Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Объекты и направления государственного регулирования экономики↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель занятия: Познакомиться с объектами и направлениями государственного регулирования экономики, а также приобрести практические навыки реализации процессов прогнозирования и планирования некоторых макроэкономических объектов и величин. Вопросы к практическому занятию: 1. Социальные аспекты государственного регулирования. 2. Макроэкономическое регулирование научно-технического и инновационного развития. 3. Регулирование инвестиций. 4. Экологическое прогнозирование и стратегическое планирование развития энергосырьевого сектора. 5. Перспективы развития агропромышленного комплекса и потребительского сектора. 6. Прогнозирование и планирование внешнеэкономической деятельности. 7. Прогнозирование, планирование и программирование территориального развития. Задания, вынесенные на практическое занятие: 1. Экспресс-опрос по пройденной теме. 2. Практические задания. 2.1. Рассмотрите особенности осуществления прогноза НТП в современных условиях. Сравните приведенную методику с методами централизованного планирования в СССР. 2.2. Выявите особенности прогнозирования развития техники на основе патентной информации и по числовым параметрам. 2.3. Нарисуйте схему основных показателей развития в перспективе социального комплекса (здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры и искусства, отдыха и туризма). 2.4. Рассмотрите законодательные особенности осуществления инновационной деятельности в Российской Федерации. 3. Решение задач. 3.1. На основе статистических данных Самарского региона разработайте прогноз численности мужчин и женщин в трудоспособном возрасте на пять лет вперед методом передвижки возрастов. Графически представьте динамику изменения численности мужчин и женщин Самарского региона в трудоспособном возрасте и возрасте, моложе трудоспособного. 3.2. Приведите пример инновации. Проведите расчеты, доказывающие эффективность нововведения (т.е. необходимо разработать бизнес-план). 3.3. В табл. 5.1 представлены данные о среднегодовой численности занятых в экономике, тыс. чел.
Таблица 5.1 Динамика занятых в экономике, тыс. чел.
Рассчитайте цепные, базисные и средние абсолютные приросты, темпы роста, темпы прироста. В качестве базисного следует взять уровень наиболее раннего периода. Дайте экономическую интерпретацию полученных результатов. 3.4. Численность населения города в 2002 году составила 934, 1 тыс. чел., а в 2012 году – 1020,3 тыс. чел. Чему равен среднегодовой темп роста населения в этот период? Чему будет равно население города в 2022 и 2025 гг., если темпы его роста не изменятся? За сколько лет население города может удвоиться, если темпы его роста сохранятся? 3.5. Изменение ежеквартальной динамики процентной ставки банка происходило примерно с постоянным темпом роста в течение двух лет по кварталам. Процентная ставка банка в I квартале первого года равнялась 8,3%, а в III квартале второго года – 14%. Рассчитайте прогноз процентной ставки банка в IV квартале второго года, используя средний темп роста. 3.6. Имеется ряд динамики импорта КНР по кварталам за 2009 – 2011 гг. и 1 квартал 2012 года, млрд. $ (табл. 5.2). Таблица 5.2 Исходные данные
Выделите сезонные колебания, используя: а) разность между средним по одноименным кварталам и средним по всем данным; б) отношение между средним по одноименным кварталам и средним по всем данным; в) отклонения от скользящих средних. Сделайте выводы. 3.7. На основе данных табл. 5.3 составьте прогнозный баланс денежных доходов и расходов населения и определите сумму средств, направляемых на покупку товаров.
Таблица 5.3 Исходные данные
3.8. Определите наиболее эффективный из двух вариант инвестирования денежных средств если известно: - оба варианта требуют инвестиций в размере 4,7 млрд. руб.; - банковская процентная ставка – 12% годовых. Данные по чистому потоку платежей (ЧПП) по вариантам приведены в табл. 5.4. Таблица 5.4 Чистый поток платежей по вариантам инвестиционных проектов
3.9. Определите степень обеспеченности населения жильем и необходимый размер ввода в эксплуатацию жилой площади в прогнозном периоде на основе данных табл. 5.5. Таблица 5.5 Прогноз ввода в эксплуатацию жилья
3.10. В базисном периоде численность населения равна 9,8 млн. чел., было госпитализировано 0,7% населения. Количество оборотов больничной койки в год составляло 18. Как изменится потребность в коечном фонде в прогнозном периоде, если численность населения уменьшится на 2%, процент госпитализации возрастет до 0,9%, количество оборотов больничной койки в год сократится на 3%? 3.11. В базисном периоде объем реализации туристских услуг составил 900 млн. руб., численность туристов, посетивших страну – 250 тыс. чел. Как изменится объем реализации туристских услуг в прогнозном периоде, если стоимость туристической путевки снизится на 9%, численность туристов увеличится на 15%? 3.12. На основе данных, приведенных в табл. 5.6, определите эмпирическую зависимость ВВП от объема инвестиций. Рассчитайте, на сколько процентов изменится ВВП в прогнозном периоде, если по сравнению с последним годом базисного периода величина инвестиций: а) увеличится на 5%; б) уменьшится на 5%. Таблица 5.6 Исходные данные
4. Подготовка рефератов по следующей тематике: 4.1. Закономерности научно-технического прогресса и их эффективное использование. 4.2. Прогнозирование развития науки и изобретательской деятельности в России. 4.3. Стратегическое планирование экономического роста в России. 4.4. Прогнозирование и стратегическое планирование экологической динамики. 4.5. Прогнозирование и стратегическое планирование обеспеченности экономики России природными ресурсами. 4.6. Прогнозирование и стратегическое планирование развития энергосырьевого сектора. 4.7. Стратегия обновления и повышения конкурентоспособности АПК России. 4.8. Прогнозирование и стратегическое планирование развития потребительского сектора экономики России. 4.9. Обеспечение совместимости подходов центра и регионов к территориальному прогнозированию, планированию и программированию. 4.10. Особенности глобального прогнозирования. 5. Подготовка конспекта теоретического вопроса по пройденной теме.
Рекомендуемая литература: 4, 6, 8, 9, 10, 11, 13 (стр. 226 – 249), 14 (стр. 107 – 114; 238 – 259), 17 (стр. 200 – 427), 19 (стр. 328 – 343; 417 – 436; 562 – 598), 23 (глава «Государственное регулирование регионального развития»), 25 (стр. 109 – 172), 26 (стр. 297 – 369), 27 (стр. 262 – 290) Тема 6. Планирование в государственном секторе экономики
Цель занятия: Приобретение теоретических знаний в области планирования в государственном секторе экономики, а также формирование практических навыков по реализации процесса планирования в государственном секторе экономики.
Вопросы к практическому занятию: 1. Планирование доходов и расходов государства. 2. Планирование государственного сектора экономики. 3. Планирование поставок продукции для государственных нужд.
Задания, вынесенные на практическое занятие: 1. Экспресс-опрос по пройденной теме. Контрольная работа. 2. Практические задания. 2.1. Соедините стрелками соответствующие элементы налоговых и неналоговых доходов бюджетов (табл. 6.1). Выделите отдельным цветом собственные доходы бюджетов. Таблица 6.1 Состав налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты различных уровней страны
3. Решение задач. 3.1. Определите налоговые и неналоговые поступления в республиканский бюджет в прогнозном периоде методом их соотношения с ВВП. ВВП в базисном периоде равен 17 трлн. руб. Темпы роста ВВП в прогнозном периоде ожидаются в размере 105%, дефлятор ВВП составит 108%. Доходная часть госбюджета в базисном периоде – 3,2 трлн. руб., из которой налоговые поступления – 75%, неналоговые – 4%, другие поступления – 21%. 3.2. ВВП в прогнозном периоде составит 23 трлн. руб. Доля налоговых поступлений в ВВП – 15,8%, неналоговых – 1,2%, капитальных доходов – 0,4%, доходов СЭЗ (свободная экономическая зона) – 0,1%, доходов государственных целевых бюджетных фондов – 4%. Расходная часть республиканского бюджета – 5,4 трлн. руб. Определите дефицит (профицит) бюджета и его уровень. 3.3. В базисном периоде в обращении находилось 965 млрд. руб., скорость обращения денег составляла 17 оборотов в год, ВВП равнялся 19 трлн. руб. В прогнозном периоде предусматривается увеличение объема ВВП на 7%, дефлятор ВВП составит 114%, скорость обращения уменьшится до 12 оборотов в год. Определите количество денег в обращении и его изменение в прогнозном периоде. 4. Подготовка конспекта теоретического вопроса по пройденной теме.
Рекомендуемая литература: 2, 3, 5, 12, 14 (стр. 200 – 205), 19 (стр. 437 – 453), 25 (стр. 196 – 275)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Значительное место в учебном процессе при изучении дисциплины «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» отводится также самостоятельной работе, которая выполняется в течение семестра и предусматривает самостоятельную проработку литературы по пройденным темам для подготовки к практическим занятиям, а также изучение официальных материалов и законодательных актов. При предоставлении свободного посещения занятий студент самостоятельно изучает дисциплину в соответствии с перечнем рекомендуемой литературы. Формами самостоятельной работы студентов являются также подготовка отчетов (эссе) по результатам обсуждения конкретных ситуаций в ходе практических занятий, конспектирование отдельных вопросов изучаемых тем, решение выданных в рамках домашнего задания задач и практических заданий по пройденным темам. Именно самостоятельная работа имеет большое значение и выполняется в целях ритмичного усвоения учебного материала дисциплины. Содержание самостоятельной работы по темам дисциплины
Самостоятельная работа осуществляется во внеурочное время в домашних условиях или в читальном зале библиотеки. Для обеспечения взаимосвязи и усвоения изучаемого последовательно материала (по темам) самостоятельно осваивается дополнительно полученный ранее материал накануне предстоящих занятий (лекций и практических занятий), а также выполняются выданные задания на предыдущем практическом занятии. Рационально объявлять студентам в конце каждого вида занятий (лекции, практического занятия) тему и основные разделы (вопросы) предстоящей лекции (практического занятия) и называть источники информации (рекомендуемую основную и дополнительную литературу). Как отмечено выше, самостоятельная работа студентов по дисциплине «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» предусматривает выполнение письменных работ в виде рефератов по тематике, представленной ниже. Другим видом самостоятельной работы студентов по данной дисциплине является написание эссе по итогам обсуждения на практических занятиях отдельных ситуаций, связанных с различными аспектами макроэкономического планирования и прогнозирования. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Выполнение подобных работ позволяет студентам научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы, овладеть научным стилем речи. Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. С учетом специфики дисциплины формы эссе могут быть дифференцированными. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации с использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д. Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств. Структура эссе имеет следующий вид: Титульный лист Введение (постановка проблемы) – 1 страница Основная часть (развитие аргументации и анализа на основе следующих категорий: причина-следствие, общее-особенное, форма-содержание, часть-целое, постоянство-изменчивость; один параграф должен содержать только одно утверждение и одно доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом) – 2-3 страницы Заключение (обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения; используемые методы: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение; может содержать важный, дополняющий элемент - указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами) – 1 страница. Общий объем эссе составляет 5-6 страниц. Оформляется работа так же, как и реферат. Эссе сдается на следующем занятии после выдачи задания. Контроль самостоятельной работы осуществляется в виде проверок выполненных заданий на каждом практическом занятии.
4.1. Методические рекомендации по подготовке рефератов по дисциплине «Макроэкономическое планирование и прогнозирование»
I. Выбор темы реферата. Тему реферата студент выбирает самостоятельно из предлагаемого перечня тем. Исходя из круга своих научных интересов, студенты могут предложить свою тему реферата. Тема реферата должна быть актуальной (т.е. не должна повторять тематику работ других студентов). II. Подбор литературы и изучение материалов. Подбор литературы осуществляется студентом самостоятельно. Изучение литературы следует начинать с учебников и учебных пособий. Затем осуществляется переход к монографическим изданиям, а после их рассмотрения - к журнальным и газетным статьям. Изучение периодической литературы лучше начинать с новых, только что опубликованных источников, а затем изданных в предыдущие годы. III. Составление проекта плана реферата и его окончательного варианта. Проект плана разрабатывается студентом самостоятельно после изучения учебной литературы. Он может представлять собой более развернутую рабочую программу, приспособленную для сбора материала. Окончательный вариант плана может быть скорректирован при более глубоком изучении материалов темы. План реферата должен иметь следующую структуру: Введение – 2 страницы Основная часть – 10 страниц Заключение – 2 страницы Список используемой литературы – 10 - 15 источников. Приложения. IV. Написание реферата. Изложению содержания основного текста реферата предшествует введение к нему. Обычно введение составляется после написания основной части работы и заключения. Его объем не должен превышать 1,5-2 страницы. Главное назначение введения состоит в том, чтобы: - во-первых, обосновать выбор темы, ее недостаточную разработанность и другие моменты, обусловившие выбор темы реферата - 2-3 абзаца; - во-вторых, сформулировать задачи, поставленные при написании работы; - в-третьих, дать краткий обзор используемых материалов - 1 абзац; - в-четвертых, отразить существующие ограничения в теме и другие замечания. При написании введения необходимо иметь в виду, что содержательная часть не должна в нем рассматриваться. В содержательной части реферата должны рассматриваться проблемы, связанные с государственным регулированием, стратегическим планированием и прогнозированием различных аспектов производства на макро- и мезоуровнях национальной экономики в Российской Федерации, освещаться зарубежный опыт и возможность его использования в нашей стране. Повышению качества рефератов способствует знание законодательных актов и постановлений Правительства Российской Федерации в сфере, относящейся к теме исследования. Поэтому большую пользу может принести использование материалов, опубликованных в Собрании законодательства Российской Федерации. Наряду с исследованием конкретного материала в реферате студенты должны показать знание основ методологии макроэкономического планирования и прогнозирования. Приводимый в работе статистический материал должен быть тесно увязан с текстом. Именно на его основе могут быть сделаны важные обобщения и выводы. Подавляющее большинство статистических данных должно быть сведено в таблицы. На их основе можно также построить диаграммы, графики, схемы, позволяющие обеспечить сопоставление и анализ цифрового материала. Все таблицы, диаграммы, схемы, графики, приводимые в работе, должны быть озаглавлены и пронумерованы. Обязательным является перечисление под ними источников с упоминанием станиц, откуда взяты статистические показатели. В таблицах, диаграммах, схемах, графиках следует указывать единицы измерения приводимых показателей, период времени, к которому они относятся. Иллюстративный материал по усмотрению автора может приводиться как в самом тексте, так и в конце работы после списка использованной литературы. Заключение составляется на основе подготовленного реферата как выводы из него. Это краткое изложение главных проблем и положений, содержащихся в выполненном студентом исследовании. В заключении не должно содержаться новых моментов, не рассмотренных в основной части работы, т.е. оно не может быть продолжением текста работы, а является сжатыми выводами из ее содержания. Объем заключения не должен превышать 2-3 страниц. Успешному написанию рефератов способствует умение правильно распределить собранный материал по ее разделам. В частности на основные разделы необходимо отводить соответственно и большую часть работы. Это заставляет отбирать только нужный материал, выделять главное, избегать повторений, помогает планировать работу во времени. V. Оформление реферата. В представленной на проверку работе материал должен располагаться в следующей последовательности: 1) титульный лист; 2) план работы; 3) введение; 4) текст работы; 5) заключение; 6) список использованной литературы; 7) приложения. Реферат выполняется на листах белой бумаги А4 формата с полями: Верхнее и нижнее – 20мм, Левое – 30мм, Правое – 10мм. VI. Оценка реферата. Работа сдаётся для проверки не позднее, чем за 15 дней до начала зачётной недели. Реферат оценивается преподавателем с точки зрения умения студента вести научное исследование: по содержанию, наличию проблемного материала, его логической и цифровой аргументации, оформлению и стилю изложения.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Активные и интерактивные формы проведения практических занятий по дисциплине «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» включают в себя выполнение студентами творческих заданий (подготовка эссе), проведение диалогов (вопрос от преподавателя к студенту, от студента к преподавателю), обсуждение конкретных практических ситуаций (кейс-метод), групповая работа (работа в команде) по подготовке доклада о ходе реализации одного из приоритетных национальных проектов, проведение исследований. Также необходимо отметить, что в качестве прогрессивных образовательных технологий используется опережающая самостоятельная работа, установление междисциплинарных связей, проблемное обучение.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ»
Изучение дисциплины «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» предполагает обязательное посещение аудиторных занятий, проявление активности в аудитории, выполнение в указанные сроки выдаваемых заданий, отличный или хороший результат по итогам промежуточной аттестации, т.е. полное соблюдение выполнения графика учебного процесса и положения по аттестации. Практические занятия проводятся под руководством ведущего преподавателя, могут выполняться «вручную» на бланках документов или на персональных компьютерах в специализированных сетевых компьютерных аудиториях. Каждая работа предусматривает самостоятельное, индивидуальное выполнение при консультации преподавателя. Преподавателю сдаются заполненные документы с итоговыми результатами работы, которые проверяются, оцениваются и учитываются в итоговой оценке по аттестации. Определение уровня освоения программы предполагает следующие формы контроля: - вопросы для самоконтроля; - промежуточный контроль знаний в форме выполнения письменных заданий (промежуточное тестирование и контрольная работа); - итоговый контроль знаний в форме экзамена. Экзамен принимается у студентов только после успешного выполнения графика учебного процесса и положительных результатов промежуточных аттестаций. Способ проведения экзамена: для допуска к экзамену студент должен сдать преподавателю все практические индивидуальные, самостоятельные задания, написать промежуточный тест, выполнить контрольную работу и, если необходимо, рефераты. Непосредственно на экзамене студенту может быть предложено ответить по билету на несколько тестовых вопросов и один теоретический вопрос по закреплению знаний, приобретенных в ходе освоения учебного курса, а также решить задачу. Выставление оценки «удовлетворительно» осуществляется в случае, когда по итогам ответов на тестовые вопросы студент набрал не менее 51% правильных ответов и раскрыл в основном теоретический вопрос по билету, а также принципиально решил задачу. Выставление оценки «хорошо» осуществляется в случае, если студент набрал не менее 70% правильных ответов на тестовые вопросы, с незначительными недочетами раскрыл теоретический вопрос и верно решил задачу. Оценка «отлично» выставляется студенту в случае, когда по итогам ответов на тестовые вопросы набрано не менее 86% верных ответов, полностью раскрыт теоретический вопрос и верно решена задача. В соответствии с рейтинговой системой студенты, набравшие в семестре 86 баллов и более, получают оценку «отлично» по итогам устного собеседования. Студенты, набравшие в семестре от 76 до 85 баллов, освобождаются от выполнения одного из заданий билета (№2 или №3) (кроме тестовых вопросов) по выбору. Вопросы для самоконтроля Раздел I. Основы методологии макроэкономического планирования и прогнозирования
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.112 (0.014 с.) |