Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки возникновения социологии. О Конт- основоположник социологии

Поиск

Социология – наука об обществе – возникла в середине XIX в. Любые научные дисциплины возникают под влиянием двух групп факторов: вследствие изменения общественных процессов и в результате внутренней логики развития науки (накопленных теоретических знаний, научных открытий). Социальными предпосылками возникновения социологии стали: а) развитие капитализма в Европе; б) конфликты между рабочими и капиталистами, между трудом и капиталом в 30-40-х годах. XIХ в. Процессы, происходившие в новом обществе не поддавались объяснению с позиции традиционных философских учений, их развитие не удавалось предвидеть. Возникшая потребность в понимании законов нового капиталистического общества требовала иной научной теории.

 

 

Теоретическими предпосылками возникновения социологии стали:

 

1) успехи естественных наук, прежде всего физики, методы которой стали образцом научного подхода к изучению действительности для остальных, в том числе общественных, наук; 2) развитие гуманитарных наук, накопивших значительную информацию об обществе и методах его познания. В XIX в. начинается дифференциация гуманитарного знания, в нем обособляются новые науки – социология, политэкономия, психология.

 

Идею о необходимости новой науки об обществе высказал французский мыслитель О. Конт (1798-1857). Он полагал, что история человечества развивается под влиянием изменений в способах понимания и объяснения мира. Согласно так называемому закону трех стадий О. Конта, социальное развитие общества и одновременно интеллектуальное развитие отдельного человека проходят три стадии:

 

1) теологическую, на которой главным способом объяснения мира выступает религия (ее высшим воплощением являются католицизм, феодальные режимы). Этот способ объяснения мира преобладал вплоть до XVII в.;

 

2) метафизическую, (период XVII – начало XIX вв.) на которой главным способом объяснения мира становится философия, пытающаяся вскрыть реальные причины, взаимосвязи мира, но делающая это слишком обобщенно, неточно, умозрительно.;

 

3) позитивную, в которую человечество вступило в середине XIX в. и на которой главным способом понимания мира становятся точные науки. По мнению О. Конта, если успехи человечества в научном объяснении природы уже очевидны, естественные науки – астрономия, физика, химия – развиты, то точную науку об обществе и человеке еще предстоит создавать. Первоначально он предлагал назвать эту науку социальной физикой, подчеркивая тем самым, что она должна изучать наблюдаемые явления, используя те же методы, что и физика – эксперимент, наблюдение, анализ, и так же открывать точные социальные законы, как физика – природные. Позже он остановился на термине «социология», соединив в нем латинское слово «социум» – общество и греческое «логос» – знание, учение, наука. Мыслитель считал, что социология станет высшей ступенью в иерархии наук, развивающихся от математики к астрономии, и далее к физике, химии, биологии и социологии.

 

О. Конт утверждал, что социология должна иметь не только теоретическое, но и прикладное, социальное значение. Социальные конфликты, революции, свидетелем которых он был, рассматривались им как отклонение от нормального хода истории. Чтобы развитие общества стало нормальным, т. е. постепенным, эволюционным, политика должна опираться на знания, даваемые социологией. «Содействие прогрессу и порядку», – так формулировал социальную цель новой науки О. Конт.

 

Сегодня социология уже имеет свою историю развития. Современный американский исследователь Мартин Элброу предложил выделять 5 фаз в развитии науки социологии.

 

1. «Универсализм». Классическая стадия, характерной чертой которой была попытка понять процессы общественной жизни как всеобщие, вневременные, аналогичные универсальным закономерностям природы. Наиболее известные социологи этой стадии развития социологии, по мнению М. Элброу, – это О. Конт, Г. Спенсер, Ф. Теннис, Г. Тард. На первых порах становление социологии шло через преодоление редукционизма – попыток свести исследуемые социальные законы к законам наук, изучающих другие уровни реальности: у О. Конта – к законам физики (он даже разделил социологию на социальную статику и динамику, подобно разделам физики); у Г. Спенсера (1820-1903) – к законам биологии. Последний утверждал, что в обществе действуют те же законы, определяющие согласно учению Ч. Дарвина эволюцию живой природы, – естественный отбор, конкуренция видов. Г. Спенсер уподоблял общество живому организму, состоящему из трех главных систем – регулятивной, производящей средства для жизни, и распределительной.

 

2. Становление «национальных школ» (XIX – начало ХХ вв.). Крупнейшими представителями этой стадии были: в Германии – М. Вебер; во Франции – Э. Дюркгейм, обратившийся к изучению социокультурных факторав; в Британии – А. Тойнби, исследовавший цикличность в развитии мировой цивилизации; в Италии – В. Парето, изучавшей элиты общества; в России – С. Коваленко, Н. Михайловский, П. Сорокин.

 

3. Период развития политико-идеологического противостояния двух систем (начало и середина XIX в.), результатом которого стало разделение социологии на два противоборствующих мировых направления – марксизм (основоположники – К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. Плеханов) и структурный функционализм, лидерами которого стали Т. Парсонс, Р. Мертон.

 

4. 70-80-е годы ХХ в. – появление особых национальных школ в странах третьего мира, осознавших уникальность собственного общества, невозможность его осмысления с помощью западной социологии.

 

5. С 90-х годов XX в. начинается период глобализации социологии, для которого характерно стремление объединить усилия всех направлений и теоретико-методологических подходов для решения общечеловеческих проблем. Социология не могла не отреагировать на новый вызов – рост общих для всех стран и народов опасностей: войн, экологического кризиса, эпидемии и др. Современная социология испытывает потребность в новой научной парадигме, способной объяснить изменения в общественном устройстве и в образе жизни человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 2367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.211.58 (0.007 с.)