Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Защита от воздействия вредных и опасных производственных факторов

Поиск

В тех случаях, когда работодатель по обоснованным технологическим и иным причинам не может в полном объеме обеспечить соблюдение гигиенических нормативов на рабочих местах, он должен обеспечить безопасность для здоровья человека выполняемых работ. Это может быть достигнуто посредством выполнения комплекса защитных мероприятий (организационных, санитарно- гигиенических, ограничения по времени воздействия фактора на работника- рациональные режимы труда и отдыха, средства индивидуальной защиты и т.д.).

Задачей защиты человека от воздействия вредных и опасных производственных факторов является снижение уровня вредных факторов до уровней, не превышающих ПДУ (ПДК), и риска появления опасных факторов до величины приемлемого риска.

Основные методы защиты человека:

- совершенствование технологических процессов и технических средств;

- защита расстоянием;

- защита временем;

- применение средств коллективной защиты;

- применение средств индивидуальной защиты.

Основным и наиболее перспективным методом защиты является совершенствование конструкций машин и технологических процессов, их замена на более современные и прогрессивные, обладающие минимальным уровнем опасности, выделения вредных веществ, излучений. Если же исключить наличие вредных и опасных производственных факторов при работе нельзя, используют следующие приемы защиты:

- удаление человека на максимально возможное расстояние от источника ОВПФ;
- применение роботов, манипуляторов, дистанционного управления для исключения непосредственного контакта человека с источником ОВПФ;

- применение средств защиты человека.

Во всем цивилизованном мире проблемой обеспечения безопасного труда медиков озаботились в начале 80-х годов, когда были зарегистрированы первые случаи профессионального заражения ВИЧ-инфекцией. За прошедшие сформирован целый арсенал защиты врачей, позволяющий обеспечить им высочайшую степень безопасности.

Прежде всего была налажена четкая система регистрации аварийных ситуаций – случайных уколов медработников использованной иглой и т.п. Налажена иммунизация медицинских работников против гепатита В, постконтактная профилактика ВИЧ-инфекции, введен в практику, так называемый, универсальный метод предосторожности, подразумевающий отношение к каждому пациенту как к потенциально ВИЧ-инфицированному. Кроме того, медиков обязали использовать перчатки и прочие барьерные средства защиты, разумеется, обеспечив их необходимым расходным материалом, а также запретили надевать колпачок на иглу (не секрет, что именно в этот момент происходит наибольшее число уколов). И самое главное, хотя и самое дорогостоящее новшество: за последние лет 15 появился новый подкласс медицинских инструментов с инженерной защитой от травм. Это те же самые шприцы, ланцеты, системы взятия крови, дизайн которых предусматривает элемент, закрывающий режущие или колющие элементы, минимизируя риск контакта медика с биологическими жидкостями пациента. А это многократно снижает риск заражения гемоконтактными инфекциями.

Весь этот арсенал защиты вкупе позволил резко снизить профессиональное заражение ВИЧ-инфекцией среди медицинских работников в индустриально развитых странах.

Если два десятилетия назад в США ежегодно регистрировалось порядка 20-30 случаев заражения среди медиков, то сегодня их число не превышает одного – двух. Аналогичная картина наблюдается и в странах Европы.

Наша страна в вопросе защиты своих медиков от профессиональных рисков, увы, катастрофически отстает от цивилизованного мира.

Как показало анонимное анкетирование 1700 медработников 10 многопрофильных лечебных учреждений Тверской и Оренбургской областей, половина респондентов получали травмы острым инструментарием на рабочем месте. А 18 % медицинских сестер имели более пяти травм в течение года. Такие данные озвучила недавно президент Общероссийской общественной организации «Ассоциация медицинских сестер России» Валентина Саркисова. По словам специалиста, уровень заболеваемости младшего медперсонала гепатитом В и С в 3 раза выше чем в среднем по стране.

Не секрет, что больше всех рискуют заразиться сотрудницы станций переливания крови, оперблоков, наркотических клиник, однако никакой статистики на этот счет не ведется.

Несмотря на то, что приказ Минздрава № 170, который впервые определил требования к регистрации травматизма медработников на рабочем месте, предусмотрел алгоритм действия в случае травм, несущих риск заражения ВИЧ-инфекцией, несмотря на действия современного СанПиНа, такие случаи не всегда и не везде регистрируются.

В результате приобретенные персоналом заболевания не считаются профессиональными. Как следствие, медицинский работник вынужден лечиться за собственные средства.

Серьезную проблему, по словам президента ассоциации, представляет контакт сестринского персонала с противоопухолевыми препаратами. Подобная деятельность существенно повышает риски бесплодия, возникновения самопроизвольного аборта, внематочной беременности, мертворождения. При этом ни о каких страховых программах по лечению молодых медиков от бесплодия в нашем государстве речи не идет. И молоденькие девушки, вчерашние выпускницы медучилищ, подорвав на службе репродуктивные возможности, оказываются с приобретенной проблемой один на один.

Что же касается безопасных шприцев и прочих медицинских инструментов с инженерной защитой от травм, то их применение в нашей стране сдерживается даже не столько дороговизной, сколько отсутствием налаженной системы утилизации. На состоявшемся недавно заседании Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике заведующая лабораторией иммунопрофилактики Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора профессор кафедры эпидемиологии Первого медицинского университета имени Сеченова Елена Михеева, привела пример неудачной попытки внедрения в нашей стране безопасных инъекционных устройств.

«В рамках нацпроекта в сфере здравоохранения проводилась массовая иммунизация населения против ряда инфекций. В полном соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения было принято решение делать прививки только безопасными инъекционными устройствами. Были потрачены немалые средства на закупку вакцины, поставляющейся с самоблокирующимися шприцами, однако эти шприцы так и не нашли своего применения, потому что наша система сбора и утилизации медицинских отходов абсолютно не была подготовлена к внедрению таких прогрессивных устройств. По данным проведенного нами в Москве анонимного анкетирования 2 тысяч медицинских сестер, занимающихся прививками, частота травмирования использованной инъекционной иглой составляет около 5 на тысячу инъекций.

До сих пор 80 % медицинских организаций используют химический метод дезинфекции шприцев. Руководители медицинских организаций заставляют медицинских сестер не только замачивать и мыть использованные шприцы в дезинфицирующем растворе, прежде чем вывозить их на свалку бытовых отходов, но зачастую еще и разбирать их без применения каких-либо защитных устройств! Все это проводится якобы для того, чтобы сдать пластик на переработку.

«Еще в 2008 году были предприняты серьезные шаги по реформированию нашей нормативной базы, принят целый ряд методических указаний, рекомендаций собирать острый инструментарий в безопасные контейнеры, не замачивая в растворе. Но до сих пор в этих нормативных актах существует «вилка». Медицинские организации, которые по СанПиНу обязаны обеспечить минимальный риск для своих работников при выполнении ими служебных обязанностей, имеют право выбора между физическими и химическими методами. Естественно они выбирают наиболее дешевые способы. А это все та же химическая дезинфекция, которая не является абсолютно безопасной для работника. К слову, на постсоветском пространстве совсем не богатые среднеазиатские государства уже перешли на самоблокирующие шприцы при проведении инъекций. А мы – нет…

Безопасные шприцы – это без сомнения важнейшая составляющая минимизации профессиональных рисков людей в белых халатах. Однако не стоит забывать, что помимо заражения гемоконтактными инфекциями медики за свою трудовую жизнь рискуют заработать целый букет недугов. Это и тяжелые аллергические заболевания, вызванные постоянным контактом с сильнодействующими химическими препаратами. Это и варикозная болезнь нижних конечностей, которой страдают и сестры, и практикующие хирурги. Причем в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 апреля 2012 г. № 417н этот недуг исключен из перечня профессиональных заболеваний. Что уж говорить о хорошо известном синдроме эмоционального выгорания людей в белых халатах? Такую «мелочь» и вовсе никто за болезнь не считает. Хотя даже выражение такое есть: «светя другим, врач сгорает сам».

Еще одна проблема, с которой сталкиваются медики – болезни опорно-двигательного аппарата.

«Особенно высок процент этих недугов у медицинских сестер из-за необходимости подъема тяжестей. Наши женщины ежедневно перевозят и перекладывают с койки на каталки пациентов, многие из которых весьма тучные. Однако практически ни в одном учреждении руководители не готовы тратить средства на облегчение труда сестер. Главврач предпочтет приобрести томограф, нежели дорогостоящую каталку с подъемным механизмом.

О чем можно говорить, если в отечественном здравоохранении вообще не существует такого понятия, как социальный пакет для медицинских работников! В клиниках никто не заботится о питании персонала. Врач или сестра, заступившие на сутки, не имеют закрепленного времени и места для приема пищи. В результате хирург жует принесенные с собой бутерброды в перерыве между операциями и обходами в ординаторской, младший мед персонал уминает преподнесенный благодарными пациентами тортик в сестринской. Интересно, где перекусывают санитарки? Неужели в клизменной? Стоит ли после всего этого спрашивать, откуда у медиков гастриты, язвы, лишний вес и прочие последствия такого образа питания?

Парадоксально, но люди в белых халатах по отношению ко всем прочим гражданам в известной степени являются дискриминированной группой. Наверное не найдется человека этой профессии, отдавшего ей долгие годы жизни, который не «подхватил» бы хоть что-то из огромного букета профессиональных заболеваний. Спасибо, если не ВИЧ, а «всего лишь» гастрит или артроз суставов, и еще поди докажи, что они были заработаны на службе! Однако официально медицина не отнесена к списку профессий с особо опасными условиями труда. Как следствие, врачи и сестры даже не включены в систему обязательной ежегодной диспансеризации. Более того, если раньше медик имел право на первоочередную помощь в своем учреждении (на дверях кабинетов даже висели соответствующие таблички), то сегодня закреплено обратное. Законодатели усмотрели в том, что медик обратится за помощью к своему коллеге, да еще и без очереди, коррупционную составляющую. Так что человек в белом халате – как сапожник без сапог.

Хотя по мнению многих специалистов, необходима не только особая забота по отношению к здоровью медиков, но и страхование их профессиональных рисков.

Существующая сегодня система ОМС не является страхованием рисков. Это такой универсальный сбор с нашей зарплаты, который совершенно не возмещает те затраты, которые вынужден нести медик в случае нарушения здоровья…»

Такая незащищенность приводит к тому, что многие медики, даже зная о полученном на службе заболевании, стараются не регистрировать его, чтобы не утратить право на продолжение трудовой деятельности. Как следствие, они не только продолжают разрушать свое здоровье, но и несут реальную угрозу здоровью пациентов.

Незащищенностью профессиональных рисков объясняется и массовое нежелание регистрировать аварийные ситуации. Какой смысл заявлять о каждом уколе иглой, если помочь все равно не помогут, но проверками затаскают?

Без сомнения, стратегической задачей любой системы здравоохранения является обеспечение качества медицинской помощи и создание безопасной больничной среды. Мировой опыт показывает, что решение данной проблемы может быть только комплексным. Например, в США настойчивые усилия в повышении безопасности медицинской помощи ознаменовались принятием в 2000 году Федерального закона по предотвращению уколов иглами и заражения в лечебных учреждениях. А уже в 2001 году за несоблюдение этого закона и отсутствие безопасных инструментов Федеральное агентство по охране труда и здоровья США оштрафовало американские больницы 134 раза на общую сумму более 1 млн. долларов. В Европе директивы обязывают все страны Евросоюза внедрить комплекс мероприятий по предотвращению заражения в лечебных учреждениях, включая переход на безопасные медицинские инструменты, к маю 2013 года.

У нас же законодательно вопросы охраны труда медиков практически не урегулированы. За последнее время наметились некоторые позитивные сдвиги: в передовых клиниках начали внедряться безопасные технологии, безопасность медицинской помощи прямо упоминается в Федеральном законе от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Однако, это лишь первые и пока еще очень робкие шаги в нужном направлении. Для решения проблемы и обеспечения уровня безопасности медицинской помощи необходимо объединить усилия организаторов здравоохранения, законодателей, представителей науки и медицинской индустрии.

Очевидно, что игнорировать далее вопросы охраны труда медицинских работников невозможно. Колоссальная нехватка сестринского персонала, достигающая по оценкам Минздрава более 800 тысяч человек, об этом явно свидетельствует. И без качественных и безопасных условий труда привлечь молодежь в медицинскую профессию государство не сможет.

 

Тема № 13.

Система охраны труда и техники безопасности в

медицинских организациях.

Система охраны труда и техника безопасности в медицинских организациях нашла отражение в:

1. Федеральном законе от 17 июля 1999 года № 181 –ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации». (ст. 3, 4, 8, 9, 14, 21)

2. Федеральном законе от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». (ст. 24-27)

3. Федеральном законе от 21ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». (ст. 10, 12, 18, 23, 24, 29, 30, 46, 58, 60, 63)

4. Федеральном законе от 9 января 1996 года № 3-ФЗ «О радиационной безопасности».

5. Федеральном законе от 24 июля 2000 года № 184-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

6. Приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 апреля 1997 года № 126 «Об организации работы по охране труда в органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях системы министерства Здравоохранения Российской Федерации».

Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. № 342 н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».)

8. Санитарно-эпидемиологических требованиях к организациям осуществляющим медицинскую деятельность (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.1.3.2630-10)

Приказ № 126 предписывает разработать:

1. Положение об организации работы по охране труда в органах управления и учреждениях системы Министерства здравоохранения Российской Федерации.(приложение № 1 к приказу)

2. Положение о службе (инженерах) по охране труда органов управления и учреждений системы Министерства здравоохранения Российской Федерации (приложение № 2 к приказу)

3. Положение об организации обучения и проверки знаний по охране труда работников органов управления и учреждений системы Министерства здравоохранения Российской Федерации (приложение № 3 к приказу).

 

Руководители медицинских организаций в соответствии с требованиями приказа обязаны:

- организовать работу по охране труда в подведомственных учреждениях и структурных подразделениях руководствуясь вышеуказанными положениями, взаимодействуя с органами государственного управления, надзора и контроля за состоянием охраны труда, а также профсоюзом работников здравоохранения Российской Федерации.

- при проведении аттестации руководителей всех уровней оценивать их компетенцию в вопросах охраны труда в объеме выполняемой работы.

- при лицензировании учреждений, структурных подразделений проверять их соответствие требованиям действующих в отрасли правил безопасности.

- представлять в Министерство здравоохранения Российской Федерации информацию по вопросам охраны труда:

- сообщения об имевших место в подведомственных учреждениях и структурных подразделениях несчастных случаях со смертельным исходом, связанных с производством, и пожарах с человеческими жертвами (в течение суток, в Отдел охраны труда и социальных вопросов);

- материалы расследования несчастных случаев со смертельным исходом, связанных с производством (по окончании расследования, в Отдел охраны труда и социальных вопросов);

- сводный годовой отчет по форме 7-травматизм, утвержденной Госкомстатом России, по подведомственным учреждениям (ежегодно, начиная с отчета за 1997 год, в Отдел медицинской статистики и информатики).

Приложение № 1. Положение об организации работы по охране труда в органах управления и учреждениях системы министерства Здравоохранения Российской Федерации.

Общие положения.

Функции Министерства здравоохранения Российской Федерации в области охраны труда работников отрасли.

В соответствии с основными принципами государственной политики в области охраны труда, определенными статьей 3 "Основ законодательства Российской Федерации об охране труда", Министерство:

- разрабатывает и осуществляет техническую политику, направленную на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников отрасли, организацию научных исследований по этим проблемам;

- подготавливает и утверждает в установленном порядке нормативные акты по охране труда;

- анализирует причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний в учреждениях системы Министерства здравоохранения Российской Федерации, принимает меры по их профилактике;

- осуществляет методическое руководство службами охраны труда органов управления и учреждений здравоохранения, организует обучение работников этих служб;

- в установленном порядке участвует в разработке, заключении и выполнении отраслевых (тарифных) соглашений;

- организует проверки соблюдения правил охраны труда и установленных государством социальных гарантий в органах управления и учреждениях отрасли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.107.147 (0.009 с.)