Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Российская и советская социологияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Процесс самоопределения социологии в России завершился, как и на Западе, к началу 20-х годов XX века. Можно выделить три этапа развития социологии в России. Первый этап - 1860-1890-е годы XIX века. В 1859 году выходят две работы П. Л. Лаврова (1823- 1900): «Механическая теория мира» и «Очерки теории личности», написанные в русле позитивизма. На рубеже 60-70-х годов появляются первые собственно социологические работы Н. К. Михайловского (1824-1904), написанные в рамках методологии позитивизма. В 1897 году вышел в свет первый обзор по социологии на русском языке (Н. И. Кареев. «Введение в изучение социологии»), в библиографии которого из 880 работ русским ученым принадлежало 260. Второй этап - 1890 - 1900 годы. Складывается ряд школ и направлений русской социологии. Географическое представлено Л. И. Мечниковым(1833 - 1888) и А. П. Щаповым (1831 - 1876). Мечников в своей работе «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» объяснил неравномерность общественного развития влиянием географических условий, главным образом водных ресурсов и путей сообщения. Именно эти факторы и определяют основную тенденцию развития человечества - от деспотии к свободе, от примитивных форм организации жизни к экономическим и социальным достижениям, покоящимся на кооперативных формах хозяйствования. Второе направление - органическая школа, которая представлена Е. В. де Роберти (1843-1915), А. И. Строниным (1827-1889), П. Ф. Лилиенфельдом (1829-1903),Я. А. Новиковым (1830-1912). В основе теории де Роберти лежало понятие «надорганическое», которое проходит в своем развитии две стадии - простых психофизических отношений и психологических взаимодействий, которые подразделяются на четыре группы - науку, философию (религию), искусство и практическую деятельность, под которой понимается поведение людей в технике, экономике, праве и политике. Третье направление - социолого-юридическое. Его представители: Н. М. Коркунов (1853 - 1904), Л. И. Петражицкий (1867 -1931), П. И. Новгородцев (1866 - 1924), Б. А. Кистяновский (1868 - 1920), Б. Н. Чичерин (1828 - 1904). Их интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве. Четвертое направление - субъективная школа, самое заметное явление в российской социологии, которую создали П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский и Н. И. Кареев. Индивид, как утверждал Лавров, является единственной реальной движущей силой общества, потому что социология - наука, исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями. Михайловский исходил из необходимости спасения индивида от разрушительного воздействия социального контроля, придавал большое значение взаимодействию человека и общества. Кареев особое внимание уделял роли индивида в истории. В целом субъективизм ориентировался на изучении человека в его специфическом социальном измерении. Пятое направление - марксистская школа в социологии. К ней относятся М. И. Туган-Барановский (1865 - 1919), А. А. Богданов (1873 - 1928), Г. В. Плеханов (1856 - 1918), В. И. Ленин (1870 - 1924) и отчасти, до определенного времени, П. Б. Струве (1870 - 1944),С. Н. Булгаков (1871 - 1944) и Н. А. Бердяев (1874 - 1948), хотя каждый из них по-своему излагал свои взгляды. Так, Богданов отстаивал тесную и близкую связь социологии с биологией, разрабатывал проблемы социальной адаптации. Туган-Барановский создал учение о пяти основных группах интересов человека. Плеханов в наиболее полном виде изложил марксистскую теорию общественного развития. Идеи Ленина в социологии связаны с развитием учения Маркса о классах, классовой борьбе народных масс в истории, соотношении диктатуры и демократии. Для второго этапа развития социологии в России наиболее характерна острая критика позитивизма. Ведущей социологической школой становится неоконтианство. П. Ф. Лилиенфельд, М. М. Ковалевский и П. А. Сорокин избирались президентами Международного института социологии. В 1901 году М. М. Ковалевский и Е. В. де Роберти создали в Париже «Русскую школу общественных наук», где обязательным предметом изучения была социология. Однако по требованию правительства России школа была закрыта. Вместе с тем по личному разрешению Николая II в Петербурге в 1908 году был открыт частный Психоневрологический институт во главе с академиком В. М. Бехтеревым с первой социологической кафедрой, которую возглавил М. М. Ковалевский, затем Е. В. де Роберти, позднее - П. А. Сорокин и К. М. Тахтарев. Кафедра, в частности, подготовила четыре выпуска сборника «Новые идеи в социологии». Некоторые российские социологи приобрели мировую известность. Это - Н. Я. Данилевский (1822-1885), М. М. Ковалевский (1851-1916), который подготовил создание первого в России социологического общества, и П. А. Сорокин (1889 - 1968). Данилевский использовал системный подход, учитывающий пси-хоэтногеографические, антропологические, социальные, территориальные и другие признаки культурно-исторических типов. В определенной мере системный подход в социологии применял и Ковалевский, утверждая, что не существует единого определяющего социального фактора. Гораздо дальше пошел Сорокин, который предложил и обосновал понятийный аппарат социологии: социальное явление, социальный контроль, социальное поведение, исторический прогресс и его тенденции. Кроме того, Сорокин разработал теорию социальной стратификации и социальной мобильности. Начало XX века - третий этап в развитии русской социологии. Ведущей школой этого этапа становится неопозитивизм (П. А. Сорокин, К. М. Тахтарев). Одновременно оформляется своеобразная «христианская социология» в русле религиозной философии (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк). В рамках марксизма, с одной стороны, усиливается вульгаризация и политизация социальной теории (В. И. Ленин), с другой - выделяется направление, стремящееся соединить марксистские идеи с современной наукой (А. А. Богданов). Нарастает процесс организационного оформления социологии: 1912 год - открыта социологическая секция при историческом факультете Петербургского университета; 1916 год - учреждается русское социологическое общество имени М. Ковалевского; 1917-й - вводится научная степень по социологии, образуются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах; 1920-й - в Петроградском университете открывается первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением во главе с П. А. Сорокиным. Следует отметить, что в первые годы советской власти социологи немарксистской ориентации издали ряд монографий и учебных пособий. Важным событием стал выход в свет работы Сорокина «Система социологии». Однако с критикой Сорокина выступил В. И. Ленин. Это послужило началом свертывания немарксистской социологии. Осенью 1922 года многие ведущие обществоведы, включая П. Сорокина, были высланы из страны. В конце 1922 года закрываются кафедры общей социологии во всех центральных университетах, журналы «Мысль», «Экономист», а к концу 1924 года - все немарксистские журналы. В принципиально иной ситуации оказалось марксистское направление в социологии. Социальными исследованиями было поручено заниматься Институту красной профессуры в Москве (1921), Научно-исследовательскому институту в Петрограде (1922), Социалистической академии общественных наук (1918), преобразованной в 1924 году в Коммунистическую академию. В 1922 - 1924 годах созданы коммунистические университеты в Харькове, Омске, Казани, Смоленске, Ростове-на-Дону. С 1922 года начал выходить «Вестник коммунистической академии», в 1925 году при Комакадемии было образовано общество статистиков-марксистов (С. Г. Струмилин, М. Н. Фалькнер-Смит). С середины 20-х годов стали создаваться кафедры марксизма-ленинизма во всех вузах страны. В конце первого послеоктябрьского десятилетия прекратили деятельность Философское общество, Большая академия духовной культуры, Социологическое общество. Первой после 1917 года собственно марксистской работой по социологии стала книга Н. И. Бухарина «Теория исторического материализма» (1922), получившая разгромную критику со стороны Сорокина. Именно в 20-е годы в марксистской литературе прочно утвердился термин «социология». Тем не менее, Компартия в 30-е годы объявила социологию враждебной марксизму лженаукой. «Второе рождение» советской социологии в 60-е годы происходило в искусственно созданной ситуации ее идеологического неприятия. КПСС во второй раз объявила социологию буржуазной лженаукой. Первое упоминание о социологии как науке в этот период относится к 1955 году, когда академик В. С. Немчинов охарактеризовал ее как одну из отраслей философского знания, предметом которой является развитие общества. В 1965 году социология определяется как наука о законах и движущих силах развития общества. Официально действует установка: социология является эмпирической, прикладной дисциплиной, то есть могут проводиться социологические исследования, но нет теоретической социологии. В подтверждение в 1966 году издается двухтомник «Социология в СССР», построенный на данных эмпирических исследований. В эти же годы в СССР воссоздаются социологические учреждения: отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатория социсследований при Ленинградском госуниверситете. В 1962 году была основана Советская социологическая ассоциация. В 1969 году на базе отдела социсследований Института философии был создан Институт конкретных социальных исследований (с 1972 - Институт социологических исследований, с 1990 - Институт социологии АН СССР). Были также организованы отделы социологических и социальных исследований во Всесоюзном институте системных исследований, Институте экономики и организации промышленного производства (Новосибирск), Институте социально-экономических проблем (Ленинград), Институте Уральского научного центра (Свердловск), Институте международного рабочего движения (Москва). Тем не менее, еще дважды - в начале 70-х и начале 80-х - социология после соответствующих постановлений ЦК КПСС подвергалась идеологическому прессингу вплоть до ликвидации действующих исследовательских подразделений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.81.47 (0.007 с.) |