Сбор эмпирических данных методом опроса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сбор эмпирических данных методом опроса



Среди различных методов изучения социальных явлений и процессов наиболее видное место занимают социологические опросы.

Опрос - это метод сбора информации, основанный на взаимодействии социолога (анкетера, интервьюера) с респондентами (опрашиваемыми).

Опрос предполагает наличие вопросов, задаваемых респондентам, и регистрацию полученных ответов с помощью специальных приемов, позволяющих собрать достоверную информацию.

Назначение опроса - сбор сведений о состоянии общественного (коллективного) мнения больших или малых социальных групп через получение и последующее обобщение индивидуальных оценок (высказываний, суждений), сделанных отдельными респондентами в процессе личных контактов (бесед) с социологом. Опрос является важнейшим, а в некоторых случаях - единственным способом изучения субъективных взглядов людей. Но выводы из данных, полученных методом опроса, не всегда соответствуют объективному положению вещей, иногда отражают лишь оценочные мнения опрашиваемых. Поэтому надежность полученной информации следует дополнительно уточнять и проверять другими методами: анализом документов, наблюдением, экспериментами, а также специальными приемами верификации.

Социологический опрос предполагает наличие анкеты или плана интервью, вкоторых на языке респондента сформулированы вопросы. Иногда используют вопросники (опросные листы), где лишь намечены основные направления беседы с респондентом, которые в процессе дальнейшего контакта с опрашиваемыми уточняются и конкретизируются. Такой подход применяется обычно в начале исследования, когда еще не сформулированы окончательные гипотезы.

Чтобы опрос состоялся, необходимо также присутствие анкетера или интервьюера,то есть социологов (или специально обученных представителей социологической группы), которые обеспечивают (контролируют) качество проводимой работы. И, наконец, третьим условием опроса можно назвать благоприятную ситуацию опроса,то есть ту обстановку, которая складывается из взаимодействия социолога с объектом исследования. Достоверная информация в результате опроса может быть получена лишь в том случае, если респондент сам пожелает быть искренним. Откровенность опрашиваемых зависит нередко от окружающих условий, способствующих или препятствующих сбору информации (неудобное место и время опроса, присутствие посторонних лиц, шум, холод, дождь и другие помехи). Важным фактором является продуманность задаваемых вопросов, точность и краткость формулировок с учетом половозрастных особенностей респондентов, уровня их культуры, образованности, психологического состояния на момент обследования.

Все перечисленное необходимо для обеспечения достоверности собираемой информации. Однако результат может оказаться отрицательным, если социолог, главная фигура в процедуре опроса, не будет соответствовать своему предназначению. Поэтому к социологу предъявляются особые требования:

- знание методики социологического опроса;

- осведомленность в характере и содержании исследуемой проблемы (проблемной ситуации);

- информированность о специфике объекта исследования, образе жизни респондентов, условиях их повседневной деятельности;

- общее представление о предмете, целях, задачах, гипотезах, предполагаемых результатах проводимого исследования (респондент часто задает вопросы; «Для чего это нужно?» и «Что изменится после его ответов?»);

- общее способность располагать к себе опрашиваемых, вызывать уних доверие; умение стимулировать желание респондентов к искренним ответам.

Социолог должен уметь:

- внимательно, с явным интересом выслушивать собеседника

- сдерживать себя, не демонстрировать раздражение неуважение к респонденту;

- быть гибким в ситуациях, связанных с изменениями обстановки; приспосабливаться к динамике настроений различных группах опрашиваемых;

- общаться «на равных», «вписываться» в исследуемый коллектив, не выделяться среди окружающих;

- выполнять работу без видимого напряжения, легко свободно

- технически грамотно, с учетом психологии респондентов, использовать вспомогательные устройства, приборы, механизмы (магнитофоны, видеокамеры, компьютер громкоговорители и т.п.);

- аккуратно, пунктуально, добросовестно выполнятьвсе задания, инструкции, правила опроса;

- творчески подходить к исследованию, оценке новых, н предусмотренных программой и инструкциями, но важных для исследования фактов, событий, явлений, адекватно их регистрировать в соответствующих дневнике (блокнотах) наблюдения;

- критически оценивать свои действия, ошибки, тактические промахи при проведении опросов; если нужно, исправлять, перестраивать, корректировать свое поведение;

- учитывать специфику различных видов и форм опрос уметь их параллельно использовать.

Среди основных видов опросов, применяемых в прикладном социологическом исследовании, выделяют: анкетные опросы; интервьюирование; экспертные опросы; социометрические опросы; тестирование.

Каждый из названных видов опроса отличается своими особенностями, используется с неодинаковой эффективностью в различных конкретных условиях в зависимости от характера объекта исследования, специфики задач и гипотез, сформулированных в процессе исследования и ряда других факторов, о которых пойдет речь ниже.

По степени формализации опросы подразделяются на:

- стандартизированные (по заранее подготовленным планам);

- свободные (нестандартизированные);

- комбинированные (сочетание названных выше).

Опросы также классифицируют по их целевой направленности:

- клинические (монографические) - опросы по широкому кругу вопросов;

- фокусированные - опросы по узкой, конкретной тематике;

- панельные - многократно проводимые опросы одних и тех же респондентов по одной и той же выборке, но через определенные промежутки времени (например, спустя год);

- трендовые - повторные опросы на одном и том же объекте исследования, но без сохранения выборки;

- сравнительные - опросы на разных объектах исследования, но по одной и той же методике.

Из всех видов опросов особенно часто в социологическом исследовании используются анкетные опросы.

Анкетный опрос.

Метод анкетного опроса предполагает сбор данных с помощью бланка анкеты (опросного листа, вопросника), включающего в себя набор вопросов, определенным образом организованных и адресованных респонденту. Предметом опроса выступают субъективно-оценочные мнения опрошенных по поводу мотивов их поведения, ценностных ориентации, фактов повседневной деятельности, отношения к внешней обстановке (окружающей среде). Виды анкетных опросов:

Раздаточный опрос - предполагает личный контакт социолога и респондента, когда анкета вручается опрашиваемому непосредственно анкетером; обеспечивает (в отличие от других видов анкетного опроса) высокий процент возврата анкет, возможность дополнительных пояснений, устранений в ходе опроса просчетов в методике, корректировке ошибок респондентов в понимании тех или иных формулировок анкеты. Недостаток этого вида опроса - в необходимости подготовки и использования большого числа анкетеров и связанные с этим высокие финансовые расходы.

Почтовый опрос - распространение анкет через отделения связи по почтовым адресам. Он позволяет избежать названных выше недостатков и отличается более высокой экономичностью. Его особенность - широкая «география», то есть возможность опрашивать респондентов, проживающих на большой территории. Недостатки метода: он характеризуется низкой репрезентативностью, поскольку возврат анкет обычно бывает невысоким, а значит, фактическая выборка не будет соответствовать расчетной. Повысить интерес опрашиваемых к этому виду сбора информации можно различными способами:

• предварительное информирование будущих респондентов о предстоящем опросе с помощью радио, телевидения, периодической печати;

• отправка анкет с оплаченным обратным ответом;

• повторная рассылка анкет по одним и тем же адресам («волновой» опрос);

• соответствующее обращение на официальном бланке авторитетной организации, заинтересованной в опросе;

• привлекательное оформлениетекстов анкет.

Прессовый опрос - публикация анкет в средствах массовой информации. Он отличается экономичностью (не надо отправлять социологов в командировки), оперативностью (газеты с анкетой прочтут на следующий день), возможностью одновременно опрашивать жителей как близлежащих, так и отдаленных населенных пунктов.

Этот вид анкетного опроса также характеризуется рядом недостатков: низким процентом возврата анкет, невысокой репрезентативностью, возможным влиянием на ответы других лиц, присутствующих при заполнении анкеты.

Составление любой анкеты - ответственное и трудное дело. Работа по проектированию вопросника начинается с эмпирической интерпретации основных понятий, поиска необходимых эмпирических индикаторов и показателей. Процедура операционализации понятий проверяется выводами (следствиями) из ранее сформулированных рабочих гипотез.

Каждый вариант ответа в любом вопросе анкеты - это уже предположение о возможных связях, отношениях, характеризующих объект исследования. Поэтому анкета - это способ выражения рабочих гипотез исследования в форме вопросов и ответов.

Разрабатывая анкету, важно четко ограничить количество проблем (задач), включаемых в содержание вопросника. Анкета должна быть посвящена конкретной теме, быть свободной от «лишних», второстепенных вопросов. По структуре анкеты могут быть самых различных видов и форм. Основные частианкеты:

1. Вводная часть, в которой указывается: кем и с какой целью проводится анкетирование, какова цель опроса, как заполняется и как возвращается заполненная анкета.

2. Целевые вопросы, которые по своему назначению, в свою очередь, можно подразделить на три категории:

а) контактные вопросы- их цель - привлечь внимание респондентов к опросу;

б) основные опросы - получение главной информации, соответствующей задачам исследования;

в) заключительные вопросы - снимают психологическое напряжение у респондента, формируют удовлетворение и уверенность в полезности проведенного опроса.

3. Паспортичка - содержит вопросы, ориентированные на выяснение социально-демографической структуры опрошенных (пол, возраст, образование и т.д.).

По отношению к цепи исследования вопросы могут быть:

- программные (основные, тематические), по которым делаются выводы и обобщения;

- процедурные (функциональные, контактные), которые стимулируют ход опроса. По уровню стандартизации вопросы, включаемые в анкету, могут быть:

1) закрытые (приводится полный перечень возможных вариантов ответов);

Например: «Часто ли ты куришь?»

1.Не более 5 сигарет в день; 2. 6-10 сигарет в день; 3. 10 - 20 сигарет в день; 4. Более пачки ежедневно (свыше 20 сигарет); 5. Не курю вовсе; 6. Затрудняюсь ответить.

2) открытые вопросы (варианты ответов отсутствуют, респондент сам их формулирует);

Например: «При каких обстоятельствах Вы впервые закурили?» Напишите свой ответ.

3) полузакрытые (полуоткрытые) - синтез двух предыдущих типов (варианты ответов имеются, но можно дописать и иные ответы): «Что тебе нужно, чтобы бросить курить ?» (Возможно несколько ответов): 1.Помощь врачей; 2.Точные знания о вреде курения; 4. Изменение образа жизни; 4. Дефицит сигарет; 5. Занятие физкультурой и спортом; 6. Специальные лекарства, препараты; 7. Поддержка психотерапевта; 8. Иглоукалывание; 9. Помощь экстрасенса; 10. Нужно желание бросить; 11. Брошу, если заболею; 12 Что еще? (напишите):__________

Вопросы могут быть прямыми: «Почему ты начал курить?» или косвенными: «Как ты считаешь, почему школьники начинают курить, понимая, что это вредно?». Недопустимо требовать прямых ответов на вопросы, которые могут показаться респонденту социально неприемлемыми. В этих случаях уместны только косвенные вопросы.

Выделяют вопросы по их функциональной специфике:

- вопросы-фильтры (их назначение - отделить часть респондентов по тому или иному признаку от общего массива респондентов);

- контрольные вопросы (для проверки устойчивости ответов);

- наводящие вопросы (уточнение смысла основного вопроса).

Если в анкете содержатся готовые варианты ответов, они могут формулироваться в различных формах:

- Ответы типа «да - нет». Например: «Курение вредно для здоровья?» 1.Да; 2 Нет; 3. Затрудняюсь ответить.

- Альтернативные ответы (с взаимоисключающими вариантами): «Когда ты впервые закурил (а)?» 1. Мне еще не было 10 лет; 2. В 10-13 лет; 3. В 14-16 лет; 4. После 16 лет; 5. Никогда не курил (а); 6. Затрудняюсь ответить.

- Ответы- «меню» (поливариантные), когда респондент выбирает из набора ответов не один, а несколько: «В чем, на твой взгляд, наибольший вред от курения?» (Возможно несколько ответов): 1. Это одна из причин рака; 2. Более вероятен инфаркт; 3. Табачный дым вреден при беременности; 4. Дети, родившиеся у курящих, могут отставать в развитии; 5. Курение ведет к неврозам, плохому сну; 6. Возможно нарушение половых функций; 7. Ухудшается память; 8. Снижается интеллект; 9. Трудно заниматься спортом; 10. Вредно для окружающих; 11. Значительные расходы; 12. Что еще? (укажите): ______________

- Ответы-диалоги (составляются из высказываний воображаемых участников): «Одни считают, что курить нельзя, это вредно, другие, что это не опасно, третьи относятся безразлично. А ваше мнение? (Напишите): _____________________»

- Шкальные ответы (предполагают оценки по пятибалльным или иным шкалам).

Приконструировании анкеты важно соблюдать логические критерии анализа вопросов: решает ли данный вопрос задачи исследования; будет ли получена информация фактически; однозначно ли будет понят вопрос всеми респондентами; не подсказывает ли формулировка вопроса уже готовый ответ; нет ли в шкалах смещений в сторону положительных или отрицательных ответов; достаточно ли полный набор вариантов ответов предусмотрен в блоке; учитывается ли специфика лица, которому адресован вопрос?

Кроме логических критериев, анкета должна отвечать ряду социально-психологических требовании: соответствует ли язык и стиль анкеты уровню культуры и образования опрашиваемых; нет ли в анкете сложных и непонятных респондентам терминов и выражений; учитывают ли вопросы компетентность опрашиваемых; доступны ли пониманию респондентов применяемые в анкете шкалы; не прослеживаются ли завышенные представления о памяти опрашиваемых; соблюдается ли анонимность опроса; не вызовет ли вопрос отрицательной эмоциональной реакции; не провоцирует ли вопрос стандартного стереотипного ответа; не слишком ли велика по объему анкета.

Игнорирование приведенных выше факторов, обеспечивающих качество опроса, приводит нередко к трудно поправимым негативным последствиям: много вопросов анкеты остаются без ответов; большой процент ответов типа «не знаю» и «затрудняюсь ответить»; анкета заполняется небрежно, много неточностей и противоречий в ответах; ответы заимствуются у других респондентов, находящихся рядом и отвечающих на аналогичные вопросы; частые отказы от участия в опросе; респонденты заполняют анкету, но без интереса; опрашиваемые отвлекаются от темы опроса, увлекают анкетера второстепенными рассуждениями; анкета остается недозаполненной из-за слишком высокой продолжительности опроса.

Избежать подобных ошибок в определенной мере можно за счет более детального инструктирования социологов. Инструкция анкетеру должна включать в себя: правила отбора респондентов, способы замены отсутствующих или отказавшихся участвовать в опросе; рекомендации по установлению психологического контакта с респондентами; способы привлечения внимания респондентов к проводимому исследованию; правила начала и завершения беседы; порядок сдачи заполненной анкеты.

В инструкции рекомендуется отражать и более конкретные советы анкетеру, обеспечивающие благоприятную ситуацию опроса. Например: представиться, сообщить респондентам о цели опроса, его полезности для опрашиваемых; привлечь внимание к особенностям выборки, которая носит случайный для опрашиваемых характер; обеспечить условия анонимности опроса, заверить респондентов в неразглашении их индивидуальных ответов; рассказать о порядке заполнения вопросника и способах его возврата после завершения опроса; проявлять внимание к респондентам, быть вежливым, энергичным, уверенным в себе, стараться вызвать к себе симпатии и доверие.

Ситуация опроса, его психологический фон во многом зависят от содержания и формы используемого бланка вопросника. Это также должен иметь в виду анкетер и вовремя корректировать допущенные просчеты, обращая особое внимание на следующее: среди вопросов не должны быть такие, которые принуждают респондентов к социально-неприемлемым ответам; в формулировках вопросов и вариантов ответов следует учитывать образовательный и культурный уровень всех респондентов, включенных в выборку исследования; вопросы должны быть составлены на языке обыденного общения, быть нейтральными, не навязывать ответы, не быть множественными (когда в одном вопросе фактически содержится несколько); в том случае, если вопрос закрытый, в него необходимо включать все без исключения варианты ответов; количество вариантов ответов «за» и «против» нужно примерно уравновешивать; следует иметь в виду, что первые варианты ответов в «вопросах-меню» отмечаются чаще, чем последние; необходимо контролировать эту тенденцию путем дополнительных вопросов и вариантов ответов, поставленных в иной последовательности. Эти требования важны не только для анкетного опроса. Их необходимо учитывать и при других видах опроса, особенно таких, как интервьюирование, экспертный опрос, тестирование.

Интервьюирование

Социологическое интервьюирование не только расширяет возможности сбора более точной и достоверной информации, но и позволяет глубже проникнуть в проблему исследования.

Метод интервью предполагает сбор социологических данных путем непосредственного общения (беседы) социолога с респондентом. Преимущества интервью: дает возможность уточнять ответы респондентов с помощью дополнительных вопросов; сокращает количество пропусков ответов за счет контроля со стороны социолога; поставляет дополнительную информацию, не предусмотренную планом интервью, но полезную для решения задач исследования; позволяет контролировать искренность ответов психологическими методами; предоставляет широкие возможности для сочетания интервью с другими методами сбора информации (например, наблюдением, анализом документов).

Недостатки интервью: трудности в решении проблемы анонимности опроса; значительные материальные и временные затраты; сложность подбора и обучения большого количества интервьюеров.

Качество интервью связано с правильным выбором адекватной формы (соответствующего вида) беседы.

Экспертный опрос

Разновидностью интервью могут быть беседы со специально подобранными экспертами. Не исключен и анкетный опрос экспертов.

Говоря об экспертном опросе, обычно имеют в виду опрос компетентных лиц, специалистов в определенных область знаний или официальных представителей, имеющих опыт общения в исследуемом коллективе.

Не обязательно, например, опрашивать всех учащихся школы, чтобы узнать об их успеваемости по математике или другим дисциплинам. Достаточно поговорить на эту тему с учителями. Может даже оказаться достаточной одна беседа с директором, который, скорее всего, владеет подобной информацией.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 941; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.56 (0.031 с.)