Предмет и цели делового выступления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и цели делового выступления



В связи с увеличением роли межличностного общения в деловой сфере деятельности возросли требования к речи делового партнера. Речь – главное средство, с помощью которого обеспечивается взаимопонимание, успех или неудача в деловом мире. Приблизительно 80 % рабочего времени деловыми партнерами используется для информационного обмена, поэтому речь является одним из важнейших моментов деловых встреч, переговоров, выступлений.

В данной главе будут рассмотрены основные моменты подготовки и проведения устного сообщения (монолога). При этом надо сразу же исходить из того, что хотя публичная речь (монолог) и выглядит как отсутствие обмена мнениями, это не речь для себя или саморекламы. Цель оратора – воздействие на людей, привлечение симпатии, устранение предубеждения, обеспечение внимания и понимания, привлечение новых партнеров. Если человек будет озабочен выигрышной позой, лексикой и забудет о партнере, то контакта не будет.

Сказанное выше не означает, что суть рекомендаций оратору будет сведена к приемам нивелирования личностных качеств. В деловом мире неуместна пафосность, хорошее выступление дает преимущества в партнерстве, создает представление о личности. Речь не сводится к цветистости, богатству лексических приемов, но определенную степень отражения индивидуальных особенностей она должна содержать: характер, эмоции, намерения, мышление.

В подготовке и проведении устного сообщения главное – сам выступающий, его способность владеть искусством речи. Вооружимся советом Платона: составление толкового текста речи и исполнение его – это два вида искусства. Овладение технологией подготовки и осуществления устного выступления – одна из главных задач делового человека.

Чтобы выступить профессионально и продуктивно, нужно ясно представлять предмет деловой речи, суметь выбрать из всей массы материала самое важное и актуальное для будущих слушателей. Необходимо доскональное знание предмета разговора. Определив предмет речи, нужно четко его придерживаться на всём протяжении речи.

Определение предмета речи диктует и тему выступления, поскольку нужно учитывать, что в одном выступлении невозможно отразить всю многогранность того или иного предмета обсуждения. Определение темы должно последовательно переходить в формулировку проблемного вопроса выступления.

Проблема – это знание о необходимости предпринять какие-либо результативные действия по разрешению (или нейтрализации) создавшейся ситуации. В своей речи по профессиональным вопросам выступающий акцентирует внимание на противоречиях между тем, как обстоят дела в реальной ситуации и тем, как придать динамику процессу устранения неполадок, недоговоренностей. Наличие проблемного вопроса в устном выступлении заставит слушателей не только безучастно внимать наставлениям, но и подключать собственное мышление. Кроме этого, выступающий должен четко представить себе цели и последствия своей речи. Прежде всего это информационная цель. Оратор должен четко отвечать самому себе на вопрос: «Что нового я скажу слушателям?» Информационная цель предполагает также корректировку неправильной информации либо изменение точки зрения слушателей. Если речь не будет содержать новых сведений, она будет не только не интересной, но и бесполезной.

Вторая целевая установка оратора – это ответ на вопрос: «В чем я хочу убедить слушателей?». Ответ и есть лейтмотив всей речи, ее центральная мысль, которая что-либо утверждает или отрицает о предмете разговора. Кроме того, должно быть четкое разграничение между «да» и «нет», «черным» и «белым» и т.п., исключая «серые» тона, «или-или» в утверждениях оратора, поскольку его колебания не только снизят его деловой престиж, но и размоют четкость проблемной ситуации. Это совсем не значит, что предмет разговора «плоскостной», а не многогранный. Нужно зарядить аудиторию своей позицией, своей постановкой вопроса, а уж другие грани, другие выходы из создавшихся ситуаций, другие способы разрешения профессиональных или личностных проблем будут предлагать другие люди (оппоненты).

Третья цель, которую четко должен представить себе оратор – это ответ на вопрос: «К какому действию я хочу побудить своих деловых партнеров? Прекратить отношения, свернуть их или наоборот актуализировать, развернуть деловые связи?». Если речь идет о пролонгации отношений, значит, необходимо дорабатывать вопрос, разрешать проблему и переходить к практическим действиям и контактам.

При выборе предмета речи необходимо учитывать особенности слушателей – степень заинтересованности, нравственную культуру, уровень морального сознания, отношение к деловому партнеру, ожидания людей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.004 с.)