессиональной деятельности юриста можно получить из содержания Приложения 1. 3. Федеральные требования к содержанию дисциплины «Экономика» Перечень требований к содержанию дисциплины приведён в Приложении 2.
4. Экономика как научная и учебная дисциплина: краткая характеристика Особенности экономики и её изучения Под экономической теорией понимают общую теорию экономики, раскрывающую самые общие принципы функционирования и развития экономики, другими словами, такие принципы, действие которых не зависит от национальной специфики и обнаруживается во всём многообразии экономической, и не только, реальности. Наглядной иллюстрацией этому служит такая область знания, как экономический анализ права, который является частью научного течения, известного как «экономический империализм». Столь мощный познавательный потенциал экономики обусловлен её фундаментальной предпосылкой о редкости благ и связанным с ней транзакционным (рыночным) рациональным поведением человека. В этой связи тем более очевидно, что принципы экономической теории служат методологической основой для других экономических дисциплин. Таким образом, экономика относится к фундаментальным дисциплинам, изучение которых формирует общий культурный, мировоззренческий, интеллектуально-творческий потенциал личности. Именно поэтому наличие экономики в образовательных стандартах, а также её содержание регламентируется на федеральном уровне и является обязательным [2]. Экономика как наука фундаментальная является теоретической дисциплиной высокого уровня абстракции, широко использующей аппарат математического моделирования. Приступая к изучению экономики как учебной дисциплины, важно знать, что экономика оперирует не реальными объектами, характеризующимися бесконечным количеством свойств, а абстрактными объектами, обладающими, в отличие от реальных объектов, ограниченным количеством свойств, связь между которыми описывает та или иная экономическая модель. Другими словами, экономика исследует функционирование и развитие не реальной экономики, а её модели, т.е. абстрактной, идеальной экономики. Необходимо учитывать, что ни одна модель, описывающая поведение идеальных объектов, по определению, не способна отразить все многообразие реальности. Предыдущее вытекает из природы теоретического знания, в соответствии с которой теория, или модель, являясь воплощением уже известного знания, служит инструментом получения нового знания. Экономическая теория, таким образом, представляет собой инструмент для анализа, прогнозирования и управления экономикой. Можно также сказать, что изучение экономики способствует формированию экономического стиля мышления. Изучение экономической теории нередко становится для студентов, особенно взрослых с опытом профессиональной деятельности, сложным не столько потому, что им приходится обращаться к математике, сколько из-за того, что они оказываются между абстрактностью экономики как дисциплины, с одной стороны, и обыденностью реальной экономики, в которую каждый из нас вовлечён, с другой. Наша вовлечённость в реальную экономику нередко даёт нам неоправданное основание высказывать суждения по вопросам, необходимая компетентность в которых у нас отсутствует. Ситуация усугубляется также тем, что экономика как наука оперирует не только специальными и общими научными терминами, но использует и бытовую лексику. Для дисциплины высокого уровня абстракции это, своего рода, парадокс. Ярким примером является базовое для экономики понятие рынок, которое широко используется в нормативных, законодательных актах, а также в обыденной жизни. Более того, понятие рынок, равно как и множество других понятий, не имеет в экономике однозначного определения. В учебниках экономики и словарях по экономике разных авторов обнаруживаются отличающиеся между собой определения одних и тех же понятий. Одна из таких возможных версий определений экономических понятий представлена здесь в «Словаре основных терминов» [3]. Приступая к изучению теоретических дисциплин, особенно высокой степени абстракции, необходимо быть готовым оказаться в ситуации, так называемой «иерархии гипотез», когда одно «непонятное» объясняется с помощью другого «ещё более непонятного». Особенностью изучения таких дисциплин как экономика, в отличие от нормативных и дескриптивных (описательных) дисциплин, является акцент на понимание, а не запоминание. Изучающего экономическую теорию главным образом по отечественным учебникам подстерегают и другие трудности терминологического характера, обусловленные, с одной стороны, принципиальными отличиями экономической теории от политической экономии, преподававшейся в период существования СССР, а с другой, имеющей место «преемственностью» при написании учебников некоторыми авторами в наше время. Речь идёт, прежде всего, о таких понятиях, как стоимость, товар, хозяйство. Подытоживая, отметим, опыт показывает, что сочетание именно этих двух факторов (абстрактности научного экономического знания и конкретности обыденного) и создаёт основную трудность в изучении студентами экономики. Другим важным аспектом экономической теории является её гуманитарный характер, достаточно очевидный, поскольку экономика представляет собой сферу человеческой деятельности. Вместе с тем, в рамках экономики как научной дисциплины гуманитарный характер заложен на уровне базовой гипотезы о рациональном поведении человека. Другими словами, в основе экономической теории лежит поведенческая модель. Экономическая теория, абстрагируясь от культурного, институционального контекста [4], придающего конкретной реальной экономике национальную специфику, исследует универсальную природу экономического поведения человека, определяющими характеристиками которого являются: целеполагание; обмен (трансакция, рынок, торговля); рациональный выбор. Более того, ключевая для экономической теории концепция рынка отражает её социальный характер, а сам рынок выступает признаком системной природы экономики. В этой связи будет значимо отметить, что сущность экономики находит выражение в таком феномене, как деньги. Образно выражаясь, деньги можно назвать материализованной социальной связью. Экономическая теория, использующая количественный анализ, построена в соответствии с математическим [5] и физическим идеалом научности и является в значительной части формализованной, что представлено в ней алгебраическими и графическими моделями. Методологической основой экономики, называемой парадигмой равновесия, стала механика Ньютона. Интерпретация равновесия в экономике связана с важнейшим экономическим понятием – эффективностью и используется при изучении экономики на всех уровнях (микро, макро): от поведения субъектов экономики (домохозяйств, фирм) и функционирования локальных рыков до функционирования экономики в целом, в том числе открытой экономики. С парадигмой равновесия связан важнейший метод исследования в экономической науке – метод сравнения предельных величин, известный как маржинальный анализ [6]. Здесь будет уместным проиллюстрировать понятия методологии и метода, которые, к слову сказать, должны быть согласованы как между собой, так и с предметом исследования. В качестве методологии здесь выступает, как отмечено выше, статическая физика и соответствующая ей парадигма равновесия, в качестве метода – маржинализм. Говоря о методологии и методах экономической теории, невозможно не сказать о структурно-функциональном анализе, поскольку на его основе построено абсолютное большинство экономических моделей. В соответствии с данным методом объект исследования рассматривается как структура, элементы которой связаны функциональной (причинно-следственной) зависимостью. В контексте данного метода следует отметить, что экономическая теория является скорее ответом на вопрос «как», а не «почему» [7]. Особенно заметным это становится в отношении концепции рынка. Основным содержанием экономической теории является описание того, как функционируют рынки, но, что может показаться парадоксальным, отсутствует объяснение того, почему они существуют. Проблемы экономики как научной дисциплины Наличие проблем и кризисов является нормальным состоянием и присуще любой научной дисциплине. Экономика в этом смысле – не исключение. Кризис экономической теории известной также как «неоклассическая экономическая теория», или economics [8], является, по сути, кризисом методологического характера, который обусловлен ограниченными возможностями парадигмы равновесия, поскольку под равновесием в ней понимается статическое равновесие – калька с равновесия механических систем. Реальная же экономика демонстрирует нелинейное, или сложное поведение характерное для нелинейных, или информационных систем [9]. Действительное экономическое равновесие, в отличие от теории, может оказаться не единственным, как она того требует, или и вовсе может оказаться недостижимым. Об относительном исчерпании познавательного потенциала парадигмы равновесия свидетельствует становление институциональной теории, которая, используя неоклассическую методологию, значительно расширила рамки экономического анализа [10]. Перспективы развития самой неоклассической теории, как и многих других наук, предметом исследования которых являются нелинейные системы, связаны с развитием синергетики [11], реально претендующей на роль новой, нелинейной методологии исследований. Более того, на сегодняшний день уже существует область исследований, известная как синергетическая экономика, в рамках которой равновесные модели неоклассической теории рассматриваются в качестве частного случая. Кроме перечисленных выше особенностей экономической теории необходимо отметить также её экстернальный характер. Критерии ценности экстернальных научных теорий связаны с их практической полезностью, по меньшей мере, с непротиворечивостью практике. Принято считать, что в экономике, в отличие от естественных наук, невозможно использовать такой метод, как эксперимент, подтверждающий или опровергающий новую теорию. Однако это не так, во-первых, существует экспериментальная экономика (Вернон Смит), целью которой является проверка основных гипотез экономической теории. В о-вторых, наша собственная история являет собой пример беспрецедентного (по замыслу, масштабу и продолжительности) экономического эксперимента, целью которого было создание на основе марксистской политической экономии экономики без частной собственности (частного предпринимательства), рынка и … денег. Среди молодёжи особенно, редко кто знает, что причиной рыночных реформ в нашей стране (перехода экономики к рынку), начавшихся в январе 1992 года, стала безуспешность этого эксперимента. Впрочем, и в наше время от продолжения подобных попыток не отказываются некоторые страны, такие как Корейская народно-демократическая республика. Следует заметить, что в науке отрицательный результат столь же важен для познания, сколь и положительный. Однако широко распространённое в советское время выражение «Практика – критерий истины», так и не стало для многих руководством к действию. Вместе с тем теория, не подтвержденная практикой, какой бы привлекательной она ни казалась, ничего не стоит. Говоря о субъектах (домохозяйства, фирмы, государство) и агентах (покупатели, продавцы), также следует отметить, что неделимыми элементами экономики как системы являются индивиды, соответственно, деление на домохозяйства, фирмы и государство не является делением на отдельные группы индивидов. Рис 1.1. Модель экономики чистого капитализма Модель производственных возможностей (рис.1.2)
Рис. 1.2. Модель производственных возможностей Модель на рис. 1.2 иллюстрирует проблему экономического выбора, решением которой вынуждены заниматься субъекты экономики. Редкость благ (ресурсов) порождает фундаментальную экономическую проблему выбора: какие продукты (услуги) необходимо потреблять (производить), располагая ограниченными ресурсами? Производство каждой дополнительной единицы блага Х может быть достигнуто только путем использования определенного набора ресурсов (факторов производства). Но вследствие редкости ресурсов, то их количество, из которого произведена эта единица блага X, не может быть использовано для выпуска другого блага, например блага Y. Все, что общество могло бы получить, но из-за редкости ресурсов не получило и упустило такую возможность составляет альтернативную стоимость или альтернативные издержки (издержки упущенной возможности). Если для производства одной единицы блага X, необходимо отказаться от изготовления 3 единиц блага Y, то эти не произведенные (не потребленные), упущенные 3 единицы блага Y определяют издержки упущенной возможности производства единицы блага X. В общем случае, издержки упущенной возможности – это издержки использования ресурсов для какой-то определенной цели, измеренные с точки зрения выгоды, упущенной вследствие неиспользования этого набора ресурсов иным альтернативным путем. Каждая точка кривой АхВу показывает, какой набор благ Х и Y может произвести общество, используя в полном объеме имеющиеся ограниченные ресурсы. Представим, что ограниченный набор ресурсов используется человеком (обществом) для производства только двух благ Х и Y. Можно так распорядиться ресурсами, что все они будут направлены на выпуск блага X. В этом случае будет изготовлено АХ единиц блага Х и ни одной единицы блага Y. При другом крайнем варианте, все ресурсы направлены на выпуск блага Y и в результате изготавливается By единиц блага Y и ни одной - блага X. Во всех остальных случаях, чтобы произвести одновременно и блага X, и блага Y необходимо сделать выбор: сколько единиц блага Х изготовить за счет отказа от выпуска какого-то количества блага Y. Каждая точка кривой АхВу показывает возможные соотношения объёмов производства благ Х и Y при полном использовании всех имеющихся ресурсов. В этой связи линия АхВу называется кривой производственных возможностей. В силу редкости ресурсов, производство любых соотношений благ Х и Y, соответствующих точкам вне области ОАхВу (например, точке К), недостижимо. Наоборот, любая комбинация благ Х и Y, соответствующая точкам внутри области ОАхВу (точка Z), может быть произведена даже с помощью части используемых ресурсов. Альтернативный характер ценности, о котором свидетельствует «падающий» вид кривой производственных возможностей, обусловленный тем, что для производства дополнительной единицы блага Y надо отказаться от производства некоторого количества блага X. Принцип роста альтернативной ценности. Производство первых единиц блага Y можно осуществить, используя наиболее производительные ресурсы. Это поначалу не вызовет резкого уменьшения производства блага X. Однако, по мере дальнейшего увеличения объемов производства блага Y, приходится использовать менее производительные ресурсы. В этой связи каждая дополнительная единица Y потребует отказа от производства все увеличивающегося количества блага X. Следовательно, с ростом объёма производства блага Y, его альтернативная ценность постоянно увеличивается. По этой причине кривая производственных возможностей является выпуклой. Структура экономической теории
Структура экономики как учебной дисциплины состоит из двух основных частей: микроэкономики и макроэкономики. Микроэкономика исследует закономерности функционирования экономики на уровне поведения и взаимодействия как отдельно взятых субъектов (поведение домохозяйства, поведение фирмы, поведение государства), так и их объединений (функционирование рынка продуктов, рынка ресурсов, а также взаимодействия между рынками – микроэкономическое равновесие). Микроэкономический анализ по сути своей – анализ процессов самоорганизации экономики, которая происходит посредством транзакционной, или информационной деятельности ее субъектов, сущность которой выражается понятием «рынок». Свидетельством самоорганизации экономики является возможность достижения субъектами собственных целей без внешнего вмешательства. Возможность эту создают добровольные трансакции, которые служат источником информации и главной из них – информации о ценности (или в денежном выражении - ценах) благ. Выше, где речь шла о базовых предпосылках экономики, отмечалось, что ценность благ является субъективным феноменом, существующим только в рамках трансакций. Предметом микроэкономики, таким образом, являются именно цены, другими словами, микроэкономика может быть определена как теория ценообразования. Соответственно, микроэкономика изучает рынок и поведение субъектов экономики. Таким образом, микроэкономический анализ, раскрывая сущность экономического порядка, или самоорганизации, позволяет нам понять, как функционирует экономическая система, как достигается согласованность действий субъектов (индивидов), обеспечивающая им достижение собственных целей благосостояния и эффективность экономики в целом. Структура микроэкономического анализа состоит, в свою очередь, из анализа: 1. Ценообразования на рынке продуктов: · цены со стороны спроса (теория потребительского поведения и спроса); · цены со стороны предложения (теория производства, поведения фирмы и предложения); · эластичности спроса (предложения) и равновесия локального рынка (частичного равновесия); · особенностей ценообразования на рынках различной структуры: от чистой конкуренции до чистой монополии; · общего микроэкономического равновесия и экономической эффективности; · несовершенства рынка и внешних эффектов [17]; · спроса и предложения общественных благ (теория общественного выбора) и несовершенства государства. 2. Ценообразования на рынке ресурсов: · особенности ценообразования на ресурсы (теория производного спроса); · цены труда и ценообразования на рынках труда различной структуры; · цены капитала (земли) и принятия инвестиционных решений; · неравенства распределения доходов. Сама структура микроэкономического анализа показывает, что микроэкономика даёт достаточно полное представление о функционировании экономики в целом как экономическом выборе субъектов, опосредованном двумя рынками: рынком продуктов (услуг) и рынком ресурсов. Вместе с тем, анализ микроэкономического равновесия (домохозяйств, фирм, рынков отдельных продуктов или ресурсов), в том числе и общего микроэкономического равновесия, не учитывает рынка денег, который является одним из объектов уже макроэкономического анализа (макроэкономики) – анализа макроэкономического равновесия. В этой связи уже знакомая нам базовая модель экономического кругооборота может быть представлена в расширенной версии (рис. 1.3) как модель открытой смешанной экономики, включающей рынок денег. В модели открытой смешанной экономики (рис. 1.3) равенство суммарного объёма производства суммарным денежным доходам домохозяйств нарушается, поскольку из потока «доходы-расходы» образуется отток или «утечки» в виде сбережений, налоговых платежейи импорта. Одновременно в потоке «доходы-расходы» образуется приток или «инъекции» в виде инвестиций, государственных расходов и экспорта. Если «утечки» связаны с использованием дохода не на покупку произведенного внутри страны продукта, то «инъекции» - это дополнение к расходам на покупку произведенного внутри страны продукта. Равенство инвестиций и сбережений становится дополнительным условием макроэкономического равновесия. Макроэкономика исследует закономерности функционирования экономики на уровне взаимодействия всей совокупности субъектов в масштабе национальной и мировой экономики. Если микроэкономика – анализ процессов формирования экономического порядка, то макроэкономика– анализ их результатов, имеющих макроэкономический масштаб, или параметров порядка экономики. Такими результатами являются: объём национального производства (национальный доход); уровень цен и уровень инфляции; уровень безработицы и ряд других. Выше, характеризуя экономику как научную дисциплину, мы говорили о её экстернальности, которая в отношении предмета макроэкономики очевидна не в меньшей степени, чем – микроэкономики. В самом деле, нестабильность уровня цен, рост уровня инфляции и безработицы, или, так называемая, макроэкономическая нестабильность создаёт угрозу благосостоянию экономических субъектов, и поэтому является настолько серьёзной проблемой, что для её изучения и потребовался макроэкономический анализ. Другими словами, макроэкономическая нестабильность, а также действия направленные на стабилизацию экономики (политика макроэкономической стабилизации) и стимулирование экономического роста являются предметом макроэкономики.
Рис.1.3. Модель открытой экономики смешанного типа Структура макроэкономики может быть представлена следующим образом: Понимание условий для рыночной интерпретации экономики как целого позволяет понять структуру макроэкономического регулирования (макроэкономической политики), воздействие которого может быть направлено, соответственно, либо на совокупный спрос, либо на совокупное предложение, либо на то и другое вместе. В этой связи различают политику макроэкономической стабилизации (действия направлены на совокупный спрос) и политику долгосрочного экономического роста (действия направлены на совокупное предложение). Если политика, направленная на совокупное предложение, может быть только стимулирующей, то политика макроэкономической стабилизации может быть как стимулирующей, так и сдерживающей. Если совокупный спрос недостаточен для обеспечения полной занятости ресурсов (неэффективный спрос), то необходима стимулирующая стабилизационная политика, т.е. политика, направленная на увеличение совокупного спроса. Она может проводиться с помощью фискальных и монетарных методов и называться, соответственно, фискальной и монетарной экспансией. Если же совокупный спрос избыточен и потенциал экономики оказывается недостаточным для его обеспечения, то необходима сдерживающая стабилизационная политика, направленная на уменьшение совокупного спроса. В этом случае проводится фискальная или монетарная рестрикция. Если политика стимулирования совокупного предложения не проводится, или оказывается неэффективной, то и макроэкономическая стабилизация окажется ограниченной в своей эффективности. Так, фискальная или монетарная экспансия могут привести только к росту уровня цен. Долгосрочный экономический рост, или рост экономического потенциала является результатом действия таких факторов, как рост численности населения и технологический прогресс. Положительная динамика этих факторов в долгосрочной перспективе обусловливает устойчивый рост объема национального производства. Однако в краткосрочной перспективе нестабильность совокупного спроса порождает цикличность динамики объёма национального производства, занятости и уровня цен. Макроэкономическое регулирование в целях обеспечения полной занятости ресурсов и неинфляционного экономического роста осуществляется с помощью инструментов макроэкономической политики: бюджетно-налоговой (фискальной) и кредитно-денежной (монетарной). Бюджетно-налоговая политика осуществляется преимущественно правительством (министерством финансов), а кредитно-денежная политика – Центральным банком. Координация краткосрочных и долгосрочных целей, выбор инструментов и разработка альтернативных стратегий фискальной и монетарной политики являются непосредственным объектом исследования в макроэкономической теории. Речь идет о механизмах установления и поддержания с помощью мер фискальной и монетарной политики краткосрочного и долгосрочного общего макроэкономического равновесия (внутреннего и внешнего). Макроэкономические модели представляют собой формализованные (логически, графически и алгебраически) описания различных экономических явлений и процессов с целью выявления функциональной взаимосвязи между ними. Как отмечалось выше, ни одна модель не может отразить все многообразие конкретных деталей, соответственно макроэкономические модели не способна дать единственно правильный ответ, адресованный конкретной стране в конкретный период времени. Однако с помощью моделей могут быть определены альтернативные способы управления динамикой занятости, объёма национального производства, инфляции, инвестиций, потребления, процентных ставок, валютного курса и других внутренних (эндогенных) экономических переменных. Обеспечиваемая моделями альтернативность способов решения экономических проблем позволяет добиваться необходимой гибкости макроэкономической политики. Использование макроэкономических моделей дает возможность оптимизировать сочетание инструментов фискальной, монетарной, валютной и внешнеторговой политики, успешно координировать меры правительства и Центрального банка по управлению циклическими колебаниями экономики. Наиболее перспективными с этой точки зрения являются модели, учитывающие динамику инфляционных ожиданий экономических агентов. Их использование в макроэкономическом прогнозировании позволяет снизить риск возникновения феномена неожиданной инфляции, которая оказывает наиболее разрушительное влияние на экономику, а также смягчить являющуюся одной из самых сложных в макроэкономике проблему недоверия к политике правительства и Центрального банка. Такие макроэкономические модели, как модель круговых потоков,AD – AS, крест Кейнса, IS – LM, кривые Филлипса и Лаффера, модель Солоу представляют собой общий инструментарий макроэкономического анализа и не имеют какой-либо национальной специфики. Специфическими могут быть значения эмпирических коэффициентов и конкретные проявления функциональных зависимостей между экономическими переменными в разных странах. Оценка любой макроэкономической модели должна даваться не по критерию ее сиюминутной пригодности или непригодности для экономики конкретной страны, в том числе и России, а по критерию ее полезности в процессе познания экономической динамики и управления ее показателями. Наряду с классификацией экономических переменных, как эндогенных, так и экзогенных важна и другая группировка, связанная со способом измерения их во времени. Переменные запаса могут быть измерены только в определенный момент времени и характеризуют состояние объекта исследования на определенную дату – начало или конец года и т.д. Примерами запаса могут служить государственный долг, объем капитала в экономике, общее число безработных и т.д. Переменные потокаизмеряются в единицу времени (в месяц, квартал, год и т.д.) и характеризуют развитие экономических процессов: размер потребительских расходов за год, объем инвестиций за год, число потерявших работу в течение года. Потоки вызывают изменения в запасах: накопление бюджетных дефицитов за ряд лет приводит к увеличению государственного долга; изменение запаса капитала в конце текущего года по сравнению с его величиной на конец прошлого года может быть представлено как поток чистых инвестиций за год. Взаимосвязь запасов и потоков составляет основу исходной макроэкономической модели круговых потоков. В основу макроэкономического анализа, как отмечено выше, заложена простейшаямодель круговых потоков (рис.1.1 и рис.1.3), которая иллюстрирует роль совокупного спроса в экономике. Если домохозяйства решат сократить расходы на покупку продуктов и услуг, то фирмы будут вынуждены сократить объемы производства продуктов и услуг, что приведет к снижению доходов домохозяйств. Другими словами, уровень спроса на продукты и услуги определяет уровень производства и занятости ресурсов, а те, в свою очередь, определяют уровень доходов домохозяйств – собственников ресурсов, от которого вновь зависит уровень спроса (суммарные расходы домохозяйств на покупку продуктов и услуг). Более полное представление о значении экономических знаний для профессиональной деятельности юриста можно получить из содержания Приложения 1. 3. Федеральные требования к содержанию дисциплины «Экономика» Перечень требований к содержанию дисциплины приведён в Приложении 2.
4. Экономика как научная и учебная дисциплина: краткая характеристика
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.171 (0.014 с.) |