Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие социологии в Беларуси

Поиск

Развитие социологии как науки в Беларуси пришлось на 20-е годы ХХ века. В 1921 году в БГУ была открыта кафедра социологии и первобытной культуры. Для студентов факультета общественных наук стали читаться курсы лекций по разным аспектам социологии. В 1923 году в БГУ опубликован первый в республике курс лекций по социологии. Социальными исследованиями стал заниматься и созданный в январе 1922 года Институт белорусской культуры. Были опубликованы достаточно серьезные работы по социологии: С. Я. Вольфсона «Социология брака и семьи» (1929); С. 3. Канценбогена «Марксизм и социология» (1925). Следует признать, что работы белорусских социологов того времени не отличались особой оригинальностью. Они либо воспроизводили идеи западной социологии, прежде всего позитивизма, либо продолжали марксистскую традицию. Хотя были и исключения. В 1927 году в Минске вышла первая в марксистской литературе и единственная в довоенный период работа С. М. Василейского «Введение в теорию и технику психологических, педагогических и психотехнических исследований», посвященная анализу методов сбора и обработки социальной информации. В этом же году под руководством Василейского было проведено выборочное обследование ценностных ориентации и уровня культурного развития разных социальных групп молоде­жи Беларуси. С помощью анкет и тестов было опрошено более 4 тыс. респондентов. Тем не менее, к середине 30-х годов социсследования в Беларуси, как СССР в целом, были прекращены и до середины 50-х годов социологическая мысль в республике полностью отсутствовала.

Реально развитие белорусской социологии продолжается только с середины 60-х годов. Так, в 1967 году были созданы проблемные социологические лаборатории в БГУ и Институте народного хозяйства. В эти же годы стали создаваться социологические группы в БПИ, Минском педагогическом институте, Белорусской сельскохозяйственной академии, Гродненских педагогическом и сельскохозяйственном институтах. Брестском педагогическом институте, которые вели исследования на хоздоговорной основе.

В 1968 году в составе Института философии и права АН БССР был создан сектор конкретных социальных исследований во главе с профессором Г. П. Давидюком. В 1970 году сектор в рамках этого же института был преобразован в отдел социальных исследований стремя секторами.

В начале 1978 года создан сектор методологических проблем социологических исследований в Институте философии и права АН БССР, в январе 1989 года он был преобразован в Центр социологических исследований. В 1989 году открыто отделение социологии на философско-экономическом факультете БГУ, создана кафедра социологии под руководством профессора А.Н.Елсукова. А в 1990 году в структуре АН Беларуси возник самостоятельный Институт социологии. Создание института способствовало укреплению базы социологических исследований, в рамках которых идет процесс освоения, критического осмысления и заимствования опыта мировой социологической мысли. Результаты исследований ведущих социологов Е.М.Бабосова, Г.Н.Соколовой и других находит воплощение на практике. В 1991 году социологическая лаборатория БГУ преобразована в социологический центр. Следует также вспомнить, что в сентябре 1976 года было создано Белорусское отделение Советской социологической ассоциации, преобразованное в 1991 году в самостоятельную Ассоциацию белорусских социологов. История социологии в Беларуси начала новый этап в своем развитии. Проблемами социологии политики, власти и управления занимаются такие ведущие социологи как А.Н.Данилов, Д.Г.Ротман, И.В.Котляров, С.В.Лапина и другие. Продолжает развиваться традиционное для Беларуси научное направление – социология культуры и социология религии, серьезные достижения получены в области социологии науки. Большое внимание уделяется изучению социальных общностей таких как семья и трудовой коллектив.

Белорусские социологи имеют тесные творческие связи с учеными разных стран мира и ее достижения имеют не только региональное но и международное значение.

Выводы

Появлению социологии как самостоятельной науки (сер. XIX в) предшествовал ряд весьма различных по своей природе явлений:

- глубокие культурные трансформации в Европе XVII-XIX (буржуазные революции и перевод к новым формам политической и экономической организации; окончательное отмирание средневекового наследия; пересмотр старых культурных ценностей в науке, искусстве, политике, быту);

- рационализация жизнедеятельности (мышления);

- успехи биологии, психологии, истории, механики, антропологии;

- теоретическое наследие французских просветителей;

- потребность в анализе общественного устройства.

В 19-20 вв. проблема системности общества стала предметом специального исследования такими мыслителями, как О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер, П.Сорокин, Т.Парсонс и другие.

Современные социологические теории опираются на «мировизацию» социальной жизни. Происходит переосмысление масштабов социального пространства, каковое представляется в качестве общемирового.

Тренировочные задания к главе 2.

1. Кто из нижеперечисленных мыслителей – Платон, А.Сен-Симон, Ж.Ж.Руссо, О.Конт, К.Маркс, Э. Дюркгейм, Г.Блумер, Р.Мертон – ввел в научный оборот следующие термины социологии:

а) легитимность -?

б) солидарность -?

в) символический интеракционизм -?

г) общественно-экономическая формация -?

д) социология -?

е) дисфункция -?

ж) индустриальное общество -?

з) теория среднего уровня -?

2. Укажите, кто является автором следующих фундаментальных работ по социологии:

а) «Курс позитивной философии»;

б) «Метод социологии»;

в) «Самоубийство. Социологический этюд»;

г) «Протестантская этика и дух капитализма»;

д) «Философия денег»;

е) «Социальные системы»;

ж) «Система общей социологии»

3. К какой из нижеперечисленных теорий относится следующее определение: «Эта теория на первое место поставила сознательную человеческую деятельность, необходимость изучения межличностного взаимодействия»?

а) структурный функционализм;

б) теория социального конфликта;

в) бихевиоризм;

г) символический интеракционизм

Тесты.

1. Какие идеи легли в основу понятия «гражданское общество»?:

а) идеи Просвещения и Великой французской революции; б) идеи коммунизма; в) идеи Ч.Дарвина.

2. Кто ввел термин «социология»?

а) Г.Лебон; б) М.Вебер; в) И.Кант; г) О.Конт.

3. Какая категория занимает первое место в учении об обществе Э.Дюркгейма:

а) вера; б) культура; в) мораль; г) религия.

4. Что является предметом «понимающей социологии» М.Вебера:

а) социальные факты; б) социальные закономерности; в) социальное действие; г) социальная реальность.

5. Согласно В.Паретто социология должна быть:

а) социально-психологической наукой; б) логически-экспериментальной наукой; в) естественной наукой.

6. Кто ввел понятие «военное общество» и «индустриальное общество»?

а) Г.Спенсер; б) Г.Тард; в) Г.Лебон.

7. Г.Лебон был сторонником:

а) биологической концепции общества;

б) социально-психологической концепции общества;

в) географической концепции общества.

8. Географическое направление социологии 19 века представлено:

а) Э.Реклю и Ф.Ратцелем; б) К.Марксом и Ф.Энгельсом; в) Л.Гумпловичем и Г.Тардом.

9. Психологическая школа представлена:

а) Ф.Теннисом; б) Г.Спенсером и О.Контом; в) Дж.Вико и Р.Тюрго; г) Г.Тардом и Г.Лебоном.

10. В работах какого представителя структурного функционализма наиболее полно изложены основы этой концепции:

а) Т.Парсонса; б) М.Фуко; в) К.Леви-Строса; г) Р.Мертона.

11. Какое теоретическое направление продолжило развивать идею структурного функционализма:

а) теория конфликта; б) неофункционализм; в) теория социального обмена; г) бихевиоризм.

12. Согласно теории социального обмена:

а) важен приоритет человека, а не системы;

б) важен приоритет системы, а не человека;

в) первостепенны для объяснения поведения людей биологические качества человека;

г) первостепенны для объяснения поведения людей психические качества человека.

13. Кто является автором работы «Самоубийство. Социологический этюд»?

а) К.Маркс; б) М.Вебер; в) Э.Дюркгейм.

14. Сколько этапов развития социологии в Советском Союзе можно выделить?

а) два; б) три; в) четыре.

15. В каком году и где была открыта первая кафедра социологии в Беларуси?

а) 1921, БГУ; б) 1920, БГЭУ; в) 1928, Пединститут.

16. В каком году открыт Институт социологии в структуре Академии наук Беларуси?

а) 1990; б) 1991; в) 1992.

Вопросы для повторения

1. Какие социально-исторические предпосылки возникновения социологии как науки?

2. Какие были направления в западноевропейской социологии 19-н.20 века?

3. Какова роль О.Конта в становлении и развитии социологии?

4. Какие взгляды на общество были у наиболее известных представителей классической западной социологии н.20 века?

5. Какие существует теории современной зарубежной социологии?

6. Какие основные этапы развития у российской и советской социологии?

7. Как происходило становление и развитие социологии в Беларуси?

Общество как система

Введение. Слово "система" в переводе с греческого - целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенное единство.

В данной главе дается понятие основных элементов общества. Рассматриваются основные типологии и основные сферы общества. Раскрывается сущность социальной деятельности, социального взаимодействия. Дается социологическое понимание социальной группы, социальной организации и социальных институтов. Определяется сущность теории стратификации и стратификационной картины Беларуси. Показываются этапы социализации личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 791; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.143.150 (0.008 с.)