Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Безопасность жизнедеятельности в медицинских организациях.

Поиск

Занятие № 12, 13, 14, 15.

Тема: Безопасность жизнедеятельности в медицинских организациях.

План:

1. Безопасность медицинского труда.

Характеристика угроз жизни и здоровью медицинских работников.

Система охраны труда и техники безопасности в медицинских организациях.

Основные подходы, способы и средства обеспечения безопасности врача.

5.Особенности обеспечения пожарной, радиационной, химической, биологической и психологической безопасности медицинского труда.

Требования безопасности при работе в структурных подразделениях медицинских организаций.

Безопасность медицинских услуг.

Характеристика угроз жизни и здоровью пациентов больницы.

Формы проявления угроз безопасности пациентов.

Система обеспечения безопасности пациентов в медицинских организациях.

Лечебно-охранительный режим работы медицинских организаций.

Санитарная обработка пациентов.

Эвакуация пациентов в чрезвычайных ситуациях.

Тема № 12.

Система здравоохранения сегодня - это более трех миллионов работающих, тысячи медицинских организаций (лечебно-профилактических, аптечных, санитарно-эпидемиологических учреждений) десятки научно-исследовательских институтов, центров, высших и средних учебных заведений, в которых эксплуатируется различное оборудование, коммуникации, электроустановки, котельные, лифты, водопроводно-канализационное хозяйство, технологическое оборудование пищеблоков и прачечных, автотранспорт, сосуды, работающие под давлением, разнообразная медицинская техника; применяются ядовитые вещества и агрессивные жидкости. Во вредных и неблагоприятных условиях труда (инфекционные, психиатрические, онкологические учреждения и отделения; радиологическая, рентгеновская, физиотерапевтическая, патологоанатомическая лабораторная службы; операционные, стерилизационные, отделения гипербарической оксигенации и др.) заняты сотни тысяч работников здравоохранения. В связи с этим, особую значимость приобретает проблема охраны и укрепления здоровья самого медицинского работника, формирование его отношения к собственному здоровью и мотивации на здоровый образ жизни.

Тот факт, что профессия медика является самой гуманной среди всех прочих сфер человеческой деятельности, наверное, не станут отрицать даже педагоги, следующие в этой условной иерархии вслед за людьми в белых халатах. Но то, что врачевание людей ко всему прочему еще и одно из опаснейших занятий на Земле, достоверно известно только самим «эскулапам».

По данным «Федерального центра гигиены и эпидемиологии», заболеваемость медицинских работников в нашей стране находится на 5 месте среди других профессиональных групп. Люди в белых халатах страдают от недугов, заработанных на профессиональном поприще, даже чаще, чем работники химической промышленности.

По оценке экспертов в структуре профессиональных заболеваний первое место стабильно занимают инфекционные - порядка 80 % всех профессиональных недугов, а несомненные лидеры по заражению врачей – вирусные гепатиты, составляющие почти 40 % всех приобретенных на службе болезней.

Результаты исследований показали, что профессиональные заболевания врачей протекают более длительно и тяжело по сравнению с представителями других профессиональных групп. В течение последних лет наиболее высокий уровень профессиональных болезней наблюдается среди медсестер, а среди врачей – у стоматологов, инфекционистов, патологоанатомов.

Понятия ПДК и ПДУ

Гигиенические нормативы условий труда (ПДК – предельно - допустимые концентрации, ПДУ - предельно- допустимые уровни) - уровни вредных факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течении 8 ч, но не более 40 часов в неделю, в течении всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений. Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушение состояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью.

Тема № 13.

Система охраны труда и техники безопасности в

медицинских организациях.

Система охраны труда и техника безопасности в медицинских организациях нашла отражение в:

1. Федеральном законе от 17 июля 1999 года № 181 –ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации». (ст. 3, 4, 8, 9, 14, 21)

2. Федеральном законе от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». (ст. 24-27)

3. Федеральном законе от 21ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». (ст. 10, 12, 18, 23, 24, 29, 30, 46, 58, 60, 63)

4. Федеральном законе от 9 января 1996 года № 3-ФЗ «О радиационной безопасности».

5. Федеральном законе от 24 июля 2000 года № 184-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

6. Приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 апреля 1997 года № 126 «Об организации работы по охране труда в органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях системы министерства Здравоохранения Российской Федерации».

Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. № 342 н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».)

8. Санитарно-эпидемиологических требованиях к организациям осуществляющим медицинскую деятельность (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.1.3.2630-10)

Приказ № 126 предписывает разработать:

1. Положение об организации работы по охране труда в органах управления и учреждениях системы Министерства здравоохранения Российской Федерации.(приложение № 1 к приказу)

2. Положение о службе (инженерах) по охране труда органов управления и учреждений системы Министерства здравоохранения Российской Федерации (приложение № 2 к приказу)

3. Положение об организации обучения и проверки знаний по охране труда работников органов управления и учреждений системы Министерства здравоохранения Российской Федерации (приложение № 3 к приказу).

 

Руководители медицинских организаций в соответствии с требованиями приказа обязаны:

- организовать работу по охране труда в подведомственных учреждениях и структурных подразделениях руководствуясь вышеуказанными положениями, взаимодействуя с органами государственного управления, надзора и контроля за состоянием охраны труда, а также профсоюзом работников здравоохранения Российской Федерации.

- при проведении аттестации руководителей всех уровней оценивать их компетенцию в вопросах охраны труда в объеме выполняемой работы.

- при лицензировании учреждений, структурных подразделений проверять их соответствие требованиям действующих в отрасли правил безопасности.

- представлять в Министерство здравоохранения Российской Федерации информацию по вопросам охраны труда:

- сообщения об имевших место в подведомственных учреждениях и структурных подразделениях несчастных случаях со смертельным исходом, связанных с производством, и пожарах с человеческими жертвами (в течение суток, в Отдел охраны труда и социальных вопросов);

- материалы расследования несчастных случаев со смертельным исходом, связанных с производством (по окончании расследования, в Отдел охраны труда и социальных вопросов);

- сводный годовой отчет по форме 7-травматизм, утвержденной Госкомстатом России, по подведомственным учреждениям (ежегодно, начиная с отчета за 1997 год, в Отдел медицинской статистики и информатики).

Приложение № 1. Положение об организации работы по охране труда в органах управления и учреждениях системы министерства Здравоохранения Российской Федерации.

Общие положения.

Функции Министерства здравоохранения Российской Федерации в области охраны труда работников отрасли.

В соответствии с основными принципами государственной политики в области охраны труда, определенными статьей 3 "Основ законодательства Российской Федерации об охране труда", Министерство:

- разрабатывает и осуществляет техническую политику, направленную на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников отрасли, организацию научных исследований по этим проблемам;

- подготавливает и утверждает в установленном порядке нормативные акты по охране труда;

- анализирует причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний в учреждениях системы Министерства здравоохранения Российской Федерации, принимает меры по их профилактике;

- осуществляет методическое руководство службами охраны труда органов управления и учреждений здравоохранения, организует обучение работников этих служб;

- в установленном порядке участвует в разработке, заключении и выполнении отраслевых (тарифных) соглашений;

- организует проверки соблюдения правил охраны труда и установленных государством социальных гарантий в органах управления и учреждениях отрасли.

П. 15. Требования к условиям труда медицинского персонала.

15.1. Персонал ООМД должен проходить предварительные, пи поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры с оформлением акта заключительной комиссии.

15.2. На рабочих местах медицинского и другого персонала должно быть обеспечено соблюдение соответствующих гигиенических нормативов (параметры микроклимата, уровень освещенности, ИИИ, шум, вибрация, ЭМИ и т.д.). (Нормативы изложены в приложениях к СанПину 2.1.3.2630-10 №№ 3-5, 8-11). (аттестация рабочего места)

(В целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов проводится аттестация рабочих мест. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 апреля 2011 г. № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».)

(Утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению.

Введен в действие Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с 1 сентября 2011 года).

15.3. Условия труда медицинских работников, выполняющих УЗИ исследования должны соответствовать гигиеническим требованиям.

15.4.При использовании компьютерной техники должны соблюдаться требования соответствующих санитарных правил.

(СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным ЭВМ и организации работы»).

15.5. Условия труда медицинских работников, выполняющих работы на лазерных медицинских установках должны соответствовать требованиям действующих санитарных норм и правил устройства и эксплуатации лазеров.

Пожарная сигнализация

Система охранно-пожарной сигнализации ЛПУ должна обеспечивать:

· контроль пожарных датчиков во всех помещениях ЛПУ;

· контроль датчиков разбития стекла, датчиков открытия окон во всех помещениях больницы, имеющих окна;

· разделение датчиков на группы и возможность постановки или снятия с охраны как всех групп одновременно, так и по отдельности, в том числе и в автоматическом режиме;

· полный контроль всех устройств, входящих в систему, с одного компьютера поста дежурной охраны;

· ведение отчетов о событиях произошедших с системой (дата и время постановки или снятия с охраны, сработки датчиков, открытия бокса контроллера), действиях операторов системы.

На объектах, подобных ЛПУ в основном используются т.н. «адресуемые системы пожарной сигнализации» (в отличие от «конвенциональных систем», отличительными чертами которых является невозможность с точностью определить месторасположение датчика, вызвавшего сигнал тревоги).

В адресуемых же системах месторасположение датчика, вызвавшего сигнал тревоги, определяется точно. Также имеется много дополнительных возможностей для управления различными техническими системами здания (вентиляционной системой, люками для вытяжки дыма) в опасных ситуациях. Центральное устройство сигнализирует о тревоге с указанием времени. Такая особенность позволяет персоналу ЛПУ выявить причины срабатывания и обнулить сигнал тревоги в случае ложного срабатывания системы.

В данной системе используются датчики следующих типов:

· оптические дымовые датчики, которые реагируют на видимый дым

· датчики с фиксированной температурой срабатывания, срабатывающие, если температура превышает 56°С или 90°С.

Противопожарный инструктаж.

Медицинские работники при оформлении на работу обязаны пройти вводный ин­структаж о мерах пожарной безопасности, а затем непосредственно на рабочем месте - первичный инструктаж.

Направление на первичный инструктаж выдают работники отдела кад­ров объекта. Допуск к работе вновь принятых сотрудников ЛПУ без про­хождения первичного противопожарного инструктажа не разрешается.

Вводный инструктаж проводят заместитель главного врача по бе­зопасности или главная медицинская в специально выделенном помещении с наглядной агитацией, инструкциями, правилами пожарной безопасно­сти, образцами имеющихся в учреждении средств пожаротушения, про­тивопожарной автоматики и связи.

Радиационная безопасность

В соответствии с Санитарными правилами и нормативами СанПин 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 7 июля 2009 года радиационная безопасность населения - это состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения.

Нормы радиационной безопасности НРБ-99/2009 применяются для обеспечения безопасности человека во всех условиях воздействия на него ионизирующего излучения искусственного или природного происхождения.

Требования и нормативы, установленные данными Нормами, являются обязательными для всех юридических лиц, независимо от их подчиненности и формы собственности, в результате деятельности которых возможно облучение людей, а также для администраций субъектов Российской Федерации, местных органов власти, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации.

Главной целью радиационной безопасности является охрана здоровья персонала от вредного воздействия ионизирующего излучения путем соблюдения основных принципов и норм радиационной безопасности без необоснованных ограничений полезной деятельности при использовании излучения в различных областях хозяйства, в науке и медицине.

Нормы радиационной безопасности относятся только к ионизирующему излучению.
Радиационная безопасность населения достигается путем ограничения воздействия от всех основных видов облучения.

Важнейшей частью обеспечения радиационной безопасности является радиационный контроль.

Радиационному контролю подлежат:

- радиационные характеристики источников излучения, выбросов в атмосферу, жидких и твердых радиоактивных отходов:
- радиационные факторы, создаваемые технологическим процессом на рабочих местах и в окружающей среде;

- радиационные факторы на загрязненных территориях и в зданиях с повышенным уровнем природного облучения;

- уровни облучения персонала и населения от всех источников излучения.
При обращении с открытыми и закрытыми источниками ионизирующего излучения персонал (работники) подвергаются воздействию факторов, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем или отдаленном периодах на состояние здоровья работников и их потомство, если уровень этого воздействия приводит к увеличению риска повреждения здоровья.
Ионизирующая радиация при воздействии на организм человека может вызывать два вида неблагоприятных эффектов, которые клинической медициной относят к болезням: детерминированные (лучевая болезнь, лучевой дерматит, лучевая катаракта, лучевое бесплодие и др.) и стохастические (вероятностные) беспороговые эффекты (злокачественные опухоли, лейкозы, наследственные болезни).

Требования безопасности при эксплуатации рентгеновских отделений (кабинетов) установлены СанПиНом 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований».

Химическая безопасность.

Классификация вредных химических веществ.

Под вредным понимается вещество, которое при контакте с организмом человека вызывает, профессиональные заболевания или отклонение в состоянии здоровья.

Классификация вредных веществ и общие требования безопасности введены ГОСТом 12.1.007-76 ССБТ «Вредные вещества. Классификация. Общие требования безопасности».

Степень и характер вызываемых нарушений нормальной работы организма человека зависит от пути попадания вещества в организм, его дозы, времени воздействия вещества, состояния воспринимающей ткани и организма человека в целом.

По степени действия на организм человека вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности:

- чрезвычайно опасные - ПДК < 0,1 мг/м3 (ртуть, свинец, мышьяк, кадмий);
- высокоопасные - ПДК от 0,1 до 1,0 мг/м3 (бензол, йод, марганец);
- умеренно опасные - ПДК от 1,1 до 10,0 мг/м3 (ацетон, метиловый спирт);
- малоопасные - ПДК > 10,0 мг/м3 (аммиак, скипидар, этиловый спирт).
По характеру действия вредные вещества подразделяются на:

- общетоксичные – вызывающие отравление всего организма (СО – угарный аз, бензол, ртуть, свинец, цианиды, арсениды – соединения мышьяка);

- раздражающие (хлор, аммиак, серный газ, ацетон);

- сенсибилизирующие – аллергены (формальдегиды, растворители и лаки на основе нитросоединений);

- канцерогенные – вызывающие онкологические заболевания (никель, соединения хрома, асбест, амины и т.д.);

- мутагенные – влияющие на репродуктивную функцию (стирол, магний, ртуть).

Следствием действия вредных веществ на организм могут быть анатомические повреждения, постоянные или временные расстройства и комбинированные последствия. Многие сильнодействующие вредные вещества вызывают в организме расстройства нормальной физиологической деятельности без заметных анатомических повреждений, воздействий на работу нервной и сердечно-сосудистой систем, на общий обмен веществ и т.п.

Мероприятия по обеспечению безопасности труда при контакте с вредными веществами:

В организациях, производственная деятельность которых с вредными веществами, должны быть:

- разработаны нормативно-технические документы по безопасности труда при производстве, применении и хранении вредных веществ;

- выполнены комплексы организационно-технических, санитарно-гигиенических и медико-биологических мероприятий.

Основные требования – контроль за содержанием вредных веществ в воздухе рабочей зоны должен проводится в соответствии с требования ГОСТ 12.1.005-76.

Тема № 14.

Биологическая безопасность

Осуществление работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий выполнения таких работ санитарным правилам. (Ст.152- ФЗ)

Вопросы биологической безопасности медицинского персонала нашли отражение в:

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Статья 26. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами

1. Условия работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, в том числе условия работы в области генной инженерии, и с возбудителями инфекционных заболеваний не должны оказывать вредное воздействие на человека.

2. Требования к обеспечению безопасности условий работ, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для человека и среды обитания устанавливаются санитарными правилами* и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(СП 1.3..1285-03. Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности) – утверждены главным государственным санитарным врачом РФ 12 марта 2003 года, изм. и дополн. – СП 1.3.2628 -10)

Санитарные правила устанавливают требования к организационным, санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям, направленным на обеспечение личной и общественной безопасности, защиту окружающей среды при работе с патогенными биологическими агентами ПБА I-II групп патогенности – патогенными для человека микроорганизмами (бактериями, вирусами, хламидиями, риккетсиями, грибами), включая генно-инженерно-модифицированные, ядами биологического происхождения (токсинами), а также любыми объектами и материалами, включая полевой, клинический, секционный, подозрительными на содержание перечисленных агентов.

3. Осуществление работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий выполнения таких работ санитарным правилам.

С анитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации.

Федеральный закон Российской Федерации от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)».

(В соответствии со ст. 22 закона работникам медицинских организаций, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, выплачиваются надбавки к должностному окладу, устанавливается сокращенный рабочий день, предоставляется дополнительный отпуск за работу в особо опасных условиях труда.)

Методические указания по организации лечебно-диагностической помощи и диспансерного наблюдения за больными ВИЧ-инфекцией и СПИДом (Утверждены приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 16 августа 1994 г. № 170).

Методические рекомендациями «Профилактика парентеральных вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекций у медицинского персонала учреждений здравоохранения».

ВИЧ-инфекция является инфекционным заболеванием с достаточно ограниченным числом возможных путей передачи, из знания которых и надо исходить при работе с больными.

Необходимо учитывать при работе:

При обычном физикальном осмотре никаких дополнительных мер защиты не требуется, если на коже рук нет повреждений. Если таковые имеются, их необходимо заклеить пластырем или надеть напальчники.

При работе с биологическими субстатами больных ВИЧ-инфекцией или проведении манипуляций необходимо применять соответствующие правила:

- медицинский работник должен использовать индивидуальные средства защиты (халат, шапочка, одноразовая маска, перчатки и др.), позволяющие избежать прямого контакта с ранами и тканями, кровью, спинномозговой жидкостью, секреторными и экскреторными выделениями пациентов или загрязненными этими биологическими жидкостями предметами окружающей среды;

- подразделение должно иметь аптечку «Анти-ВИЧ»;

- для защиты от возможного попадания вирусосодержащего материала во время работы рекомендуется использовать защитные очки, экраны или другие защитные средства, подвергающиеся дезинфекции;

- при выполнении медицинских манипуляций, во время которых может произойти образование брызг крови и других биологических жидкостей, персонал должен быть одет в одноразовые фартуки;

- доставка образцов крови осуществляется в емкостях с закрывающимися крышками, из материала, который не портится при дезинфекции. Не допускается перевозка материалов в сумках, портфелях и других предметов личного пользования.

Наиболее реальная опасность заражения возникает при разрывах и проколах перчаток, что может привести к попаданию зараженного материала на кожу, возможно имеющую микротравмы, и особенно при уколах и порезах.

Для снижения вероятности заражения в таких случаях рекомендуется:

- при подготовке к проведению манипуляции больному с ВИЧ-инфекцией убедиться в целостности аварийной аптечки;

- выполнять манипуляции в присутствии второго специалиста, который может в случае разрыва перчаток или пореза продолжить ее выполнение;

- обработать кожу ногтевых фаланг йодом перед надеванием перчаток.

Считать аварийным случаем любое повреждение кожных покровов, а также попадание крови и других биологических жидкостей на слизистые ротоглотки, носа и глаз:

- при повреждении кожных покровов: необходимо обработать перчатки дезинфицирующим раствором и снять их. Выдавить кровь из раны, затем тщательно вымыть руки с мылом, обработать их 70% этиловым спиртом. Смазать рану 5% раствором йода, на место травмы наложить бактерицидный пластырь. Не тереть!

При попадании крови на слизистые глаз, ротоглотки, носа: слизистую глаз промыть дистиллированной водой и закапать 0,05% раствор марганцовокислого калия. Слизистые ротоглотки и носа обработать 0,05% раствором марганцовокислого калия. Рот и горло прополоскать 79% раствором этилового спирта или 0,05% раствором марганцовокислого калия.

Рекомендуется профилактический прием тимозида (АЗТ) 800 мг/сут в течение 3 дней.

За пострадавшим медицинским работником устанавливается медицинское наблюдение врачом-инфекционистом.

При работе с микроорганизмами I-II групп патогенности.

Требования безопасности при работе в структурных подразделениях медицинских организаций.

Значительное увеличение номенклатуры, общего количества эксплуатируемой медицинской техники, а также внедрение в медицинскую практику многофункциональных комплексов и автоматизированных систем с использованием средств вычислительной техники и микропроцессоров требуют нового подхода к обеспечению безопасности применения изделий медицинской техники. Усложнение медицинской техники требует повышения квалификации обслуживающего персонала, то есть высокого уровня подготовки и обучения его. Персонал обязан знать и выполнять требования эксплуатационной документации, стандартов, инструкций, настоящих правил, а также обладать необходимыми навыками эксплуатации медицинской техники для обеспечения безопасности пациента, персонала и окружающей среды.

Требования безопасности при проведении работ с лазерными аппаратами медицинского назначения.

Требования безопасности при проведении работ с лазерными аппаратами медицинского назначения установлены ГОСТом 12.1.040-83 «Лазерная безопасность» и Санитарными нормами и правилами устройства и эксплуатации лазеров №5804-91.

Во время работы на персонал возможно воздействие вредных и опасных производственных факторов.

К ним относятся:

- лазерное излучение (прямое, отраженное и рассеянное);

- сопутствующее ультрафиолетовое, видимое и инфракрасное излучения от источника накачки, плазменного факела и материала мишени;

- высокое напряжение в цепях управления и источниках электропитания;

- электромагнитное излучение промышленной частоты и радиочастотного

диапазона;

- рентгеновское излучение от газоразрядных трубок и других элементов, работающих при анодном напряжении более 15 Кв;

- шум, вибрация, токсические газы и пары от лазерных систем с прокачкой, хладагентов и др.;

- продукты взаимодействия лазерного излучения с обрабатываемыми материалами;

- повышенная температура поверхностей лазерного изделия;

- опасность взрыва в системах накачки лазеров.

Персонал, допускаемый к работе с лазерными изделиями, должен пройти инструктаж по охране труда на рабочем месте, специальное обучение безопасным приемам и методам работы, изучить техническую документацию лазерного изделия, пройти медицинский осмотр, иметь 1 группу по электробезопасности.

Требования безопасности при проведении работе на ПЭВМ:

Работающие на персональных электронно-вычислительных машинах (ПЭВМ) подвергаются неблагоприятному воздействию электромагнитного и электростатического полей, повышенного уровня положительных аэроионов.

Основным источником неблагоприятных воздействий на организм человека является видеодисплейный терминал (ВДТ), который также называют дисплеем или монитором.

Для предотвращения неблагоприятного влияния на здоровье человека вредных факторов производственной среды и трудового процесса при работе с ПЭВМ следует руководствоваться санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2003 г.

Санитарные правила действуют на всей территории Российской Федерации и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к персональным электронно-вычислительным машинам (ПЭВМ) и условиям труда.

Рабочие места с использованием ПЭВМ должны соответствовать требованиям этих Санитарных правил.

Требования безопасности при эксплуатации операционных блоков.

Требования безопасности при эксплуатации операционных блоков установлены РТМ 42-2-4-80 «Операционные блоки. Правила устройства, эксплуатации, техники безопасности и производственной санитарии».

К работе в операционном блоке допускается персонал в возрасте не моложе 18 лет, прошедший специальную подготовку, имеющий 1 группу по электробезопасности, не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья.

Персонал операционного блока должен проходить обязательный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодический медицинский осмотр в соответствии с требованиями санитарного режима.

При поступлении на работу и периодически не реже 1 раза в 12 месяцев должна проводиться проверка знаний персонала по вопросам безопасности труда по программе, утвержденной главным врачом.

Администрация обязана бесперебойно обеспечивать персонал спецодеждой, спецобувью, средствами индивидуальной защиты.

Персонал обязан владеть приемами оказания первой помощи при травмах.

В процессе работы на персонал оперблока возможно воздействие вредных и опасных производственных факторов.

К ним относятся:

- повышенные нервно-психические и физические нагрузки;

- неудобная рабочая поза;

- повышенный уровень опасности инфицирования при оперировании инфекционных больных;

- повышенная опасность взрыва при использовании ингаляционных веществ или воспламеняющих дезинфекционных средств;

- повышенный уровень загазованности воздуха рабочей зоны;

- повышенный уровень статического электричества;

- повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может пройти через тело человека.

Операционные системы должны быть оборудовании автоматическими системами пожаротушения.

При использовании взрывоопасных анестетиков у входа в операционную должен быть закреплен предупредительный знак: «ОСТОРОЖНО! ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ВЗРЫВООПАСНЫЕ АНЕСТЕТИКИ!».

Во время операции должны быть исключены случайные контакты тела пациента с заземленными частями операционного стола и другим заземленным оборудованием. Персонал должен следить за исправностью кабеля питания и проводов, не допуская их излома, оголения или деформации.

При проведении работ с электрохирургическим оборудованием запрещается:

- проверять работоспособность аппарата «на искру» путем прикосновения активным электродом к заземленным предметам;

- накладывать на пациента электрод меньшей площади, чем указано в техническом описании аппарата, максимальная удельная мощность аппарата не должна превышать 1,5 Вт/см2;

- проводить какие-либо манипуляции внутри аппаратов, пользоваться проводами с изоляцией, имеющей дефекты.

Перевязочный материал и инструментарий, используемый в ходе операции, персонал должен собирать в специально отведенные емкости.

Отправку биопсий и препаратов, взятых во время операции, персонал должен осуществлять в закрытых емкостях.

В операционных и наркозных запрещается применение открытого пламени (спиртовки, газовые горелки, зажженные спички и др.) и электронагревательных приборов.

Ременные передачи оборудования не должны размещаться в зонах повышенной концентрации наркозных веществ. Запрещается смазка ремней канифолью, воском и другими веществами, увеличивающими поверхностное сопротивление.

Все трубопроводы для газов должны быть окрашены в цвет, соответствующий цвету баллонов для данного газа, трубопровод кислорода – в голубой, трубопровод закиси азота – в серый.

При эксплуатации трубопроводов медицинских газов запрещается подтягивать накидные гайки, ниппели. Болты фланцевых соединений, выплавлять трубы трубопроводов и т.п., когда трубопроводы находятся под давлением.

В операционной запрещается переливание газов из одного баллона в другой, содержащий сжатые газы. Переливание должно производиться в специально оборудованных помещениях обученным персоналом.

Персоналу оперблока запрещается работать на неисправных аппаратах, приборах, устройствах с неисправными приспособлениями, сигнализацией и т.д.

При обнаружении отклонений от нормальной работы или утечке медицинских газов следует закрыть запорный вентиль баллона или трубопровода подачи газа, выпустить газ из редуктора, демонтировать редуктор и передать его для устранения дефектов инженерно-техническому персоналу.

В случае взрыва или пожара в оперблоке необходимо:

- перекрыть системы подачи медицинских газов;

- удалить весь персонал и больного из опасной зоны. Обесточить сети электроснабжения помещения операционного блока;

- принять меры к тушению очага пожара, используя огнетушители углекислотные типа ОУ;

- оказать первую помощь пострадавшим.

 

Тема № 15.

Эксплуатация УЗИ аппаратов.

Основные требования безопасности при эксплуатации ультразвуковых медицинских аппаратов определены ГОСТом 12.1.001.89 «Система стандартов безопасности труда. Ультразвук. Общие требования безопасности», утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 29 декабря 1989г. №4213, СанПин 2.2.4/2.1.8.582-96 «Гигиенические требования при работах с источниками воздушного и контактного ультразвука промышленного, медицинского и бытового назначения».

На персонал, работающий с ультразвуковым диагностическим прибором, возможно воздействие опасных и вредных производственных факторов:

- повышенный уровень ультразвука;

- повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может пройти через тело человека;

- неудобная рабочая поза в положении сидя.

Допустимые уровни ультразвука в зонах контакта рук врача-оператора с рабочими органами прибора не должны превыша<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.183.10 (0.021 с.)