Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 11. Виды и типы социологического исследования↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социологические исследование как средство познания социальной реальности. Характерные особенности социологического исследования, его структура, функции и виды. Основные компоненты социологического исследования: методология, метод, методика, техника и процедура. Методы сбора первичной социологической информации: наблюдение, анализ документов, опрос, эксперимент. Количественные и качественные методы, их соотношение. Выборочный метод и его использование. Репрезентативность выборки. Методы анализа социологической информации. Теоретическая и эмпирическая модели объекта и их использование в процессе анализа. Программа социологического исследования – основной научно-методический документ организации и проведения исследования. Структура программы: теоретико-методологическая и методико-процедурная части. Измерения социальных явлений. Подготовка отчета о результатах исследования и прогнозирование развития исследуемого объекта. Социологическое моделирование как метод исследования социальных и экономических отношений и процессов. Проведение социологических исследований в Республике Беларусь как выполнение социального заказа государства для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.
*В зависимости от профиля вуза и специальности выпускников кафедра выбирает для изучения одну-две из специальных либо отраслевых теорий, которые соответствуют профессиональным интересам студентов.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Бабосов, Е.М. Общая социология. Учеб. пособие. Минск, 2006. Бабосов, Е.М. Социология личности, стратификации и управления. Минск, 2006. Бабосов, Е.М. Социально-стратификационная панорама современной Беларуси. 2-е изд. Минск, 2004. Бабосов, Е.М. Социология управления: Учеб. пособие для вузов. – Минск, 2002. Бабосов, Е.М Конфликтология. Учеб. пособие. – Минск, 2000. Бабосов, Е.М. Прикладная социология. Учеб. пособие для вузов. – Минск, 1999. Бабосов, Е.М. Социология. Общая социологическая теория. – Учеб. пособие для вузов. – Минск, 1998. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование. Курс лекций.– М., 2002. Гидденс, Э. Социология. – М., 2004. Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. – М., 2005. Данилов, А.Н. Переходное общество: Проблемы системной трансформации. – Минск, 1997. Данилов, А.Н. Власть и общество: поиск новой гармонии. – Минск, 1998. Дарендорф, Р. Тропы из утопии. Работы по теории и истории социологии. М., 2002. История социологии: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. А.Н. Елсукова. – Минск, 1997. История социологии. Учебник / Под общ. ред. В.И. Добренькова. – М., 2004. Лапин, Н.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М., 2006. Оперативные социологические исследования: методика и опыт организации / Под ред. Д.Г. Ротмана, А.Н. Данилова, Л.Г. Новиковой. – Минск, 2001. Соколова, Г.Н. Экономическая социология. Учебник для вузов. Издание 2-е, перераб. и доп. – Москва; Минск, 2000. Соколова, Г.Н. Социология труда. Учебник для вузов. – Минск, 2002. Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. Учеб. пособие / Под ред. В.А. Ядова. – М., 2005. Социологическая энциклопедия / Под общ. ред. А.Н. Данилова. – Минск, 2003. Социология: Учеб. пособие для вузов / Под общей редакцией А.Н. Елсукова. – Мн., 2004. Титаренко, Л.Г. Ценностный мир современного белорусского общества: гендерный аспект. – Минск, 2004. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества. – М., 2005. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 1998. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Андреева, Г.М. Социальная психология. – М., 1997. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. – М., 2004. Вебер, М. Избранное. Образ общества. – М., 1994. Дарендорф, Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. – М, 2002. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 1990. Заславская, Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. Учеб. пособие. – М, 2004. Зборовский, Г.Е. История социологии. Учебник для вузов. М., 2004. Зиммель, Г. Избранное. – М., 1996. Ионин, Л.Г. Социология культуры. – М., 1996. Козер, Л.А. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте. – М., 2006. Кравченко, А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. – М., 2002. Левада, Ю. А. От мнений к пониманию. Социологические очерки. 1993–2000. – М., 2000 Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. – М., 1999. Парсонс, Т. О структуре социального действия. – М., 2000. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. – М., 1999. Римашевская, Н.М. Человек и реформы: Секреты выживания. – М., 2003. Рубанов, А.В. Механизмы массового поведения. – Минск, 2000. Руткевич, М.Н. Социология образования и молодежи: Избранное (1965–2002). – М., 2002. Современная западная социология: Хрестоматия. Учеб. пособие для вузов / Авт.-сост. Г.Н. Соколова, Л.Г. Титаренко. – Минск, 2008. Сорокин, П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992. Стиглиц, Дж. Ю. Глобализация: тревожные тенденции. – М., 2003. Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. – М., 2004. Шавель, С.А. Методологические основы оценки кадров в контексте инновационного развития // Социология. – 2007. – № 3. – С. 69–87. Шахотько, Л.П. Комплексная оценка демографической ситуации в Республике Беларусь с позиций обеспечения устойчивого экономического роста // Социология. – 2007. – № 3. – С. 129 –134. Экономико-социологический словарь / Под ред. Г.Н. Соколовой. – Минск, 2002. Ядов, В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций: Курс лекций. – СПб., 2006. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1.
Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы
1. Почему и когда возникает социология как специфическая отрасль научного знания? 2. Что такое социология и каковы ее функции? 3. В чем отличие социологии от других общественных наук? 4. Когда возникает социология как самостоятельная наука в Беларуси? 5. Что представляют объект и предмет изучения социологии? 6. В чем заключается специфика определения объекта социологии, исходя из многообразия существующих теоретических парадигм? 7. Как определить предметную область социологии? 8. Дайте определение понятия “социальное” и его роль в социологическом познании. 9. Почему социологию называют междисциплинарной наукой? 10. Какую роль в общественном развитии играет социология? 11. Каковы социологические воззрения К.Маркса, Э.Дюркгейма, М.Вебера? 12. В чем заключаются основные принципы позитивизма и неопозитивизма? 13. В чем состоят особенности русской и белорусской социологической мысли конца XX – начала XXI вв.? 14. Какие основные социальные общности входят в социальную структуру современного белорусского общества? 15. Как можно определить понятие «социальный институт»? 16. Что такое социализация личности, какие институты участвуют в этом процессе? 17. Почему в обществе существуют механизмы социального контроля? 18. Какова социальная природа конфликта? 19. Дайте классификацию социальных конфликтов современного этапа развития общества. 20. Какие направления развития существуют в современной социологии? 21. В чем проявлялось состояние кризиса социологии в конце XX в.? 22. Какие основные роли социология может выполнять в современном белорусском обществе? 23. Какие методы социологических исследований наиболее часто используются в социально-политической и экономической практике? 24. Каким образом можно использовать данные социологии для принятия научно обоснованных управленческих решений? 25. В чем состоят особенности прогнозирования в социологии? Чем социальное прогнозирование отличается от прогнозирования природных процессов?
Приложение 2 Рекомендуемый диагностический инструментарий
Для осуществления контрольно-оценочной деятельности рекомендуется использовать инструментарий, предусматривающий разноуровневый характер обучения и применяемый комплексно. В качестве одного из элементов, рекомендуемого для выявления уровня учебных достижений студента, используются критериально-ориентированные тесты. Они представляют собой совокупность тестовых заданий закрытой формы с одним или несколькими вариантами правильных ответов; заданий на установление соответствия между элементами двух множеств с одним или несколькими соотношениями и равным или разным количеством элементов в множествах; заданий открытой формы с формализованным ответом; заданий на установление правильной последовательности. Для измерения степени соответствия учебных достижений студента требованиям образовательного стандарта также рекомендуется использовать проблемные, творческие задачи, предполагающие эвристическую деятельность и неформализованный ответ. Особое внимание при диагностики учебных достижений студента следует уделить оценке степени сформированности социально-личностных компетенций, которые обеспечивают самоопределение выпускников высшей школы как граждан Республики Беларусь в условиях современного общества. Данные компетенции представлены следующими способами деятельности: – компетенции культурно-ценностной и личностной ориентации связаны с умением формулировать собственные мировоззренческие принципы с учётом системы ценностей, общепринятых в современном белорусском обществе; соотносить перспективы личностной жизнедеятельности с перспективами развития белорусского общества; – компетенции гражданственности и патриотизма проявляются в готовности своей профессиональной деятельностью содействовать укреплению Республики Беларусь; оценивать актуальные проблемы развития белорусского общества на основе знания эволюции исторических явлений и соотнесения их с современностью; осуществлять мировоззренческий выбор с учётом знания основ идеологии белорусского государства; – компетенции социального взаимодействия предусматривают умение обосновать своё отношение к социальным нормам и ценностям на основе ориентации в социокультурном опыте белорусского общества. Кафедра вуза имеет право определять виды и периодичность осуществления контрольно-оценочной деятельности сучетом модульной структурыпостроения программы.
Приложение 3
Образцы разноуровневых контрольных заданий
Контрольные задания предполагают проверку различных аспектов знаний, глубину понимания материала студентами, их умение творчески применять полученные знания к анализу практики белорусского общества. Они представлены двумя типами заданий, выбор которых определяется как уровнем подготовки студентов, так и профилем вуза, интересами студентов.
Раздел 1 Теория и история социологической науки (а) Виды тестовых заданий, предполагающие воспроизводящую алгоритмическую деятельность и формализованный ответ студентов 1. Определите правильную последовательность возникновения в социологии различных теорий: А/ эволюционная теория Г. Спенсера; Б/ теория социального действия М. Вебера; В/ теория социальной мобильности П. Сорокина; Г/ теория габитуса П. Бурдье. 2. Соотнесите элементы двух множеств: 1/ социология конфликта А/ Э. Гоффман 2/ драматургический анализ Б/ Л. Козер 3/ неомарксизм В/ Т. Адорно 4/ теория обмена Г/ Дж. Хоманс
3. Определите правильную последовательность возникновения в социологии различных концепций феномена культуры: А/ как специфического способа человеческой деятельности, включающего в себя систему внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется, координируется и реализуется активность людей в обществе (Э.С. Маркарян); Б/ как процесса воспитания и обучения человека (Цицерон); В/ как исторического развития человеческой духовности (И. Кант); Г/ как автономных систем ценностей и идей, определяющих тип социальной организации (М. Вебер); Д/ как совокупности произведений, созданных человеком в процессе труда в ходе добывания средств для удовлетворения потребностей (Я. Щепаньский).
4. Назвать элементы теорий социализации личности у Т.Парсонса, Дж. Мида, П.Бергера, В.А.Ядова. (б) Проблемные, творческие задачи, предполагающие эвристическую деятельность и неформализованный ответ студентов 5. Охарактеризуйте причины и предпосылки возникновения научной социологии в начале XIX века. 6. Составьте сравнительную таблицу развития позитивистской социологии в Западной Европе и России в середине – конце XIX века. Сделайте вывод о сходстве и различии этих направлений в развитии позитивизма. 7. Определите, в чём заключались особенности развития социологии в СССР в XX в., по сравнению со странами Западной Европы. 8. Какой вклад в развитие социологии внесли российские ученые в последние десятилетия? Назовите крупнейших российских социологов. 9. Какие основные направления социологии развивались в последние десятилетия белорусскими учеными? Назовите ведущих белорусских социологов. 10. Проанализируйте соотношение понятий «ценность» и «ценностная ориентация». Сделайте вывод о взаимосвязи феноменов, обозначаемых данными понятиями. 11. Определите основные критерии экономической, социальной и профессиональной стратификации. Рассмотрите формы проявления каждого из видов стратификации, дайте примеры, опираясь на материалы развития современного белорусского или российского общества.
Раздел 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.240 (0.009 с.) |