Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Виды и типы социологического исследования

Поиск

 

Социологические исследование как средство познания социальной реальности. Характерные особенности социологического исследования, его структура, функции и виды. Основные компоненты социологического исследования: методология, метод, методика, техника и процедура. Методы сбора первичной социологической информации: наблюдение, анализ документов, опрос, эксперимент. Количественные и качественные методы, их соотношение. Выборочный метод и его использование. Репрезентативность выборки. Методы анализа социологической информации. Теоретическая и эмпирическая модели объекта и их использование в процессе анализа.

Программа социологического исследования – основной научно-методический документ организации и проведения исследования. Структура программы: теоретико-методологическая и методико-процедурная части. Измерения социальных явлений. Подготовка отчета о результатах исследования и прогнозирование развития исследуемого объекта.

Социологическое моделирование как метод исследования социальных и экономических отношений и процессов.

Проведение социологических исследований в Республике Беларусь как выполнение социального заказа государства для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.

 

 

*В зависимости от профиля вуза и специальности выпускников кафедра выбирает для изучения одну-две из специальных либо отраслевых теорий, которые соответствуют профессиональным интересам студентов.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Бабосов, Е.М. Общая социология. Учеб. пособие. Минск, 2006.

Бабосов, Е.М. Социология личности, стратификации и управления. Минск, 2006.

Бабосов, Е.М. Социально-стратификационная панорама современной Беларуси. 2-е изд. Минск, 2004.

Бабосов, Е.М. Социология управления: Учеб. пособие для вузов. – Минск, 2002.

Бабосов, Е.М Конфликтология. Учеб. пособие. – Минск, 2000.

Бабосов, Е.М. Прикладная социология. Учеб. пособие для вузов. – Минск, 1999.

Бабосов, Е.М. Социология. Общая социологическая теория. – Учеб. пособие для вузов. – Минск, 1998.

Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование. Курс лекций.– М., 2002.

Гидденс, Э. Социология. – М., 2004.

Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. – М., 2005.

Данилов, А.Н. Переходное общество: Проблемы системной трансформации. – Минск, 1997.

Данилов, А.Н. Власть и общество: поиск новой гармонии. – Минск, 1998.

Дарендорф, Р. Тропы из утопии. Работы по теории и истории социологии. М., 2002.

История социологии: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. А.Н. Елсукова. – Минск, 1997.

История социологии. Учебник / Под общ. ред. В.И. Добренькова. – М., 2004.

Лапин, Н.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М., 2006.

Оперативные социологические исследования: методика и опыт организации / Под ред. Д.Г. Ротмана, А.Н. Данилова, Л.Г. Новиковой. – Минск, 2001.

Соколова, Г.Н. Экономическая социология. Учебник для вузов. Издание 2-е, перераб. и доп. – Москва; Минск, 2000.

Соколова, Г.Н. Социология труда. Учебник для вузов. – Минск, 2002.

Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. Учеб. пособие / Под ред. В.А. Ядова. – М., 2005.

Социологическая энциклопедия / Под общ. ред. А.Н. Данилова. – Минск, 2003.

Социология: Учеб. пособие для вузов / Под общей редакцией А.Н. Елсукова. – Мн., 2004.

Титаренко, Л.Г. Ценностный мир современного белорусского общества: гендерный аспект. – Минск, 2004.

Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества. – М., 2005.

Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 1998.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Андреева, Г.М. Социальная психология. – М., 1997.

Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. – М., 2004.

Вебер, М. Избранное. Образ общества. – М., 1994.

Дарендорф, Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. – М, 2002.

Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 1990.

Заславская, Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. Учеб. пособие. – М, 2004.

Зборовский, Г.Е. История социологии. Учебник для вузов. М., 2004.

Зиммель, Г. Избранное. – М., 1996.

Ионин, Л.Г. Социология культуры. – М., 1996.

Козер, Л.А. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте. – М., 2006.

Кравченко, А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. – М., 2002.

Левада, Ю. А. От мнений к пониманию. Социологические очерки. 1993–2000. – М., 2000

Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. – М., 1999.

Парсонс, Т. О структуре социального действия. – М., 2000.

Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. – М., 1999.

Римашевская, Н.М. Человек и реформы: Секреты выживания. – М., 2003.

Рубанов, А.В. Механизмы массового поведения. – Минск, 2000.

Руткевич, М.Н. Социология образования и молодежи: Избранное (1965–2002). – М., 2002.

Современная западная социология: Хрестоматия. Учеб. пособие для вузов / Авт.-сост. Г.Н. Соколова, Л.Г. Титаренко. – Минск, 2008.

Сорокин, П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.

Стиглиц, Дж. Ю. Глобализация: тревожные тенденции. – М., 2003.

Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. – М., 2004.

Шавель, С.А. Методологические основы оценки кадров в контексте инновационного развития // Социология. – 2007. – № 3. – С. 69–87.

Шахотько, Л.П. Комплексная оценка демографической ситуации в Республике Беларусь с позиций обеспечения устойчивого экономического роста // Социология. – 2007. – № 3. – С. 129 –134.

Экономико-социологический словарь / Под ред. Г.Н. Соколовой. – Минск, 2002.

Ядов, В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций: Курс лекций. – СПб., 2006.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

 

Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы

 

1. Почему и когда возникает социология как специфическая отрасль научного знания?

2. Что такое социология и каковы ее функции?

3. В чем отличие социологии от других общественных наук?

4. Когда возникает социология как самостоятельная наука в Беларуси?

5. Что представляют объект и предмет изучения социологии?

6. В чем заключается специфика определения объекта социологии, исходя из многообразия существующих теоретических парадигм?

7. Как определить предметную область социологии?

8. Дайте определение понятия “социальное” и его роль в социологическом познании.

9. Почему социологию называют междисциплинарной наукой?

10. Какую роль в общественном развитии играет социология?

11. Каковы социологические воззрения К.Маркса, Э.Дюркгейма, М.Вебера?

12. В чем заключаются основные принципы позитивизма и неопозитивизма?

13. В чем состоят особенности русской и белорусской социологической мысли конца XX – начала XXI вв.?

14. Какие основные социальные общности входят в социальную структуру современного белорусского общества?

15. Как можно определить понятие «социальный институт»?

16. Что такое социализация личности, какие институты участвуют в этом процессе?

17. Почему в обществе существуют механизмы социального контроля?

18. Какова социальная природа конфликта?

19. Дайте классификацию социальных конфликтов современного этапа развития общества.

20. Какие направления развития существуют в современной социологии?

21. В чем проявлялось состояние кризиса социологии в конце XX в.?

22. Какие основные роли социология может выполнять в современном белорусском обществе?

23. Какие методы социологических исследований наиболее часто используются в социально-политической и экономической практике?

24. Каким образом можно использовать данные социологии для принятия научно обоснованных управленческих решений?

25. В чем состоят особенности прогнозирования в социологии? Чем социальное прогнозирование отличается от прогнозирования природных процессов?

 

 

Приложение 2

Рекомендуемый диагностический инструментарий

 

Для осуществления контрольно-оценочной деятельности рекомендуется использовать инструментарий, предусматривающий разноуровневый характер обучения и применяемый комплексно. В качестве одного из элементов, рекомендуемого для выявления уровня учебных достижений студента, используются критериально-ориентированные тесты. Они представляют собой совокупность тестовых заданий закрытой формы с одним или несколькими вариантами правильных ответов; заданий на установление соответствия между элементами двух множеств с одним или несколькими соотношениями и равным или разным количеством элементов в множествах; заданий открытой формы с формализованным ответом; заданий на установление правильной последовательности.

Для измерения степени соответствия учебных достижений студента требованиям образовательного стандарта также рекомендуется использовать проблемные, творческие задачи, предполагающие эвристическую деятельность и неформализованный ответ.

Особое внимание при диагностики учебных достижений студента следует уделить оценке степени сформированности социально-личностных компетенций, которые обеспечивают самоопределение выпускников высшей школы как граждан Республики Беларусь в условиях современного общества. Данные компетенции представлены следующими способами деятельности:

– компетенции культурно-ценностной и личностной ориентации связаны с умением формулировать собственные мировоззренческие принципы с учётом системы ценностей, общепринятых в современном белорусском обществе; соотносить перспективы личностной жизнедеятельности с перспективами развития белорусского общества;

– компетенции гражданственности и патриотизма проявляются в готовности своей профессиональной деятельностью содействовать укреплению Республики Беларусь; оценивать актуальные проблемы развития белорусского общества на основе знания эволюции исторических явлений и соотнесения их с современностью; осуществлять мировоззренческий выбор с учётом знания основ идеологии белорусского государства;

– компетенции социального взаимодействия предусматривают умение обосновать своё отношение к социальным нормам и ценностям на основе ориентации в социокультурном опыте белорусского общества.

Кафедра вуза имеет право определять виды и периодичность осуществления контрольно-оценочной деятельности сучетом модульной структурыпостроения программы.

 

 

Приложение 3

 

Образцы разноуровневых контрольных заданий

 

Контрольные задания предполагают проверку различных аспектов знаний, глубину понимания материала студентами, их умение творчески применять полученные знания к анализу практики белорусского общества. Они представлены двумя типами заданий, выбор которых определяется как уровнем подготовки студентов, так и профилем вуза, интересами студентов.

 

Раздел 1

Теория и история социологической науки

(а) Виды тестовых заданий, предполагающие воспроизводящую алгоритмическую деятельность и формализованный ответ студентов

1. Определите правильную последовательность возникновения в социологии различных теорий:

А/ эволюционная теория Г. Спенсера;

Б/ теория социального действия М. Вебера;

В/ теория социальной мобильности П. Сорокина;

Г/ теория габитуса П. Бурдье.

2. Соотнесите элементы двух множеств:

1/ социология конфликта А/ Э. Гоффман

2/ драматургический анализ Б/ Л. Козер

3/ неомарксизм В/ Т. Адорно

4/ теория обмена Г/ Дж. Хоманс

 

3. Определите правильную последовательность возникновения в социологии различных концепций феномена культуры:

А/ как специфического способа человеческой деятельности, включающего в себя систему внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется, координируется и реализуется активность людей в обществе (Э.С. Маркарян);

Б/ как процесса воспитания и обучения человека (Цицерон);

В/ как исторического развития человеческой духовности (И. Кант);

Г/ как автономных систем ценностей и идей, определяющих тип социальной организации (М. Вебер);

Д/ как совокупности произведений, созданных человеком в процессе труда в ходе добывания средств для удовлетворения потребностей (Я. Щепаньский).

 

4. Назвать элементы теорий социализации личности у Т.Парсонса, Дж. Мида, П.Бергера, В.А.Ядова.

(б) Проблемные, творческие задачи, предполагающие эвристическую деятельность и неформализованный ответ студентов

5. Охарактеризуйте причины и предпосылки возникновения научной социологии в начале XIX века.

6. Составьте сравнительную таблицу развития позитивистской социологии в Западной Европе и России в середине – конце XIX века. Сделайте вывод о сходстве и различии этих направлений в развитии позитивизма.

7. Определите, в чём заключались особенности развития социологии в СССР в XX в., по сравнению со странами Западной Европы.

8. Какой вклад в развитие социологии внесли российские ученые в последние десятилетия? Назовите крупнейших российских социологов.

9. Какие основные направления социологии развивались в последние десятилетия белорусскими учеными? Назовите ведущих белорусских социологов.

10. Проанализируйте соотношение понятий «ценность» и «ценностная ориентация». Сделайте вывод о взаимосвязи феноменов, обозначаемых данными понятиями.

11. Определите основные критерии экономической, социальной и профессиональной стратификации. Рассмотрите формы проявления каждого из видов стратификации, дайте примеры, опираясь на материалы развития современного белорусского или российского общества.

 

Раздел 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.240 (0.009 с.)