ТОП 10:

Финансовая система СССР в годы Великой Отечественной Войны (1941 – 1945) и послевоенного развития народного хозяйства (1945 – 1953г.г.)



Уже с 1938 г. происходило последовательное увеличение бюджетных расходов на оборону страны. Начавшаяся Великая Отечественная война обусловила коренную перестройку народного хозяйства, внесение существенных изменений в деятельность всей финансово-кредитной системы. Серьезные изменения в экономике страны, вызванные войной, потребовали от финансовой системы большой гибкости, быстрого приспособления к новым условиям. Особое значение приобретало четкое и оперативное планирование народного хозяйства и финансов в новых условиях.

Уже через неделю после начала войны был принят «Мобилизационный народно-хозяйственный план» на III квартал 1941 г., утверждены основные показатели бюджета на III, а затем на IV квартал 1941 г.

В первые месяцы войны экономика страны и бюджетная система оказались в чрезвычайно тяжелых условиях. К ноябрю 1941 г. было оккупировано большинство западных районов страны, на которые приходилось 63% добычи угля, 58% производства стали, 71% - чугуна, 60% - алюминия. В этих районах располагались не только крупные промышленные предприятия, но и производилась значительная часть сельскохозяйственной продукции. В результате были потеряны крупные источники доходов бюджета. В бюджете на IV квартал 1941 г. и на 1942 г. предусматривались замена выбывающих в ходе войны источников дохода другими, мобилизация новых ресурсов, жесточайшая экономия всех расходов и приспособление расходной части бюджета к потребностям военного времени.

В общих расходах государственного бюджета доля военных ассигнований в 1943 г. достигла почти 60%, в 1944 г. она несколько уменьшилась, а в 1945-м сократилась и абсолютная сумма затрат.

3 июля 1941 г. была установлена на военное время надбавка к сельскохозяйственному налогу. Поступления от сельскохозяйственного налога увеличились с 2,1 млрд руб. в 1942 г. до 5,5 млрд руб. в 1945 г. В 1942 г. был введен военный налог. За 1942-1945 гг. по военному налогу в госбюджет поступило 72,1 млрд руб. Кроме того, был введен налог на холостяков, одиноких, бездетных и малосемейных граждан. Помимо дополнительной мобилизации средств на военные нужды он был предназначен для финансирования расходов на содержание детей, лишившихся родителей, для оказания помощи многодетным матерям

За 1941-1945 гг. Госстрах СССР передал в государственный бюджет в порядке приобретения облигаций госзаймов и в порядке отчисления от прибылей 7,2 млрд руб.

Во время войны государственные цены на товары первой необходимости, распределяемые по карточкам, оставались без изменений. Вместе с тем были повышены цены на водку, табак, парфюмерию и ряд других товаров, что также способствовало увеличению доходов бюджета. В 1944—1945 гг. была организована государственная торговля по коммерческим ценам «товаров Наркомфина» (белые булочки и бублики), доходы от которой составили 16 млрд руб. От местных руководителей требовалось обеспечить их продажу в декларируемых объемах.

Рост расходов бюджета на нужды фронта, естественно, обусловил снижение затрат на народное хозяйство, которые уже во втором полугодии 1941 г. были сокращены на 21,6 млрд руб. В 1942 г. народно-хозяйственные расходы составили 31,6 млрд руб., а в 1943-м - 33,1 млрд руб. Всего за четыре с половиной военных года на финансирование народного хозяйства было израсходовано 216,3 млрд руб., или более 20% всех ресурсов государственного бюджета. Всего за время войны в промышленности было построено и введено в действие 3500 новых и восстановлено 7500 крупных предприятий.

По-прежнему в государственном бюджете предусматривались крупные статьи расходов на народное образование, медицинское обслуживание населения, выплату пособий и пенсий, в том числе пособий многодетным матерям и семьям военнослужащих, пенсий инвалидам войны. Значительные ассигнования выделялись на подготовку рабочих кадров из числа молодежи и женщин для замены ушедших на войну мужчин.

Денежная система в годы Великой Отечественной войны в основном выполняла свои функции, несмотря на значительную эмиссию денег, вызванную возросшими военными расходами.

С целью защиты наименее обеспеченных слоев населения страны, а также материального поощрения лиц, хранивших во время войны свои деньги в сберегательных учреждениях, была разработана дифференцированная система переоценки вкладов в Сбербанке, чем больше был размер вклада, тем дешевле стоил каждый старый рубль по отношению к новому.

После реформы и до конца 1950-х гг. в СССР сохранялась тенденция повышения покупательной способности рубля. Финансово-экономическая стабильность обеспечивалась, с одной стороны, повышением эффективности производства и грамотным управлением в кредитно-денежной и финансовой сферах, а также высокой степенью эффективности этих сфер в обеспечении денежно-финансовой стабильности при высоких как абсолютных, так и относительных темпах роста бюджета и кредитных вложений в народное хозяйство.

В послевоенные годы использование средств государственного бюджета было подчинено решению важнейшей задачи - ликвидации последствий войны и восстановлению разрушенного хозяйства страны. Рост поступлений в бюджет в виде налога с оборота и отчислений от прибыли восстановленных промышленных предприятий позволил несколько снизить поступления от налогов с населения. С 1 января 1946 г. был отменен военный налог, с сентября того же года - повышен необлагаемый минимум для рабочих и служащих.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.202.172 (0.003 с.)