Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная зарубежная социология

Поиск

Современная зарубежная социология - это многообразие концепций и теорий. Поэтому мы рассмотрим только некоторые из них, наиболее известные и теоретически оформленные.

Структурный функционализм и примыкающие к нему теории. Наиболее полно основы этой концепции изложены Толкоттом Парсонсом (1902 - 1971). Базовой в ней является идея «социального порядка», которая олицетворяет стремление поддержать равновесие системы, согласовать между собой ее различные элементы, добиться согласия между ними. Эти представления долго доминировали в западной социоло­гии, иногда под несколько другими названиями, например, структурализм во Франции, который развивали М. Фуко (1926 - 1984), К. Леви-Строс. Основной подход этой теории состоит в определении частей общества, выявлении их функций в таком их объединении, которое складывается в картину общества как органического целого. Т.е. рассматривали общество как систему элементов (классов и институтов), каждый из которых должен выполнять свою функцию. При нарушении согласованности в системе - необходимы реформы. Таким образом, по их мнению, общество развивается.

Развить структурный функционализм был призван неофункционализм. Т. Парсонс в совместной с Э. Шилзом работе «К общей теории действия» осуществил сдвиг от анализа структур к анализу функций. Кроме того, он обратился к проблеме человека и попытался объяснить процесс усложнения социальных систем через всевозрастающую дифференциацию функций, выполняемых индивидом в системе.

Р. Мертон пытался преодолеть метафизичность структурно-функ­ционального подхода. Он создал теорию социальных изменений путем введения понятия «дисфункция», то есть заявил о возможности отклонения системы от принятой нормативной модели. Таким образом, Мертон пытался ввести в функционализм идею изменения, но он ограничил изменения «средним» уровнем - уровнем конкретной социальной системы. Мертон обосновал и ввел в оборот понятие «теория среднего уровня».

Теории социального конфликта. Эти теории возникли как критика структурного функционализма. В основе развития, как утверждал Ч. Р. Миллс (1916-1962), лежит конфликт, а не конформность, согласие, интеграция. Общество всегда находится в состоянии нестабильности, потому что в нем идет борьба между различными социальными группами. Миллс утверждал, что высшим проявлением этого конфликта является борьба за власть.

Р. Даренфорд также считает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, и это происходит не только в открытой форме. По его мнению, в основе конфликта лежат не экономические, а политические причины. Источником конфликтов является так называемый политический человек.

Л. Козер определяет социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за власть, за изменение социального статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей.

Бихевиоризм. Эта теория на первое место поставила сознательную человеческую деятельность, необходимость изучения межличностного взаимодействия в отличие от структурного функционализма. Другая особенность - опора на изучение конкретного состояния человеческих отношений в рамках определенных социальных институтов. Бихевиоризм существует в основном в виде двух основных социологических теорий - теории социального обмена и теории символического интеракционизма.

Теория социального обмена. Наиболее яркие ее представители - Дж. Хоманс и П. Блау - исходят из приоритета человека, а не системы. Они утверждают, что первостепенны психические качества человека, так как для объяснения поведения людей нужно знать душевное состояние индивидов. Главное в теории социального обмена состоите том, что, так как люди постоянно желают иметь вознаграждения (одобрение, уважение, статус, практическую помощь) за многие свои действия, они их могут получить, только вступая во взаимодействие с другими людьми, хотя это взаимодействие не всегда будет равным и удовлетворяющим всех участников.

Символический интеракционизм. Понятие «символический интеракционизм» ввел Г. Блумер (1900 - 1987), который развил теорию, созданную Дж. Г. Мидом (1863 - 1931), и продолжил традиции Чикагской школы социологов.

Символические интеракционисты исходят из того, что социальный процесс сосуществования создает и подчеркивает правила, а не наоборот - лишь правила создают и поддерживают интеракции. Уже существующие правила должны в каждой новой ситуации интерпретироваться участниками действия и адаптироваться к данной конкретной ситуации. Так, Мид сосредоточил свое внимание на исследовании процессов «внутри» поведения как целого. Согласно же Блумеру символический интеракционизм основывается на трех предпосылках:

1. Субъекты действуют на основании значений, которые имеют предметы, люди или ситуации для совершающих действие.

2. Значение возникает в процессе социального взаимодействия.

3. Значение применяется и модифицируется в процессе интерпретации, идущем между осуществляющим действие и окружающим миром.

Наиболее же оригинальным представителем символического интеракционизма считают И. Гоффмана (1922 - 1982). Для него характерно Представление о деятельности как совокупности социальных ролей, которая осуществляется в виде языковых и других символов, что послужило основанием для наименования этого направления как «ролевая теория».

Феноменологическая социология. Особенность этой социологической теории заключается в том, что она свое начало берет от философской концепции феноменологического направления Э. Гуссерля. На основе этой теории возникла «социология обыденного сознания», обоснованная в трудах австрийского философа А. Шюца (1899 - 1959).

У феноменологов социальная реальность «конструируется» посредством образов и понятий, выражаемых в коммуникации. Социальные события, по их мнению, лишь кажутся объективными, тогда как в действительности они предстают как мнения индивидов об этих событиях. Поскольку же именно мнения образуют социальный мир, постольку понятие «значение» оказывается в центре этой теории. Если в объективно ориентированной социологии значение отражает некие определенные связи реального мира, то в феноменологической - оно выводится целиком из сознания субъектов.

В рамках феноменологической концепции сложились две крупнейшие школы - социология знания и этнометодология. Социология знания прежде всего представлена работами П. Бергера и Т. Лукмана, стремившихся обосновать необходимость «узаконения» символических универсалий общества, ибо внутренняя нестабильность человеческого организма требует «создания самим человеком устойчивой жизненной среды».

Г. Гарфинкель - один из самых ярких представителей этнометодологии. Он называет предметом этнометодологии рациональные свойства (формальные структуры), методы (отсюда этнометодология) практических действий, или, иначе, - методы, которые используют члены общества, чтобы совершать обыденные действия. Научные методы и теории являются частью «обыденных теорий» и методов обыденного знания, которые люди используют в своих практических действиях. Программное положение Гарфинкеля состоит в том, что черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении. В соответствии с этим основная задача социологии - выявление рациональности обыденной жизни, которая противопоставляется научной рациональности. По мнению ученого, нужно концентрировать внимание на исследовании единичных актов социального взаимодействия, отождествляя его с речевой коммуникацией.

Таким образом, современная зарубежная социология представлена различными направлениями. Сегодня большее значение имеют те из них, которые связаны с критикой функционализма. Здесь наиболее заметной фигурой был М. Фуко. Все более популярным вариантом социологического мышления становится теория рационального выбора, которую предложил американский социолог Коулман. Понятие системы им отрицается, главное внимание сосредоточивается на понятиях ресурсов и мобилизации. В какой-то мере теории рационального выбора придерживается и М. Крозье, развивающий рационалистические традиции. Он разрабатывает теорию социального деятеля в рамках организации. В этом же ключе работает и Ж. Сапир.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.239.189 (0.007 с.)