Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие социологии в БеларусиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Развитие социологии как науки в Беларуси пришлось на 20-е годы ХХ века. В 1921 году в БГУ была открыта кафедра социологии и первобытной культуры. Для студентов факультета общественных наук стали читаться курсы лекций по разным аспектам социологии. В 1923 году в БГУ опубликован первый в республике курс лекций по социологии. Социальными исследованиями стал заниматься и созданный в январе 1922 года Институт белорусской культуры. Были опубликованы достаточно серьезные работы по социологии: С. Я. Вольфсона «Социология брака и семьи» (1929); С. 3. Канценбогена «Марксизм и социология» (1925). Следует признать, что работы белорусских социологов того времени не отличались особой оригинальностью. Они либо воспроизводили идеи западной социологии, прежде всего позитивизма, либо продолжали марксистскую традицию. Хотя были и исключения. В 1927 году в Минске вышла первая в марксистской литературе и единственная в довоенный период работа С. М. Василейского «Введение в теорию и технику психологических, педагогических и психотехнических исследований», посвященная анализу методов сбора и обработки социальной информации. В этом же году под руководством Василейского было проведено выборочное обследование ценностных ориентации и уровня культурного развития разных социальных групп молодежи Беларуси. С помощью анкет и тестов было опрошено более 4 тыс. респондентов. Тем не менее, к середине 30-х годов социсследования в Беларуси, как СССР в целом, были прекращены и до середины 50-х годов социологическая мысль в республике полностью отсутствовала. Реально развитие белорусской социологии продолжается только с середины 60-х годов. Так, в 1967 году были созданы проблемные социологические лаборатории в БГУ и Институте народного хозяйства. В эти же годы стали создаваться социологические группы в БПИ, Минском педагогическом институте, Белорусской сельскохозяйственной академии, Гродненских педагогическом и сельскохозяйственном институтах. Брестском педагогическом институте, которые вели исследования на хоздоговорной основе. В 1968 году в составе Института философии и права АН БССР был создан сектор конкретных социальных исследований во главе с профессором Г. П. Давидюком. В 1970 году сектор в рамках этого же института был преобразован в отдел социальных исследований стремя секторами. В начале 1978 года создан сектор методологических проблем социологических исследований в Институте философии и права АН БССР, в январе 1989 года он был преобразован в Центр социологических исследований. В 1989 году открыто отделение социологии на философско-экономическом факультете БГУ, создана кафедра социологии под руководством профессора А.Н.Елсукова. А в 1990 году в структуре АН Беларуси возник самостоятельный Институт социологии. Создание института способствовало укреплению базы социологических исследований, в рамках которых идет процесс освоения, критического осмысления и заимствования опыта мировой социологической мысли. Результаты исследований ведущих социологов Е.М.Бабосова, Г.Н.Соколовой и других находит воплощение на практике. В 1991 году социологическая лаборатория БГУ преобразована в социологический центр. Следует также вспомнить, что в сентябре 1976 года было создано Белорусское отделение Советской социологической ассоциации, преобразованное в 1991 году в самостоятельную Ассоциацию белорусских социологов. История социологии в Беларуси начала новый этап в своем развитии. Проблемами социологии политики, власти и управления занимаются такие ведущие социологи как А.Н.Данилов, Д.Г.Ротман, И.В.Котляров, С.В.Лапина и другие. Продолжает развиваться традиционное для Беларуси научное направление – социология культуры и социология религии, серьезные достижения получены в области социологии науки. Большое внимание уделяется изучению социальных общностей таких как семья и трудовой коллектив. Белорусские социологи имеют тесные творческие связи с учеными разных стран мира и ее достижения имеют не только региональное но и международное значение. Выводы Появлению социологии как самостоятельной науки (сер. XIX в) предшествовал ряд весьма различных по своей природе явлений: - глубокие культурные трансформации в Европе XVII-XIX (буржуазные революции и перевод к новым формам политической и экономической организации; окончательное отмирание средневекового наследия; пересмотр старых культурных ценностей в науке, искусстве, политике, быту); - рационализация жизнедеятельности (мышления); - успехи биологии, психологии, истории, механики, антропологии; - теоретическое наследие французских просветителей; - потребность в анализе общественного устройства. В 19-20 вв. проблема системности общества стала предметом специального исследования такими мыслителями, как О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер, П.Сорокин, Т.Парсонс и другие. Современные социологические теории опираются на «мировизацию» социальной жизни. Происходит переосмысление масштабов социального пространства, каковое представляется в качестве общемирового. Тренировочные задания к главе 2. 1. Кто из нижеперечисленных мыслителей – Платон, А.Сен-Симон, Ж.Ж.Руссо, О.Конт, К.Маркс, Э. Дюркгейм, Г.Блумер, Р.Мертон – ввел в научный оборот следующие термины социологии: а) легитимность -? б) солидарность -? в) символический интеракционизм -? г) общественно-экономическая формация -? д) социология -? е) дисфункция -? ж) индустриальное общество -? з) теория среднего уровня -? 2. Укажите, кто является автором следующих фундаментальных работ по социологии: а) «Курс позитивной философии»; б) «Метод социологии»; в) «Самоубийство. Социологический этюд»; г) «Протестантская этика и дух капитализма»; д) «Философия денег»; е) «Социальные системы»; ж) «Система общей социологии» 3. К какой из нижеперечисленных теорий относится следующее определение: «Эта теория на первое место поставила сознательную человеческую деятельность, необходимость изучения межличностного взаимодействия»? а) структурный функционализм; б) теория социального конфликта; в) бихевиоризм; г) символический интеракционизм Тесты. 1. Какие идеи легли в основу понятия «гражданское общество»?: а) идеи Просвещения и Великой французской революции; б) идеи коммунизма; в) идеи Ч.Дарвина. 2. Кто ввел термин «социология»? а) Г.Лебон; б) М.Вебер; в) И.Кант; г) О.Конт. 3. Какая категория занимает первое место в учении об обществе Э.Дюркгейма: а) вера; б) культура; в) мораль; г) религия. 4. Что является предметом «понимающей социологии» М.Вебера: а) социальные факты; б) социальные закономерности; в) социальное действие; г) социальная реальность. 5. Согласно В.Паретто социология должна быть: а) социально-психологической наукой; б) логически-экспериментальной наукой; в) естественной наукой. 6. Кто ввел понятие «военное общество» и «индустриальное общество»? а) Г.Спенсер; б) Г.Тард; в) Г.Лебон. 7. Г.Лебон был сторонником: а) биологической концепции общества; б) социально-психологической концепции общества; в) географической концепции общества. 8. Географическое направление социологии 19 века представлено: а) Э.Реклю и Ф.Ратцелем; б) К.Марксом и Ф.Энгельсом; в) Л.Гумпловичем и Г.Тардом. 9. Психологическая школа представлена: а) Ф.Теннисом; б) Г.Спенсером и О.Контом; в) Дж.Вико и Р.Тюрго; г) Г.Тардом и Г.Лебоном. 10. В работах какого представителя структурного функционализма наиболее полно изложены основы этой концепции: а) Т.Парсонса; б) М.Фуко; в) К.Леви-Строса; г) Р.Мертона. 11. Какое теоретическое направление продолжило развивать идею структурного функционализма: а) теория конфликта; б) неофункционализм; в) теория социального обмена; г) бихевиоризм. 12. Согласно теории социального обмена: а) важен приоритет человека, а не системы; б) важен приоритет системы, а не человека; в) первостепенны для объяснения поведения людей биологические качества человека; г) первостепенны для объяснения поведения людей психические качества человека. 13. Кто является автором работы «Самоубийство. Социологический этюд»? а) К.Маркс; б) М.Вебер; в) Э.Дюркгейм. 14. Сколько этапов развития социологии в Советском Союзе можно выделить? а) два; б) три; в) четыре. 15. В каком году и где была открыта первая кафедра социологии в Беларуси? а) 1921, БГУ; б) 1920, БГЭУ; в) 1928, Пединститут. 16. В каком году открыт Институт социологии в структуре Академии наук Беларуси? а) 1990; б) 1991; в) 1992. Вопросы для повторения 1. Какие социально-исторические предпосылки возникновения социологии как науки? 2. Какие были направления в западноевропейской социологии 19-н.20 века? 3. Какова роль О.Конта в становлении и развитии социологии? 4. Какие взгляды на общество были у наиболее известных представителей классической западной социологии н.20 века? 5. Какие существует теории современной зарубежной социологии? 6. Какие основные этапы развития у российской и советской социологии? 7. Как происходило становление и развитие социологии в Беларуси? Общество как система Введение. Слово "система" в переводе с греческого - целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенное единство. В данной главе дается понятие основных элементов общества. Рассматриваются основные типологии и основные сферы общества. Раскрывается сущность социальной деятельности, социального взаимодействия. Дается социологическое понимание социальной группы, социальной организации и социальных институтов. Определяется сущность теории стратификации и стратификационной картины Беларуси. Показываются этапы социализации личности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 791; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.143.150 (0.008 с.) |