При Президенте Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При Президенте Республики Беларусь



Академия управления

При Президенте Республики Беларусь

В.И. Яковчук

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ЧАСТЬ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Пособие

Минск 2011


УДК 351/354(075.8)

ББК 67.401.0я73

Я 47

 

Рецензенты:

доктор исторических наук, профессор Н. М. Забавский

кандидат философских наук, доцент В. П. Клочков

 

Яковчук, В. И.

 

Государственное управление: пособие: в 3-х ч. / В. И. Яковчук. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2011.

 

 

ISBN 978-985-527-025-7

Ч.1: Теория и методология государственного управления. – 2011. – 127 с.

ISBN 978-985-527-026-4

 

Рассмотрены теория и методология государственного управления, основные этапы эволюции теории государственного управления, ресурсное обеспечение и эффективность государственного управления.

Включены методические материалы для организации подготовки и проведения занятий, контроля и самоконтроля знаний.

Пособие разработано в соответствии с учебной программой «Государственное управление», рекомендованной учебно-методическим объединением высших учебных учреждений Республики Беларусь по образованию в области управления (протокол № 4 от 19.12.2006) в качестве типовой, и предназначено для студентов управленческих специальностей.

 

УДК 351/354(075.8)

ББК 67.401.0я73

 

ISBN 978-985-527-025-7

ISBN 978-985-527-026-4 В.И. Яковчук, 2011


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение  
Тема 1. Понятие, сущность и характеристика государственного управления  
Тема 2. Становление и развитие теории и практики государственного управления  
Тема 3. Методологические основы государственного управления  
Тема 4. Цели, функции и методы государственного управления  
Тема 5. Система государственного управления  
Тема 6. Особенности функционирования системы государственного управления  
Тема 7. Бюрократия, коррупция и конфликты в системе государственного управления  
Тема 8. Ресурсное обеспечение государственного управления  
Тема 9. Эффективность государственного управления  
Ключи к тестовым заданиям  
Примерные вопросы к экзамену  
Примерная тематика курсовых работ  
Примерная тематика научных работ  
Примерная тематика контрольных работ  
Рекомендуемая литература  

ВВЕДЕНИЕ

Темпы развития современного общества постоянно растут и ускоряются эволюционные процессы. Каждый новый этап развития характеризуется все большей насыщенностью событиями, а смена этапов происходит все более быстрыми темпами. Эти процессы характерны для всех сфер человеческой деятельности. Поэтому на всех уровнях государственного управления, во всех звеньях хозяйствования возрастает роль специалистов, умеющих соотносить текущую работу со стратегическими целями управления и принимать оптимальные тактические решения.

Важную роль в подготовке таких специалистов в Академии управления при Президенте Республики Беларусь играет курс «Государственное управление» (и в частности раздел «Теория и методология государственного управления»), призванный научить будущих управленцев эффективно использовать научные теории, наиболее общие принципы, методы и средства при реализации властно-управленческих полномочий государства в целях обеспечения его регулирующих и служебных функций как в обществе в целом, так и в отдельных процессах, отношениях и др.

Исходя из определенных содержания курса теории и методологии государственного управления (изучение управленческого воздействия государства на объекты в заданном направлении) и цели изучения курса (получение совокупности знаний в области государственного управления и, в частности, теории и методологии государственного управления) пособие предназначено для решения трех основных задач. Первая задача учебно-образовательного характера: обобщить, синтезировать знания, полученные на лекционных занятиях и в ходе самостоятельной работы по изучаемой дисциплине, приблизить «консолидированное» знание к будущей профессиональной деятельности. Вторая задача методологического характера: формирование мировоззрения будущих специалистов государственного управления. Интеллектуальная субстанция государственного управления существует в виде идей, концепций, моделей, правда, не всегда научно аргументированных. Студентам предстоит систематизировать идеи, представления, осмыслить новые подходы к решению отправных проблем: власть и управление, политика и администрирование, государство и гражданское общество, гражданин и администрация и др. Сегодня мировоззрение государственного служащего становится одним из судьбоносных фокторов развития белорусской государственности, на что неоднократно обращал внимание Глава государства. Третья задача научно-исследовательского характера. Теория государственного управления – молодая, но динамично развивающаяся отрасль научных знаний в Республике Беларусь. Правда, она еще не получила у нас в республике статуса самостоятельного научного направления и сегодня разрабатывается как часть политической науки, управления экономикой, правоведения, социологии, других общественных наук. Но круг научных проблем государственного управления велик. Предлагаемое пособие призвано помочь студентам определиться в выборе темы предстоящего дипломного исследования, научной работы по окончании вуза с тем, чтобы сделать свой вклад в развитие науки государственного управления, реализацию идей гуманизации труда государственных служащих, демократизации отношений в системе государственного управления, повышения эффективности управления государством.

Поэтому главную цель настоящего пособия можно определить следующим образом: помощь студентам закреплении теоретических знаний и расширении практических навыков в области государственного управления. Контрольные вопросы и тестовые задания, перечень тем научных рефератов призваны активизировать интерес студентов к проведению научных исследований по совершенствованию теории и практики государственного управления.

 

 


ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Основные понятия: управление; государственное управление; управленческая парадигма; особенности государственного управления; государство и государственная власть; форма государства и ее составляющие: форма правления, форма территориально-государственного устройства, государственный режим; виды и уровни государственного управления; субординационное и координационное управление; стратегическое, тактическое, оперативное управление; региональное, местное и отраслевое, функциональное управление; цель, предмет и задачи курса «Теория и методология государственного управления».

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

Темы рефератов

1. Управление: определения, сущность, тенденции развития.

2. Государственное управление: специфика, целевая направленность, границы.

3. Взаимосвязь теории государственного управления с другими науками.

4. Современные проблемы государственного управления.

 

ТЕСТ

ТЕМА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Основные понятия: классическая школа; школа человеческих отношений; бихевиоризм; системный подход; структурно-функциональный подход; теория Х и Y; теория мотивационной гигиены; концепция экономики благосостояния; концепция конкурирующих групп; теория альтернативного бюджетирования; концепция организационного развития; теория общественного выбора; социологическое направление; экономическое направление; система мягкого мышления; организационная кибернетика; балансирующая система; теория конфликтов.

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

Практического (семинарского) занятия по теме 2

Учебные вопросы

1. Американская научная школа государственного управления.

2. Развитие теории государственного управления в Великобритании.

3. Французская научная школа государственного управления.

4. Развитие теории государственного управления в Германии.

5. Вклад российских и белорусских ученых в развитие теории государственного управления.

 

Вопросы для обсуждения

1. Докажите прикладной характер научных исследований американских ученых [19].

2. Охарактеризуйте развитие теории государственного управления в США до середины 50-х гг. XX в. [36].

3. Перечислите основные идеи американской научной школы в 50–80 е гг. XX в. [36].

4. Охарактеризуйте современный этап в развитии американской научной школы государственного управления [36].

5. Охарактеризуйте социологическое направление в Великобритании. Назовите его представителей [26].

6. Охарактеризуйте экономическое направление в Великобритании. Назовите его представителей [26].

7. Раскройте концепции государственного управления М. Оукшотта [26].

8. Определите вклад М. Дюверже в теорию институтов [22].

9. Назовите и охарактеризуйте радикальные теории во Франции. В чем их суть[22].

10. Определите специфику германской научной школы [26; 32].

11. Назовите представителей философского направления в германской научной школе, их основные выводы [26; 32].

12. Назовите представителей социологического направления в германской научной школ, их основные выводы [26; 32].

13. Назовите представителей структурно-функционального подхода в германской научной школе, их основные выводы [26; 51].

Темы рефератов

1. В. Вильсон и Ф. Гуднау – основоположники американской школы государственного управления.

2. Научные достижения классической школы госуправления.

3. Школа человеческих отношений и ее вклад в современную концепцию управления персоналом.

4. « Система мягкого мышления» П. Чекланда и «Организационная кибернетика» С. Биэра.

5. Прикладные исследования М. Прело, М. Крозье и М. Дюверже и их роль в формировании современной концепции государственного управления.

6. Анри Файоль – классик теории государственного управления во Франции.

7. Людвиг Эрхард – выдающийся ученый и государственный деятель современной Германии.

8. Вклад российских и белорусских ученых в развитие теории государственного управления.

 

ТЕСТ

Соотнесите утверждения.

 

Понятие   Определение
  Вудро Вильсон считал     А для того чтобы реформировать аппарат управления, надо его хорошо знать, а следовательно, изучать с научных позиций; аппарат государственно-административного управления должен быть отделен от сферы политики  
  Макс Вебер утверждал   Б проблема организации государственного управления на разных уровнях: национальном, региональном и местном; проблема формирования кадрового состава квалифицированных государственных служащих; проблемы, связанные с техникой государственного администрирования
  «Группы интересов», согласно концепции Д. Трумэна   В «Количественное увеличение государственного аппарата и расширение его социальных функций может сослужить плохую службу. Требовать механического роста государства – значит еще больше ухудшать положение». Он сформулировал универсальные принципы бюрократической организации
  Основная идея государственной школы в России     Г группы «с общими ценностями и установками, которые выдвигают свои требования через государственные институты или, напротив, предъявляют требования к последним»
  Бихевиористское направление   Д доказывалось, что в условиях господства натурального хозяйства решение вопроса обеспечения материальными и людскими ресурсами возможно лишь за счет распределения повинностей на различные слои населения
  Современные проблемы, которыми занимается теория государственного управления   Е «государственное управление находится за пределами собственно политической сферы... Хотя политика и определяет задачи для органов управления, ее вмешательство в процессы управления недопустимо»
  Основополагающие идеи научной теории государственного управления Ж государственное управление основывается на взаимоотношениях между администрацией и органами, формируемыми на основе народного волеизъявления, поэтому в центре их внимания было изучение поведения индивидов как избирателей

 

2. Выберите правильные варианты ответа.

 

А. Эволюция науки государственного управления позволяет выделить четыре этапа:

1) 30-е гг. ХIХ в. – 80-е гг. ХIХ в.;

2) 80-е гг. ХIХ в. – 1920 г.;

3) 1920–1930 г.;

4) 1920–1950 г.;

5) 1950 –1990 г.;

6) 1990 – по настоящее время.

Б. Основоположниками теории государственного управления принято считать:

1) В. Вильсона;

2) Г. Ласки;

3) А. Богданова;

4) Ф. Гуднау;

5) М. Вебера;

В. Кем разработана модель административной эффективности, предлагающая использование в государственном управлении методов организации и управления бизнесом?

1) В. Вильсоном;

2) М. Вебером;

3) С. М. Соловьевым.

Г. Во Франции вопросами теории государственного управления занимались:

1) А. Эсмен;

2) Л. Дюги;

3) П. Милюков;

4) А. Мишель;

5) М. Вебер;

6) М. Ориу.

Д. В Великобритании значительный вклад в развитие теории государственного управления внесли:

1) Э. Баркер;

2) Д. Коул;

3) Г. Ласки;

4) Ч. Маннинг.

Е. Наиболее известными направлениями в теории государственного управления на втором этапе ее развития были:

1) классическая школа (Л. Уайт, Л. Урвик, Д. Муни, Т. Вулси)

2) неоклассическая школа (М. Фоллет, А. Маслоу, Э. Мэйо, У. Мэрфи)

Ж. Третий этап в развитии науки государственного управления характеризуется возникновением следующих направлений, подходов:

1) бихевиоризм;

2) структурный функционализм;

3) экономическое направление;

4) социологическое направление;

5) системный подход;

6) ситуационный подход.

З. В Беларуси наука развивалась в русле Российской школы. Так, представителями государственной школы во второй половине XIX – начале XX в. являлись:

1) С. М. Соловьев;

2) К.Д. Кавелин;

3) А.Д. Чичерин;

4) А. А. Богданов;

5) М.И. Глазунова;

6) П. Н. Милюков.

И. В СССР в середине 30-х гг. государственное управление стало рассматриваться с точки зрения «руководящей и направляющей роли партии», что для государственного управления означало:

1) допускались критика, альтернативные варианты решений, творчество в деятельности государственного аппарата.

2) целеполагание, принятие решений, разработка и оценка программ и планов общественного развития из его компетенции были исключены;

3) основная задача – обеспечить реализацию партийных решений;

команда – исполнение.

 

К. Роль ООН в развитии теории государственного управления отражается следующим:

1) международными совещаниями экспертов;

2) научно-исследовательской работой с практическим уклоном;

3) проводятся сравнительные исследования методов государственного администрирования;

4) создается всемирный банк данных о механизме государственного управления;

5) осуществляется подготовка справочников и пособий по теории государственного управления;

6) разработкой мероприятий регионального и межрегионального сотрудничества;

7) оценкой и обзором административных возможностей государств;

8) разработкой моделей современных реформ в области государственного администрирования;

9) разработкой категориального аппарата и методологии государственного управления.

 

 

Контрольные вопросы к теме 2

 

1. Каковы предпосылки возникновения теории государственного управления?

2. Кто является основоположниками теории государственного управления?

3. Каковы основные положения классической школы. В чем ее достоинства и недостатки?

4. В чем состоит вклад в теорию государственного управления Г. Саймона, Д. Трумэна, К. Дейча, Д. Спингера?

5. Какой вклад в развитие теории государственного управления внесла классическая школа?

6. Какой вклад в развитие теории государственного управления внесла школа человеческих отношений?

7. В чем суть концепции «мотивационной гигиены» и кто ее автор?

8. В чем суть социологического направления в Великобритании? Назовите его представителей.

9. Что нового внес М. Дюверже в теорию институтов?

10.Какие и кем были разработаны радикальные теории во Франции? В чем их суть.

11.В чем состоит специфика германской научной школы?

12.Кто является представителями философского направления в германской научной школе. Их основные выводы?

13.Кто является представителями социологического направления в германской научной школе. Их основные выводы?

14.Кто из российских и белорусских ученых изучал проблемы государственного управления? Их концепции и теории в этой области?

 


Рис. 3.1. Классификация принципов государственного управления

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

Вопросы для обсуждения

1. Поясните понятие методологии государственного управления [19].

2. Назовите основные методологические установки и подходы к государственному управлению [22].

3. Охарактеризуйте субъект государственного управления. Перечислите его признаки [23].

4. Приведите примеры субъектов государственного управления [23].

5. Поясните роль объектов в формировании механизма государственного управления [23].

6. Назовите важнейшие объекты государственного управления, их особенности [47].

7. Дайте характеристику общественным процессам как объекту государственного управления [47].

8. Дайте определение принципов управления [30].

9. Приведите принципы управления по А. Файол [30].

10. Назовите виды принципов, приведите их характеристику [30].

Темы рефератов

1. Государство как субъект управления общественными процессами.

2. Формы государственного устройства и государственное управление.

3. Разработка принципов государственного управления в трудах ученых ХІХ–ХХ вв.

4. Применение принципов государственного управления в Республике Беларусь.

 

 

ТЕСТ

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте целеполагание в государственном управлении [24].

2. Дайте классификацию целей в государственном управлении [24].

3. Перечислите и охарактеризуйте виды целей в государственном управлении Республики Беларусь [1; 3; 6; 18].

4. Дайте определение функции государственного управления, приведите классификацию функций [22].

5. Раскройте содержание управленческих функций [19].

6. Дайте определение методам государственного управления [22].

7. Приведите их классификацию и характеристику [22].

Темы рефератов

1. Древо целей государственного управления Республики Беларусь.

2. Функциональная структура государственного управления и ее юридическое оформление (на примере 1–2 министерств).

3. Прогнозирование и планирование как функции государственного управления.

4. Регулирование как функция государственного управления.

5. Методы государственного управления в Республике Беларусь.

 

ТЕСТ

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

Вопросы для обсуждения

1. Дайте определение системы. Определите специфику системы государственного управления [19].

2. Перечислите и охарактеризуйте свойства системы государственного управления [22].

3. Обозначьте системообразующие элементы в структуре государственного управления. Дайте им характеристику [2; 3; 27].

4. Поясните механизм функционирования системы государственного управления [28].

5. Перечислите факторы, оказывающие воздействие на управляемую систему [33].

6. Опишите систему взаимодействия между субъектами и объектами государственного управления [44].

7. Охарактеризуйте вертикальный срез системы государственного управления [48].

8. Охарактеризуйте горизонтальный срез системы государственного управления [48].

 

Темы рефератов

1. Эволюция системного подхода в науке государственного управления.

2. Система государственного управления в Республике Беларусь: сущность, структура, эволюция в ходе исторического развития.

3. Коммуникации в системе государственного управления.

4. Типичное и уникальное в государственном управлении.

 

ТЕСТ

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

ТЕСТ

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

ТЕСТ

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

Вопросы для обсуждения

 

1. Дайте определение правовому обеспечению государственного управления [1 – 3].

2. Выделите нормативно-правовой акт, имеющий основополагающее значение в правовом обеспечении административно-государственного управления [1].

3. Дайте характеристику важнейшим формам правового обеспечения административно-государственного управления [24; 28].

4. Поясните правовой статус государственного органа [24; 28].

5. Назовите и охарактеризуйте источники, объективно порождающие управленческую информацию [24; 39].

6. Выделите основания и признаки, по которым можно классифицировать информацию в органах государственного управления [24; 39].

7. Определите требования, предъявляемые к управленческой информации [24; 39].

8. Охарактеризуйте цель информационного обеспечения административно-государственного управления [24; 39].

9. Назовите принципы, на которых основывается информационное обеспечение административно-государственного управления [24; 39].

10. Назовите основные направления в области информационного обеспечения административно-государственного управления [24; 39].

11. Дайте определение терминам «человеческие ресурсы», «трудовые ресурсы», «кадровый состав государственных органов» [9 – 12].

12. Охарактеризуйте цель государственной кадровой политики и определите по каким направлениям ведется решение основных задач государственной кадровой политики [13 – 15; 19].

13. Назовите пути и методы управления персоналом [31; 43; 49].

14. Охарактеризуйте основные составляющие финансовой системы Республики Беларусь [19; 20].

15. Поясните, как формируется и расходуется консолидированный бюджет Республики Беларусь [19; 20].

Темы рефератов

1. Государственная кадровая политика Республики Беларусь.

2. Информация как основа государственного управления.

3. Кадры управления в современных условиях.

4. Доходы и расходы государственного бюджета Республики Беларусь.

 

ТЕСТ

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

Вопросы для обсуждения

1. Поясните необходимость определения эффективности государственного управления [19].

2. Раскройте понятие эффективности и результативности государственного управления [39].

3. Представьте виды эффективности государственного управления и охарактеризуйте их [20; 22].

4. Дайте определение экономической эффективности национальной экономики и социальной приемлемости [20; 22].

5. Поясните критерии и показатели эффективности [20; 22].

6. Дайте характеристику критериев и показателей используются при оценке эффективности национальной экономики [18; 42].

7. Перечислите субъекты оценки результатов государственного управления и назовите основные направления и формы оценки эффективности государственного управления [52; 53].

8. Дайте характеристику научным методикам используемые при оценке эффективности государственного управления [19; 29].

9. Назовите методы, которые можно использовать при оценке эффективности управления на уровне отдельного государственного органа [19; 29].

10. Назовите и охарактеризуйте традиционные формы оценки эффективности государственного управления[19; 29].

 

Темы рефератов

1. Оценка эффективности государственного управления и общественные институты ее применения.

2. Критерии и показатели оценки эффективности национальной экономики.

3. Отраслевая структура национальной экономики как показатель эффективности государственного управления.

4. Уровень жизни населения как важнейший показатель эффективности государственного управления.

5. Основные направления совершенствования эффективности государственного управления.

 

ТЕСТ

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА НАУЧНЫХ РАБОТ

студентов по разделу «Теория и методология государственного управления»

1. Государственное управление на территории Беларуси в досоветский (советский) период.

2. Условия, принципы и этапы формирования организационной структуры белорусской государственности.

3. Развитие теории государственного управления в России и Беларуси.

4. Использование западных теорий и концепций в государственном управлении Республики Беларусь.

5. Современные проблемы и направления совершенствования государственного управления в Республике Беларусь.

6. Развитие правового обеспечения государственного управления в Республике Беларусь.

7. Развитие информационного обеспечения государственного управления в Республике Беларусь.

8. Развитие кадрового обеспечения государственного управления в Республике Беларусь.

9. Дискреционная деятельность в государственном управлении Республики Беларусь.

10. Адаптивность как свойство систем государственного управления.

11. Целепологание как условие эффективного государственного управления.

12. Программно-целевой метод в государственном управлении Республики Беларусь.

13. Государственное управление Республики Беларусь как система.

14. Группы интересов в государственном управлении Республики Беларусь.

15. Группы давления в государственном управлении Республики Беларусь.

16. Разрешение конфликтов в государственном управлении.

17. Роль элиты в государственном управлении.

18. Пути преодоления бюрократизма в государственном управлении Республики Беларусь.

19. Борьба с коррупцией в Республике Беларусь.

20. Борьба с коррупцией (международный опыт).

21. Опыт борьбы с бюрократизмом: историко-правовые аспекты.

22. Показатели и критерии эффективности государственного управления.

23. Формы и методы оценки эффективности государственного управления.

24. Электронное правительство в системе реформ государственного управления.

25. Современные методы и технологии управления.

26. Методологические подходы к проблеме государственного управления в чрезвычайных ситуациях.

27. Государственные услуги как важнейший конечный продукт исполнительной власти.

28. Государственное управление как объект измерения и оценки.

29. Проблемы реформирования государственного управления.

30. Особенности подготовки управленцев в Беларуси: исторический опыт и современные тенденции.

 


ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Вариант 2

1. Государство как общественное явление и субъект государственного управления.

2. Правовое обеспечение государственного управления.

3. Типология конфликтов в сфере государственного управления.

Вариант 3

1. Предмет и объект изучения ТМГУ.

2. Общество как управляемая система.

3. Кадровое обеспечение государственного управления.

Вариант 4

1. Государственное управление: сущность, специфика.

2. Развитие теории государственного управления в Германии.

3. Основные концепции бюрократии.

Вариант 5

1. Взаимодействие государства и общества в процессе государственного управления.

2. Развитие теории государственного управления в Великобритании.

3. Принципы государственного управления.

Вариант 6

1. Становление и эволюция науки государственного управления.

2. Бюрократизм в административно-государственных учреждениях.

3. Принципы государственного управления.

 

Вариант 7

1. Основные теории государственного управления.

2. Система государственного управления: сущность, специфика.

3. Природа и причины конфликтов в государственном управлении.

Вариант 8

1. «Классическая школа» и «школа человеческих отношений».

2. Система функций и формы государственного управления.

3. Лоббизм: понятие, сущность, функции.

Вариант 9

1. Взаимосвязь государственной власти и государственного управления.

2. Диалектика государственного управления.

3. Принципы государственного управления.

Вариант 10

1. Общие принципы и методики разрешения конфликтов в сфере государственного управления.

2. Представительство интересов в государственном управлении.

3. Эффективность государственного управления: понятие и сущность.

Вариант 11

1. Методы и формы государственного управления.

2. Критерии эффективности государственного управления.

3. Свобода и ответственность в государственном управлении.

 

Вариант 12

1. Совершенствование стиля и методов государственного управления.

2. Общественные функции государства и виды государственного управления.

3. Факторы повышения эффективности государственного управления.

Вариант 13

1. Система государственного управления: сущность, структура.

2. Коррупция в системе государственного управления.

3. Персонал государственного управления: структура, содержание, уровни качеств.

Вариант 14

1. Переговоры как средство разрешения конфликтов в сфере государственного управления.

2. Современная бюрократия: сущность, основные признаки, оценка.

3. Целеполагание в государственном управлении.

 

Вариант 15

1. Взаимосвязь науки государственного управления с другими учебными дисциплинами.

2. Основные характеристики государства.

3. Понятие и сущность административно-государственного управления.

Вариант 16

1. Предпосылки возникновения науки о государственном управлении и ее основоположники.

2. Система государственного управления в Республике Беларусь.

3. Подготовка кадров государственных служащих.

Вариант 17

1. Взаимодействие государства и гражданского общества в процессе государственного управления.

2. Структурные модели государственно-административного управления.

3. Поведенческий подход в теории государственно-административного управления.

Вариант 18

1. Структурно-функциональный метод в американской школе государственно-административного управления.

2. Профессиональная культура управленческих кадров.

3. Связи с общественностью в системе государственного управления.

Вариант 19

1. Характеристика II этапа в развитии теории государственного управления (20–50-е гг. ХХ в.)

2. Трипартизм: понятие, сущность, функции

3. Принципы формирования моделей государственного административного управления

Вариант 20

1. Понятие методологии государственного управления.

2. Психологические аспекты в государственном управлении.

3. Общественное мнение и государственное управление.

 

Вариант 21

1. Современный этап в развитии науки государственного управления.

2. Управленческая деятельность руководителя: сущность, стили, имидж.

3. Методы и средства в государственном управлении.

 

Вариант 22

1. Государственное управление профессиональной подготовкой управленческих кадров.

2. Информационное обеспечение государственного управления.

3. Целеполагание в государственном управлении.

 

Вариант 23

1. Методы и формы государственного управления.

2. Государственная служба как сфера государственного управления.

3. Виды государственного управления.

 

Вариант 24

1. Административно-правовой статус госслужащего.

2. Система государственного управления в Республике Беларусь на современном этапе.

3. Представительство интересов в государственном управлении.

 

Вариант 25

1. Общество как управляемая система.

2. Функции государственного управления.

3. Информационное обеспечение государственного управления.

 

Вариант 26

1. Государство как субъект управления.

2. Французская школа государственно-административного управления.

3. Правовое обеспечение государственного управления.

 

Вариант 27

1. Система государственного управления: сущность, структура.

2. Лоббизм: понятие, сущность, формы.

3. Поведенческий подход в теории государственно-административного управления.

Вариант 28

1. Современная система государственно-административного устройства в РБ.

2. Типология конфликтов в государственном управлении.

3. Принципы государственного управления.

 

Вариант 29

1. Взаимосвязь науки государственного управления с другими учебными дисциплинами.

2. Психологические аспекты в государственном управлении.

3. Французская научная школа государственного управления.

 

Вариант 30

1. Предмет и объект изучения ТМГУ.

2. Бюрократизм как социальное явление и меры по его преодолению.

3. Целеполагание в государственном управлении.

 

Вариант 31

1. Становление и эволюция науки государственного управления.

2. Понятие методологии государственного управления.

3. Свобода и ответственность в государственном управлении.

 

Вариант 32

1. Система государственного управления: сущность, структура.

2. Основные характеристики государства.

3. Понятие и сущность административно-государственного управления.

 

Вариант 33

1. «Классическая школа» и «школа человеческих отношений».

2. Система функций и формы государственного управления.

3. Лоббизм: понятие, сущность, функции.

 

Вариант 34

1. Взаимосвязь науки государственного управления с другими учебными дисциплинами.

2. Бюрократизм как социальное явление и меры по его преодолению.

3. Понятие методологии государственного управления.

 

Вариант 35

1. Целеполагание в государственном управлении.

2. Управленческая деятельность руководителя: сущность, стили, имидж.

3. Методы и средства в государственном управлении.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты

1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп.): принята на респ. референдуме 24 нояб. 1996 г.: в ред. решения респ. референдума 17 окт. 2004 г. – Минск: Амалфея, 2004.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь. – Минск: Амалфея, 2002.– 656 с.

3. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 20 февраля 1991 г. № 617-ХП.

4. О статусе депутата местного Совета депутатов Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 27 марта 1992 г. № 1547-ХП.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.334 с.)